Предыстория вопроса

Протоиерей Михаил Димид и игумен Ростислав Колупаев, УКУ, Львов, 2005 г.

© Игумен Ростислав (Колупаев), Москва, 2004

Русская Православная Церковь Московского Патриархата и Украинская Греко-Католическая Церковь

«Любил… Московскую Русь, как родную сестру нашей Киевской Руси, как вторую половину одной и той же святой Владимировой Руси», - Михаил Максимович, историк

Ретроспектива отношений

Приступая к историческому обзору достаточной сложной во все времена гаммы отношений между Российским православием и УГКЦ, необходимо, в первых же строках данной работы, сделать следующее замечание. Современные источники в Украине, нередко в отношении православной церкви в РФ, в СССР, а равно и Российской империи употребляют привычный термин «РПЦ МП[1]», однако его правомочность имеет место быть только с 1943г.

Ту Церковь, которая действовала в Синодальный период в империи, затем обрела свое каноническое устройство и патриаршее возглавление в 1917г., подверглась разгрому со стороны коммунистической власти ныне представляют несколько различных канонических и самостоятельно богословски мыслящих частей, действующих, как в РФ, СНГ, а также в диаспоре.

Исследователям, необходимо постоянно помнить о том, что мнение РПЦ МП не является мнением всей полноты Поместной Православной церкви России[2]. Мнение большинства, - не есть в православии критерий истинности. Анализ того, насколько мнение Синода РПЦ МП выражает полноту церковного сознания и безупречно с точки зрения канонов и традиций православия еще ждет своего исследователя. Однако следует признать, что РПЦ МП является самой влиятельной частью российского православия и, именно ее отношение к УГКЦ было и остается серьезным и актуальным до сего дня. Итак, приступим к анализу.

Предыстория вопроса

Глубинные корни, повлиявшие на всю последующую историю взаимоотношений церковных центров России и Украины - уходят в глубь веков. Оформление самостоятельной митрополии Московской и всея Руси с одной стороны и драматическая история Церкви в пределах Польско-Литовского государства с другой направляют независимый ход развития церковной жизни[3]. Отсюда вытекают самостоятельное административное развитие, церковно-каноническое бытие, богослужебная практика, формы народного благочестия.

Дальнейшие факты политической истории России и соседних стран Восточной и Центральной Европы наложили свой оттенок на отношения тех церковных образований, которые в XX веке мы называем РПЦ МП и УГКЦ.

Возникновение унии в Польше и Литве, равно как и освещение греко-католической церковной истории в Российской империи не входит в задачу настоящей работы. Это отдельная серьезная тема, требующая глубокого исторического непредвзятого анализа. Достаточно только обозначить то, что круг интересов к этой теме, полной взаимных упреков и претензий, намного шире, чем отношения РПЦ МП и УГКЦ. Это еще и сфера исследования, которой уделяют внимание историки УПЦ МП и Белорусского Экзархата, так и Автокефальные церковные образования Украины, Польская Православная Автокефальная Церковь, а так же специалисты по церковной истории в Литовском государстве.

Тем не менее, прежде чем начать разговор о трагических событиях советского государственного строительства в Западных областях Украины одновременно с которым начинается фаза отношений между РПЦ МП и УГКЦ, необходимо обозначить некоторые черты участников. А именно – сказать о причастности к униатской теме еще в старый царский период тех лиц, которые заняли видное положение в иерархической структуре РПЦ к моменту окончания второй мировой войны.

Формирование этих людей прошло под влиянием официального отношения к церкви, как системе государственного идеологического воздействия на подданных империи. РПЦ – всегда была в России государственной силой, в отличие от УГКЦ, которая была терпимой религиозной структурой одного из народов, причем проживавшего на периферии, как в Речи Посполитой, так и в Австро-венгерской империи. И если греко-католическая церковь сформировалась, как сила выражения национального религиозного чувства меньшинства, то РПЦ, напротив – продукт приоритета большинства и господства титульной нации в многонациональном и поликонфессиональном государстве. Последняя православная, иерархически оформленная и жизнедеятельная оппозиция официальной власти в России – это старообрядчество XVII века[4].

Абсолютно не имеет значения, кто из иерархов принимал участие в ликвидации греко-католиков при Александре, Николае и Сталине, любой из них в первую очередь выполнял задачу государственной важности. Так формировалась РПЦ на протяжении столетий.

Проживая на Волыни и в Холмщине при полном господстве государственного православия, когда ничто не предвещало потрясений 1917г., архимандрит Евлогий (Георгиевский)[5], не мог, например, спокойно смотреть на Почаевскую Успенскую Лавру, без того, чтобы не сказать: «бывшее униатское гнездо»[6].

Отец Георгий Шавельский[7], хорошо знакомый с темой греко-католичества, в 1910г. он защитил магистерскую диссертацию «Последнее воссоединение униатов Белорусской епархии (1833-1939гг.)», будучи по долгу службы в 1914г. в Галиции, писал о промахах «воссоединителей, приводившим к кровавым столкновениям»[8].

Протопресвитер предупреждал о недопустимости подобных методов, иначе «- одни нас возненавидят, другие, поверив нам, будут под угрозой мести»[9].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: