Из материалов Собора 1946г

Теме физической ликвидации УГКЦ на Львовском соборе 1946г., предшествовавшим и последующим этому событию репрессиям историки уделяют соответствующее внимание. В рамках данной работы, позвольте отметить то, что в официальных документах Собора, помимо панегириков и официозов, тем не менее, можно найти ответ на реальные причины этого эпохального деяния. Читаем откровенные слова, которые просочились сквозь памфлеты и демагогию, о политическом, а отнюдь не богословском характере происшедшего: «в новых исторических обстоятельствах, галицийское духовенство должно оставить нежелательную им унию»[14]. Итак главная причина – новые исторические обстоятельства, а отнюдь не забота о церковном единстве и обретении истины.

Далее, остановимся на рассмотрении официальной позиции РПЦ МП тех лет, которая, будучи притесняемой, в своем отечестве, тем не менее, имела возможность высказываться публично в единственном печатном органе – Журнале Московской Патриархии[15]. ЖМП был и остается основным источником, выражающим официальное мнение церковного руководства.

По страницам ЖМП (избранные материалы)

Г.

В разделе «Церковная жизнь» специально обозначено событие «Воссоединение греко-католиков с Русской Православной Церковью», здесь содержатся официальные документы: «Приветственные телеграммы от имени Собора униатской Церкви: Генералиссимусу И. В. Сталину[16], Председателю Украинского Совнаркома Н. С. Хрущеву[17], Святейшему Патриарху Алексию[18], Известительная телеграмма Вселенскому Патриарху Максимосу[19], Решение Собора Греко-Католической церкви от 8-10 марта 1946г.[20], Обращение Собора униатской церкви к духовенству и верующим[21]. Следом идут материалы: отклики на воссоединение с Русской Православной Церковью[22], приезд в Москву церковной делегации Львовского Собора 1946г.[23], интервью, данное корреспонденту ТАСС членами президиума Собора Греко-Католической (униатской) церкви[24], приветственная речь митрополита Иоанна (Соколова)[25] Экзарха всея Украины[26] и две статьи протоиерея Константина Ружицкого[27], представлявшего в соборе Св. Юра во Львове РПЦ в 1946 году «Русская Православная Церковь в ее борьбе за святое православие»[28] и «Киево-Львовские торжества Православия»[29].

Кроме того, опубликовано Послание Экзарха всея Украины Митрополита Иоанна к пастырям и верующим в западных областях Украинской ССР[30].

Раздел «Хроника: назначения и перемещения» содержит информацию о новых епископах пополнивших клир РПЦ, - это Антоний (Пельвецкий)[31] и Михаил (Мельник)[32].

В разделе «Из жизни наших епархий» появляется новая рубрика «Львовская»[33]. В разделе «Награждения» соответственно случаю встречаем Преосвященного Макария, епископа, Львовского и Тернопольского[34].

Г.

Помимо известных утверждений – штампов, типа: «Веками были оторваны от Матери-Церкви православные верующие Закарпатья», униатское духовенство «изменило своему народу, предало его духовно», читаем: «Характерно, что в большинстве униатских храмов формула поминовения верующих на Великом входе: «и всех вас, православных христиан»[35]. И далее ценное свидетельство о киевских истоках, сохранявшихся в церковной жизни: «Богослужение в униатских храмах ведется по книгам Киево-Печерской… печати»[36].

Г.

В связи 500-летним юбилеем автокефалии РПЦ в материалах на эту тему упоминается участник Флорентийского собора грек митрополит Исидор (1436). Его характеризуют, как «убежденного сторонника унии с Римско-католической Церковью»[37]. Одной из причин, приведшей к фактической церковной самостоятельности Русской Церкви указывается: «Из Константинополя ждать было нечего. В Москве слышали, что турецкое оружие и латинская уния обессилили императорский и патриарший престол, что между православными и униатами идет разногласие, что хотя в монастырях и церквах Константинополя, а также на Святой горе держатся святой старины, но в Соборном Софийском храме и придворной церкви, воспоминают имя папы»[38].

В большой статье дающей исторический обзор взаимоотношений папства и Русской Церкви, приводятся сведения: «В Западной Руси шла ожесточенная борьба за веру. Даже забитые белорусы не выдержали притеснений и убили в Витебске ярого местного проповедника католичества и унии Иосафата Кунцевича, бросив его тело в Двину. Украинские казаки с оружием в руках отстаивали православную веру и отбили у униатов захваченную ими Киево-Печерскую Лавру, но древняя волынская святыня Почаевская Лавра, надолго осталась в руках базилиан - униатских монахов»[39].

В статье о преподобномученике Афанасии Брестском говорится: «В 1956г. на Брестском Соборе, группой изменивших Православию лиц была провозглашена церковная уния с Римом. Уния и была причиной тех многих зол и бед, которые и выпали на долю православных…»[40].

Г.

В большой исторической статье посвященной контактам России и Рима упоминается холмский униатский архимандрит (с 1652г. епископ) Яков Суша, находившийся в стане польского короля, во время сражения Богдана Хмельницкого у Берестечко в 1651г., «церковная уния разделила надвое украинский народ»[41].

В августовском номере журнала помещена статья о воссоединительной деятельности униатов Литвы с Синодальной церковью в Российской империи под руководством митрополита Иосифа Семашко[42].

Г.

Возмутившись активной работой католических миссионеров в Китае[43], на страницах ЖМП своими размышлениями и впечатлениями от контактов в Константинополе, на Подкарпатской Руси и в Египте делится архимандрит Алексий (Дехтярев)[44], будущий епископ РПЦ в Чехословакии, и ликвидатор греко-католиков в Пряшеве[45].

Г.

Продолжение исторического исследования о митрополите Иосифе Семашко[46].

Г.

В статье об истории Киево-Печерской Лавры, приводятся данные о полемических противо-католических произведениях, выходивших из печати в лаврской типографии, упоминается о гнете униатов и «исступленно-свирепом фанатике» архиепископе Иосафате Кунцевиче[47].

Г.

В статье, посвященной 40-летию возрождения Патриаршества в РПЦ, читаем о заслуге патриарха Алексия (Симанского) совершившем «благородное дело ликвидации Брестской унии и воссоединения»[48] украинцев-галичан и жителей Закарпатья.

Г.

В статье «Из истории Свято-Успенской Почаевской лавры» говорится, в том числе и о развитии обители в униатский период своего существования[49].

Г.

В материалах за этот год содержатся большие исторические обзоры, в одном из них, помимо анализа церковных отношений начиная с XI века, имеются следующие строки, свидетельствующие о единстве взглядов Советского и церковного руководства в СССР по отношению УГКЦ и ее иерархии: «митрополит Андрей Шептицкий… вынашивал планы. Связывая их с первоначальными успехами Гитлера, Шептицкий также простирал свои взоры на Восток, куда ему хотелось, видимо, распространить действие новой унии восточного обряда. Что-либо иное допустить трудно, ибо этот авторитетный для Галиции человек, переживший в течение 30 лет своего служения Риму несколько политических режимов, не проявил должного понимания событий второй мировой войны. Во время немецкой оккупации он призывал православных присоединиться к Римской Церкви, рекомендовал духовенству служить молебны о победе Гитлера и был согласен на поддержку «правительства» Стецко и Бандеры. Даже в виду ясно определившегося поражения фашистской диктатуры Шептицкий призывал крестьян Галиции сдавать хлеб для гитлеровской армии и способствовал созданию дивизии СС «Галичина» в 1943 году.

Освобождение от фашистских оккупантов Львова и Галиции советскими войсками в 1944 году заставило украинских националистов-бандеровцев уйти в леса, откуда они продолжали терроризировать население и нападать на «москалей». В это время появились данные, которые указывали на связь украинских националистов с резиденцией Шептицкого на Святоюрской горе. Сам он, прикованный к месту неизлечимой болезнью, пытался, было осудить зверства бандеровцев, чтобы усыпить подозрения, и переменить позицию. Но за него уже действовало окружение, во главе которого стоял ректор Львовской семинарии Иосиф Слипый.

После смерти Шептицкого, последовавшей в ноябре 1944 года, митрополит Иосиф занял его место – главы Униатской Церкви – и очень скоро вместе с другими униатскими епископами (Н. А. Чарнецким, Н.М. Бутка, Г.Л. Хомишиным и И.Ю. Лятышевским) скомпрометировал себя предательской деятельностью в пользу германских фашистов.., потеряв доверие верующих и священников»[50].

Вышеприведенная цитата из церковного источника, каковым является ЖМП, просто отражает мнение службы безопасности, а список епископов украинской церкви и вовсе напоминает выписку из сводки НКВД, приводятся только их инициалы и фамилии, без какого-либо указания на иерархическое положение в церкви. И вывод: «Галиция получила национальную и религиозную свободу»[51].

Далее, имеем большой исторический материал о борьбе православия с унией по материалам Станиславской епархии[52]. В этом же № 10, содержится упоминание о, имевшем место в 28.4.1958г. в Пряшеве соборе отменившем Ужгородскую унию 1649г[53].

Г.

Статья галицийского автора прот. Иллариона Карпяк, посвященная исследованию церковной истории в Галиции с момента основания самостоятельной православной епархии в 1157г[54].

Г.

В материале о 20 летнем юбилее Собора, описание дается в духе советской пропаганды тех лет. Читаем: «письма и телеграммы, в большом количестве поступали в адрес Президиума Собора… как отдельные лица, так и целые приходы за подписями многих сотен верующих выражали радость… и желали… успехов»[55].

Далее, откровенный цинизм: «…выражали свою благодарность также Правительству СССР за объединение украинского народа в единой союзной державе, благодарили советские гражданские власти за невмешательство в дела веры»[56].

В другом номере, читаем: «…двадцать лет со времени Львовского Церковного Собора, осуществившего вековую мечту униатов Галичины о воссоединении с Матерью – Русской Православной Церковью… Однако униатский епископат оказался глухим к духовным нуждам своей паствы»[57].

Г.

Из статьи архиепископа Мукачевского Григория: «Политическое воссоединение украинского народа дало нам, верующим людям, возможность покончить раз и навсегда с навязанным религиозным разъединением. Скорый свой конец нашли и навязанные нашему народу разные латинские унии… В этом избавлении… верующий человек должен видеть волю Премудрого Божиего Провидения, победу Божией правды»[58].

В связи с 100-летием со дня кончины ликвидатора унии в Литве и Белоруссии митрополита Иосифа Семашко, помещена статья о его жизни и деятельности[59].

Г.

В статье, излагающей благочестивую историю почитания чудотворной Теребовльской иконы Божией Матери верующими Галичской земли, используется прием противопоставления католиков, ведущих «непрестанную борьбу с православными за обладание иконой и перенесение ее в католический храм»[60].

Из другого материала, узнаем, что в Мукачевской епархии: «Владыка увещевал прихожан твердо держаться Святого Православия, ради которого еще в далеком прошлом боролись с унией и жертвовали своей жизнью лучшие сыны Закарпатья»[61].

Г.

Материал, посвященной Почаевской иконе Божией Матери, содержит следующую информацию: «После Брестского собора 1596 года, на котором была объявлена церковная уния с Римом, большинство православных храмов и монастырей под жестоким давлением ультра-католической партии в королевской Польше прекращало существование или принимало унию. Почаевская Лавра 125 лет противостояла унии, была защитницей святой православной веры и исконного образа жизни народа на Волыни и на всей Западной Руси. И только в 1721 году, спустя 480 лет после ее основания, обителью овладели униаты, и она оставалась в их руках 110 лет»[62].

В разделе «Из жизни епархий» упоминается построенный на Волыни «на высоком берегу реки Случ величественный деревянный храм для защиты Православной Церкви в здешнем крае от римской унии»[63].

Г.

Информация о жизни Ивано-Франковской епархии: «Высокопреосвященный Иосиф проповедовал о торжестве Святого Православия на землях Западной Украины после Львовского Собора 1946 года. Владыка подчеркнул великую роль Православной Церкви в духовной жизни верующих людей Ивано-Франковщины и сказал о том чрезвычайно большом внимании, какое Русская Православная Церковь оказывает возвратившимся в ее лоно всем бывшим приверженцам унии»[64].

Г.

Несмотря на триумфальную победу, одержанную над УГКЦ 35 лет назад, МП выражает беспокойство в следующих словах: «В униатских украинских кругах за рубежом в связи с 35-летием Львовского Собора усиливается пропаганда против него… чтобы не дать украинским униатам осознать не каноничность униатской церкви, углубить их отделение от православной веры и традиций отцов, заставить поверить в надуманную и идеализированную историю униатства, как якобы исконного национального церковного организма украинского народа»[65].

В юбилейной публикации, далее читаем: «для достижения единства неприемлем осужденный историей и учением Церкви путь уний и прозелитизма. Поэтому, отказавшись от него, христиане вступают в диалог христианской надежды и любви»[66]. К сожалению, исполнения этих замечательных слов, со стороны РПЦ МП, еще не наступило.

Следующая озабоченность руководства МП, выражается так: «Мечтая о возрождении униатского движения на Украине, униатские круги за рубежом не отказываются от попыток, направленных к вмешательству в ее церковную жизнь. Возглавитель «Украинской Католической Церкви восточного обряда» митрополит Иосиф Слипый в конце работы II Ватиканского Собора вызвал у его участников замешательство предложением утвердить на Украине униатский патриархат с резиденцией его главы в Киеве. Следует заметить, что в столице Украины ни один униатский епископ никогда не был»[67].

Тут же помещен запрос РПЦ по поводу Собора Украинских епископов в Риме[68]. Папа Иоанн Павел II ответил руководству МП о том, что курия не одобрила его решения[69].

Юбилейные торжества, в которых принимали участие архиереи РПЦ[70], среди них, ныне здравствующие возглавители некоторых епархий в Украине, Филарет (Денисенко)[71], Макарий (Свистун)[72], Агафангел (Саввин)[73], Иаков (Панчук)[74].

Хозяин торжеств митрополит Николай «раскрыл историческое значение Львовского Собора 1946 года и отметил его положительное воздействие на судьбы верующих Западной Украины»[75]. Из выступления другого участника: «Этот Собор оживил, возродил православную церковную жизнь.., а главное способствовал воспитанию молодого поколения…» (митр. Одесский Сергий)[76].

Тогдашний Экзарх Украины отметил, «что отказ от унии составляет основу диалога между Римско-католической и Русской Православной Церквами»[77].

В обзорной статье, посвященной творчеству прот. Г. Костельника, читаем: «Униатская иерархия оказалась недальновидной и не сумела оценить новых больших перемен в мире»[78]. Излишне комментировать здесь то, что ориентация на власть кесаря не свойственна Церкви. «Епископы не сориентировались ни в политической, ни в церковной ново созданной ситуации и волна жизни прошла над их головами»[79]. Думаю, что понятна всем злая перефразировка – над их головами, как раз прошла волна смерти.

В № 12 в статье посвященной Православной Церкви в Чехословакии приводятся данные о сложных взаимоотношениях между православием и официальными властями после введения Ужгородской унии. В 1950г. в Прешове «Собор греко-католического духовенства и мирян упразднил Ужгородскую унию», в связи с чем упоминаются митрополит Елевферий (Воронцов)[80] и епископ Алексий (Дехтярев), но ничего не говорится о их подготовительной к этому Собору деятельности[81].

Г.

На Всеправославном Совещании глав Церквей среди прочих вопросов, затрагивалась тема унии, как средства препятствующего делу достижения церковного единства[82].

Г.

Прошел Архиерейский Собор РПЦ, который «выразил озабоченность состоянием церковной жизни в западных епархиях Украины, где предпринимались усилия к возрождению унии. Собор подтвердил определение Всеправославного Совещания 1986 года, что униатская проблема является «препятствием на пути к единству» и омрачает наши отношения с Римско-католической Церковью»[83].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: