Когда в искусстве появляется жанр пейзажа?

Жанр пейзажа предполагает реальное изоб­ражение какой-либо местности. Для современно­го зрителя это привычно, и может показаться, что рисовать природу столь естественно, что люди де­лали это всегда. Действительно, самые первые изображения отдельных природных предметов вос­ходят к неолиту, однако сделать природу не фо­ном, не элементов изображения, а посвятить толь­ко ей отдельное произведение — к этой мысли путь был достаточно долог. Для этого человек должен был не только выделиться из природы, но и осоз­нать этот факт.

Исключительно важное положение займет пей­заж в китайской живописи по шелку в X - XIII ве­ках, когда будет складываться жанр «горы-воды». Мастера этого направления не стремились пере­дать на шелке конкретную местность, их занима­ла задача отражения мирового порядка, законов, правящих вселенной. Такая картина, как прави­ло, включает в себя стихотворный текст, каллиграфически написанный, органически вплетающий­ся в общую композицию.

В западноевропейском искусстве пейзаж на­чинает осмысляться как принципиальная часть духовной атмосферы произведения. Его часто ис­пользуют в живописи XIII - XV веков как дополни­тельную характеристику изображаемого на порт­рете. Ярким примером может служить «Джокон­да», зрелой красоте которой вторит летний пей­заж в окнах. Однако самостоятельный жанр пей­зажа сложится не в прекрасной Италии, а север­нее, в Германии.

Для ряда ведущих мастеров Северного Возрож­дения пейзаж становится реальной средой действия. Интерес к изображению городской среды мы ви­дим у Грюневальда. В лесах живут отшельники и святые на его картинах и на картинах Дюрера. Но просто кусочки пространства, заполненные дере­вьями, дорогами, травой, начнут изображать ху­дожники дунайской школы. В их число входили Л. Кранах, Л. Хубер, Х. Лаутензак, признанным же ее главой был Альбрехт Альтдорфер (1480-1538). Именно эти художники нашли природу поэтичной саму по себе. И хотя по лесной дороге на их полот­нах могут появляться рыцари с оруженосцами, свя­тые, крестьяне, эти фигурки носят служебный ха­рактер, их называют стоффажными.

Альтдорфер от образа природы как единствен­ного предмета изображения переходит к компози­ции, где природа безраздельно властвует, главен­ствует. Примером может служить его полотно «Битва Александра с Дарием», где образ двух сходящихся армий вписан в безграничный пейзаж с морем, горами, степями, с беспредельным не­бом, на котором идет своя битва мрака и света. Это поразительно масштабное полотно относитель­но невелико по размерам, но его патетичность, глубина замысла, композиционное мастерство де­лают его монументальным произведением.

В нидерландском искусстве произойдет слия­ние пейзажа с жанровым искусством. Там будут созданы многочисленные камерные вещи, в кото­рых большое место займут море, небо, городские улочки, каналы — и все это полно либо людской суетой, либо показывает нам идиллические сцены с животными.

В нидерландской живописи почетнейшее место занимает Питер Брейгель Старший. Именно он создает «обжитые» пейзажи: «Охотники на снегу», «Возвращение стад», где нет главенства ни челове­ка, ни природы, а есть гармония между ними. Этот же мастер станет создавать фантастические пей­зажи, несущие субъективное отношение человека к природе, например, «Вавилонская башня».

В дальнейшем сложатся многочисленные шко­лы пейзажа, как в западноевропейском, так и в восточном искусстве, они будут влиять друг на друга, создавать традиции, порождать новаторов, но первыми мастерами пейзажной живописи ос­танутся художники Северного Возрождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: