Жанр пейзажа предполагает реальное изображение какой-либо местности. Для современного зрителя это привычно, и может показаться, что рисовать природу столь естественно, что люди делали это всегда. Действительно, самые первые изображения отдельных природных предметов восходят к неолиту, однако сделать природу не фоном, не элементов изображения, а посвятить только ей отдельное произведение — к этой мысли путь был достаточно долог. Для этого человек должен был не только выделиться из природы, но и осознать этот факт.
Исключительно важное положение займет пейзаж в китайской живописи по шелку в X - XIII веках, когда будет складываться жанр «горы-воды». Мастера этого направления не стремились передать на шелке конкретную местность, их занимала задача отражения мирового порядка, законов, правящих вселенной. Такая картина, как правило, включает в себя стихотворный текст, каллиграфически написанный, органически вплетающийся в общую композицию.
В западноевропейском искусстве пейзаж начинает осмысляться как принципиальная часть духовной атмосферы произведения. Его часто используют в живописи XIII - XV веков как дополнительную характеристику изображаемого на портрете. Ярким примером может служить «Джоконда», зрелой красоте которой вторит летний пейзаж в окнах. Однако самостоятельный жанр пейзажа сложится не в прекрасной Италии, а севернее, в Германии.
|
|
Для ряда ведущих мастеров Северного Возрождения пейзаж становится реальной средой действия. Интерес к изображению городской среды мы видим у Грюневальда. В лесах живут отшельники и святые на его картинах и на картинах Дюрера. Но просто кусочки пространства, заполненные деревьями, дорогами, травой, начнут изображать художники дунайской школы. В их число входили Л. Кранах, Л. Хубер, Х. Лаутензак, признанным же ее главой был Альбрехт Альтдорфер (1480-1538). Именно эти художники нашли природу поэтичной саму по себе. И хотя по лесной дороге на их полотнах могут появляться рыцари с оруженосцами, святые, крестьяне, эти фигурки носят служебный характер, их называют стоффажными.
Альтдорфер от образа природы как единственного предмета изображения переходит к композиции, где природа безраздельно властвует, главенствует. Примером может служить его полотно «Битва Александра с Дарием», где образ двух сходящихся армий вписан в безграничный пейзаж с морем, горами, степями, с беспредельным небом, на котором идет своя битва мрака и света. Это поразительно масштабное полотно относительно невелико по размерам, но его патетичность, глубина замысла, композиционное мастерство делают его монументальным произведением.
|
|
В нидерландском искусстве произойдет слияние пейзажа с жанровым искусством. Там будут созданы многочисленные камерные вещи, в которых большое место займут море, небо, городские улочки, каналы — и все это полно либо людской суетой, либо показывает нам идиллические сцены с животными.
В нидерландской живописи почетнейшее место занимает Питер Брейгель Старший. Именно он создает «обжитые» пейзажи: «Охотники на снегу», «Возвращение стад», где нет главенства ни человека, ни природы, а есть гармония между ними. Этот же мастер станет создавать фантастические пейзажи, несущие субъективное отношение человека к природе, например, «Вавилонская башня».
В дальнейшем сложатся многочисленные школы пейзажа, как в западноевропейском, так и в восточном искусстве, они будут влиять друг на друга, создавать традиции, порождать новаторов, но первыми мастерами пейзажной живописи останутся художники Северного Возрождения.