В феврале 1600 года Флоренция праздновала свадьбу Марии Медичи с французским королем Генрихом IV. По этому поводу было дано музыкальное представление «Эвридика». На заглавном листе было обозначено «Поэзия Ринуччини — музыка Якопо Пери». «Эвридика» — первое дошедшее до нас оперное произведение.
На рубеже XVI - XVII веков во Флоренции, Венеции, Ферраре, Неаполе возникали так называемые «академии» или «камераты» — художественные кружки, объединявшие любителей искусства, поэтов, музыкантов. Там исполнялись новые произведения, чаще всего — мадригалы, многоголосые вокальные сочинения светского характера. К мадригалу обращались разные композиторы, тексты брались у Петрарки, Данте, Тассо, Ариосто. Одним из лидеров может быть здесь назван Карло Джезуальдода Веноза, аристократ, утонченный мир чувств которого проявился в прихотливых ритмах, тембровых и регистровых контрастах.
На пути к созданию жанра оперы важнейшей ступенью становится мадригальная комедия. Эти музыкальные непродолжительные пьесы показывали в перерывах больших театральных представлений. Их содержание было связано с традиционной народной итальянской комедией масок.
|
|
Наиболее выдающимся представителем этого жанра был Орацио Векки, каноник кафедрального собора в Модене. В спектакле «На пути к Парнасу.» все реплики персонажей исполняет хор, а па сцене актеры разыгрывают пантомиму. Сам автор вообще не предполагал, что его произведение станут разыгрывать на сцене, но у зрителей уже созрела потребность в музыкальном театральном представлении.
В это время в Риме — клерикальном центре — зарождается духовная опера. Этот новый жанр создает Эмилио де Кавальери, поставивший в 1600 г. «Представление души и тела», где он соединил сольное пение с инструментальным сопровождением и многоголосыми ансамблями.
Однако, как уже сказано выше, главная заслуга здесь в формировании оперы принадлежит флорентийской камерате. Флорентийские музыканты поставили перед собой цель возродить античную драму, которая, как предполагалось, целиком бы пелась. Так они совершили одну из величайших реформ в современной музыке: они создали оперу. Обычай ставить по праздникам оперы быстро распространился по всей Италии.
Следующим крупным композитором станет Клаудио Монтеверди, автор многочисленных оперных произведений. В его музыке уже присутствуют элементы бельканто, т.е. именно музыка Монтеверди закладывает фундамент оперной стилистики. Произведения Монтеверди уже психологичны, главным в содержании оперы становится передача ярких эмоциональных переживаний.
|
|
Иначе складывались судьбы светской музыки в Германии. Ее становление тесно связано с религиозным движением Реформации.
Еще в XV веке Германия не имела своей композиторской школы. Музыкальные потребности церкви и королевских дворов обслуживались иностранцами.
Мартин Лютер, сам отличный музыкант, понимал, какая огромная сила заложена в музыке, и отводил ей в своей реформе церкви должную роль. «После теологии следующее место и величайшая честь должны быть отданы, музыке. Она — прекрасный, величайший дар божий», — писал он. Пышному католическому богослужению Реформация противопоставляет простои и строгий протестантский хорал. Одноголосые мелодии хоралов, созданных на основе старинных духовных гимнов и песен, хорошо запоминались. Они, выйдя из-под церковных сводов, становились вновь достоянием самых демократических слоев. Хорал «Господь — могучий наш оплот», стихи и музыка Лютера, назовут позднее «марсельезой XVI века».
По призыву Лютера композиторы-протестанты начнут писать многоголосые обработки хоральных мелодий. Музыка в XVI веке прочно входит в дома горожан. И различие между католической и протестантской музыкой становится менее заметным. Под влиянием итальянца Орландо Лассо (работавшего в этот период в католическом Мюнхене) развивается более сложная форма музици-рования, сочетающая солирующий голос, хор и инструментальное сопровождение.
Расцвет немецкого хорового стиля связан с именами Иоганна Эккерда (1533-1611), Михаэля Претериуса (1571-1621), Ганса Лео Хаслера (1564-1612). Своеобразную форму церковного пения создает Эрхард Боденшац (1576-1636) — бициниум, пьеса для двух голосов. Он известен также как составитель популярного сборника мотетов для церковного и школьного пения. Его ученик Герман Шейн начнет писать уже и чисто светскую музыку.
Но настоящую революцию в немецкой музыке делает Генрих Шюц (1585 - 1672). Он может считаться последним персонажем Северного Возрождения. Им написаны первая немецкая опера «Дафна» и первый немецкий балет «Орфей и Эвридика».