double arrow

Когда появляется жанр оперы? Как складывается судьба светской музыки?

В феврале 1600 года Флоренция праздновала свадьбу Марии Медичи с французским королем Генрихом IV. По этому поводу было дано музыкальное представление «Эвридика». На заглавном листе было обозначено «Поэзия Ринуччини — му­зыка Якопо Пери». «Эвридика» — первое дошед­шее до нас оперное произведение.

На рубеже XVI - XVII веков во Флоренции, Ве­неции, Ферраре, Неаполе возникали так называе­мые «академии» или «камераты» — художествен­ные кружки, объединявшие любителей искусства, поэтов, музыкантов. Там исполнялись новые про­изведения, чаще всего — мадригалы, многоголо­сые вокальные сочинения светского характера. К мадригалу обращались разные композиторы, тек­сты брались у Петрарки, Данте, Тассо, Ариосто. Одним из лидеров может быть здесь назван Карло Джезуальдода Веноза, аристократ, утонченный мир чувств которого проявился в прихотливых ритмах, тембровых и регистровых контрастах.

На пути к созданию жанра оперы важнейшей ступенью становится мадригальная комедия. Эти музыкальные непродолжительные пьесы показы­вали в перерывах больших театральных представ­лений. Их содержание было связано с традицион­ной народной итальянской комедией масок.

Наиболее выдающимся представителем этого жанра был Орацио Векки, каноник кафедрально­го собора в Модене. В спектакле «На пути к Пар­насу.» все реплики персонажей исполняет хор, а па сцене актеры разыгрывают пантомиму. Сам автор вообще не предполагал, что его произведе­ние станут разыгрывать на сцене, но у зрителей уже созрела потребность в музыкальном театраль­ном представлении.

В это время в Риме — клерикальном центре — зарождается духовная опера. Этот новый жанр создает Эмилио де Кавальери, поставивший в 1600 г. «Представление души и тела», где он со­единил сольное пение с инструментальным сопро­вождением и многоголосыми ансамблями.

Однако, как уже сказано выше, главная зас­луга здесь в формировании оперы принадлежит флорентийской камерате. Флорентийские музыкан­ты поставили перед собой цель возродить антич­ную драму, которая, как предполагалось, цели­ком бы пелась. Так они совершили одну из вели­чайших реформ в современной музыке: они созда­ли оперу. Обычай ставить по праздникам оперы быстро распространился по всей Италии.

Следующим крупным композитором станет Клаудио Монтеверди, автор многочисленных опер­ных произведений. В его музыке уже присутству­ют элементы бельканто, т.е. именно музыка Мон­теверди закладывает фундамент оперной стилис­тики. Произведения Монтеверди уже психологич­ны, главным в содержании оперы становится пе­редача ярких эмоциональных переживаний.

Иначе складывались судьбы светской музыки в Германии. Ее становление тесно связано с рели­гиозным движением Реформации.

Еще в XV веке Германия не имела своей ком­позиторской школы. Музыкальные потребности церкви и королевских дворов обслуживались ино­странцами.

Мартин Лютер, сам отличный музыкант, по­нимал, какая огромная сила заложена в музыке, и отводил ей в своей реформе церкви должную роль. «После теологии следующее место и вели­чайшая честь должны быть отданы, музыке. Она — прекрасный, величайший дар божий», — писал он. Пышному католическому богослужению Реформация противопоставляет простои и стро­гий протестантский хорал. Одноголосые мелодии хоралов, созданных на основе старинных духов­ных гимнов и песен, хорошо запоминались. Они, выйдя из-под церковных сводов, становились вновь достоянием самых демократических слоев. Хорал «Господь — могучий наш оплот», стихи и музыка Лютера, назовут позднее «марсельезой XVI века».

По призыву Лютера композиторы-протестан­ты начнут писать многоголосые обработки хораль­ных мелодий. Музыка в XVI веке прочно входит в дома горожан. И различие между католической и протестантской музыкой становится менее замет­ным. Под влиянием итальянца Орландо Лассо (работавшего в этот период в католическом Мюн­хене) развивается более сложная форма музици-рования, сочетающая солирующий голос, хор и инструментальное сопровождение.

Расцвет немецкого хорового стиля связан с именами Иоганна Эккерда (1533-1611), Михаэля Претериуса (1571-1621), Ганса Лео Хаслера (1564-1612). Своеобразную форму церковного пения со­здает Эрхард Боденшац (1576-1636) — бициниум, пьеса для двух голосов. Он известен также как составитель популярного сборника мотетов для церковного и школьного пения. Его ученик Гер­ман Шейн начнет писать уже и чисто светскую музыку.

Но настоящую революцию в немецкой музыке делает Генрих Шюц (1585 - 1672). Он может считать­ся последним персонажем Северного Возрождения. Им написаны первая немецкая опера «Дафна» и первый немецкий балет «Орфей и Эвридика».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: