XVII век — начальный период в становлении буржуазного способа производства. Это крайне сложная и противоречивая эпоха в жизни европейских государств. Эпоха ранних буржуазных революций (Нидерланды 1566-1609, Англия 1640-1688) — и расцвета абсолютистских монархий (Франция — «век Людовика XIV»). Время бурного научного прогресса — завершающая стадия Контрреформации, усиления позиций церкви. Эпоха грандиозного, экспрессивного барокко и сухого, рассудочного классицизма... Своеобразный символ этого времени — отважный путешественник, серьезный ученый и — его пышный парик, короткий, неудобный камзол в кружевах...
В промышленном отношении Европа XVII века — это Европа мануфактуры и водяного колеса — двигателя мануфактурного производства. Мануфактура стала таким же фактом европейской жизни, как фондовые и товарные биржи, банки, ярмарки и рынки. Растет торговый капитал, эксплуатируются богатства колониальных стран, в рыночные отношения втягивается деревня. Мануфактура доказывает свою рациональность огромным ростом производительности труда, обусловленным кооперацией и специализацией работников. Возросла роль механизмов, главным из которых все еще оставался часовой механизм.
|
|
Развитие рационального буржуазного способа производства порождало острую необходимость в прикладных науках. Ведущее место заняла механика, которая, опираясь на математические разработки, добилась крупнейших успехов. Особенностью новой эпохи было то, что наука перестала быть кабинетным занятием ученого-одиночки. Возникли новые формы организации исследовательской работы — научные общества. Академия наук. Благодаря новым теориям и методам в XVII веке было сделано гигантское число открытий и изобретений: созданы алгебра и аналитическая геометрия, открыты дифференциальное уравнение и интегральное исчисление в математике; сформулирован ряд важнейших законов в физике (Ньютон), химии (Бойль), астрономии (Галилей, Кеплер). В трудах Паскаля, Ферма и Гюйгенса получает разработку теория вероятностей, изобретены микроскоп (Левенгук) и телескоп (Галилей) и т.д. Все это позволяет говорить о широкомасштабной научной революции «века гениев», как иногда называют XVII век.
Однако XVII век отмечен прогрессом не только естественнонаучной мысли. Это период разработки нового буржуазного мировоззрения, создания целостных картин мироздания. Среди них — теории естественного права и общественного договора, Т. Гоббс (1588-1679) и Дж. Локк (1632 - 1704) находятся у истоков той линии утилитаризма и прагматизма, которая красной нитью проходит через всю культуру нового времени.
|
|
В создании своей естественно-правовой теории Т. Гоббс исходит из того, что природа человека зла и эгоистична, его «естественное состояние» — «война всех против всех», в которой он руководствуется естественным правом — правом силы. Инстинкт самосохранения толкает людей к заключению общественного договора и созданию государства. Государство, по Гоббсу, является важнейшим продуктом человеческого творчества и необходимым условием культуры.
В отличие от Т. Гоббса Дж. Локка более всего интересовал вопрос, каким образом государство может обеспечить неотъемлемые права личности? Главными естественными правами он считает не право силы, а право на собственность и право на труд, которые дают людям свободу, равенство и независимость. Неотъемлемые права личности лучше всего могут быть обеспечены принципом разделения властей. В истории политической мысли эта идея была впервые сформулирована в трудах родоначальника буржуазного либерализма Дж. Локка. В интерпретации мыслителя она предполагала закрепление законодательной власти за парламентом, федеративной — за королем и министрами, а исполнительной — за судом и армией.
В раннебуржуазную эпоху начинает формироваться классическая буржуазная мораль, принципы которой существенно отличались и от дворянско-аристократической этики, и от официальной церковной морали. Новое буржуазное евангелие труда и накопительства, тесно связанное с протестантской этикой, как показал М. Вебер, значительно способствовало прогрессу капитализма прежде всего в протестантских странах. Кальвинистский тезис о богоизбранности, проявлением которой служит успех в мирских делах, о необходимости споспешествовать славе божьей неустанным трудом в земной жизни, ориентация на бережливость, переходящую в аскетизм, осуждение праздности стимулировали активность буржуазных предпринимателей, рассматривавших свои успехи на профессиональном поприще как прямое расположение к ним божественной благодати.
В XVII веке оформляются национальные школы в искусстве — испанская, итальянская, фламандская и др. Складываются два больших стиля — барокко и классицизм. (См. об этом в гл. «Основные направления в художественной культуре Нового времени»)