Каковы особенности европейской культуры XVII века?

XVII век — начальный период в становлении буржуазного способа производства. Это крайне сложная и противоречивая эпоха в жизни евро­пейских государств. Эпоха ранних буржуазных революций (Нидерланды 1566-1609, Англия 1640-1688) — и расцвета абсолютистских монархий (Франция — «век Людовика XIV»). Время бурно­го научного прогресса — завершающая стадия Контрреформации, усиления позиций церкви. Эпо­ха грандиозного, экспрессивного барокко и сухо­го, рассудочного классицизма... Своеобразный сим­вол этого времени — отважный путешественник, серьезный ученый и — его пышный парик, корот­кий, неудобный камзол в кружевах...

В промышленном отношении Европа XVII века — это Европа мануфактуры и водяного колеса — двигателя мануфактурного производства. Ману­фактура стала таким же фактом европейской жиз­ни, как фондовые и товарные биржи, банки, ярмар­ки и рынки. Растет торговый капитал, эксплуати­руются богатства колониальных стран, в рыноч­ные отношения втягивается деревня. Мануфактура доказывает свою рациональность огромным ростом производительности труда, обусловленным кооперацией и специализацией работников. Воз­росла роль механизмов, главным из которых все еще оставался часовой механизм.

Развитие рационального буржуазного спосо­ба производства порождало острую необходимость в прикладных науках. Ведущее место заняла ме­ханика, которая, опираясь на математические раз­работки, добилась крупнейших успехов. Особен­ностью новой эпохи было то, что наука перестала быть кабинетным занятием ученого-одиночки. Воз­никли новые формы организации исследовательс­кой работы — научные общества. Академия наук. Благодаря новым теориям и методам в XVII веке было сделано гигантское число открытий и изоб­ретений: созданы алгебра и аналитическая гео­метрия, открыты дифференциальное уравнение и интегральное исчисление в математике; сформу­лирован ряд важнейших законов в физике (Нью­тон), химии (Бойль), астрономии (Галилей, Кеп­лер). В трудах Паскаля, Ферма и Гюйгенса полу­чает разработку теория вероятностей, изобретены микроскоп (Левенгук) и телескоп (Галилей) и т.д. Все это позволяет говорить о широкомасштабной научной революции «века гениев», как иногда на­зывают XVII век.

Однако XVII век отмечен прогрессом не толь­ко естественнонаучной мысли. Это период разра­ботки нового буржуазного мировоззрения, созда­ния целостных картин мироздания. Среди них — теории естественного права и общественного до­говора, Т. Гоббс (1588-1679) и Дж. Локк (1632 - 1704) находятся у истоков той линии утилитаризма и прагматизма, которая красной нитью проходит через всю культуру нового времени.

В создании своей естественно-правовой теории Т. Гоббс исходит из того, что природа человека зла и эгоистична, его «естественное состояние» — «война всех против всех», в которой он руковод­ствуется естественным правом — правом силы. Инстинкт самосохранения толкает людей к зак­лючению общественного договора и созданию го­сударства. Государство, по Гоббсу, является важ­нейшим продуктом человеческого творчества и необходимым условием культуры.

В отличие от Т. Гоббса Дж. Локка более всего интересовал вопрос, каким образом государство может обеспечить неотъемлемые права личности? Главными естественными правами он считает не право силы, а право на собственность и право на труд, которые дают людям свободу, равенство и независимость. Неотъемлемые права личности луч­ше всего могут быть обеспечены принципом разде­ления властей. В истории политической мысли эта идея была впервые сформулирована в трудах ро­доначальника буржуазного либерализма Дж. Лок­ка. В интерпретации мыслителя она предполагала закрепление законодательной власти за парламен­том, федеративной — за королем и министрами, а исполнительной — за судом и армией.

В раннебуржуазную эпоху начинает формиро­ваться классическая буржуазная мораль, принци­пы которой существенно отличались и от дворянско-аристократической этики, и от официальной цер­ковной морали. Новое буржуазное евангелие тру­да и накопительства, тесно связанное с протестан­тской этикой, как показал М. Вебер, значительно способствовало прогрессу капитализма прежде всего в протестантских странах. Кальвинистский тезис о богоизбранности, проявлением которой слу­жит успех в мирских делах, о необходимости спос­пешествовать славе божьей неустанным трудом в земной жизни, ориентация на бережливость, пере­ходящую в аскетизм, осуждение праздности сти­мулировали активность буржуазных предпринима­телей, рассматривавших свои успехи на професси­ональном поприще как прямое расположение к ним божественной благодати.

В XVII веке оформляются национальные шко­лы в искусстве — испанская, итальянская, фла­мандская и др. Складываются два больших стиля — барокко и классицизм. (См. об этом в гл. «Ос­новные направления в художественной культуре Нового времени»)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: