Каковы особенности культуры Итальянского Возрождения?

Из-за переходного характера эпохи Возрож­дения хронологические рамки этого исторического периода установить довольно трудно. Если осно­вываться на признаках, которые впоследствии будут указаны (гуманизм, антропоцентризм, мо­дификация христианской традиции, возрождение античности), то хронология будет выглядеть так:

Проторенессанс (дученто и треченто — XII - XIII — XIII - XIV вв.), Раннее Возрождение (кватроченто XIV - XV вв.), Высокое Возрождение (чинквеченто XV - XVI вв.).

Итальянское Возрождение представляет собой не одно общеитальянское движение, а ряд либо одновременных, либо чередующихся движений в разных центрах Италии. Раздробленность Италии служила здесь не последней причиной. Наиболее полно черты Возрождения проявились во Флорен­ции, Риме. Милан, Неаполь и Венеция также пе­режили эту эпоху, но не столь интенсивно, как Флоренция.

Термин «Renissance» (Возрождение) был вве­ден мыслителем и художником самой этой эпохи Джордже Вазари («Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»). Так он назвал время с 1250 по 1550 гг. С его точки зрения это было время возрождения античности. Для Ваза­ри античность предстает идеальным образцом.

В дальнейшем содержание термина эволюцио­нировало. Возрождение стало означать эмансипа­цию науки и искусства от богословия, охлаждение к христианской этике, зарождение национальных литератур, стремление человека к свободе от огра­ничений католической церкви. То есть Возрожде­ние, в сущности, стало означать гуманизм.

Почему в культуре и эстетике Возрождения присутствовала такая четкая ориентация на че­ловека? С социологической точки зрения причи­ной независимости человека, его растущего само­утверждения стала городская культура. В городе более, чем где-либо человек открывал достоинства нормальной, обычной жизни.

Это происходило потому, что горожане были более независимыми людьми, чем крестьяне. Первоначально города населяли подлинные умельцы, мастера, ведь они, покинув крестьянское хо­зяйство, рассчитывали прожить только своим ремесленным мастерством. Пополняли число го­родских жителей и люди предприимчивые. Реаль­ные обстоятельства заставляли их полагаться толь­ко на самих себя, формировали новое отношение к жизни. (Речь, конечно, идет о первых горожа­нах, а не о тех люмпенах, которые в дальнейшем пополняли ряды пролетариата.)

Немалую роль в формировании особого мен­талитета играло и простое товарное производ­ство. Чувство хозяина, который и производит, и распоряжается доходом сам, безусловно также способствовало формированию особого независи­мого духа первых жителей городов.

Итальянские города расцвели не только в силу указанных выше причин, но и из-за активного участия их в транзитной торговле. (Соперничество конкурирующих на внешнем рынке городов даже являлось одной из причин раздробленности Ита­лии). В VIII - IX веках Средиземное море вновь ста­новится местом сосредоточения торговых путей. Все прибрежные жители, как свидетельствует французский историк Ф. Бродель, получали от это­го выгоду. Этим во многом объясняется, что горо­да, не имевшие достаточных природных ресурсов, процветали. Они связывали между собой примор­ские страны. Особую роль в обогащении городов сыграли крестовые походы (перевозка огромного числа людей со снаряжением и конями оказалась весьма выгодным делом).

Итак, городская культура создавала новых людей, формировала новое отношение к жизни, создавала атмосферу, в которой рождались ве­ликие идеи и великие произведения. Но идейно все это оформлялось на элитарном уровне. (Про­стые жители, конечно, были далеки от идейного оформления мироощущения).

Новое нарождающееся мироощущение челове­ка нуждалось в мировоззренческой опоре. Антич­ность и выступила такой опорой. Конечно, не слу­чайно к ней обратились жители Италии, ведь этот выдающийся в Средиземное море «сапожок» бо­лее тысячи лет назад населяли представители ушедшей античной (римской) цивилизации. «Са­мое обращение к классической древности объяс­няется не чем иным, как необходимостью найти опору для новых потребностей ума и новых жиз­ненных устремлений», — писал русский историк Н. Кареев в начале нашего уходящего XX века.

Итак, эпоха Возрождения — это обращение к античности. Но вся культура этого периода лиш­ний раз доказывает, что Возрождения в чистом виде, Возрождения как такового не бывает. Мыслители-возрожденцы видели в античности то, что хотели. Поэтому совсем не случайно особой ин­теллектуальной разработке подвергся в эту эпоху неоплатонизм. (А.Ф. Лосев блестяще показывает в своей книге «Эстетика Возрождения» причины особой распространенности этой философской кон­цепции в эпоху итальянского Возрождения. В этом вопросе мы опираемся на его точку зрения). Ан­тичный (собственно космологический) неоплато­низм не мог не привлечь внимание возрожденцев идеей эманации (исхождения) божественного смыс­ла, идеей насыщенности мира (космоса) божествен­ным смыслом, наконец, идеей Единого как макси­мально конкретного оформления жизни н бытия.

Бог становится ближе к человеку. Он мыслит­ся пантеистически (бог слит с миром, он одухотво­ряет мир). Поэтому-то мир и влечет человека. По­стижение человеком мира, наполненного боже­ственной красотой, становится одной из главных мировоззренческих задач эпохи Возрождения.

Характер художественной культуры возрождения

Наилучшим способом постижения Божествен­ной красоты, растворенной в мире, справедливо признается работа человеческих чувств. Поэтому возникает такой пристальный интерес к визуаль­ному восприятию, отсюда — расцвет простран­ственных видов искусства (живописи, скульптуры, архитектуры). Ведь именно эти искусства, по убеж­дению деятелей Возрождения, позволяют более точно запечатлеть Божественную красоту. Поэто­му культура Возрождения носит отчетливый ху­дожественный характер.

Интерес к античности связан у возрожденцев с модификацией христианской (католической) тради­ции. Благодаря влиянию неоплатонизма становит­ся сильной пантеистическая тенденция. Это прида­ет уникальность и неповторимость культуре Ита­лии XIV - XVI веков. Возрожденцы по-новому взгля­нули на самих себя, но при этом не потеряли веру в Бога. Они начали осознавать себя ответственны­ми за свою судьбу, значимыми, но при этом не пе­рестали быть людьми средневековья.

Противоречивость культуры Возрождения:

радость самоутверждения и трагизм мироощуще­ния. Наличие этих двух перекрещивающихся тен­денций (античность и модификация католицизма) определило противоречивость культуры и эсте­тики Возрождения. С одной стороны, человек Воз­рождения познал радость самоутверждения, об этом говорят многие источники этой эпохи.

С другой стороны, постиг всю трагичность своего существования. И одно, и другое связано в мироощущении человека Возрождения с Богом.

Истоки трагизма творчества художников Воз­рождения убедительно показаны русским филосо­фом Н. Бердяевым. Столкновение античных и хри­стианских начал послужило причиной глубокого раздвоения человека, подчеркивал он. Великие художники Возрождения были одержимы проры­вом в иной, трансцендентный мир. Мечта о нем была уже дана человеку Христом. Художники были ориентированы на создание иного бытия, ощуща­ли в себе силы, подобные силам Творца; ставили перед собой по существу онтологические задачи Однако эти задачи были заведомо невыполнимы­ми в земной жизни, в мире культуры. Художествен­ное творчество, отличающееся не онтологической, но психологической природой, таких задач не ре­шает и решить не может. Опора художников на достижения эпохи античности и их устремленность в высший мир, открытый Христом, не совпадают Это и приводитк трагическому мироощущению, к возрожденческой тоске. Бердяев пишет: «Тайна Возрождения в том, что оно не удалось. Никог­да еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена тра­гедия общества».

Культура итальянского Возрождения дала миру целую плеяду блестящих деятелей, неизме­римо обогативших сокровищницу мировой куль­туры. Среди них необходимо назвать имена поэта Данте Алигьери (1265-1321), живописца Джотто ди Бондоне (1266-1337), поэта гуманиста Франческо Петрарки (1304-1374), поэта, писателя гу­маниста Джованни Бокаччо (1313-1375), архитек­тора Филиппе Брунеллески (1377-1446), скульп­тора Донателло (Донато ди Николло ди Бетто Барди (1386-1466), живописца Мазаччо (Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди (1401-1428), гума­ниста писателя Лоренцо Валлу (1407-1457), гума­ниста писателя Пико Делла Мирандолу (1463-1494), философа гуманиста Марсилио Фичино (1433-1499), живописца Сандро Боттичелли (1445-1510), живописца, ученого Леонардо да Винчи (1452-1519), живописца, скульптора, архитектора Микеланджело Буонароти (1475-1564), живопис­ца Джорджоне (1477-1510), живописца Тициана (Тицйано Вечеллио ди Кадоре (1477-1556), живо­писца Рафаэля Санти (1483-1520), живописца Якопо Тинторетто (1518-1594) и многих других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: