double arrow
Как можно охарактеризовать готический стиль?

Готическими принято называть памятники ар­хитектуры XII, XIII, XIV и отчасти XV и XVI вв. В этих памятниках менее всего обнаруживается вли­яние греческого и римского искусства, а особо проявляется средневековое настроение. Готичес­кий стиль подвергался отчаянной критике. Сам термин «готика», принадлежащий возрожденцам, свидетельствует о враждебности последних к нему. Искусство, которое называют готическим, вовсе не было создано готами. В середине XV в. в Италии появляется ряд сочинений, в которых античный стиль (возрожденный в архитектуре зодчим ран­него Возрождения Ф. Брунеллески) противопола­гается «современному» (занесенному в Италию варварами). «Готический» выступает синонимом слова «варварский». Само изобретение термина приписывается Рафаэлю.

Готический стиль называли также стрельча­тым. Хотя сама по себе стрельчатая арка не ис­черпывает сущности готики.

Более корректным может быть название сти­ля «оживным» (ogivale), значение этого слова — выдающиеся ребра. Действительно, «выдающие­ся ребра» поддерживают свод с целью увеличить его прочность.

Называли готику и «французским искусством». И в самом деле, готика берет свое начало во Фран­ции, но в последней трети средневековья распрос­траняется по всей Европе. Любопытно, что сами французские деятели искусства и культуры часто весьма отрицательно относились к готике. Так, архитектор Филибер де л'Орм вообще не считал готический стиль настоящей архитектурой. Моль­ер с возмущением отзывался о соборе Парижской Богоматери. Для Лабрюйера и Расина готичес­кий — синоним варварского. В 1800 году был даже представлен проект разрушения готических церк­вей, в 1857 г. Веи1е доказывал, что готика во Фран­ции не национальна.




В Германии также существовали противники готического искусства. Молодой Гете сначала ви­дел в готике исконно немецкий стиль, воплощение высшей гармонии, но под влиянием идей Возрождения изменил взгляды. Немецкий архитектор Шинкель прошел путь, подобно Гете — от увлече­ния готикой до отрицания ее и преклонения перед возрожденным античным искусством. Исследова­тель эпохи Возрождения Якоб Буркхардт также не любил готику. Противники готического стиля главным его недостатком считали отсутствие ка­ких-либо принципов и беспорядок (нагроможде­ние деталей).

В начале XIX в. положение изменилось. Это была эпоха романтизма. С этого периода готика истолковывалась поэтически. Для Шатобриана готические храмы были полны религиозной жути и таинственности, сродни таинственности галльс­ких лесов. По его мнению, сплетение ветвей дере­вьев привело к появлению стрельчатой арки. Во Франции возрождению готики способствовала школа археологов (среди которых знаменитый Viollet le Duc).



Было бы, наверное, правильным сказать, что готическое искусство было создано особым настро­ением. Этот стиль начинает формироваться во вто­рой половине Х века во Франции. Окончательно формируется в XII в. В это время во Франции возникает религиозное движение, охватившее за­тем всю Европу. Особым влиянием в это время пользовались монастыри. Если романская архи­тектура наиболее точно выражала власть теокра­тии, готическая, оставаясь также религиозной по духу, содержит все-таки новые черты. В конце XII — начале XIII веков жизнь в Европе начинает меняться. Власть постепенно сосредотачивается в руках государей. Исчезает анархия, начинают процветать города (городские общины, цеха, другие светские корпорации). Религиозное сознание учитывает эти изменения в своих идеологических построениях.

Готическое искусство является наглядной ил­люстрацией схоластических построений. Оно пред­ставляется гармоничным соревнованием всех жи­вых сил той эпохи. Готическое искусство сформи­ровали, с одной стороны, значительные достиже­ния в области техники, так сказать, материаль­ная сторона, с другой стороны, глубокая религи­озность, борьба со всем материальным, жажда высшей свободы, вера в святость страданий. Как уже отмечалось, этот стиль сформировался во Франции в XII веке, затем перешел в Англию, в XIII веке был воспринят в Германии и распрост­ранился по всей Европе.

В каждой стране готический стиль принимал особые черты. В целом для готики доминирующим видом искусства является архитектура. Собор — главное архитектурное сооружение. Готический собор — место не только богослужений, но и мес­то театральных представлений, собраний. Обыч­но это самая высокая точка городского силуэта. Для мироощущения XII и последующих веков сред­невековья было характерно ощущение, что для того, «чтобы быть христианином, недостаточно по­вторять несколько ритуальных жестов и чи­тать несколько молите, но необходимо помнить о том, что у богатого мало шансов войти в Царствие Небесное: об этом говорил Иисус, ко­торый сам жил среди блудниц и прокаженных и который любил этих отверженных. Это рожда­ло беспокойство, подталкивавшее к пожертво­ваниям — пожертвованиям на строительство собора. Собор же — и об этом не следует забы­вать — при всем своем внешнем великолепии был памятником смирению, символом отрешения. Его этика — этика добровольной жертвы от слиш­ком быстро и легко полученного богатства. Если собор строился с таким размахом и нередко в столь короткие сроки, то это потому, что бур­жуа, обязанные своим процветанием росту горо­дов, в стремлении спасти свою душу от прокля­тия, угрожавшего им как никому другому, жер­твовали церкви огромные суммы. Собор возвы­шался над суетным возбуждением и греховнос­тью мира городов. Он был гордостью, их защи­той, их прибежищем»[6]. Если монастырь замкнут в самом себе, то собор — открыт миру. Он — пуб­личная проповедь, безмолвная речь. Он — демон­страция власти. Он говорит о верховной власти, о Христе-царе. Собор утверждал, что спасения дос­тигают, соблюдая порядок и дисциплину, под кон­тролем власти епископа и государя. Вся архитек­турная организация пространства, наглядные кар­тины, представленные в скульптуре и росписях собора (эти виды искусства носили подчиненный характер), служат этому призыву. Искусство это­го стиля религиозно.

К особенностям готической архитектуры отно­сят базиличную форму. Готика перенимает у ро­манского стиля базилику, но перерабатывает ее в деталях. Нормой становится крестообразный план (трехнефный или пятинефный корпус с мало развитым трансептом (поперечным нефом) или совсем без трансепта. По краям главного запад­ного фасада бывает две башни, иногда башня на перекрещивании трансепта и центрального нефа.

Для готического стиля характерна стрельча­тая (килевидная) арка. Но она не составляет сущ­ности готики. Она венчается и в романском стиле. Но там она имела только декоративное значение, а в готике — конструктивное значение для свода. Стрельчатый свод влечет за собой применение опор-мыл: арок (аркбутанов). Сущность готического зод­чества состоит в соединении стрельчатого свода с целой системой подпорок. Свод, по сути, покоится на столбах. Стены не несут тяжесть. Давление бокового свода главного нефа (корабля) переносится на корфорсы при помощи перекинутых через боковые нефы опорных арок (аркбутаны), контр­форсы увенчаны фиалами (башенками).

Грандиозность и легкость готических соборов создает иллюзию оторванности от земли, что в свою очередь достигается через особое строение готического свода. Он покоится на каркасе камен­ных остроконечных сходящихся диагональных ре­бер, перехваченных в вершине замочным ремнем. Промежутки между ребрами заполнены мелкой заделкой. Стрельчатый свод применим к любому основанию.

Фасад собора делится на ярусы. При фасаде три портала, соответствующие главным нефам. Башни над запасным фасадом обычно четыреху­гольные. Каждая сторона башни сплошь закрыта окном. Окна готического собора особенно краси­вы. В них вставлены разноцветные стекла — вит­раж. Витраж — один из видов живописи, успеш­но разрабатывавшийся в период готики.

Готический стиль навсегда остался великим культурным достижением Европы.






Сейчас читают про: