Постмодерн в культуре начался с критики рационалистических проектов эпохи Возрождения и Просвещения, которые базировались на доверии к законодательному разуму и его возможностям. Законодательный разум обрел свои права в Европе еще в 17 веке, заявив, что он может открыть основания познавательной деятельности, которая гарантирует постижение истин, независящих от социальных, культурных и экзистенциальных влияний. В дальнейшем его усилия были направлены на разработку метода научного познания. После Гегеля и Маркса термины «научный» и «диалектический» стали синонимами. Законодательный разум требовал признавать истинным только такое знание, которое отвечало критериям предложенного им научного метода, осуществляя тем самым жесткий контроль за процессом познания во всех науках. Разум судил (одобрял или отвергал) все явления общественного и культурного пространства, обосновывая свое право быть судьей существования объективных законов разумного мышления. Отмежевавшись от повседневного мышления, он взял на себя функции его критики и исправления, пытаясь тем самым предотвратить ошибки в мыслях и поступках людей.
|
|
Развить способность разумного мышления очень трудно, ибо необходимо специальное обучение и тренировка мышления на историко-философских текстах, прежде всего Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля, Маркса и др. Очевидно, что подняться на уровень разумного мышления могли немногие люди и среди них, прежде всего, философы, которых Кант называл законодателями человеческого разума. Начиная с Возрождения и Просвещения, общество признавало такой статус философов само собой разумеющимся. Утвердилось убеждение, что повседневные, сиюминутные, частные интересы и мотивировки искажают представления людей о самих себе, поэтому следует различать, как люди воспринимают себя в своем собственном представлении, и каковы они на самом деле, в действительности. Об истинной сущности людей дано знать философам, законодательный разум которых не замутнен пристрастиями и личностными мотивациями. Поэтому стратификация общества на ведающих и неведающих воспринималась как вполне естественное явление: одни — неведающие — живут в мире иллюзий и недостоверных, неистинных знаний и представлений, другие — ведающие — заняты поиском истины, посвящая свою жизнь развитию и совершенствованию способности разумно мыслить. Их задача — прояснить сознание субъектов повседневной жизни, открыть истинные причины мыслей, поступков этих субъектов, показать, в чем истинный смысл жизни. Отсюда столь огромное внимание общества к пропагандистской работе, которая была призвана помочь простым людям овладеть знаниями об истинных законах экономической, политической, культурной, идеологической и т.д. жизни общества.
|
|
Постмодерн выступил с критикой законодательного разума и его претензий на руководящую роль как в интеллектуальной, так в практической сферах жизни. Законодательный разум был обвинен в непосредственной причастности к появлению тоталитарных режимов в Европе. «Просвещение в его европейском варианте тоталитарно» по исходу, утверждает постмодернист Б. Гройс.
Какова аргументация постмодернистов, обвиняющих разум в причастности к тоталитаризму? Законодательный разум формально воспроизводит патерналистские отношения, существующие в традиционных обществах, где над людьми довлеет авторитет традиции, старейшин, законов предков. Законодательный разум, выступая в качестве непререкаемого авторитета для людей, требует от них беспрекословного подчинения его предписаниям. В своем господстве над умами людей разум воспроизводит приемы Церкви и государства, которые в течение многих веков отрабатывали способы удержания людей в подчинении. Необходимым условием возможности диктата разума была европейская рационалистическая идея полного овладения истиной. Она явилась преемницей упорядоченной модели мира с помощью рационального рассуждения по законам логики. Постмодерн отрицательно отнесся к этой традиции, обвинил ее в императивности, властном предписании следовать законам разума. Претензии разума на познание истины носят, с точки зрения постмодерна, агрессивный характер, сопряжены с сексуальностью. Европейская устремленность к овладению истиной, к обладанию ею есть познавательный вариант фаллогоцентризма, присущего мужской культуре (Ж. Деррида). Агрессивность научного познания четко просматривается в процедуре научного эксперимента, который еще Г. Галилеи называл «пыткой естества».
Объявив гордыней и ложью претензии законодательного разума открыть с помощью приемов теоретизирования и техники экспериментирования истинные законы развития природы и общества, постмодерн отверг универсальность понятия истины, отказал таким понятиям, как Бог, душа, Я, внешний мир, объективность в праве быть основоположениями культуры вообще и человеческого бытия в частности. Постмодернисты отказываются мыслить в системе научных категорий: истина, сущность, закономерность, основание, причина, следствие и т.д. Стало модным говорить о полной невнятности мира, неоднозначности истины, утверждать, что эпоха «последних вопросов» — о смысле человеческого существования, о природе и сущности человека, о бытии и т.д. — закончилась. «Последние вопросы» — это метафизические вопросы, ответ на которые предполагает умение и навык теоретизирования, умствования. Постмодерн предлагает современному обществу обойтись без этих мистифицирующих способностей законодательного разума и восстановить в правах обыденное мышление, оперирующее фактами повседневного опыта. Тема повседневности становится центральной в феноменологической социологии.
Критикуя культурно-рационалистический проект Возрождения и Просвещения, постмодернистская мысль ищет пути и способы возврата к магически-мистериальным истокам, против которых боролась культура законодательного разума.
Стремясь избавить культуру от диктата разума, постмодерн оставляет за ним только одну функцию — интерпретативно-толковательную. Разум должен заниматься не познанием истины, а интепретацией, толкованием мира как текста. Процедура толкования-интепретации бесконечна во времени и пространстве, а потому теряет всякий смысл говорить о каком-то определенном содержании, претендующим на истинность. Разнообразные толкования по поводу мира и человека мирно сосуществуют, и ни одно из них не может рассматриваться как «привилегированное знание». Не существует «истинного» толкования, наделенного правом объявлять себя единственно достойным всеобщего признания. В контексте так понятого разума меняется и представление о философии. Так, современный философ-постмодернист Р. Рорти считает, что от нее остается только форма интепретации, в силу чего она превращается в одну из разновидностей литературных сочинений.
|
|