Главная тенденция постмодернизма — постепенно освободиться от любой власти в культуре и, прежде всего, от власти традиций. История новоевропейской культуры состоит из этапов такого освобождения. Известно, что Европа вступила в Новое время, реализовав глобальный онтологический сдвиг в мировоззрении, который Ницше выразил в афоризме «Бог умер». В дальнейшем европейская культура начала борьбу против власти разума, выразила сомнение в ценности саморефлексии. Постмодернизм уже прямо отказался от процедур культурной и личностной саморефлексии, обвинив ее в том, что она парализует свободу человеческой деятельности.
Постмодерн — это грандиозный проект освобождения человечества не только от воли Бога, диктата разума, саморефлексии, но и от власти времени и объективности. Время сведено в точку настоящего «здесь» и «сейчас» присутствия; оно перестало служить какой-либо определенной цели, которая всегда есть, с позиции постмодерна, власть над людьми. Объективность была объявлена иллюзией, а действительность отождествлена с содержанием повседневного опыта. Ничто великое, могущее довлеть над человечеством, больше не впускается в культуру; героика, патриотизм, национальная идея интерпретируются и третируются как формы идеологической власти, от которой необходимо освободиться.
Но в конце 70-х годов постмодерн обнаружил, что в гуманитарном знании осталась не развенчанной еще одна власть — власть дискурса. (Дискурс — рассуждение, довод). Лингвисты, филологи, литераторы постмодернистского направления развернули активную деятельность по освобождению от власти дискурса, т.е. власти языка и языковой реальности.
В чем же проявляется власть языка? Р. Барт пишет, что языковая деятельность и язык как форма ее выражения уже со времени своего возникновения обладали функцией власти, претендовали на законодательство. Любое слово обобщает, любой язык классифицирует и упорядочивает мир. Поэтому акт называния вещи словом «насилует» ее, а упорядочивание мира в слове равносильно применению власти. Кроме того, естественный язык определяет границы возможности того, что и как можно сказать, он позволяет говорящему сказать нечто и одновременно понуждает его сделать это определенным образом. Естественный язык властвует: он заставляет говорящего строго следовать грамматическим и стилистическим нормам и правилам. Если говорящий строит высказывание от имени «Я», то язык обязывает обозначать это «Я» женским или мужским родом, запрещая говорить о нем в среднем роде. Язык есть форма принуждения и в уст-нон речи: говорящий суггестивно подчиняет себе слушающего. Когда Р. Барт возглавил кафедру литературной семиологии в Коллеж де Франс, он определил свою задачу как преподавателя так: освободиться от диктата требований научности, строгого знания, не судить, не выбирать, а «вслух переживать грезу собственного исследования». Но реализовать полностью эту задачу ему, как он заявил, мешает власть дискурса. Как же от нее освободиться? Как ослабить власть языка? Как подорвать, изобличить его властные функции?
Во-первых, считает Р. Барт, это можно сделать, если в обществе будет разрешена языковая анархия, т.е. функционирование стольких языков, «сколько существует различных желаний к их употреблению». Множественность языков расшатает тягу к императивности и нормативности, что ослабит власть языка в обществе. Но остается при этом власть языка над самим собой. Для ее ослабления следует, во-вторых, «плутовать с языком, дурачить его», вовлекать языковые знаки в работу такого языкового механизма, «у которого отказали все стопоры и предохранительные клапаны, насаждать — прямо в сердце раболепного языка — самую настоящую гетеронимию вещей» (гетеронимия — разноимепность). Следует освободиться от взаимного подчинения слов друг другу, отказаться от приписывания знаку твердых значений, взирать на знак как на нечто воображаемое, не имеющее номинативной функции. Наука о знаках, пишет Р. Барт, должна стать наукой об игре со знаками. Все пишущие, говорящие, т.е. занимающиеся вербально-знаковой деятельностью, должны направлять свое внимание не на порождение смысла, а на наслаждение, получаемое от игры со словами и игры слов. Наука о знаках имеет своей задачей не раскопку смыслов и значений, а обращение со знаками, «как с расписным полотном, т.е. вымыслом». Постмодернистские поэты и писатели относятся к словам, как к драгоценным камням, которые надо пересыпать из ладони в ладонь, получая при этом причудливые калейдоскопические картинки.
Особое внимание обращают постмодернисты на преодоление власти языка в преподавании. Дело в том, что в процессе обучения учащимся передаются знания в словесно-знаковой форме, архитектоника которой обусловлена содержанием научной парадигмы, т.е. научных норм и правил, принятых в данной науке. Отсюда требования к четкости, последовательности, логичности изложения учебного сообщения. Но, с точки зрения постмодерна, это и есть выражение власти дискурса. Как избавить от нее процесс преподавания?
Добиться избавления от власти дискурса в письменном тексте можно, если прибегать к фрагментарности, разобщающей знаки, а потому лишающей их порядка, связи и т.д., всего того, на чем держится власть дискурса. В устной речи следует вводить всякого рода отступления, примечания, смещающие смыслы и разрывающие логику речевания. Именно так ведет себя Р. Барт в студенческой аудитории, по его собственному признанию.
Что же ожидает человечество, если постмодернистский проект избавления от власти дискурса будет повсеместно принят и реализован? Оно окажется в стихии речевого потока, лишенного грамматических, логических, семантических и других ограничении и оснований. Языки потеряют ярко выраженный национальный характер; национальная литература, как одна из существенных скреп и базы национального самосознания, перестанет существовать. Литература и все виды гуманитарного знания вообще превратятся в игру «ничьих» знаков, анонимных по отношению к любой национальной культуре.