Чиллек или Шиллык

Название праздника произошло от индоиранского "чилла" - "сорок". Дело в том, что согласно мифологии синодов Карга разрушил стену, закрывающую солнце, ночью 20 марта, а 21 марта, когда солнце взошло, сгорел. Поэтому изначально это были поминки по алпу Карга. Причем 40-диевные поминки. Их следовало проводить 29 апреля. Однако фактически проводили после Сабантуя, но перед севом. Со временем Чиллек стал праздником сева или первой борозды. Позже начали проводить после сева.

Порядок проведения праздника. До принятия ислама был следующий порядок проведения этого праздника.

Первая фаза. Примерно в полдень жители села выходили в поле. Первым делом в жертву приносили белого барана. Его кровь собирали в жертвенник, который назывался уфа. После этого приступали к осуществлению обряда "бирсолы-тарлау" (бир - просо, солы ­- овес, тарлау - вспахивание и боронование). В первую борозду бросали не только овес или просо, но и круто сваренные яйца (чтобы нива была плодородной) и рыбу (чтобы дождя было достаточно).

Вторая фаза. Если в первой фазе главными действующими лицами были мужчины, то во второй женщины. Они расставляли поминальные кушанья (обязательно рыбный пирог, кроме того, масло, мед, блины и т.д.), варили кашу и баранину. На начальных стадиях возникновения праздника для приготовления пищи использовали и кровь жертвенного барана. После обряда "первой борозды" произносили заклинания и принимались за поминальную еду.

Третья фаза. После завершения полевой части праздника все отправлялись на майдан. Здесь начинались конные скачки. Победителя обсыпали мукой и присуждали титул "Камыр батыр" ("Богатырь из теста или" Богатырь теста", т.е. урожая).

Четвертая фаза. По завершению скачек все отправлялись на кладбище, чтобы навестить могилы предков.

Пятая фаза. Вечером проводили поминальные пиры в честь предков. Пиры проводили в домах заблаговременно определенных хозяев. Жители одного конца села собирались в одном доме, другого - в другом. На следующий день приступали к севу.

Джиен

Этот праздник имеет многотысячелетнюю историю, которая распадается на несколько периодов. Выделим лишь два из них.

Первый период. Он продолжался с глубокой древности до середины Х века. Примерно с середины мая по конец июня царь объезжал по особому графику родовые (общинные), племенные и окружные (районные) центры. Такие центры назывались суба. К прибытию царя в субу собирали весь народ данной джиенной округи. Посредине майдана устанавливали ягy, т.е. символ священного дерева столб. На его вершину устанавливали изображение петуха или курицы, а к подножию привязывали жертвенного белого барана.

Вначале совершали моление Тангре (Тенгере), заклание жертвенного белого барана. После того, как съедали жepтвенную пищу, начинался съезд (джиен) жителей данной джиенной округи. Царь производил новые назначения на местные административные посты, вершил суд, принимал собранную дань. Затем начинался праздник. Важнейшие его элементы:

1. Ярмарка. На джиенскую ярмарку, которая по-бултарски называлась ягашлык, приезжало очень много купцов, вообще торговцев. Дело в том, что на джиенных ярмарках царь разрешал вести беспошлинную торговлю.

2. Боевые смотры. Ополчение из жителей данной джиенной округи показывало свое умение владеть оружием. Устраивали конные скачки.

3. Джиенные аши (обеды). Жители джиенных центров, т.е. суб угощали не только царя и его свиту, но и своих родственников, живших в других населенных пунктах.

4. Джиенные междлисы. Более состоятельные жители суб не ограничивались угощением своих родственников, а созывали множество гостей из числа и неродственников. Такие пиры назывались меджлисы.

Приехавшие из других населенных пунктов родственники веселились в течение 3­4 дней пока продолжался джиен, гости, угощались и дарили подарки родственникам, жившим в субе.

Второй период истории джuенов. Примерно с середины Х в. цари Волжской Булгарии перестали объезжать субы. Джиены приобрели чисто праздничный характер. Основные элементы джиенов предыдущего периода сохранились. Однако с укреплением позиции ислама произошли некоторые изменения в процедуре проведения джиенов.

Во-первых, они приобрели "чисто" праздничный характер, освободившись от политических свойств.

Во-вторых, в некоторых мероприятиях в рамках джиена мужчины стали участвовать отдельно от женщин.

На одну сторону происшедших изменений следует обратить особое внимание. Речь идет о совместных гуляниях парней и девушек. До принятия ислама совместные гуляния и увеселения парней и девушек были обычным явлением. С принятием ислама конные скачки потеряли свой свадебный оттенок и стали просто показательными соревнованиями. В них участвовали лишь мужчины. В другие дни года открытые встречи парней и девушек запрещались и строго пресекались родителями, муллой и пожилыми людьми. На джиене парни и девушки могли открыто гулять вместе. Юноша покупал своей избраннице различные подарки, угощения. Многие семьи зарождались на основе той дружбы и любви, возникшей во время джиенного npаздника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: