Основная принципиальная особенность рассматриваемого подхода -

ситуация, т.е. конкретные обстоятельства (совокупность условий и факторов), которые оказывают влияние на СУ в рассматриваемый момент времени.

Изучая сложившуюся ситуацию можно лучше понять как обусловившие ее причины, так и воздействия, которые будут в большей степени способствовать достижению целей исследования СУ в конкретных ус­ловиях и обстоятельствах.

В реализации ситуационного подхода важно представление исследователя о рассматриваемой проблеме или задаче и соответст­вующих решениях.

В ситуационном подходе, также как и в системном, должен использоваться процессный подход.

Ситуационный подход может использоваться в следующих случаях.

1. Если сравнительно часто повторяются типовые ситуации, требующие проведения однотипных исследовательских работ и эта­пов изучения СУ, когда заранее вырабатываются стандартные ис­следовательские процедуры, выводы и решения. Это позволяет не тратить много временных, трудовых и материальных ресурсов на разработку методик и проведение исследования, достаточно лишь идентифицировать реальную исследовательско - управленческую ситуацию и по типовой схеме получить готовые выводы и рекоменда­ции по принятию решения. В настоящее время это можно опера­тивно сделать с помощью специально разрабатываемых советующих компьютерных программ;

2. Когда возникают ситуации, отличающиеся от типовых и не имеющие стандартных готовых исследовательских процедур разре­шения. Для данного варианта возможно следующее:

• при отклонении от типовой ситуации, вызванной информационной неопределенностью имеющихся данных, можно ис­пользовать специально разрабатываемые советующие компьютер­ные программы с нечеткой логикой; выполнение таких «советов» позволит сделать исследовательские выводы и принять оптимальное решение, но только с определенной вероятностью;

• при полном отклонении от типовой ситуации и отсутствии информации для принятия исследовательских выводов следует ис­пользовать методы ситуационного анализа (например, факторного, балансового), что не исключает применение аналитических компь­ютерных программ.

Ситуационный подход к исследованию СУ развивается вместе с наукой и техникой. В настоящее время он предполагает использо­вание экономических и логических методов анализа, основных ме­тодов разработки управленческих решений и соответственно имеет связи информатикой, интеллектуальными советующими и эксперт­ными системами, теорией принятия решений и другими науками.

4.6. Функциональный подход к исследованию

Тесно взаимосвязанным с диалектическим подходом является функциональный подход. Его сущность состоит в рассмотрении ис­следуемой СУ или ее составляющих элементов только с позиций внешней среды. При этом исследуемая СУ представляется в виде «черного ящика». Это позволяет рассматривать отношения системы с другими системами и внешней средой абстрактно, не вникая в процессы, происходящие непосредственно в исследуемой системе.

Именно поэтому все то, что отражает поведение и отношения та­ким образом представленной функционирующей системы, называ­ют функцией, а подход функциональным.

При изменении в изучаемой системе каких-либо параметров в связи с происходящим процессом в «черном ящике» меняется ее состояние, в том числе взаимосвязи с внешней средой. Зная прин­ципы происходящих в системе процессов, можно исследовать саму систему и получить новые знания. Например, собрав информацию о сбоях и отказах компьютерной сети предприятия, не вникая в сущность происходящих в ней процессов, можно дать их прогноз.

Функциональный подход, подобно системному и ситуационно­му, не исключает использование при исследовании систем управле­ния процессного подхода. На практике функциональный подход может широко применяться при изучении экономических явлений, в том числе планирования, тенденций экономического развития, оценке акционерного капитала, изменения цен и т.п.

4.7. Рефлексивный подход к исследованию

Для понимания сущности рефлексивного подхода к исследова­нию СУ предварительно следует рассмотреть несколько терминов и определений, связанных с понятием «рефлексивный».

Рефлекс (от лат. reflexus - отражение) - физиологическая от­ветная реакция организма на те или иные воздействия, осуществ­ляющаяся через нервную систему. При таком рассмотрении разли­чают безусловные (врожденные) и условные (приобретенные и приобретаемые) рефлексы. В течение жизни условные рефлексы могут не только исчезать, восстанавливаться, но и в определенной мере трансформироваться в безусловные.

Рефлексия (от лат. reflexio - отражение, обращение назад) - полное сомнений и колебаний размышление, анализ собственных мыслей и переживаний; процесс самопознания субъектом своих внутренних психосостояний.

В работе Д. Юма «Трактат о человеческой природе» рефлексия характеризуется как вторичное восприятие (перцепция) реальности, т.е. все то, что основано на ее первичном чувственном восприятии. Другие ученые (например, Р. Декарт) отождествляют рефлексию со способностью человека сосредоточиться на содержании своих мыс­лей, абстрагировавшись от всего внешнего. Психолог С.Л. Рубин­штейн определил рефлексию как способность человека смотреть на жизнь со стороны.

Следует сказать, что исходя из этих определений, рефлексия у человека может проявляться в реальных условиях и при наличии знаний, мыслей, чувств. Следовательно, при проведении исследо­ваний рефлексия исследователя может быть использована в ходе решения самых разнообразных проблем и задач. В логике отноше­ние называется рефлексивным, если каждый его член находится в таком же отношении к самому себе.

При функционировании социально-экономических, организационно-производственных автоматизированных систем управ­ления могут быть выделены области:

1) рефлекторного реагирования определенным образом;

2) нерефлекторного реагирования при потере стойкости, проч­ности, устойчивости, действии на персонал сильного стресса.

Исходной точкой проектирования социально-экономичес­кого эксперимента должно быть выдвижение, исследование, подтверждение или отрицание гипотезы о рефлекторности си­стемы управления, а также выделение ограничений и областей рефлексионного и нерефлексионного поведения персонала и гуманистической части внешней среды. Должны быть сделаны гипотезы о характере взаимодействия социальной и техноген­ной частей, процессов в исследуемых системах управления.

Рефлекторная система управления - это система, которая откликается на конкретное внешнее воздействие вполне определенным образом. Такое наименование подчеркивает аналогию с рефлексами, которые существуют у любого организма и которые возникли в результате длительного процесса обучения и эволюции человека. Допущение о рефлекторности реакций позволяет прогнозировать социальные последствия управляющих воздействий.

Рефлексионное исследование систем управления возможно только в пределах их нормальной устойчивости, стойкости, отсутствия повреждений (поражений) и отказов технических средств, а также отсутствия сильного стресса у персонала автоматизированных систем управления.

Системы управления, потерявшие стойкость, устойчивость, имеющие, повреждения и отказы элементов, в условиях силь­ного стресса ведут себя нерефлекторно. Поэтому автоматизи­рованная система управления с участием человека-оператора, находящегося в условиях стресса, будет нерефлекторной. Сам факт участия индивидуума в автоматизированном управлении делает систему нерефлекторной в определенных ситуациях управления. Это связано с многовариантностью действий, затруднениями при прогнозировании поведения индивидуума в ситуации риска, неизбежного выбора, сильного стресса.

Поэтому одним из основных элементов социально-экономического эксперимента является необходимость установления границ рефлекторности поведения персонала и других субъектов рыночной деятельности.

Обычно СУ носят рефлекторный характер, так как в большин­стве случаев при проведении исследования всегда можно предуга­дать ответную реакцию системы на различного рода воздействия. При этом на более сильное воздействие система отвечает большей реакцией.

Соответственно нерефлекторнаяСУ реагирует на одни и те же воздействия неоднозначно, многовариантно. Нерефлекторной система становится, например, при потере устойчивости в результа­те неработоспособности какого-либо элемента, стрессового состоя­ния менеджеров, отказах ТСУ и т.п.

Участие человека в управлении делает ситуацию нерефлектор­ной только в определенных ситуациях, так как действия индиви­дуума трудно прогнозировать при наличии у него стресса, ситуаций риска и т.п. Поэтому при исследовании СУ необходимо учитывать особенности основного её элемента - человека, а это требует про­ведения аналитических работ социально - экономического и органи­зационно-технического характера и соответственно использования различных исследовательских методов (экономических, математи­ческих, психологических, социологических, технических, экономи­ко - математических, социально-экономических и пр.).

Следовательно, исследование любой СУ должно предваряться выделением в системе двух областей, где осуществляется рефлекторное реагирование на воздействия и нерефлекторное, связанное с возможной потерей устойчивости системы из-за человеческого или техногенного фактора.

Для рефлекторной области СУ, т.е. в усло­виях ее устойчивости, исследования могут проводиться больше ма­тематическими методами, для нерефлекторной - методами психо­логии, мотивации, теорий вероятности, катастроф и т. п.

Исследователь стремится к рациональности, но она в ситуации информационной неопределенности ограничивается его знаниями (или надо иметь большие ресурсы для сбора объективной инфор­мации и её глубокого анализа). Поэтому в идеальном случае про­цесс исследования проводится как рефлексивно, так и интуитивно, т.е. на основе исследовательского «чутья».

Основой рефлексивного подхода к исследованию служит систематизированная и доступная для обработки объективная информа­ция о внутренней и внешней среде изучаемой СУ в требуемом объ­еме. Ее источником выступают имеющиеся знания и практический опыт исследователя.

В основе интуитивного подхода к исследованию лежит ограни­ченное в объеме явное знание исследователя, что позволяет форми­ровать познавательный процесс в большей части на безусловных рефлексах.

Предпочтительным представляется рефлексивный подход к исследованию. Однако в этом случае исследование может иметь мни­мую точность. Так, под количественными показателями плана мо­жет скрываться неопределенность его содержания, обусловленная принятыми в плане цифрами на основе интуиции, т.е. будет иметь место мнимая рефлексивность.

От ситуации и объема знаний исследователя зависит то, какой подход к исследованию доминирует - рефлексивный или интуи­тивный. Преобладает, как правило, тот подход, которому отдается предпочтение в конкретном исследовании. Наиболее конструктивен подход, содержащий взвешенный баланс рефлексивности и интуитивности (рис.3.3.). При наличии дисбаланса принятое управленческое решение может оказаться недостаточно рациональным. Рис.4.3.

   
 
 
 


На основе исследований установлено, что при отсутствии сильного стресса поведение индивидуума, как элемента АСУ, может быть описано как периодическое звено СУ с некоторой индивидуальной постоянной запаздывания.

Эксперименты могут проводиться в естественных (натуральных) условиях или при искусственно создаваемых (имитируемых) условиях и/или искусственных воздействиях (тестах).

Вопросы для самоконтроля:

1.В чем особенности эмпирического и поведенческого подходов в ИСУ?

2. В чем преимущества комплексного и интеграционного подходов в ИСУ?

3. На чем основан инновационный подход в ИСУ?

4. Какие принципы лежат в основе диалектического подхода?

5. Назовите главную особенность системного подхода.

6. Какова последовательность действий исследователя при использовании системного подхода?

7.Какие виды процессного подхода вы знаете?

8. В чем сущность ситуационного и функционального подходов в ИСУ?

9. В каких случаях используется рефлексионное исследование?

Основная литература

1. Белов В.Г., Смольков В.Г. ИСУ (Исследование систем управления).- М.: Луч, Эликта-Принт,2000.

2. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб.пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

3. Исследование систем управления: Учеб. Пособие/ Под ред. Короткова Э.М. – М.: ИНФРА-М, 2003.

4. Коротков Э.М. Исследование систем управления.- М.: ООО Издательско - Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2003.

5. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов.- М.: ГУ ВШЭ, 2002.

6. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005.

7. Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления: Учеб.пособие. – М.: ЦИТОО, 2001.

8. Рогожин С.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие.- М.: Национальный институт бизнеса, 1999.

9. Фомичев А.Н. Исследование систем управления: Учебник/А.Н.Фомичев,- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.

Дополнительная литература

10. Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы.-М.: Наука,1978.

11. Афаеасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление.- М.: Политиздат,1981.

12. Беляев А.А., Короткое Э.М. Системология. — М.: ИНФРА-М, 2000.

13. Валуев С.А., Волкова В.Н., Игнатьева А.В. и др. Системный анализ в экономике и организации производства. - Л.: По­литехника, 1991.

14. Валуев С.А, Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. - М.: Машиностроение, 1993.

15. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. - М.: Экономика, 1993.

16. Клир Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач. Пер. с англ. М.: Советское радио, 1979

17. Ларин А.А. Теоретические основы управления: Учебное пособие. Ч.1. Процессы, системы и средства управления. -М.: РВСН, 1998

18. Мессарович М., Мако Д.,Тахара И. Теория иерархических многоуровневых систем: Пер. с англ. М., Мир, 1973.

19. Оптнер С.Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем: Пер. с англ. –М.: Советское радио, 1969

20. Основы общей теории систем: Учебное пособие. Ч.1. СПб.: ВАС, 1992

21. Партер У. Современные основания общей теории систем.: Пер. с англ. М.: Наука, 1971.

22. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения. Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

23. Словарь-справочник менеджера. /Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА, 1996.

24. Скоун Т. Управленческий учет./Пер. с англ, под ред. Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 1997.

25. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие. –М.: Юнити, 1998

26. Справочник директора предприятия. /Под ред. М.Г. Ла­пусты. - М.: ИНФРА, 1998

27. Теория управления. Терминология: Сборник рекомендуемых терминов. Вып. 107. –М.: Наука, 1988

28. Управление организацией. /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 1999.

29. Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов. Энциклопедия, 1989.

30. Энциклопедический социологический словарь. – М.: ИСПИ РАН, 1995


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: