Общие подходы к исследованию систем управления

Методологические подходы к исследованию систем управления.

 

Общие подходы к исследованию систем управления

Методология, как уже рассматривалось ранее, позволяет опре­делить цели и верные направления в исследовательской деятельности. Она также находит свое воплощение в формулирова­нии исходных гипотез, выборе подхода, принципов и методов ис­следования.

Использование любой методологии определяет применение того или иного подхода к исследованию, обусловливающего установле­ние определенного вида зависимостей, связей и отношений в изу­чаемом объекте.

Под методологией исследования можно понимать взаимосвя­занную совокупность используемых в конкретном исследовании методологических подходов, раскрывающих их принципов, форм и методов исследования, а также основных теоретических поло­жений, в которых на основе этих принципов устанавливаются основные категории и фиксируются определенного вида свой­ства, отношения и зависимости в изучаемом объекте.

Методология исследования имеет структуру, показанную на рис. 1.3.

 

Содержание (составляющие) методологии может быть рас­смотрено на трех уровнях отображения действительности:

- философско-мировоззренческом;

- общенаучном;

- конкретно-предметном.

Хотя результаты конкретного исследования обычно отобра­жают действительность на конкретно-предметном уровне, в за­висимости от формулировки исследуемой научной проблемы и глубины ее проработки исследователь вынужден явно или неявно, осознанно или нет, постоянно или время от времени обращаться к более фундаментальным методологическим составляющим: об­щенаучным, а в наиболее затруднительных для научного исследо­вания ситуациях - и к философско-мировоззренческим.

На каждом из уровней отображения действительности можно выделить несколько конкурирующих методологических подходов.

Методологический подход воплощается, прежде всего, в перечне принципов, определяющих, в том числе, основные категории, по­средством которых в теоретических положениях устанавливаются и фиксируются на основе этих принципов определенного вида свойства, отношения и зависимости в изучаемом объекте.

Принцип - основополагающее знание, исходное положение, правило, используемое как основа и сущность действий при осу­ществлении определенной деятельности (в нашем случае - иссле­довательской).

Говоря о различиях методологических подходов, следует иметь в виду, что они могут иметь и общие принципы; кроме того, ис­пользуемые на практике методологические подходы развиваются. Отличается и степень востребованности различных подходов в разных отраслях наук.

Методологические подходы философско-мировоззренческого уровня претендуют на универсальность, общность охвата всех яв­лений. Каждый из них связан с одним или даже несколькими фи­лософскими направлениями.

К наиболее часто используемым методологическим подходам философско-мировоззренческого уровня относятся:

агностицизм, предполагающий невозможность познания реальной действительности;

- позитивизм, характеризующийся ориентацией на эмпири­ческий базис и ставящий задачей научного исследования лишь описание явлений, но не их объяснение;

- экзистенциализм - одно из иррационалистических направлений, отрицающее возможность объективного раскрытия сущ­ности окружающей действительности («экзистенции» - существования), декларирующее субъективное познание окружающего мира через уяснение смысла собственного существования чело­века;

- диалектический, основанный на законах диалектики (закона единства и взаимодействия противоположностей, и др.).

Выбор методологического подхода к исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результа­тивность, так как от этого во многом зависит направленность всех исследовательских работ.

На философско-мировоззренческом уровне отсутствует явное различение принципов и методов, так, диалектический принцип восхождения от абстрактного к конкретному часто называют ме­тодом.

Каждый методологический подход философско-мировоззренческого уровня является основой развивающих и конкретизи­рующих его общенаучных методологических подходов. При этом необходимо иметь в виду более высокую степень опосредованности по отношению к содержательной стороне общенаучных под­ходов по сравнению с философско-мировоззренческими.

К наиболее часто используемым методологическим подходам общенаучного уровня относятся:

Натуралистический подход заключается в стремлении перенести в сферу исследований принципов и методов, ха­рактерных для естественных наук, основанных на количественных методах исследования.

Его частным случаем является механисти­ческий подход к изучению явлений и процессов в СУ, основанный на изучении в объекте только причинно-следственных связей, заключающийся в широком использовании аналогий общества с машиной (механизмом).

Сюда же можно отнести биологический подход, осно­ванный на использовании аналогии общества и человеческого организма, в котором приоритет отдается функциональным связям биологического характера (т.е. таким, как в живых ор­ганизмах).

Метафизический, в котором приоритет отдается связям дви­жения в виде превращения одного из них в другое с последующим возвращением к исходному.

Системный подход подробно рассмотрен в отдельном параграфе 4.3.

Феноменологически  подход, считая понимание высшей сте­пенью познания, сосредоточен на способах, которыми люди по­знают сознание других, живя в потоке собственного сознания.

Применительно к социологическим исследованиям говорят о качественном подходе, который в отличие от классической социоло­гии (количественного подхода) концентрирует свое внимание на частном, особенном в описании целостной картины социальных практик, основывается преимущественно на понимании и ин­терпретации индивидуального, а не описании и объяснении на основе какой-то теории обобщенных данных.

Среди методологических подходов на конкретно-предметном уровне отметим до­статочно общий деятельностный подход, сфокусированный на изу­чении субъект - объектных отношений, целей, средств и результатов деятельности.

Выделяют также такие общие и специфические подходы, как эмпирический, поведенческий, информационный, математический, процессный, ситуационный, функцио­нальный, рефлексивный и другие подходы (подробнее рассматриваются ниже).

Кроме этого подход может быть аспектным, системным и концептуальным.

Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Так, например, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный и т. д.

Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.

Концептуальный подход - предполагает предварительную разработку концепции исследования, т. е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования.

По другой классификации подход может быть эмпирическим, прагматическим и научным.

Если он в основном опирается на опыт, то это эмпирический подход, если на задачи получения ближайшего результата, то прагматический.

Наиболее эффективным является, конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппарата в его проведении.

Выбор методологического подхода к исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результа­тивность, так как от этого во многом зависит направленность и эффективность всех исследовательских работ.

Ошибки в выборе методологии исследования могут существенно повлиять на результаты исследования, его эффективность, привести к неоправданным затратам, либо вообще завести в тупик и не позволят достичь поставленной цели. В любом случае базовой основой процесса исследования явля­ется элемент каждой подсистемы и необходимо изучать его взаимо­связи и взаимодействие с другими элементами в пространстве иво времени.

Рассмотрим более подробно общие подходы к ИСУ.

Эмпирически  подход. На основании этого подхода изучает­ся опыт функционирования системы (в прошлом и в настоящем времени).

Такой подход дает возможность применить методы исследования в конкретной ситуации функционирования системы и ее элементов.

При изучении явлений и процессов, проистекающих в органи­зации и в системе управления, необходимо внимательно относиться к использованию тех или других методов, так как какой-то метод, быв­ший эффективным в прошлом, может не соответствовать требовани­ям функционирования системы в настоящем.

Эмпирический подход к исследованию систем управления по­зволяет обобщить результаты исследования и выявить те или иные направления эффективного функционирования организации, и ее сис­темы управления, как в прошлом, так и в настоящем, и спрогнозиро­вать будущее развитие системы. Этот подход позволяет не повторять ошибки прошлого.

Целью поведенческого подхода является создание всех необхо­димых условий для реализации творческих способностей каждо­го сотрудника, для осознания собственной значимости в управ­лении организацией.

Важное значение для менеджеров приобре­тает изучение различных поведенческих подходов, которые ре­комендует общий менеджмент и исследование возможности их применения в процессе анализа организации, в частности, изучение межличностных отношений и группового поведения. Удачно подобранная команда единомышленников и партнеров, способных понимать и внедрять идеи своего руково­дителя, - важнейшее условие экономического успеха.

Поскольку главным элементом любой системы управления является человек, то изучение системы должно быть сосредоточено на межличностных отношениях, склады­вающихся в процессе ее функционирования.

Изучение межличностных отношений основывается на методах социально-психологических наук. При использовании этого подхода необходимо изучать внутриличностные и межличностные явления и процессы, которые протекают в сис­теме, так как они охватывают весь диапазон - от индивидуума до про­изводственного коллектива во взаимосвязи с культурной средой.

Особое внимание необходимо уделять изучению человеческого факто­ра, т.е. мотиваций личности, поведения, потребностей и интересов. Это изучение дает возможность выявить причины конфликтных ситуаций и социальной напряженности, возникающих в коллективе.

Изучение группового поведения. Этот подход к исследованию тесно взаимодействует с изучением межличностных отношений. В практической деятельности их часто путают. Изучение группового поведения иногда называют изучением организационного поведения.

Под термином «групповое поведение» следует понимать сис­тему отношений в системе управления, которая представляет собой комплекс элементов или организационных механизмов, подверга­ющихся воздействию воззрений, конфликтов, привычек, требований и культурной среды, окружающих производственный коллектив.

Этот подход позволяет выявить, какие факторы способствуют успехам теории и практики управления коллективом.

Социально-технический подход. На эффективность функционирования системы управления оказывают влияние не только соци­альные, но и технические аспекты процесса производства и труда. Практическая производственная и техническая система воздейству­ют на людей, их личное мировоззрение и поведение, поэтому необ­ходимо внимательно изучить взаимодействие людей с технико-техно­логическим окружением, в котором они работают.

Это позволяет выявить факторы, которые оказывают отрица­тельное воздействие на гармоничное взаимодействие людей в процессе производства и труда. На основании анализа полученной информа­ции разрабатывается система мер по совершенствованию технико-техно­логического уровня организации производства и труда и управления.

Подход с позиции принятия решений. Особая роль управленческого решения в эффективности функционирования организации, и ее системы управ­ления, определяется его функциями в процессе управления.

Прежде всего, необходимо отметить направления воздействия решения на всю систему управления. Определяется, как перспективные и текущие за­дачи влияют на развитие системы. При этом решение на основе вы­бора эффективного варианта реализации проблемы оптимизирует цель, приводит ее в соответствие с имеющимися ресурсами.

Кроме того, решение обеспечивает координацию деятельности всех звеньев и орга­нов управления системы, участвующих в реализации решения по про­блеме, а также оказывает мобилизующее воздействие на участников процесса ее разрешения.

При изучении системы управления на основе этого подхода необходимо для выработки решения использовать методы функцио­нального и математического анализа, моделирования.

Информационный подход. Информация играет важную роль в системе управления. Эту роль она может выполнять, если сообще­ния, отчетные данные, другие сведения о явлениях и процессах, протекающих в систе­ме и во внешней среде, отвечают соответствующим требованиям. При совершенствовании системы управления необходимо исследовать ин­формационное обеспечение, потоки движения информации и документо­оборота в системе. Для этого используют информационный подход, а также функциональный анализ и методы кибернетики.

Математический подход позволяет изучить и провести количественную оценку явлений и процессов, которые протекают в сис­теме. На его основе выявляется количественное влияние факторов, их взаимосвязи, и на основе полученной информации определяется при­оритетность целей и средства их достижения.

Математический подход является инструментом нахождения способов установления целей и соизмерения средств их достижения, а также построения модели взаимосвязей и взаимодействия элемен­тов системы при выполнении поставленной задачи.

Комплексный подход - одно из условий изучения и разработ­ки системы мер по совершенствованию системы управления. Для комплексного изучения системы управления используются методо­логии исследования, применяемые в экономике, истории, социологии, психологии, праве и других науках, изучающих явления и процессы.

Комплексный подходпредполагает рассматривать при анализе как внутреннюю, так и внешнюю среду организации. Это озна­чает, что необходимо учитывать не только внутренние факторы, но и внешние - экономические, геополитические, социальные, демографические, экологические и др. Однако, к сожалению, они не всегда принимаются во внимание.

Например, часто со­циальные вопросы при проектировании новых организаций не учитываются вообще либо их решение откладывается. При вне­дрении новой техники не всегда берутся в расчет показатели эргономичности, что приводит к повышению утомляемости ра­бочих, а в итоге - к снижению производительности труда. При формировании новых трудовых коллективов должным образом не учитываются социально-психологические аспекты, в частности проблемы мотивации труда.

Суммируя сказанное, можно утверждать, что комплексный подход является необходимым условием при решении задачи анализа организации.

Для исследования функциональных связей информационно­го обеспечения систем управления используется интеграционный подход, суть которого в том, что исследования осуществляются как по вертикали (между отдельными элементами системы управления), так и по горизонтали (на всех стадиях жизненного цикла продукта).

Под интеграцией понимается объединение субъектов управ­ления для усиления взаимодействия всех элементов системы управления конкретной организации. При таком подходе появ­ляются более прочные связи между отдельными подсистемами организации, а им поручаются более конкретные задания.

На­пример, управляющая подсистема задает службам и подразделениям организации конкретные показатели их деятельности по качест­ву, количеству, затратам ресурсов, срокам и т.д. На основе вы­полнения этих показателей достигаются поставленные цели.

Интеграция по стадиям жизненного цикла продукта по гори­зонтали требует формирования единой и четкой информацион­ной системы управления, которая должна включать прежде все­го показатели качества и количества затрат по стадиям научно-исследовательской, конструкторской и технологической подго­товки производства, а также показатели собственно производст­ва, внедрения, эксплуатации и снятия изделия с производства.

Такая согласованность показателей по стадиям жизненного цикла продукта позволяет создать структуру управления, обес­печивающую оперативность и гибкость управления.

Интеграция по вертикали представляет собой объединение юридически самостоятельных организаций для наилучшего дости­жения поставленных целей.

Это обеспечивается:

- во-первых, объе­динением усилий людей, т.е. синергетическим эффектом,

- во-вторых, созданием новых научно - экспериментальных баз, внедре­нием новых технологий и нового оборудования.

В свою очередь, создаются условия для улучшения связей по вертикали между фе­деральными, муниципальными органами управления и отдельны­ми организациями, особенно в производственной и социальной сферах деятельности. Такая интеграция обеспечивает наилучший контроль и регулирование в процессе реализации новых указов, постановлений и другой регламентирующей документации.

Интеграция как таковая дает организациям (предприятиям) дополнительные возможности для повышения их конкуренто­способности за счет расширения сотрудничества. Появляется более широкий простор для развития и внедрения новых идей, выпуска более качественной продукции, оперативность в реали­зации принятых решений.

Применение интеграционного подхода создает условия для наилучшего осуществления стратегических задач на всех уров­нях в системе управления - холдинга, отдельных компаний и конкретных подразделений.

Маркетинговый подход предполагает проведение анализа ор­ганизаций на основе результатов маркетинговых исследований. Главной целью при таком подходе является ориентация управ­ляющей системы на потребителя.

Реализация поставленной це­ли требует, прежде всего, совершенствования деловой стратегии организаций, цель которой - обеспечить своей организации устойчивое конкурентное преимущество. Маркетинговый анализ призван выявить эти конкурентные преимущества и факторы их определяющие.

Как показала практика проведения исследований, к таким факторам относятся:

- качество продукции или услуг;

- качество управления самой организации;

- маркетинговое качество, т.е. свойство товара соответство­вать реальной потребности населения.

При этом важно учитывать конкурентную позицию, т.е. по­зицию исследуемой организации в отрасли на данный период времени, поскольку конкурентная борьба является дорогостоя­щим мероприятием, а рынок характеризуется высокими вход­ными барьерами.

Таким образом, значение маркетингового подхода в том, чтобы обеспечить организацию всей необходимой информаци­ей, знание которой позволит надолго удержать и сохранить свою конкурентную позицию в отрасли.

Инновационный подход основан на умении организации быст­ро реагировать на изменения, диктуемые внешней средой. Это касается внедрения нововведений, новых технических решений, неуклонного возобновления производства новых товаров и услуг для наилучшего удовлетворения потребностей рынка сбыта. За­лог успешного функционирования любой организации в том, что она должна идти не только вровень с техническим прогрес­сом, но и опережать его.

Внедрение инноватики также требует проведения системного анализа, а именно возможностей организации для внедрения того или иного новшества. Процесс анализа при инновацион­ном подходе весьма сложен и охватывает все стадии жизненного цикла продукта.

1. Анализ возможности проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Здесь следует определить, рас­полагает ли данная организация необходимыми финансовыми ресурсами, поскольку расходы на разработку инновационных идей и их внедрение возрастают все интенсивнее.

Как правило, финансирование осуществляется инвестици­онными компаниями, частными и государственными фондами, при этом финансируется определенный проект или новая науч­ная идея.

Финансирование проходит в несколько этапов: снача­ла прикладные исследования, затем опытные разработки и на заключительном этапе финансирование массового производства. Весьма важное значение имеет поиск надежных финансовых инвесторов, поскольку наукоемкое производство таит в себе большую неопределенность. Многие нововведения не доходят до массового производства из-за того, что отвергаются рынком. Кроме того, здесь достаточно велик финансовый риск.

На этой стадии также необходимо выяснить, имеется ли в команде исполнителей специальная группа людей, которая будет заниматься разработкой и реализацией инновационных проек­тов, и какова их профессиональная подготовка.

2. Анализ возможности внедрения в производство результатов НИР и ОКР. Здесь необходимо определить техническую, органи­зационную и экономическую целесообразность внедрения новой техники либо технологии.

3. Анализ возможности вывода нового продукта на рынок. Осо­бую роль в данном случае должен сыграть маркетинговый подход. Необходимо изучить требования рынка, характер продукции по­добного типа, пользующейся спросом, определить, где она про­изводится и в каком количестве.

Немаловажную роль играет и собственная конкурентная по­зиция. Именно на этой стадии анализа должна в наибольшей степени проявить себя деловая (конкурентная) стратегия органи­зации, от которой зависит продолжительность жизни товара - от первых продаж до насыщения спроса и ухода с рынка

При инновационном подходе необходимо помнить: чтобы успешно конкурировать на рынке, необходимо дать возмож­ность изобретателям создавать новые вещи, свободно творить и доводить свои изобретения до успешной реализации. Для этого команде изобретателей необходима определенная свобода твор­чества: право принимать решения и отвечать за конечные ре­зультаты. Управление организации должно быть направлено на поощрение инициативы и предприимчивости изобретений.

Сущность нормативного подхода заключается в следующем. Анализ любой системы управления с целью ее совершенствова­ния связан с учетом совокупности важнейших нормативов, кото­рыми руководствуется в своей деятельности аппарат компании. Это и установленные для каждой отрасли нормативы, например нормы управляемости и нормативы, разрабатываемые самими проектировщиками (Положение об организации, должностные инструкции, штатное расписание и др.). Нормативы могут иметь целевую, функциональную и социальную направленность.

К целевым нормативам относится все то, что обеспечивает реализацию поставленных перед организацией целей. Это, преж­де всего, показатели качества продукции, ресурсоемкость про­дукции, эргономические показатели, показатели надежности, а также технический уровень производства.

К функциональным нормативам относится качество и своевременность проработки планов, четкая организованность подразде­лений, оперативный учет и контроль, строгое распределение функциональных обязанностей в каждом структурном подразде­лении организации.

Нормативы в социальной сфере должны обеспечить оптималь­ные условия для социального развития коллектива.

Сюда вклю­чаются показатели (нормативы):

- стимулирования и охраны труда;

- обеспеченности всех сотрудников необходимыми техниче­скими средствами для успешной работы;

- правовые;

- экологические

- систематического повышения профессионального роста;

- хорошей мотивации.

Таким образом, нормативный подход при проведении ана­лиза требует учета всей совокупности нормативов при управле­нии ресурсами, процессом и продуктом. Чем больше будет на­учно обоснованных нормативов по всем аспектам деятельности организации, тем скорее придет успех в достижении постав­ленных целей.

В исследовании систем управления особое значение имеют методологические подходы, позволяющие наиболее объективно, комплексно и системно выявить и оценить имеющиеся проблемы, в частности диалектический, системный (системно-структурный), процессный, ситуационный, функциональный и рефлексивный подходы.

Диалектический подход к исследованию

При исследовании систем управления необходимо использо­вать диалектический подход. Суть его состоит в том, что в процессе функционирования системы все её элементы взаимосвязаны и взаимо­обусловлены. Поэтому изменения, производящиеся в одних элемен­тах, вызывают изменение других элементов системы.

Следовательно, необходимо изучать: всю совокупность параметров и показателей, характеризующих результативность функционирования системы и сис­темы управления в динамике; свойства организационных процессов (адаптацию, саморегулирование и самоорганизацию).

Большая часть изучаемых объектов - ди­намичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействую­щие с внешней средой, поэтому одним из наиболее приемлемых подходов их исследования является диалектический.

Диалектический подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым за­коном этого учения выступает закон единства и взаимодействия противопо­ложностей, а основополагающим принципом - принцип всеобщих связей явлений.

Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом разви­тие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуще­ствляется по спирали. Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопле­ние знаний и достижение с течением времени новых уровней раз­вития.

Помимо закона единства и взаимодействия противоположностей диалектики в ходе познания следует руководствоваться такими за­конами, как переход количества в качество, отрицание отрицания, реализуя при исследовании следующие принципы:

- восхождения от абстрактно­го к конкретному,

- единства анализа и синтеза, логического и истори­ческого,

- выявления в объекте разнокачественных связей и их взаимо­действия.

Рассматриваемый подход предопределяет необходимость ис­пользования соответствующих принципов:

- непрерывного движения и развития всех явлений;

- научности, требующий использования всего нового и прогрессивного и обеспечивающий предвидение явлений, возможность использования результатов исследований;

- взаимодействия, предполагающего использование разнооб­разных связей, многовариантности, и целостности отображения и исследования явлений;

- объективности и достоверности;

- противоречивости;

- преемственности;

- относительности;

- исторической определенности.

Диалектический подход к исследованию определяет практика, которая является:

1) основным методологическим инструментом исследования;

2) движущей силой исследования, так как определяет то, что может быть для нее актуальным;

3) важнейшим потребителем результатов исследования;

4) основным критерием истинности результатов исследования.

Существенную значимость при использовании диалектического подхода приобретают исторический и логический методы познания истины.

Диалектический подход к исследованию в связи с его положе­ниями о постоянстве происходящих изменений, необходимости замены всего устаревающего новым является наиболее прогрессив­ным и используется в подавляющей части всех проводимых иссле­дований. По существу, выбор и использование принципов и мето­дов диалектического подхода к исследованию в сочетании с мето­дологическим инструментарием других подходов является в совре­менный период его практической формулой.

Диалектический подход во многом определил развитие целого спектра других подходов, и в первую очередь системного.

Системный подход к исследованию

Системный (системно-структурный) подход - это такое направление методологии науч­ного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экономической системы.

Системный подход, будучи неразрывно связанным с фундамен­тальными идеями диалектики и диалектического подхода, вместе с тем имеет свою сущность и выступает как отдельный методологиче­ский подход. Он предполагает, что объект исследуется как целост­ная совокупность составляющих его подсистем, элементов и во всем многообразии выявленных свойств и связей внутри объекта, а также между объектом и внешней средой.

В реальных условиях каждый структурный элемент воздействует как на все другие элемен­ты, так и на систему в целом. Такой подход к изучению систем управ­ления создает возможность вскрыть закономерности связей элемен­тов системы, а также их соотношения и субординацию.

В качестве примера можно привести использование системного подхода при проведении К. Марксом известного научного исследо­вания общества как целого, результаты которого он отразил в «Ка­питале». Это одно из первых системных исследований сложной со­циально-экономической системы.

В XX в. в связи с развитием общественных отношений и техни­ки, а также постановкой задач более высокого уровня существенно усложнились подходы для разрешения проблемы в социально-экономических СУ (например, задачи оптимального планирова­ния). Локальные исследования с течением времени уже не могли давать требуемых результатов при решении часто возникающих многообразных комплексных проблем, включающих социальные, технические, организационные, политические и другие аспекты.

Поэтому со второй половины XX в. системный подход стал одним из приоритетных и ведущих среди всех других, а с конца 60-х гг. прочно вошел в научную терминологию под этим наименованием. Ранее его иногда называли «системный анализ», «системно-структурный подход», «системный метод», «общая теория систем», но впоследствии за этими терминами были закреплены более узкие, специфические понятия.

Гносеологической основой (гносеология - раздел философии, изуча­ющий формы и методы научного познания) системного подхода является общая теория систем, начало которой положил австралийский биолог Л. Берталанфи. Предназначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из которых можно вывести общесистемные закономерности.

Трудности изучения системы управления связаны с тем, что наряду с явлениями, поддающимися количественному измерению (на­пример, выбор пути, обеспечивающего наименьшую затрату времени для выполнения какой-либо работы), есть и такие, которые не под­даются количественной оценке. К ним относятся влияние моральных стимулов на повышение производительности труда, значение про­движения по карьерной лестнице и т.п.

Оценка этих факторов требует специфических методов, основанных на массовом изучении явлений одного и того же порядка и последующей математической обработке полученной информации. Изучение массовых явлений вызывает не­обходимость проведения социологических исследований.

Рассмотрим основные принципы системного подхода:

1. Целостность. Данный принцип позволяет рассматривать систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

2. Иерархичность строения. Это означает наличие множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем - управляющей и управляемой, причем одна подчиняется другой.

3. Структуризация. Реализация этого принципа дает возмож­ность анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

4. Множественность. Этот принцип позволяет использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Как отмечалось выше, при системном подходе важное зна­чение приобретает изучение характеристик организации как системы, т.е. «входа», «процесса» и «выхода».

При системном подходе на основе маркетинговых исследо­ваний сначала исследуются параметры «выхода», т.е. вопросы ставятся относительно товаров или услуг: что производить, с какими показателями качества, с какими затратами и для кого, в какие сроки продавать и по какой цене? Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги.

Затем определяются параметры входа, т.е. исследуется по­требность в ресурсах (материальных, финансовых, трудовых и информационных). Она выявляется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (техника, технология, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономиче­ской, геополитической, социальной, экологической и др.).

И, наконец, не менее важное значение приобретает исследо­вание параметров процесса, преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На данном этапе в зависимости от объекта исследо­вания рассматривается производственная технология либо тех­нология управления, а также пути ее совершенствования и спо­собствующие этому факторы.

Таким образом, системный подход позволяет нам комплекс­но оценить любую производственно-хозяйственную деятель­ность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода по­зволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

Главной особенностью системного подхода является то, что он требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать общность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями. Все это формирует особый метод мышления, позволяющий гибко реагировать на изменения обстановки и принимать обоснованные решения.

Применительно к исследованию организаций системный подход предусматривает:

- рассмотрение всей организации как некоторой целостности - системы, состоящей из относительно обособленных взаимодейст­вующих и взаимосвязанных между собой элементов и подсистем с особыми специфическими свойствами;

- рассмотрение организации как открытой многоцелевой сис­темы, имеющей определенные «рамки» управляющей и управляе­мой (производственной) подсистем, взаимодействующие между со­бой внутреннюю среду и внешнюю среду, внешние и внутренние цели, подцели каждой из подсистем, стратегии достижения целей и т.п.; при этом изменение в одном из элементов любой системы вызыва­ет изменения в других элементах и подсистемах, что основывается на диалектическом подходе к взаимосвязи и взаимообусловленно­сти всех явлений в природе и обществе;

- всестороннее изучение не только отдельных свойств взаимодействующих и взаимосвязанных между собой компонентов систе­мы, ее внутренней и внешней среды, но и генерируемых при этом новых синергетических свойств, обладающих новыми качествами;

- изучение всей совокупности параметров и показателей функционирования системы в динамике, что требует исследования внутриорганизационных процессов адаптации, саморегулирования, са­моорганизации, прогнозирования и планирования, координации, принятия решений и т.п.

Соблюдение каждого из приведенных положений имеет боль­шое значение для реализации системного подхода к исследованию. Однако еще в более значительной мере это зависит от способности или неспособности исследователя мыслить системно, воспринимать внутреннюю среду и внешнюю среду целостно и принимать соот­ветствующие системному подходу решения (например, определять состав элементов, подсистем, подлежащих исследованию выбирать наиболее рациональный метод исследования).

Рассмотрим особенности реализации системного подхода.

Любое исследование предваряет его формулировка, из которой долж­но быть понятно, что нужно делать и на основании чего это делать.

В формулировке задачи исследования надо постараться различить об­щий и частный планы.

Общий план определяет тип задачи - анализ или синтез.

Частный план задачи отражает функциональное предназначение системы и описывает характеристики, подлежащие исследованию.

Конкретность формулировки задачи во многом зависит от знаний ис­следователя и имеющейся информации. Меняется представление о системе, и это приводит к тому, что почти всегда имеются различия между постав­ленной и решаемой задачами. Чтобы они были несущественными, форму­лировка задачи должна корректироваться в процессе ее решения. Измене­ния в основном будут касаться частного плана сформулированной задачи.

Особенностью выделения объекта как системы из окружающей среды является то, что необходимо выбрать такие его элементы, деятельность или свойства которых проявляются в области исследования данного объекта.

Установление внутренней структуры не является операцией только начального этапа исследования, она будет уточ­няться и изменяться по мере проведения исследований. Этот процесс отличает сложные системы от простых, в которых элементы и связи между ними не изменяются в течение всего цикла исследования.

В любой системе каждый элемент ее структуры функционирует исходя из некоторой своей цели. При ее выявлении (или постановке) следует ру­ководствоваться требованием подчиненности общей цели системы. Здесь следует отметить, что частные цели элементов не всегда согласуются с ко­нечными целями самой системы.

Сложные системы, как правило, исследуются на моделях. Целью моде­лирования является определение реакций системы на воздействия, границы функционирования системы, эффективность алгоритмов управления. Мо­дель должна допускать возможность вариаций изменения количества элемен­тов и связей между ними с целью исследования различных вариантов пост­роения системы. Процесс исследования сложных систем носит итеративный характер, и число возможных приближений зависит от априорных знаний о системе и жесткости требований к точности получаемых результатов.

Таким образом, на практике для реализации системного подхода необходимо предусмот­реть выполнение следующей последовательности действий:

- формулировку задачи исследования;

- выявление объекта исследования как системы из окружающей среды;

- установление внутренней структуры системы и выявление внешних связей;

- определение (или постановка) целей перед элементами исходя из проявляющегося (или ожидаемого) результата всей системы в целом;

- разработку модели системы и проведение на ней исследований.

Данный подход обладает существенными достоинствами по сравнению с другими, например:

1) возможности системного подхода значительно шире для по­знания объекта исследования, в том числе его синергетических свойств;

2) можно декомпозировать любой изучаемый объект с необхо­димой глубиной для достижения цели исследования, что обеспечи­вает выявление всего необходимого для изучения любого относи­тельно неделимого элемента;

3) создается более глубокая схема обоснования и выявления ха­рактера и достоверности связей и отношений в исследуемом объек­те, и при этом формируются предпосылки для поиска новых меха­низмов эффективного функционирования объекта;

4) обусловливается тесная связь с другими методологическими направлениями науки, а при необходимости имеется возможность совместного интегративного применения других методологических подходов, что повышает результативность исследования.

На основе проведенных исследований вырабатываются рекомендации:

- по характеру взаимодействия между системой и окружающей средой;

- по структуре системы, видам организации и типам связей между элементами;

- по закону управления системой.

В настоящее время много работ посвящено системным исследованиям. Все они рассматривают решение системных задач, в которых объект исследований представляется в виде системы.

Системные задачи могут быть двух типов: системного анализа или системного синтеза.

Задачи системного анализа - определение свойств системы по известной структуре, изучение свойств уже существующего образования.

Зада­чи системного синтеза - определение структуры системы по ее свойствам, т.е. создание новой структуры, которая должна обладать желаемыми свойствами.

Системный анализ и синтез предполагает исследование больших систем, сложных задач. Н.Н. Моисеев отмечает: «Системный анализ... требует диализа сложной информации различной физической природы» [Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука, 1981.]. Исходя из этого Ф.И. Перегудов определяет, что «системный анализ есть теория и практика улучшающего вмешательства в проблемные ситуации» [Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989.].

Главная практическая задача системного подхода в исследовании систем управления состоит в том, чтобы, обнаружив и описав сложность, обосно­вать также дополнительные физически реализуемые связи, которые, будучи наложенными на сложную систему управления, сделали бы ее управляемой в требуемых пределах, сохранив при этом такие области самостоятельности, которые способствуют повышению эффективности системы.

Включенные новые обратные связи должны усилить благоприятные и осла­бить неблагоприятные тенденции поведения системы управления, сохранив и ук­репив ее целенаправленность, но при этом ориентируя ее на интересы надсистемы.

Процессный подход к исследованию

Процессный подход (процесс - последовательная смена состоя­ний в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления) извес­тен применительно к управлению в целом.

Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение ком­плекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятель­ности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организовывание и т.д.) Причем выполнение каждой работы и общих функций управления здесь также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно вы­полняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты (рис. 4.1). Рис.4.1.

 
 

 

Входы Выходы

(информация и пр.) (результаты

преобразования входов)

Ресурсы средства, с помощью которых реализуется исследовательский процесс, в т.ч. обеспечение персонала техническими средствами, энергией, помещениями, транспортом и т.п.

Часто выход одного процесса является входом для другого, а сам процесс управления определяется суммой всех связанно вы­полняемых функций. В рамках такого подхода изучение СУ следует рассматривать как выполнение исследовательских работ и общих управленческих функций по их реализации (исследовательского управленческого цикла) в виде процесса - непрерывной серии взаимосвязанных действий, т.е. как работу по достижению целей исследования.

При процессном подходе характерна ориентация на совокупность непрерывно осуществляемых действий по всем иссле­довательским работам с их идентификацией и взаимосвязанным общим управленческим функциям (прогнозированию, планирова­нию, организации работ, координации, выполнению работ, регули­рованию, активизации и стимулированию, учету, контролю и ана­лизу), преобразующих входы в выходы и представляет собой про­цессный подход к исследованию СУ.

Технологически процессный подход к исследованию осуществля­ется последовательно, параллельно и последовательно-параллельно (рис. 4.2), однако наиболее жизнеспособным из названных подходов является последовательно-параллельный.

А

 
 

Б

 

 
 

 

В


Рис. 4.2. Виды процессного подхода к исследованию: А - последовательный; Б – параллельный; В – последовательно-параллельный

Преимущество процессного подхода состоит в следующем:

- непрерывности взаимосвязанного проведения исследователь­ских работ;

- получении синергетического исследовательского результата;

- более полном выполнении требований к проведению иссле­дований;

- постоянном улучшении процессов, основанных на объектив­ных результатах исследования.

Ситуационный подход к исследованию

Сущность ситуационного подхода заключается в том, что побудительным мотивом к проведению анализа являются конкрет­ные ситуации, широкий диапазон которых существенно влияет на эффективность управления. При таком подходе система управления в зависимости от характера ситуаций может менять любую из своих характеристик.

Объектами анализа в данном случае могут быть:

- структура управления - в зависимости от ситуации и на основании проведенных объемных расчетов выбирается структура управления с преобладанием либо вертикаль­ных, либо горизонтальных связей;

- методы управления;

- стиль руководства - в зависимости от профессионализма, численности и личностных качеств сотрудников выбирает­ся стиль руководства, ориентированный либо на задачи, либо на человеческие отношения;

- внешняя и внутренняя среда организации;

- стратегия развития организации;

- технико-технологические особенности производственного процесса;

- под­система управления качеством, затратами и др.

Однако, в ряде воз­никших ситуаций, объектом исследования может быть и СУ в целом.

В настоящее время для ряда целей исследования СУ, обуслов­ленных необходимостью быстротечного изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснован­ные управленческие решения.

Такие цели могут ставиться по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с внезапными изме­нениями на рынках, необходимостью срочного заключения кон­тракта, проведением не в установленные плановые периоды работ по реструктуризации СУ и т.п.

В условиях конкуренции цена за­держки в проведении исследования и принятия последующего ре­шения по его результатам даже правильных управленческих реше­ний может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований СУ.

В этих случаях и следует использовать ситуационный подходк исследованию СУ, сущность которого, как уже отмечалось, заключается в оперативном изучении сложившейся ситуации и проведении исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования и своего рода методов «моментальных фотографий» управленческой деятельности организации и ее отношений с внеш­ней средой. Однако в любом случае тот или иной метод исследова­ния должен определяться конкретной сложившейся ситуацией.

В общем случае ситуационный подход к исследованию методо­логически тесно связан с аналогичным подходом к управлению, который сформировался ранее и внес существенный вклад в тео­рию управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: