Методологические подходы к исследованию систем управления.
Общие подходы к исследованию систем управления
Методология, как уже рассматривалось ранее, позволяет определить цели и верные направления в исследовательской деятельности. Она также находит свое воплощение в формулировании исходных гипотез, выборе подхода, принципов и методов исследования.
Использование любой методологии определяет применение того или иного подхода к исследованию, обусловливающего установление определенного вида зависимостей, связей и отношений в изучаемом объекте.
Под методологией исследования можно понимать взаимосвязанную совокупность используемых в конкретном исследовании методологических подходов, раскрывающих их принципов, форм и методов исследования, а также основных теоретических положений, в которых на основе этих принципов устанавливаются основные категории и фиксируются определенного вида свойства, отношения и зависимости в изучаемом объекте.
Методология исследования имеет структуру, показанную на рис. 1.3.
![]() |
Содержание (составляющие) методологии может быть рассмотрено на трех уровнях отображения действительности:
- философско-мировоззренческом;
- общенаучном;
- конкретно-предметном.
Хотя результаты конкретного исследования обычно отображают действительность на конкретно-предметном уровне, в зависимости от формулировки исследуемой научной проблемы и глубины ее проработки исследователь вынужден явно или неявно, осознанно или нет, постоянно или время от времени обращаться к более фундаментальным методологическим составляющим: общенаучным, а в наиболее затруднительных для научного исследования ситуациях - и к философско-мировоззренческим.
На каждом из уровней отображения действительности можно выделить несколько конкурирующих методологических подходов.
Методологический подход воплощается, прежде всего, в перечне принципов, определяющих, в том числе, основные категории, посредством которых в теоретических положениях устанавливаются и фиксируются на основе этих принципов определенного вида свойства, отношения и зависимости в изучаемом объекте.
Принцип - основополагающее знание, исходное положение, правило, используемое как основа и сущность действий при осуществлении определенной деятельности (в нашем случае - исследовательской).
Говоря о различиях методологических подходов, следует иметь в виду, что они могут иметь и общие принципы; кроме того, используемые на практике методологические подходы развиваются. Отличается и степень востребованности различных подходов в разных отраслях наук.
Методологические подходы философско-мировоззренческого уровня претендуют на универсальность, общность охвата всех явлений. Каждый из них связан с одним или даже несколькими философскими направлениями.
К наиболее часто используемым методологическим подходам философско-мировоззренческого уровня относятся:
- агностицизм, предполагающий невозможность познания реальной действительности;
- позитивизм, характеризующийся ориентацией на эмпирический базис и ставящий задачей научного исследования лишь описание явлений, но не их объяснение;
- экзистенциализм - одно из иррационалистических направлений, отрицающее возможность объективного раскрытия сущности окружающей действительности («экзистенции» - существования), декларирующее субъективное познание окружающего мира через уяснение смысла собственного существования человека;
- диалектический, основанный на законах диалектики (закона единства и взаимодействия противоположностей, и др.).
Выбор методологического подхода к исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность всех исследовательских работ.
На философско-мировоззренческом уровне отсутствует явное различение принципов и методов, так, диалектический принцип восхождения от абстрактного к конкретному часто называют методом.
Каждый методологический подход философско-мировоззренческого уровня является основой развивающих и конкретизирующих его общенаучных методологических подходов. При этом необходимо иметь в виду более высокую степень опосредованности по отношению к содержательной стороне общенаучных подходов по сравнению с философско-мировоззренческими.
К наиболее часто используемым методологическим подходам общенаучного уровня относятся:
Натуралистический подход заключается в стремлении перенести в сферу исследований принципов и методов, характерных для естественных наук, основанных на количественных методах исследования.
Его частным случаем является механистический подход к изучению явлений и процессов в СУ, основанный на изучении в объекте только причинно-следственных связей, заключающийся в широком использовании аналогий общества с машиной (механизмом).
Сюда же можно отнести биологический подход, основанный на использовании аналогии общества и человеческого организма, в котором приоритет отдается функциональным связям биологического характера (т.е. таким, как в живых организмах).
Метафизический, в котором приоритет отдается связям движения в виде превращения одного из них в другое с последующим возвращением к исходному.
Системный подход подробно рассмотрен в отдельном параграфе 4.3.
Феноменологически подход, считая понимание высшей степенью познания, сосредоточен на способах, которыми люди познают сознание других, живя в потоке собственного сознания.
Применительно к социологическим исследованиям говорят о качественном подходе, который в отличие от классической социологии (количественного подхода) концентрирует свое внимание на частном, особенном в описании целостной картины социальных практик, основывается преимущественно на понимании и интерпретации индивидуального, а не описании и объяснении на основе какой-то теории обобщенных данных.
Среди методологических подходов на конкретно-предметном уровне отметим достаточно общий деятельностный подход, сфокусированный на изучении субъект - объектных отношений, целей, средств и результатов деятельности.
Выделяют также такие общие и специфические подходы, как эмпирический, поведенческий, информационный, математический, процессный, ситуационный, функциональный, рефлексивный и другие подходы (подробнее рассматриваются ниже).
Кроме этого подход может быть аспектным, системным и концептуальным.
Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Так, например, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный и т. д.
Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.
Концептуальный подход - предполагает предварительную разработку концепции исследования, т. е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования.
По другой классификации подход может быть эмпирическим, прагматическим и научным.
Если он в основном опирается на опыт, то это эмпирический подход, если на задачи получения ближайшего результата, то прагматический.
Наиболее эффективным является, конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппарата в его проведении.
Выбор методологического подхода к исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность и эффективность всех исследовательских работ.
Ошибки в выборе методологии исследования могут существенно повлиять на результаты исследования, его эффективность, привести к неоправданным затратам, либо вообще завести в тупик и не позволят достичь поставленной цели. В любом случае базовой основой процесса исследования является элемент каждой подсистемы и необходимо изучать его взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами в пространстве иво времени.
Рассмотрим более подробно общие подходы к ИСУ.
Эмпирически подход. На основании этого подхода изучается опыт функционирования системы (в прошлом и в настоящем времени).
Такой подход дает возможность применить методы исследования в конкретной ситуации функционирования системы и ее элементов.
При изучении явлений и процессов, проистекающих в организации и в системе управления, необходимо внимательно относиться к использованию тех или других методов, так как какой-то метод, бывший эффективным в прошлом, может не соответствовать требованиям функционирования системы в настоящем.
Эмпирический подход к исследованию систем управления позволяет обобщить результаты исследования и выявить те или иные направления эффективного функционирования организации, и ее системы управления, как в прошлом, так и в настоящем, и спрогнозировать будущее развитие системы. Этот подход позволяет не повторять ошибки прошлого.
Целью поведенческого подхода является создание всех необходимых условий для реализации творческих способностей каждого сотрудника, для осознания собственной значимости в управлении организацией.
Важное значение для менеджеров приобретает изучение различных поведенческих подходов, которые рекомендует общий менеджмент и исследование возможности их применения в процессе анализа организации, в частности, изучение межличностных отношений и группового поведения. Удачно подобранная команда единомышленников и партнеров, способных понимать и внедрять идеи своего руководителя, - важнейшее условие экономического успеха.
Поскольку главным элементом любой системы управления является человек, то изучение системы должно быть сосредоточено на межличностных отношениях, складывающихся в процессе ее функционирования.
Изучение межличностных отношений основывается на методах социально-психологических наук. При использовании этого подхода необходимо изучать внутриличностные и межличностные явления и процессы, которые протекают в системе, так как они охватывают весь диапазон - от индивидуума до производственного коллектива во взаимосвязи с культурной средой.
Особое внимание необходимо уделять изучению человеческого фактора, т.е. мотиваций личности, поведения, потребностей и интересов. Это изучение дает возможность выявить причины конфликтных ситуаций и социальной напряженности, возникающих в коллективе.
Изучение группового поведения. Этот подход к исследованию тесно взаимодействует с изучением межличностных отношений. В практической деятельности их часто путают. Изучение группового поведения иногда называют изучением организационного поведения.
Под термином «групповое поведение» следует понимать систему отношений в системе управления, которая представляет собой комплекс элементов или организационных механизмов, подвергающихся воздействию воззрений, конфликтов, привычек, требований и культурной среды, окружающих производственный коллектив.
Этот подход позволяет выявить, какие факторы способствуют успехам теории и практики управления коллективом.
Социально-технический подход. На эффективность функционирования системы управления оказывают влияние не только социальные, но и технические аспекты процесса производства и труда. Практическая производственная и техническая система воздействуют на людей, их личное мировоззрение и поведение, поэтому необходимо внимательно изучить взаимодействие людей с технико-технологическим окружением, в котором они работают.
Это позволяет выявить факторы, которые оказывают отрицательное воздействие на гармоничное взаимодействие людей в процессе производства и труда. На основании анализа полученной информации разрабатывается система мер по совершенствованию технико-технологического уровня организации производства и труда и управления.
Подход с позиции принятия решений. Особая роль управленческого решения в эффективности функционирования организации, и ее системы управления, определяется его функциями в процессе управления.
Прежде всего, необходимо отметить направления воздействия решения на всю систему управления. Определяется, как перспективные и текущие задачи влияют на развитие системы. При этом решение на основе выбора эффективного варианта реализации проблемы оптимизирует цель, приводит ее в соответствие с имеющимися ресурсами.
Кроме того, решение обеспечивает координацию деятельности всех звеньев и органов управления системы, участвующих в реализации решения по проблеме, а также оказывает мобилизующее воздействие на участников процесса ее разрешения.
При изучении системы управления на основе этого подхода необходимо для выработки решения использовать методы функционального и математического анализа, моделирования.
Информационный подход. Информация играет важную роль в системе управления. Эту роль она может выполнять, если сообщения, отчетные данные, другие сведения о явлениях и процессах, протекающих в системе и во внешней среде, отвечают соответствующим требованиям. При совершенствовании системы управления необходимо исследовать информационное обеспечение, потоки движения информации и документооборота в системе. Для этого используют информационный подход, а также функциональный анализ и методы кибернетики.
Математический подход позволяет изучить и провести количественную оценку явлений и процессов, которые протекают в системе. На его основе выявляется количественное влияние факторов, их взаимосвязи, и на основе полученной информации определяется приоритетность целей и средства их достижения.
Математический подход является инструментом нахождения способов установления целей и соизмерения средств их достижения, а также построения модели взаимосвязей и взаимодействия элементов системы при выполнении поставленной задачи.
Комплексный подход - одно из условий изучения и разработки системы мер по совершенствованию системы управления. Для комплексного изучения системы управления используются методологии исследования, применяемые в экономике, истории, социологии, психологии, праве и других науках, изучающих явления и процессы.
Комплексный подходпредполагает рассматривать при анализе как внутреннюю, так и внешнюю среду организации. Это означает, что необходимо учитывать не только внутренние факторы, но и внешние - экономические, геополитические, социальные, демографические, экологические и др. Однако, к сожалению, они не всегда принимаются во внимание.
Например, часто социальные вопросы при проектировании новых организаций не учитываются вообще либо их решение откладывается. При внедрении новой техники не всегда берутся в расчет показатели эргономичности, что приводит к повышению утомляемости рабочих, а в итоге - к снижению производительности труда. При формировании новых трудовых коллективов должным образом не учитываются социально-психологические аспекты, в частности проблемы мотивации труда.
Суммируя сказанное, можно утверждать, что комплексный подход является необходимым условием при решении задачи анализа организации.
Для исследования функциональных связей информационного обеспечения систем управления используется интеграционный подход, суть которого в том, что исследования осуществляются как по вертикали (между отдельными элементами системы управления), так и по горизонтали (на всех стадиях жизненного цикла продукта).
Под интеграцией понимается объединение субъектов управления для усиления взаимодействия всех элементов системы управления конкретной организации. При таком подходе появляются более прочные связи между отдельными подсистемами организации, а им поручаются более конкретные задания.
Например, управляющая подсистема задает службам и подразделениям организации конкретные показатели их деятельности по качеству, количеству, затратам ресурсов, срокам и т.д. На основе выполнения этих показателей достигаются поставленные цели.
Интеграция по стадиям жизненного цикла продукта по горизонтали требует формирования единой и четкой информационной системы управления, которая должна включать прежде всего показатели качества и количества затрат по стадиям научно-исследовательской, конструкторской и технологической подготовки производства, а также показатели собственно производства, внедрения, эксплуатации и снятия изделия с производства.
Такая согласованность показателей по стадиям жизненного цикла продукта позволяет создать структуру управления, обеспечивающую оперативность и гибкость управления.
Интеграция по вертикали представляет собой объединение юридически самостоятельных организаций для наилучшего достижения поставленных целей.
Это обеспечивается:
- во-первых, объединением усилий людей, т.е. синергетическим эффектом,
- во-вторых, созданием новых научно - экспериментальных баз, внедрением новых технологий и нового оборудования.
В свою очередь, создаются условия для улучшения связей по вертикали между федеральными, муниципальными органами управления и отдельными организациями, особенно в производственной и социальной сферах деятельности. Такая интеграция обеспечивает наилучший контроль и регулирование в процессе реализации новых указов, постановлений и другой регламентирующей документации.
Интеграция как таковая дает организациям (предприятиям) дополнительные возможности для повышения их конкурентоспособности за счет расширения сотрудничества. Появляется более широкий простор для развития и внедрения новых идей, выпуска более качественной продукции, оперативность в реализации принятых решений.
Применение интеграционного подхода создает условия для наилучшего осуществления стратегических задач на всех уровнях в системе управления - холдинга, отдельных компаний и конкретных подразделений.
Маркетинговый подход предполагает проведение анализа организаций на основе результатов маркетинговых исследований. Главной целью при таком подходе является ориентация управляющей системы на потребителя.
Реализация поставленной цели требует, прежде всего, совершенствования деловой стратегии организаций, цель которой - обеспечить своей организации устойчивое конкурентное преимущество. Маркетинговый анализ призван выявить эти конкурентные преимущества и факторы их определяющие.
Как показала практика проведения исследований, к таким факторам относятся:
- качество продукции или услуг;
- качество управления самой организации;
- маркетинговое качество, т.е. свойство товара соответствовать реальной потребности населения.
При этом важно учитывать конкурентную позицию, т.е. позицию исследуемой организации в отрасли на данный период времени, поскольку конкурентная борьба является дорогостоящим мероприятием, а рынок характеризуется высокими входными барьерами.
Таким образом, значение маркетингового подхода в том, чтобы обеспечить организацию всей необходимой информацией, знание которой позволит надолго удержать и сохранить свою конкурентную позицию в отрасли.
Инновационный подход основан на умении организации быстро реагировать на изменения, диктуемые внешней средой. Это касается внедрения нововведений, новых технических решений, неуклонного возобновления производства новых товаров и услуг для наилучшего удовлетворения потребностей рынка сбыта. Залог успешного функционирования любой организации в том, что она должна идти не только вровень с техническим прогрессом, но и опережать его.
Внедрение инноватики также требует проведения системного анализа, а именно возможностей организации для внедрения того или иного новшества. Процесс анализа при инновационном подходе весьма сложен и охватывает все стадии жизненного цикла продукта.
1. Анализ возможности проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Здесь следует определить, располагает ли данная организация необходимыми финансовыми ресурсами, поскольку расходы на разработку инновационных идей и их внедрение возрастают все интенсивнее.
Как правило, финансирование осуществляется инвестиционными компаниями, частными и государственными фондами, при этом финансируется определенный проект или новая научная идея.
Финансирование проходит в несколько этапов: сначала прикладные исследования, затем опытные разработки и на заключительном этапе финансирование массового производства. Весьма важное значение имеет поиск надежных финансовых инвесторов, поскольку наукоемкое производство таит в себе большую неопределенность. Многие нововведения не доходят до массового производства из-за того, что отвергаются рынком. Кроме того, здесь достаточно велик финансовый риск.
На этой стадии также необходимо выяснить, имеется ли в команде исполнителей специальная группа людей, которая будет заниматься разработкой и реализацией инновационных проектов, и какова их профессиональная подготовка.
2. Анализ возможности внедрения в производство результатов НИР и ОКР. Здесь необходимо определить техническую, организационную и экономическую целесообразность внедрения новой техники либо технологии.
3. Анализ возможности вывода нового продукта на рынок. Особую роль в данном случае должен сыграть маркетинговый подход. Необходимо изучить требования рынка, характер продукции подобного типа, пользующейся спросом, определить, где она производится и в каком количестве.
Немаловажную роль играет и собственная конкурентная позиция. Именно на этой стадии анализа должна в наибольшей степени проявить себя деловая (конкурентная) стратегия организации, от которой зависит продолжительность жизни товара - от первых продаж до насыщения спроса и ухода с рынка
При инновационном подходе необходимо помнить: чтобы успешно конкурировать на рынке, необходимо дать возможность изобретателям создавать новые вещи, свободно творить и доводить свои изобретения до успешной реализации. Для этого команде изобретателей необходима определенная свобода творчества: право принимать решения и отвечать за конечные результаты. Управление организации должно быть направлено на поощрение инициативы и предприимчивости изобретений.
Сущность нормативного подхода заключается в следующем. Анализ любой системы управления с целью ее совершенствования связан с учетом совокупности важнейших нормативов, которыми руководствуется в своей деятельности аппарат компании. Это и установленные для каждой отрасли нормативы, например нормы управляемости и нормативы, разрабатываемые самими проектировщиками (Положение об организации, должностные инструкции, штатное расписание и др.). Нормативы могут иметь целевую, функциональную и социальную направленность.
К целевым нормативам относится все то, что обеспечивает реализацию поставленных перед организацией целей. Это, прежде всего, показатели качества продукции, ресурсоемкость продукции, эргономические показатели, показатели надежности, а также технический уровень производства.
К функциональным нормативам относится качество и своевременность проработки планов, четкая организованность подразделений, оперативный учет и контроль, строгое распределение функциональных обязанностей в каждом структурном подразделении организации.
Нормативы в социальной сфере должны обеспечить оптимальные условия для социального развития коллектива.
Сюда включаются показатели (нормативы):
- стимулирования и охраны труда;
- обеспеченности всех сотрудников необходимыми техническими средствами для успешной работы;
- правовые;
- экологические
- систематического повышения профессионального роста;
- хорошей мотивации.
Таким образом, нормативный подход при проведении анализа требует учета всей совокупности нормативов при управлении ресурсами, процессом и продуктом. Чем больше будет научно обоснованных нормативов по всем аспектам деятельности организации, тем скорее придет успех в достижении поставленных целей.
В исследовании систем управления особое значение имеют методологические подходы, позволяющие наиболее объективно, комплексно и системно выявить и оценить имеющиеся проблемы, в частности диалектический, системный (системно-структурный), процессный, ситуационный, функциональный и рефлексивный подходы.
Диалектический подход к исследованию
При исследовании систем управления необходимо использовать диалектический подход. Суть его состоит в том, что в процессе функционирования системы все её элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому изменения, производящиеся в одних элементах, вызывают изменение других элементов системы.
Следовательно, необходимо изучать: всю совокупность параметров и показателей, характеризующих результативность функционирования системы и системы управления в динамике; свойства организационных процессов (адаптацию, саморегулирование и самоорганизацию).
Большая часть изучаемых объектов - динамичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней средой, поэтому одним из наиболее приемлемых подходов их исследования является диалектический.
Диалектический подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон единства и взаимодействия противоположностей, а основополагающим принципом - принцип всеобщих связей явлений.
Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуществляется по спирали. Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени новых уровней развития.
Помимо закона единства и взаимодействия противоположностей диалектики в ходе познания следует руководствоваться такими законами, как переход количества в качество, отрицание отрицания, реализуя при исследовании следующие принципы:
- восхождения от абстрактного к конкретному,
- единства анализа и синтеза, логического и исторического,
- выявления в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.
Рассматриваемый подход предопределяет необходимость использования соответствующих принципов:
- непрерывного движения и развития всех явлений;
- научности, требующий использования всего нового и прогрессивного и обеспечивающий предвидение явлений, возможность использования результатов исследований;
- взаимодействия, предполагающего использование разнообразных связей, многовариантности, и целостности отображения и исследования явлений;
- объективности и достоверности;
- противоречивости;
- преемственности;
- относительности;
- исторической определенности.
Диалектический подход к исследованию определяет практика, которая является:
1) основным методологическим инструментом исследования;
2) движущей силой исследования, так как определяет то, что может быть для нее актуальным;
3) важнейшим потребителем результатов исследования;
4) основным критерием истинности результатов исследования.
Существенную значимость при использовании диалектического подхода приобретают исторический и логический методы познания истины.
Диалектический подход к исследованию в связи с его положениями о постоянстве происходящих изменений, необходимости замены всего устаревающего новым является наиболее прогрессивным и используется в подавляющей части всех проводимых исследований. По существу, выбор и использование принципов и методов диалектического подхода к исследованию в сочетании с методологическим инструментарием других подходов является в современный период его практической формулой.
Диалектический подход во многом определил развитие целого спектра других подходов, и в первую очередь системного.
Системный подход к исследованию
Системный (системно-структурный) подход - это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экономической системы.
Системный подход, будучи неразрывно связанным с фундаментальными идеями диалектики и диалектического подхода, вместе с тем имеет свою сущность и выступает как отдельный методологический подход. Он предполагает, что объект исследуется как целостная совокупность составляющих его подсистем, элементов и во всем многообразии выявленных свойств и связей внутри объекта, а также между объектом и внешней средой.
В реальных условиях каждый структурный элемент воздействует как на все другие элементы, так и на систему в целом. Такой подход к изучению систем управления создает возможность вскрыть закономерности связей элементов системы, а также их соотношения и субординацию.
В качестве примера можно привести использование системного подхода при проведении К. Марксом известного научного исследования общества как целого, результаты которого он отразил в «Капитале». Это одно из первых системных исследований сложной социально-экономической системы.
В XX в. в связи с развитием общественных отношений и техники, а также постановкой задач более высокого уровня существенно усложнились подходы для разрешения проблемы в социально-экономических СУ (например, задачи оптимального планирования). Локальные исследования с течением времени уже не могли давать требуемых результатов при решении часто возникающих многообразных комплексных проблем, включающих социальные, технические, организационные, политические и другие аспекты.
Поэтому со второй половины XX в. системный подход стал одним из приоритетных и ведущих среди всех других, а с конца 60-х гг. прочно вошел в научную терминологию под этим наименованием. Ранее его иногда называли «системный анализ», «системно-структурный подход», «системный метод», «общая теория систем», но впоследствии за этими терминами были закреплены более узкие, специфические понятия.
Гносеологической основой (гносеология - раздел философии, изучающий формы и методы научного познания) системного подхода является общая теория систем, начало которой положил австралийский биолог Л. Берталанфи. Предназначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из которых можно вывести общесистемные закономерности.
Трудности изучения системы управления связаны с тем, что наряду с явлениями, поддающимися количественному измерению (например, выбор пути, обеспечивающего наименьшую затрату времени для выполнения какой-либо работы), есть и такие, которые не поддаются количественной оценке. К ним относятся влияние моральных стимулов на повышение производительности труда, значение продвижения по карьерной лестнице и т.п.
Оценка этих факторов требует специфических методов, основанных на массовом изучении явлений одного и того же порядка и последующей математической обработке полученной информации. Изучение массовых явлений вызывает необходимость проведения социологических исследований.
Рассмотрим основные принципы системного подхода:
1. Целостность. Данный принцип позволяет рассматривать систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
2. Иерархичность строения. Это означает наличие множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем - управляющей и управляемой, причем одна подчиняется другой.
3. Структуризация. Реализация этого принципа дает возможность анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
4. Множественность. Этот принцип позволяет использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
Как отмечалось выше, при системном подходе важное значение приобретает изучение характеристик организации как системы, т.е. «входа», «процесса» и «выхода».
При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», т.е. вопросы ставятся относительно товаров или услуг: что производить, с какими показателями качества, с какими затратами и для кого, в какие сроки продавать и по какой цене? Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги.
Затем определяются параметры входа, т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных, финансовых, трудовых и информационных). Она выявляется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (техника, технология, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.).
И, наконец, не менее важное значение приобретает исследование параметров процесса, преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На данном этапе в зависимости от объекта исследования рассматривается производственная технология либо технология управления, а также пути ее совершенствования и способствующие этому факторы.
Таким образом, системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.
Главной особенностью системного подхода является то, что он требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать общность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями. Все это формирует особый метод мышления, позволяющий гибко реагировать на изменения обстановки и принимать обоснованные решения.
Применительно к исследованию организаций системный подход предусматривает:
- рассмотрение всей организации как некоторой целостности - системы, состоящей из относительно обособленных взаимодействующих и взаимосвязанных между собой элементов и подсистем с особыми специфическими свойствами;
- рассмотрение организации как открытой многоцелевой системы, имеющей определенные «рамки» управляющей и управляемой (производственной) подсистем, взаимодействующие между собой внутреннюю среду и внешнюю среду, внешние и внутренние цели, подцели каждой из подсистем, стратегии достижения целей и т.п.; при этом изменение в одном из элементов любой системы вызывает изменения в других элементах и подсистемах, что основывается на диалектическом подходе к взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе;
- всестороннее изучение не только отдельных свойств взаимодействующих и взаимосвязанных между собой компонентов системы, ее внутренней и внешней среды, но и генерируемых при этом новых синергетических свойств, обладающих новыми качествами;
- изучение всей совокупности параметров и показателей функционирования системы в динамике, что требует исследования внутриорганизационных процессов адаптации, саморегулирования, самоорганизации, прогнозирования и планирования, координации, принятия решений и т.п.
Соблюдение каждого из приведенных положений имеет большое значение для реализации системного подхода к исследованию. Однако еще в более значительной мере это зависит от способности или неспособности исследователя мыслить системно, воспринимать внутреннюю среду и внешнюю среду целостно и принимать соответствующие системному подходу решения (например, определять состав элементов, подсистем, подлежащих исследованию выбирать наиболее рациональный метод исследования).
Рассмотрим особенности реализации системного подхода.
Любое исследование предваряет его формулировка, из которой должно быть понятно, что нужно делать и на основании чего это делать.
В формулировке задачи исследования надо постараться различить общий и частный планы.
Общий план определяет тип задачи - анализ или синтез.
Частный план задачи отражает функциональное предназначение системы и описывает характеристики, подлежащие исследованию.
Конкретность формулировки задачи во многом зависит от знаний исследователя и имеющейся информации. Меняется представление о системе, и это приводит к тому, что почти всегда имеются различия между поставленной и решаемой задачами. Чтобы они были несущественными, формулировка задачи должна корректироваться в процессе ее решения. Изменения в основном будут касаться частного плана сформулированной задачи.
Особенностью выделения объекта как системы из окружающей среды является то, что необходимо выбрать такие его элементы, деятельность или свойства которых проявляются в области исследования данного объекта.
Установление внутренней структуры не является операцией только начального этапа исследования, она будет уточняться и изменяться по мере проведения исследований. Этот процесс отличает сложные системы от простых, в которых элементы и связи между ними не изменяются в течение всего цикла исследования.
В любой системе каждый элемент ее структуры функционирует исходя из некоторой своей цели. При ее выявлении (или постановке) следует руководствоваться требованием подчиненности общей цели системы. Здесь следует отметить, что частные цели элементов не всегда согласуются с конечными целями самой системы.
Сложные системы, как правило, исследуются на моделях. Целью моделирования является определение реакций системы на воздействия, границы функционирования системы, эффективность алгоритмов управления. Модель должна допускать возможность вариаций изменения количества элементов и связей между ними с целью исследования различных вариантов построения системы. Процесс исследования сложных систем носит итеративный характер, и число возможных приближений зависит от априорных знаний о системе и жесткости требований к точности получаемых результатов.
Таким образом, на практике для реализации системного подхода необходимо предусмотреть выполнение следующей последовательности действий:
- формулировку задачи исследования;
- выявление объекта исследования как системы из окружающей среды;
- установление внутренней структуры системы и выявление внешних связей;
- определение (или постановка) целей перед элементами исходя из проявляющегося (или ожидаемого) результата всей системы в целом;
- разработку модели системы и проведение на ней исследований.
Данный подход обладает существенными достоинствами по сравнению с другими, например:
1) возможности системного подхода значительно шире для познания объекта исследования, в том числе его синергетических свойств;
2) можно декомпозировать любой изучаемый объект с необходимой глубиной для достижения цели исследования, что обеспечивает выявление всего необходимого для изучения любого относительно неделимого элемента;
3) создается более глубокая схема обоснования и выявления характера и достоверности связей и отношений в исследуемом объекте, и при этом формируются предпосылки для поиска новых механизмов эффективного функционирования объекта;
4) обусловливается тесная связь с другими методологическими направлениями науки, а при необходимости имеется возможность совместного интегративного применения других методологических подходов, что повышает результативность исследования.
На основе проведенных исследований вырабатываются рекомендации:
- по характеру взаимодействия между системой и окружающей средой;
- по структуре системы, видам организации и типам связей между элементами;
- по закону управления системой.
В настоящее время много работ посвящено системным исследованиям. Все они рассматривают решение системных задач, в которых объект исследований представляется в виде системы.
Системные задачи могут быть двух типов: системного анализа или системного синтеза.
Задачи системного анализа - определение свойств системы по известной структуре, изучение свойств уже существующего образования.
Задачи системного синтеза - определение структуры системы по ее свойствам, т.е. создание новой структуры, которая должна обладать желаемыми свойствами.
Системный анализ и синтез предполагает исследование больших систем, сложных задач. Н.Н. Моисеев отмечает: «Системный анализ... требует диализа сложной информации различной физической природы» [Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука, 1981.]. Исходя из этого Ф.И. Перегудов определяет, что «системный анализ есть теория и практика улучшающего вмешательства в проблемные ситуации» [Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989.].
Главная практическая задача системного подхода в исследовании систем управления состоит в том, чтобы, обнаружив и описав сложность, обосновать также дополнительные физически реализуемые связи, которые, будучи наложенными на сложную систему управления, сделали бы ее управляемой в требуемых пределах, сохранив при этом такие области самостоятельности, которые способствуют повышению эффективности системы.
Включенные новые обратные связи должны усилить благоприятные и ослабить неблагоприятные тенденции поведения системы управления, сохранив и укрепив ее целенаправленность, но при этом ориентируя ее на интересы надсистемы.
Процессный подход к исследованию
Процессный подход (процесс - последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления) известен применительно к управлению в целом.
Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организовывание и т.д.) Причем выполнение каждой работы и общих функций управления здесь также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты (рис. 4.1). Рис.4.1.
![]() |
Входы Выходы
(информация и пр.) (результаты
преобразования входов)
|
Часто выход одного процесса является входом для другого, а сам процесс управления определяется суммой всех связанно выполняемых функций. В рамках такого подхода изучение СУ следует рассматривать как выполнение исследовательских работ и общих управленческих функций по их реализации (исследовательского управленческого цикла) в виде процесса - непрерывной серии взаимосвязанных действий, т.е. как работу по достижению целей исследования.
При процессном подходе характерна ориентация на совокупность непрерывно осуществляемых действий по всем исследовательским работам с их идентификацией и взаимосвязанным общим управленческим функциям (прогнозированию, планированию, организации работ, координации, выполнению работ, регулированию, активизации и стимулированию, учету, контролю и анализу), преобразующих входы в выходы и представляет собой процессный подход к исследованию СУ.
Технологически процессный подход к исследованию осуществляется последовательно, параллельно и последовательно-параллельно (рис. 4.2), однако наиболее жизнеспособным из названных подходов является последовательно-параллельный.
А
![]() |
Б
![]() |
В
Рис. 4.2. Виды процессного подхода к исследованию: А - последовательный; Б – параллельный; В – последовательно-параллельный
Преимущество процессного подхода состоит в следующем:
- непрерывности взаимосвязанного проведения исследовательских работ;
- получении синергетического исследовательского результата;
- более полном выполнении требований к проведению исследований;
- постоянном улучшении процессов, основанных на объективных результатах исследования.
Ситуационный подход к исследованию
Сущность ситуационного подхода заключается в том, что побудительным мотивом к проведению анализа являются конкретные ситуации, широкий диапазон которых существенно влияет на эффективность управления. При таком подходе система управления в зависимости от характера ситуаций может менять любую из своих характеристик.
Объектами анализа в данном случае могут быть:
- структура управления - в зависимости от ситуации и на основании проведенных объемных расчетов выбирается структура управления с преобладанием либо вертикальных, либо горизонтальных связей;
- методы управления;
- стиль руководства - в зависимости от профессионализма, численности и личностных качеств сотрудников выбирается стиль руководства, ориентированный либо на задачи, либо на человеческие отношения;
- внешняя и внутренняя среда организации;
- стратегия развития организации;
- технико-технологические особенности производственного процесса;
- подсистема управления качеством, затратами и др.
Однако, в ряде возникших ситуаций, объектом исследования может быть и СУ в целом.
В настоящее время для ряда целей исследования СУ, обусловленных необходимостью быстротечного изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения.
Такие цели могут ставиться по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с внезапными изменениями на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в установленные плановые периоды работ по реструктуризации СУ и т.п.
В условиях конкуренции цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения по его результатам даже правильных управленческих решений может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований СУ.
В этих случаях и следует использовать ситуационный подходк исследованию СУ, сущность которого, как уже отмечалось, заключается в оперативном изучении сложившейся ситуации и проведении исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования и своего рода методов «моментальных фотографий» управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой. Однако в любом случае тот или иной метод исследования должен определяться конкретной сложившейся ситуацией.
В общем случае ситуационный подход к исследованию методологически тесно связан с аналогичным подходом к управлению, который сформировался ранее и внес существенный вклад в теорию управления.