Методы, средства и уровни исследования

Основными категориями, поддерживающими исследования в организаци­ях, как в системах управления, являются категории «метод научного позна­ния», «средства исследования» и «уровни исследования».

Под методом понимается система регулятивных принципов практичес­кой или теоретической деятельности человека.

Метод (греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практи­ческого или теоретического освоения (познания) действительности [Советский энциклопедический словарь./ Гл. ред. А.М.Прохоров. - М.: Сов.энциклопедия,1982.].

Лишь благодаря исследованию различных методов человеческая дея­тельность может быть эффективной. Это замечено уже давно. Еще английс­кий ученый Ф. Бэкон, подчеркивая огромное значение метода, сравнивал егосо светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он метко сказал, что даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит по бездорожью.

Подобного же мнения придерживались многие ученые, счи­тавшие, что изучить метод, которым пользовался ученый, делая гениаль­ное открытие, не менее важно для науки, чем само это открытие. Заслужи­вают внимания слова немецкого афериста Г. Лихтенберга, который остро­умно заметил, что было бы куда лучше, если бы людей учили не тому, что думать, а тому, как надо думать.

К числу общих методов (теоретических и эмпирических) научного познанияможно отнести такие, кото­рые имеют ограниченную (по крайней мере, в двух следующих отношени­ях) сферу действия:

- применяются не во всех областях знания, а лишь в части. Например, наблюдения и эксперимент широко применяются в биологии и медицине и не находят применения в математике, и наоборот: широко используемые в математике метод идеализации и аксиоматический метод не находят при­менения в медицине и биологии;

- используются только на отдельных (а не на любых) ступенях про­цесса познания.

Идеализация, формализация и другие, менее популярные методы находят широкое применение только на теоретическом уровне познания. Что же касается наблюдения, сравнения, измерения и экспери­мента, то эти методы используются главным образом на эмпирическом уровне познания.

Под средствами исследования понимаются материальные системы, за­мещающие объект исследования (в случае применения моделей) или чело­века в трех его основных функциях:

- чувствующего (микроскоп, телескоп, усилитель);

- мыслящего (ЭВМ);

- действующего (ракета, луч лазера).

Исходя из логики движения знания и характера организации позна­ния, можно выделить два основных уровня научного исследования:

- эмпири­ческий и

- теоретический, а также методы исследования, которые применя­ются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

Эмпирический уровень исследования. На этом уровне исследователь на­капливает факты, информацию об исследуемых объектах и проводит:

- наблюдения;

- сравнения;

- измерения;

- эксперименты;

- первичную систематизацию знаний (в форме таблиц, схем, переч­ней, графиков и т.п.).

Теоретический уровень исследования. На этом уровне происходит синтез накопленных знаний в форме научной теории. В теории понятия и сужде­ния исследуемой области явлений объединены центральной мыслью тео­рии - идеей. В зависимости от того, на каком уровне производится исследование и какие цели оно преследует, применяются и соответствующие общие мето­ды познания.

Рассматривая роль исследования в деятельности менеджера, необходи­мо отметить, что это один из основных самостоятельных видов его практи­ческой деятельности. Вместе с тем исследование в той или иной мере про­является и в других видах его деятельности: управленческой, экономичес­кой, организационной, аналитической, методической, информационной, консультационной и т.п. Следовательно, исследование как процесс выра­ботки новых знаний в работе менеджера так же необходимо, как и другие виды деятельности.

Исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью, т.е. тем, что необходимо менеджеру в прак­тической деятельности.

От менеджера, занимающегося самостоятельным исследованием, можно ожидать:

- умения выбирать и ставить вопросы;

- умения пользоваться средствами, которыми располагает наука (если он не находит свои, новые);

- умения разобраться в полученных результатах, т.е. понимать, что
дало исследование и дало ли оно вообще что-нибудь.

Начинающему исследователю необходимо с первых шагов самостоя­тельной работы проявить активность и стремление прежде всего самому справиться с возникшими затруднениями, прибегая к помощи руководи­теля только в наиболее трудных случаях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: