Методические рекомендации. При изучении первого вопроса, опираясь на положения Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» от 31.12.96 г

При изучении первого вопроса, опираясь на положения Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» от 31.12.96 г. № 1-ФКЗ, студенты должны уяснить место судебной власти в соотношении с другими ветвями (законодательной, исполнительной). Особое внимание обратить на формы осуществления судебной власти, среди которых особое место принадлежит правосудию. Правосудие – важное проявление судебной власти, но не единственное. Необходимо четко представлять отличительные признаки судебной власти.

При изучении второго вопроса необходимо уяснить, что правосудие – это форма государственной деятельности и его не следует отождествлять с этическим термином «правосудие», который подчеркивает справедливость судебного решения. Также по второму вопросу необходимо усвоить понятие принципов правосудия. Следует также запомнить и знать содержание основных принципов организации судебной системы, не путать их с принципами деятельности судов, которые будут изучаться в других учебных дисциплинах (гражданском процессе, уголовном процессе).

По третьему вопросу следует хорошо разобраться и уяснить, какие виды судов действуют в настоящее время в РФ. Затем объяснить, почему они образуют единую систему. При изучении третьего вопроса студент должен прийти к обоснованному выводу о многоаспектном характере судебной системы РФ. Прежде всего, судебную систему России следует рассматривать как совокупность трех ветвей судебной власти: Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ; судов общей юрисдикции; арбитражных судов.

Изучение четвертого вопроса предполагает изучение судебной системы РФ. Судебную систему РФ можно рассматривать и как совокупность федеральных судов и судов субъектов РФ. Необходимо знать, какие конкретные виды судов входят в каждую из указанных групп. Наконец, суды РФ рассматриваются как системы, состоящие из судебных звеньев и судебных инстанций.

Пятый вопрос – наиболее трудный для большинства студентов. При его изучении следует исходить из того, что действующая судебная система, с одной стороны, определяется особенностями национально-федеративного устройства и административно-территориального деления РФ. По этому признаку суды общей юрисдикции и арбитражные суды рассматриваются в виде систем, состоящих из судебных звеньев. С учетом вида судебной деятельности, с другой стороны, суды РФ рассматриваются в виде систем, состоящих из судебных инстанций.

Вопросы для контроля

1.В чем состоит понятие судебной власти?

2.Каковы основные признаки судебной власти?

3.Осуществляет ли правосудие Конституционный Суд РФ?

4.Дайте характеристику юридического значения принципов правосудия.

5.Какой смысл содержит понятие «судебная система Российской Федерации»?

6.Чем обусловливается единство судебной системы РФ?

7.Что такое судебное звено?

8.Что такое судебная инстанция?

9.Какие суды в судебной системе РФ делятся на судебные звенья и судебные инстанции?

10. В чем различия между понятиями «высшая судебная инстанция» и «вышестоящая инстанция (вышестоящий суд)»?

11. Какие суды могут образовывать субъекты РФ?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: