Практикум

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
С МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ К НИМ

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Тема 1. Предмет, система и основные понятия дисциплины «Правоохранительные органы». Общая характеристика правоохранительных органов Российской Федерации.

Тема 2. Основы (принципы) построения и деятельности правоохранительных органов. Система действующих правовых и иных нормативных актов о правоохранительных органах.

Семинар – 2 часа.

План

1. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы». Ее место среди других юридических дисциплин.

2. Понятие «правоохранительные органы», их признаки и система.

3. Принципы построения и деятельности правоохранительных органов.

4. Общая характеристика и классификация правовых и нормативных актов о правоохранительных органах.

Методические рекомендации

При подготовке к первому вопросу следует уяснить, что дисциплина «Правоохранительные органы» является вводной к изучению других юридических дисциплин. Вместе с тем она имеет свой предмет и свою систему, как и любая другая учебная дисциплина. Предмет определяется кругом тех вопросов и проблем, которые должны изучаться в ее рамках. Предмет данной дисциплины принято рассматривать в широком и узком смыслах.

Дисциплина имеет свою систему, представляющую определенную логически стройную последовательность изучения тем курса, каждая из которых посвящена изучению устройства и организации конкретных правоохранительных органов.

Затем следует определить место дисциплины в системе других юридических дисциплин, ее связь с «Теорией государства и права», «Конституционным правом», «Уголовным процессуальным правом», «Гражданским правом», «Криминалистикой», «Криминологией» и др.

Место данного курса среди других юридических дисциплин определяется его вводным характером: он дает исходные сведения об органах (организациях), выполняющих правоохранительные функции либо оказывающих содействие правоохранительным органам; их организационном построении, системе, задачах, основных полномочиях. Изучение настоящей темы предполагает ознакомление студента с некоторыми основными понятиями, без знания которых невозможно успешное изучение данного курса и других юридических дисциплин. Необходимо прежде всего уяснить, что понимается под термином «правоохранительная деятельность», какими признаками она обладает, позволяющими выделить ее в особый вид государственной деятельности. Далее следует уяснить, что правоохранительная деятельность по своему содержанию не является односложной. Она включает в себя ряд функций (конкретных направлений деятельности). Особое внимание следует уделить таким понятиям, как «прокурорский надзор», «судопроизводство», «предварительное расследование», «юридическая помощь» и др. Государство выступает в роли субъекта правоохранительной деятельности в лице своих органов.

Объектами правоохранительной деятельности являются:

· права и свободы отдельной личности, отдельного гражданина, его правовой статус;

· общественные материальные и духовные ценности, система общественных отношений и норм поведения, законные интересы общества, коллективов и других объединений граждан по различным признакам;

· интересы государства, его законодательство, суверенитет, территория, статус государственных органов и их должностных лиц;

· правовая защищенность граждан, общественных объединений, органов государства и т.д.

Правоохранительную деятельность в той или иной мере осуществляют государственные органы, принадлежащие как к исполнительной ветви государственной власти, так и к законодательной и судебной.

Однако некоторые авторы отрицают возможность рассмотрения правосудия как одного из видов правоохранительной деятельности и определяют его в качестве специальной, обособленной формы государственной деятельности. Ссылаясь на теорию разделения властей, авторы делают вывод, на наш взгляд, не вполне оправданный, об обособленности судебных органов по отношению к другим правоохранительным органам, функционирующим, прежде всего, в рамках исполнительной власти. Ими аргументируется исключительность закрепления за органами судебной власти функции правосудия, а также полномочий конституционного контроля над актами высшей государственной власти и судебного контроля в области управления, что, якобы, невозможно без ярко выраженной дистанции судебных органов от власти исполнительной и законодательной.

Как справедливо отмечает известный российский правовед Н.В. Витрук, «не умаляя роли законодательных и исполнительных органов государственной власти в законодательном регулировании и осуществлении правоохранительной деятельности, следует признать, что основное звено, вершина в системе правовой охраны – это суды, осуществляющие правосудие» [1].

Поэтому судебные органы являются ведущим субъектом правоохранительной деятельности. Действительно, в соответствии с принципом разделения властей судебная и исполнительная ветви власти самостоятельны по отношению друг к другу, однако именно судебное рассмотрение служит высшей инстанцией на пути защиты нарушенных прав и свобод граждан. Отнесение судов к числу правоохранительных органов не умаляет их статуса, места и роли. Напротив, все иные правоохранительные органы «работают на правосудие», обслуживают его, причем их оперативно-служебная деятельность получает итоговую оценку именно в суде.

Более того, несмотря на исключительную роль и место судов в правовом государстве, они, по точному выражению Н.В. Витрука, «не теряют качества правоохранительного органа», а исключение судов из числа правоохранительных органов – результат «весьма упрощенного понимания сущности правоохранительной деятельности, практически необъяснимого отождествления ее с деятельностью по выявлению преступлений и лиц, их совершивших, по охране порядка в общественных местах и т. п.» [2].

Президент России Д.А. Медведев называет суд самой авторитетной властью, аргументируя свою позицию тем, что «в суде формируется и отношение людей к государству, оценивается способность государства защищать интересы, применять силу закона и восстанавливать справедливость»[3].

При этом он подчеркивает правозащитные качества судебной системы: «обеспечение прав и свобод граждан при помощи правосудия, гарантированность судебной защиты для каждого, презумпция невиновности обвиняемого, охрана прав потерпевшего от преступлений, злоупотреблений властью и ряд других принципов, которые непосредственно вытекают из Конституции»[4].

Необходимо также разобраться с такими понятиями, как «система», «структура», «компетенция», «организация» работы правоохранительных органов.

При подготовке к третьему вопросу студенты сначала должны выяснить, что подразумевается под понятием «правоохранительный орган», понять какими свойствами (чертами) он должен обладать, чтобы его можно было назвать правоохранительным органом. При этом следует обратить внимание на взаимоотношения и взаимосвязь правоохранительных органов с органами государственной власти и органами государственного управления.

Затем надо уяснить, какие в настоящее время в Российской Федерации созданы, действуют правоохранительные органы, уметь их перечислить. Характерно, что свое юридическое закрепление термин «правоохранительные органы» впервые получил в Законе СССР от 30 ноября 1979 года «О прокуратуре СССР», а затем в других правовых актах. Однако до сих пор в законодательстве не имеется не только перечня (каталога) правоохранительных органов, но и специально сформулированного понятия «правоохранительный орган государства». В основном мнения совпадают относительно правоохранительной сущности органов прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральных таможенных органов. Причем, только в статусных законах об органах таможенной службы они прямо определяются как правоохранительные.

Далее необходимо усвоить, что в своей совокупности правоохранительные органы образуют определенное единство, систему. При этом следует обратить внимание на то, что в учебной и монографической литературе вопрос о системе и классификации правоохранительных органов излагается не единообразно. По крайней мере, ученые-юристы едины пока в том, что понятие системы правоохранительных органов объединяет достаточно неоднородные звенья. Тем не менее, правоохранительные органы между собой связаны координационными началами, а их сотрудники обладают равным по отношению друг к другу статусом. Возвышение одной правоохранительной структуры над другой недопустимо. Правоохранительные органы определяют субъектный состав правоохранительной системы. Основным критерием для отнесения тех или иных субъектов правоохранительной деятельности к разряду правоохранительных является преобладание правоохранительных функций над остальными. Более того, второстепенные функции должны осуществляться в интересах основных. Наличие данной характеристики является основным для правоохранительных органов, так как составляет основу их правоохранительной сущности и определяет их специфичность в среде остальных органов государства.

Следует подчеркнуть, что право на принуждение не является специальной характеристикой правоохранительных органов, так как оно принадлежит всем органам государства как функционирующим от его имени. Исключительный характер государственного принуждения специальной правоохранительной деятельности проявляется в правоприменении, направленном на обеспечение реализации правовых норм и выступающем одновременно формой этой реализации.

Только правоохранительные органы, включая органы судебной власти, имеют право применять к нарушителям требований норм права меры юридического воздействия или санкции, то есть принуждать правонарушителя исполнять предусмотренную в соответствующей норме права обязанность и заставлять его претерпеть неблагоприятные последствия правонарушения.

При изучении данного вопроса необходимо уяснить и уметь дать общую характеристику государственным органам, осуществляющим правоохранительную функцию, таких как федеральная служба безопасности, органы внутренних дел, таможенные органы, органы предварительного расследования, органы юстиции и др. Выделить и иметь общее представление о негосударственных (общественных и частных) органах и организациях, участвующих в правоохранительной деятельности.

При изучении вопроса о понятии принципов организации и деятельности правоохранительных органов студентам следует руководствоваться основополагающими положениями Конституции РФ.

При подготовке к четвертому вопросу следует усвоить, что изучение дисциплины «Правоохранительные органы» требует познания многих законодательных и иных правовых актов различного уровня и неодинаковой юридической силы. Для успешного усвоения обширного правового материала следует обратиться к предложенной в научной литературе классификации нормативных актов. Принято классифицировать акты по их содержанию и по юридическому значению; различают законодательные и иные правовые акты общего характера (например, Конституция РФ, кодифицированные нормативные акты и т.д.) и акты, посвященные организации и деятельности конкретных видов правоохранительных органов (например, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», закон «О прокуратуре Российской Федерации»). Следует также уяснить положения договоров РФ, если ими устанавливаются иные правила, чем законодательством Российской Федерации. Необходимо понять роль и значение международного права и международных договоров РФ в организации и деятельности правоохранительных органов.

Вопросы для контроля

1. Что образует предмет дисциплины «Правоохранительные органы» в узком и широком смыслах?

2. Определите систему данной дисциплины.

3. Каково значение данной дисциплины в формировании будущего юриста?

4. Дайте понятие правоохранительной деятельности. Чем она отличается от иных видов государственной деятельности?

5. Назовите и кратко охарактеризуйте основные направления (функции) правоохранительной деятельности.

6. Назовите основные виды правоохранительных органов.

7. Какие основные задачи призваны решать правоохранительные органы?

8. Чем отличаются федеральные правоохранительные органы от правоохранительных органов субъектов Российской Федерации?

9. По каким классификационным основаниям в юридической литературе принято делить нормативные акты о правоохранительных органах?

10. Какова роль Конституции РФ в системе источников?

11. Назовите основные законодательные акты, которые посвящены организации и деятельности судебной власти, органов прокуратуры, органов предварительного расследования.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: