Катехетической встречи

В катехетике, дисциплине практического богословия, с помощью научных методов исследуется идеальная и фактическая катехетическая встреча. На теоретических лекциях по катехетике рассказывается о том, как должна выглядеть идеальная встреча. О катехизации и ее фактическом уровне можно судить, посещая занятий катехизаторов в разных группах. Во время педагогической практики катехетическая встреча оценивается с помощью критериев, из которых складывается картина идеальной встречи, чтобы, опираясь на них, объективно оценить, насколько данная встреча напоминает "идеальную", а что именно в ней не отвечает высоким требованиям. Это очень важная задача, без решения которой нельзя говорить о зрелой подготовке к пророческому служению в Церкви.

Существует множество способов оценки катехетической встречи. Наиболее распространенный критерий оценки - это перечисление того, что сделано правильно, что понравилось проверяющим. Иначе говоря, проверяющий отмечает все положительные стороны проведенного занятия. Затем перечисляются упущения, недостатки, промахи, которых катехизатор должен избегать в будущем. Такой способ называется "обсуждением положительных и отрицательных черт" занятия. Недостаток этого метода оценки - в возможной хаотичности, отсутствии единой логики, так как высказывания проверяющих спонтанны, и их оценка того, что они считают важным или самым лучшим в занятиях, субъективна.

В связи с этим предлагается метод оценки, основанный на постоянном плане, в котором внимание проверяющих сосредотачивается на отдельных элементах, присущих каждой встрече, все они при этом обсуждаются. Ниже перечислены критерии, согласно которым оценивается катехизическое занятие:

1) достижение дидактической и воспитательной целей;

2) оценка структуры встречи;

3) элементы молитвы;

4) экзистенциальный элемент;

5) библейский элемент;

6) литургический элемент;

7) элемент доктрины;

8) христоцентризм;

9) духовный опыт;

10) язык катехизации;

11) методы, использованные в катехизации;

12) дидактические пособия;

13) способы повторения материала;

14) запись в тетрадь;

15) установка катехизатора;

16) участие катехизируемых;

17) взаимодействие катехизатора с родителями детей младших и подростковых групп.

Обсуждение встречи начинает катехизатор, называя тему занятия. Проверяющие не всегда правильно судят о тематике встречи, поэтому необходимо сравнить замысел автора конспекта с "плодами" его труда. Затем катехизатор уточняет основное содержание дидактической и воспитательной целей. Он может сообщить, насколько полно, с его точки зрения, были осуществлены поставленные цели. Катехизатор делится с проверяющими своими переживаниями в ходе занятия. Он честно сообщает: как, по его мнению, проходила встреча, были ли реализованы все запланированные элементы, что было опущено и почему, что изменено, о чем он забыл. Были ли использованы все запланированные методы и пособия? Чем остался доволен катехизатор, что ему удалось, какие ошибки он заметил, что хотелось бы исправить, если бы он проводил это же занятия во второй раз?

Затем проверяющие оценивают различные элементы встречи. Перед началом занятий они могут узнать конкретные задачи и, следя за ходом встречи, оценивать ее с точки зрения интересующей их проблемы. Однако рекомендуется, чтобы участники открытого занятия записывали в специальную тетрадь материал, излагаемый катехизатором, и отмечали те элементы, которые будут оцениваться во время его обсуждения. Оценку первого проверяющего, обсуждающего отдельную проблему, дополняют остальные участники. Могут появиться различные суждения, которые дадут возможность объективно подвести итог занятия в соответствии с требованиями идеального.

1. Достижение дидактической и воспитательной целей

Осуществление дидактической цели - это передача нового материала, о котором заявлено в теме встречи. Каждая встреча должна быть "шагом вперед" в передаче новой информации. Обычно новый материал вводится во второй части, названной "Бог отвечает". Его источники - Священное Писание, Литургия и Предание Церкви. В ходе обсуждения анализируется правильность выбора источника, а также ход изложения нового материала в соответствии с дидактической целью. Во время занятия не всегда удается осуществить дидактическую цель. В случае неудачи обсуждаются причины возникшей ситуации, выбирается наилучший источник и способ осуществления запланированной цели. Основная мысль дидактической цели должна, словно "нерв", пронизывать все материалы, предложенные в каждой части встречи.

Воспитательная цель реализуется в третьей части - "Человек отвечает". От ее достижения зависит плодотворность катехетической встречи, ее эффективность. Катехизатор не только вводит новый материал, но и излагает его таким образом, чтобы участник встречи запомнил его, принял призыв Бога, обращенный к нему, как "учение" своей жизни. Катехизируемый должен жить содержанием катехизации. Поэтому при осуществлении воспитательной цели наступает очень важный момент: участник встречи должен дать ответ, который изменит его жизнь. Следует создать наиболее благоприятные условия для того, чтобы участник встречи не только раскрылся и принял изложенное учение и призыв Бога, но, прежде всего, обратился и изменил свою жизнь. Поэтому ему следует предложить все возможности для такой перемены. Необходимо сравнить прежнюю жизненную позицию с предложенной Христом: как катехизируемый до этого видел ситуацию, представленную в первой части,- и какое решение этой проблемы предлагает Христос. Катехизируемый должен ответить на следующие вопросы: чем отличается его позиция в этом вопросе от позиции Иисуса Христа? Что, прежде всего, следует изменить или от чего необходимо отказаться? Какое решение нужно принять и последовательно его осуществлять? Необходимо воспитывать у катехизируемых желание жить Евангелием, принять его как образ жизни, чтобы они сами становились свидетелями Иисуса Христа. Для достижения дидактической цели преподаватели воздействуют на интеллектуальную сферу человека, а при осуществлении воспитательной цели их внимание сосредоточено на формировании воли и чувств.

2. Оценка структуры

Катехетическая встреча представляет собой единое законченное целое. Каждый конспект должен иметь соответствующую структуру. При оценке конспекта и занятия следует, прежде всего, обратить внимание на время, отведенное каждой части. В процессе подготовки встречи необходимо выбрать структуру, предложенную теоретиками антропологического обновления в Церкви. Чаще всего используется структура интерпретационной катехизации, состоящая из трех частей, условно называемых "Человек спрашивает", "Бог отвечает" и "Человек отвечает". Если занятие длится 45 минут, то первой части отводится до 15 минут, второй - от 20 до 25 минут и третьей - от 10 до 15 минут. Больше всего времени посвящается второй части, во время которой катехизаторы исполняют пророческую миссию. Нарушение пропорций, например, отведение первой или третьей части большего времени, приводит к негативной оценке занятия.

Затем следует обратить внимание на то, были ли связаны отдельные части занятия с помощью так называемых "соединительных" предложений в единое целое. Оценивается, насколько последовательно основная мысль была выражена в ходе всего занятия. Эта мысль заключена в теме встречи и отражает дидактическую цель.

3. Элементы молитвы

Может возникнуть впечатление, что катехетические занятия - это молитва, так как их довольно часто называют "встречей" или "разговором с Богом". Однако, учитывая то, что катехизация проводится в воскресных школах, желательно указать моменты обращения к Богу.

По традиции молитва звучит в начале и в конце встречи. Можно также завершить молитвой вторую часть. Рекомендуется тематически связать ее с "учением" встречи. Такая молитва называется "тематической". Она заранее сообщает о проблематике, которая затрагивается на занятиях, подготавливает к вопросу, которому посвящено занятие. Готовя конспект, следует хорошо продумать содержание молитв, чтобы оно было связано с темой занятия. Тщательный выбор молитв позволит избежать широко распространенного повторения одних и тех же молитв (часто можно услышать "Отче наш" или "Приди, Святой Дух" в начале занятий и "Радуйся, Мария" в конце), а также появления стереотипов, вызывающих у катехизируемых скуку и механическое повторение, о котором говорят: "отбарабанить молитву". Если участники занятия относятся к занятию как ко встрече с Богом, оно не обязательно должно начинаться с молитвы. Втаких группах продолжение изучения темы может вести к "кульминации встречи", к обращению человека к Богу во второй части занятия.

Молитва в начале занятия служит введением. Тематически она может быть связующим звеном с предыдущей встречей. Эта молитва напоминает о присутствии Христа во время занятия, благодаря ей участники встречи открываются Богу, их воля и разум становятся более восприимчивыми к Нему. Молитва в конце второй части носит закрепляющий характер. В ней можно поблагодарить Господа за открытые истины. Такая молитва облегчает усвоение материала и вырабатывает эмоциональное отношение к нему, подготавливает к реализации воспитательной цели и к третьей части. В заключительной молитве можно подвести итоги занятия, подчеркнуть наиболее важное во встрече. В конце занятия дети могут устать и начать отвлекаться, поэтому в этот момент их внимание следует привлечь песнопениями, спонтанными молитвами и т.п.

На катехизических занятиях необходимо использовать различные формы молитвы, демонстрируя их широкий спектр: от взятых из традиционного молитвенника до молитвы жестов, индивидуальной молитвы, песни, танца, чтения из Библии, псалмов, молчаливой молитвы, спонтанной молитвы, медитации, молитвы, составленной участниками группы, и т.д.

Следует объяснить, что в молитве жестов сложенные ладони означают преданность Богу, послушание, доверие; раскинутые и поднятые вверх руки выражают радость, благодарность; сидячая поза с ладонями на коленях подразумевает готовность слушать, уважение; руки, скрещенные на груди, и склоненное туловище выражают уважение, раскаяние, боль, печаль; коленопреклоненная поза означает смирение и уважение. Последнюю позу не рекомендуется использовать в группе маленьких детей, так как им трудно сохранять равновесие, и они сразу садятся на пятки. Аплодисменты выражают радость, благодарность.

Каждой молитве должна предшествовать внутренняя и внешняя подготовка. Внешняя подготовка заключается в правильной позе, положении рук. Взгляд должен быть обращен на крест или изображение святого. Для внутренней подготовки детей необходимо помочь им осознать, с Кем они встречаются, и Кто их слушает. Следует подумать, что мы хотим сказать Господу.

Катехизатор выполнит одну из важнейших задач своей пророческой миссии, если участники занятия научатся правильно переживать встречу с Богом, а молитва станет для них подлинной беседой с Христом.

4. Экзистенциальный элемент

В катехизации, структура которой предложена антропологическим обновлением, рассматривается все то, что связано с жизнью участников занятия. Поэтому при обсуждении занятия анализируются экзистенциальные элементы. Они должны присутствовать в первой и третьей части занятия.

При оценке встречи необходимо определить, относятся ли затронутые проблемы к жизни катехизируемых данного возраста. Например, рассуждая о терпении, нельзя приводить пример из жизни св. Терезы Младенца Иисуса, которая с необычайной кротостью переносила несправедливые замечания старой больной монахини. Этот пример можно привести на катехетической встрече для монахинь. Его можно использовать в третьей части в качестве подтверждения того, что святые умеют откликаться на призыв Иисуса в жизни, но не как исходный материал на встрече. По этой же причине на занятиях по теме "Жизнь за жизнь" в первой части нельзя приводить в качестве примера историю св. Максимилиана Кольбе, отдавшего жизнь за другого человека, так как у детей нет подобного опыта.

Исходным материалом, так называемым материальным источником, должен быть опыт катехизируемых. Идеально, если пример взят из жизни участников данной группы. На основе представленных ситуаций, взятых из жизни, в первой части занятия ставится проблема, которую решает Христос во второй части. В свою очередь, в третьей части участники группы должны взглянуть на исходный материал "глазами Иисуса". Поэтому в третьей части снова рассматриваются экзистенциальные проблемы, чтобы после размышлений религиозного характера ответить Богу на вопрос: «Что я должен сделать, чтобы призыв Христа принес плоды в моей жизни, а катехизация была действенной?»

5. Библейский элемент

Библейские материалы относятся к формальному источнику катехизации. Они появляются во второй части как ответ Бога на человеческие проблемы. В оценке библейского элемента следует обратить внимание на то, правильно ли выбран библейский фрагмент с точки зрения керигматического учения. Необходимо обратиться к классическим примерам из Библии, в которых оцениваются события из жизни человека, изложенные в первой части занятия. Оценивается ход экзегезы, ее соответствие принципам библейской герменевтики, отслеживается правильность интерпретации библейских текстов. Например, рассказ о посещении Матерью Божией дома св. Елисаветы (Лк 1, 45) использовался в связи с темой "Активная любовь ближнего". Указанная выше мысль косвенно упоминается в этом отрывке, но суть керигмы заключается в том, что Мария - человек веры: "И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа" (Лк 1, 45). Поэтому этот фрагмент используется для темы "Мария - пример для подражания в Ее доверии Богу".

Правильная интерпретация библейских фрагментов и заключительных выводов свидетельствуют о верности катехизатора Богу.

6. Литургический элемент

Как в Библии представлены слова и спасительные деяния Бога, так и в Литургии, также относящейся к формальному источнику катехизации, представлен Бог, творящий спасительные деяния на разных этапах жизни человека. Выбор как библейского, так и литургического источника зависит от темы занятия, поэтому литургический элемент присутствует не в каждом из них. В основном он встречается на так называемых литургических встречах. Однако могут существовать ссылки на литургию в молитвах (например, в молитве "Отче наш", в общей молитве). Литургический элемент присутствует в занятиях, посвященных структуре Святой Мессы или обрядам отдельных таинств. Этот элемент, как и предыдущий, также используется во второй части встречи.

7. Доктринальный элемент

Катехизическое учение не должно противоречить учению Церкви. Выводы, следующие из катехизации, как догматические, церковные, так и нравственные, не могут быть ошибочными или основываться на рабочих гипотезах. Катехизируемые должны получить позитивное, объективное учение. Катехизическое научение не должно вносить беспорядок или содержать субъективные оценки. В нем должны быть даны четкие решения, отвечающие Символу веры, мнению Церкви, выраженному в документах Собора, и нравственным законам, указанным Учительством Церкви. Поэтому объективно оценивается ортодоксальность катехетического учения.

8. Христоцентризм

Катехизация - это прежде всего проповедь Христа, Его слов и спасительных деяний. Она должна "открывать миру Тайну Христа" (CT 4), поэтому в центре катехетического учения находится Христос. Он полнее всего являет Бога Отца, наиболее совершенно исполняет Его волю через послушание. Иисус Христос спасает каждого человека. В наши дни Он действует в Церкви через Слово и таинства, поэтому почти на каждой встрече должен присутствовать христологический элемент. Это может быть пророчество об Иисусе Христе (библейское повествование об избранном народе) или описание Его спасительных деяний, в котором Он предстает живущим и действующим в Церкви.

В богословии принцип христоцентризма означает систематическое сосредоточение учения и духовной жизни вокруг Христа. Цель катехизации - встреча и единение с действующим Иисусом. Во время катехизации должна быть установлена связь и дружба с Христом, чтобы участник не только узнал о Нем, но и прилепился к Нему и последовал за Ним. Папа Иоанн Павел II подчеркивает христоцентризм катехизации в энцикликах Искупитель человека (Redemptor hominis, далее - RH) и Бог, богатый милосердием (Dives in misericordia, далее - DM), а также в Апостольском обращении Catechesi tradendae: "...внутренняя сущность катехизации именно эта Личность - Иисус Христос из Назарета" (CT 5), "Искупитель человека, Иисус Христос, есть центр космоса и истории" (RH1), "Иисус Христос - основной путь Церкви... дорога к каждому человеку" (RH 13).

На катехизических занятиях о Христе и Его деяниях говорят в настоящем времени: это позволяет участникам осознать, что Иисус Христос входит в жизнь каждого человека, желая помочь ему решить жизненные проблемы. Следует стараться не говорить о Господе в прошедшем времени. Это позволит не впасть в так называемый ошибочный историзм и даст возможность не возвещать истину о Нем лишь на основании догматического учения (так называемый догматизм), не изображать Иисуса исключительно в роли Пророка или Законодателя (так называемое морализаторство).

Соблюдение вышеупомянутых условий поможет катехизатору избежать по отношению к личности Иисуса Христа историзма, догматизма и морализаторства. Каждый катехизатор должен стремиться привести учеников к встрече со Христом, Который предлагает каждому человеку Свою дружбу ("Если хочешь..." - Мф 19, 21). И в этой дружбе Иисус хочет решить все жизненные проблемы участников катехизации, если они согласятся принять Его наставления.

В проповедовании Христа важно свидетельство катехизатора. Если он пережил встречу с Христом-Другом, то может стать для участников занятия подлинным свидетелем. На основании личного опыта ему известно, что Христос действительно вступает в личный контакт с человеком, становится для него источником радости и придает силы для постоянного формирования своей жизни в духе Евангелия.

9. Духовный опыт

Необходимо различать опыт и переживание. О переживаниях остаются лишь воспоминания, а опыт приводит к тому, что человек изменяет прежнюю жизнь, учитывая произошедшие события. Духовный опыт отождествляется со встречей человека с Богом. Необходимо донести до участников катехизации мысль апостола о жизни с Богом: "Мы Им живем, и движемся, и существуем" (Деян 17, 28). Тогда они откликаются на призыв Бога, чтобы принять Его призыв и осуществлять его в жизни.

Пробуждение духовности должно венчать катехетическую встречу, являющуюся призывом Бога. Это происходит в конце второй части. Дети, внимающие учению Бога, с помощью катехизатора благодарят открывшегося Господа словами, песней, размышлениями, танцем и т.д. Дети младшего возраста могут благодарить Бога такими словами: "Как хорошо, Господь Иисус Христос, что сегодня Ты говоришь нам о важной истине, что Ты объяснил нам сложную проблему! Благодарим Тебя, Иисус Христос! Мы рады этому известию! Мы хотим его принять и поступать так, как Ты научил нас!" Необходимо действовать так, чтобы дети научились принимать как драгоценный дар Бога даже трудные задачи. Катехизатор должен стараться, чтобы участники катехизации не относились предвзято к толкованиям, данным Богом, ободрять их, чтобы они с энтузиазмом отнеслись к Божиему учению, приняли его, жили им и оставались ему верны.

10. Язык катехетической встречи

Учение Бога передается речью, человеческим языком, уровень которого играет значительную роль в пророческой миссии. Оценивая эту специфическую сферу катехизации, необходимо выяснить, пользовался ли катехизатор так называемым "катехетическим языком", который отличается ясностью, логикой и понятен адресатам. Катехизатор должен использовать термины, понятные детям и молодежи. "Язык" катехизации должен соответствовать способностям их восприятия.

В младших группах нельзя использовать абстрактные термины. Следует стараться употреблять конкретные определения, которые приближают детей к учению Божию и помогают постичь его. Даже в катехизации для дошкольников следует избегать "уменьшительных" слов, как относящихся к религиозным понятиям, так и к их жизни. Вот наиболее частые ошибки такого рода: "Боженька", "Иисусик", "Пресвятая Матушка", "ангелочек", "ручка", "личико", "ножка", "пальчик" и т.п. На катехетических занятиях дети должны встречать слова, которые не будут изменяться с возрастом. Поэтому на всех этапах занятий они будут слышать: "Господь Бог", "Господь Иисус Христос", "Матерь Божия", "палец", "рука", "лицо", "нога" и т.д.

Следует также избегать определений из старого катехизиса или из так называемого "жаргона проповедников", которые уходят корнями в Библию и имеют глубокое и богатое содержание, однако на занятиях в некоторых случаях могут затруднить понимание проблемы. Наиболее часто встречается термин "сердце". Катехизаторы говорят о "чистом, нечистом, грешном, святом сердце". Подчиняясь этой логике, мы принимаем Господа Иисуса "в сердце", "очищаем сердца" в таинстве покаяния. Дети конкретизируют такие определения, понимая под словом "сердце" мышцу в организме человека. Некоторые не понимают, почему принятый устами Евхаристический Иисус Христос приходит только в сердце и т.д. Действительно, нелегко описать словами сверхъестественную реальность. Однако следует учиться использовать определения, не вызывающие у ребенка сомнений. По всей вероятности, можно сказать, что "в Святом Причастии мы принимаем Господа Иисуса Христа" - не уточняя, в какой части организма Он пребывает.

Очередной трудный термин - "благодать". Возможно, ребенку будет понятнее определение "дар, подарок Бога", "помощь Бога". Катехизатор должен находить подходящие слова, которые помогут детям правильно постичь сверхъестественную реальность. В работе с группами подростков старшего возраста у катехизаторов появляется "искушение" показать свои возможности с помощью более богатой лексики. Чаще всего катехизаторы используют специфическую философскую и богословскую терминологию. Молодежь, воспитанная на "языке образов", который поддерживают средства массовой информации, особенно телевидение, не в состоянии понять лекции, в которой звучат термины: "аспект", "аксиома", "соотношение", "теоцентризм", "предопределение", "эсхатология", "пневматология" и др.

На катехетических занятиях следует использовать простые предложения, построенные, по возможности, в настоящем времени, в изъявительном наклонении. Задавая вопросы ученикам воскресной школы, необходимо применять обратный порядок слов. В одном предложении не должно содержаться двух вопросов, например: "Где и когда родился Иисус Христос?" Нельзя задавать коварные вопросы, не соответствующие объективной истине, например, такого типа: "Сколько существует богов?"

Начиная предложение в изъявительном наклонении, не следует предлагать участнику занятия закончить его, например, "Двенадцатилетний Иисус идет с паломниками в...". Следует избегать ошибки, которую называют "педагогическим эхом". Она заключается в дословном повторении катехизатором ответа катехизируемого.

Если катехизатор хочет получить ответ, следует правильно задавать вопросы. Чтобы получить развернутый ответ, катехизатор не должен задавать уточняющих вопросов (с частицей "ли"). Если вопрос построен с частицей "ли", от учеников не требуется личного участия, они не ищут собственного ответа, опираясь на уже имеющиеся знания. В этом случае участники занятия будут руководствоваться интонацией, мимикой катехизатора, чтобы интуитивно догадаться, какого ответа он ждет, и бездумно ответить "да" или "нет". Можно задавать уточняющие вопросы во время первых контактов с маленькими детьми, чтобы приучить их громко отвечать и не бояться катехизатора. Когда группа привыкнет к ведущему, вопросы следует начинать со слов, которые побуждают ребенка строить ответ на основе имеющихся знаний (например: почему? каким образом? когда? что сделал?). Можно задавать уточняющие вопросы во время размышлений, испытаний совести, когда дети мысленно отвечают Богу или себе. Но и в этом случае вопросы лучше начинать со слов "каким образом?", "что я сделаю?", "что я могу изменить?".

11. Методы, используемые на катехетическом занятии

Метод - это взаимодействие катехизатора с участниками занятия для достижения дидактической и воспитательной целей катехизации. В проведении катехетических встреч методы всегда играют роль инструмента, однако, они творчески влияют на участников, способствуют оживлению занятий. Выбор метода- не дело случая, он зависит от содержания встречи, ее цели, самих участников, катехизатора и условий, в которых проходят занятия. Нельзя менять очередность только что перечисленных критериев выбора метода. Оценивая методы, использованные на занятиях, сначала следует их перечислить. Затем нужно решить, подобраны ли они с учетом специфики нового материала, облегчали ли они или затрудняли осуществление воспитательных целей. После этого следует обратить внимание на их соответствие уровню участников и их возможностям восприятия. Наконец, оценивается правильность использования метода в соответствии с его критериями. С каждым методом связаны специфические возможности, план и порядок действий. Эти принципы подробно излагаются.

12. Дидактические пособия

Подготавливая катехетическую встречу, следует пытаться, как и в случае выбора методов, воздействовать на участников на разных уровнях. Необходимо задействовать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и т.д.

К наглядным пособиям относится все то, что воспринимается органами зрения: картины, слайды, предметы, модели, видеокассеты и т.д. Наглядные пособия должны быть "прозрачны", то есть у участников занятия не должно возникать серьезных трудностей с пониманием их содержания. Пособия также оцениваются с точки зрения способностей восприятия участников. В младших группах наглядные пособия не должны быть перегружены второстепенными деталями, так как дети отвлекаются, интересуясь ненужными подробностями. Важную роль, особенно в младших группах, играет восприятие цвета, поэтому рекомендуется использовать цветные пособия.

Нельзя материализовывать духовный мир: в наглядных пособиях не должны встречаться изображения Бога Отца, Святого Духа, ангелов, бесов и т.д. Считается ошибкой использование пособий, в которых представлены произведения сакрального искусства с изображениями обитателей духовного мира. В Священном Писании иногда "материализуются" бестелесные существа. В этом случае необходимо правильно понимать контекст такого сообщения и его литературный жанр. В самом начале катехетического воспитания дети должны встретиться с тайной. Они узнают, что никто из людей не видел Бога Отца, Святого Духа, ангелов, бесов, поэтому их нельзя изображать на картинах и рисовать. Эту истину дети принимают, руководствуясь авторитетом катехизатора, роль которого в младших группах очень важна. Тем не менее, они поделятся замечаниями, что в некоторых храмах видели изображения бестелесных существ. В этом случае необходимо объяснить, что эти картины созданы воображением художника и не передают истинного облика Бога или ангела. Нельзя потакать представлениям о человекоподобном, антропоморфном Боге, - ребенок с помощью катехизатора должен постепенно избавиться от этой особенности детской религиозности. Дети соглашаются с тем, что духи бестелесны, поэтому их невозможно увидеть.

В занятиях с дошкольниками для первого контакта с Господом Иисусом Христом нужно говорить о Христе в облике взрослого человека, так как ребенок нуждается в образе сильного Бога. Разумеется, при подготовке к Рождеству дошкольники узнают, что у этого взрослого и сильного Господа Иисуса есть Мать, Которая носила Его в Себе девять месяцев, а затем родила в Вифлееме. В этом случае следует показать Младенца, лежащего в яслях, или фигурку маленького Иисуса Христа. Однако первая встреча с Богом должна быть связана с образом взрослого Иисуса Христа.

Следует показывать персонажей из Библии, истории человечества, современного мира. Нельзя использовать иллюстрации к сказочным, легендарным и апокрифическим сюжетам. Иллюстрации и слайды должны иметь соответствующие размеры, чтобы все участники занятий могли видеть их одновременно. Если нет изображений достаточно больших размеров, необходимо показывать их по очереди всем детям, давая время на размышления, то есть на "прочтение" содержания иллюстрации.

В младших группах нельзя задавать вопросы о сюжете иллюстрации сразу после того, как дети ее увидели. Им следует дать несколько секунд на то, чтобы они хорошо рассмотрели картинку и поняли ее содержание. Задавать вопросы можно только после небольшой паузы. Дети сильнее реагируют на зрительные раздражители, чем на слуховые, поэтому они не слышат вопроса, когда им что-то показывают и одновременно говорят. Дети не могут одновременно смотреть на картинку и воспринимать речь.

В младших группах прочтение содержания направляется в нужное русло с помощью вопросов: кто изображен на картинке? Или: кого мы видим? Что делает этот человек? Как он одет? и т.д. Разумеется, в старших группах можно сразу перейти к осмыслению общего содержания.

Наглядные пособия можно использовать двумя способами: при введении нового материала, то есть в том случае, когда они несут что-то новое и служат обогащению, расширению информации. Во втором случае они служат для повторения уже изученного материала.

Аудиопособия (например, записи на кассете) должны быть хорошего качества, причем это касается как музыкального сопровождения, так и записанного текста.

При оценке всех пособий необходимо решить, были ли они использованы в нужное время, выполнили ли свою задачу как пособия, несущие информацию, правильно ли воздействовали на воображение, воспринимались ли другими органами чувств. Естественные изображения всегда превосходят нарисованные или схематически передающие содержание.

13. Способы повторения материала

При повторении пройденного материала следует использовать различные методы. Кроме вопросов, можно предложить участникам группы дать ответ в виде рисунка, головоломки, попросить их закончить начатые предложения, разгадать ребус, письменно ответить на вопрос в виде эссе или сочинения и т.д. Применение разнообразных методов для повторения материала влияет на эффективность и привлекательность катехизации.

При оценке методов нельзя забывать о домашнем задании. Следует ответить на вопросы: в какой форме давалось домашнее задание? Какой характер оно носило: узнавание чего-то нового (сбор информации, поиск, чтение текстов), повторение материала, формирование умения и навыков, развитие самостоятельности и заинтересованности?

Домашнее задание должно быть понятно ребенку и не должно превышать его возможностей. Оно может заключаться в завершении задания, начатого на уроке (например, рисунка).

14. Запись в тетрадь

Тетрадь, наряду с учебниками, - важное пособие, а кроме того, документ, в котором зафиксировано содержание отдельных встреч. Особенно в старших группах следует обосновать необходимость ведения тетради. Запись в тетрадь должна быть подробным конспектом занятий. Сначала пишется порядковый номер встречи, а затем ее тема. Для детей, которые пишут плохо, нужно подготовить заранее напечатанные тему и краткую информацию о ней и дать задание вклеить листок в тетрадь или переписать дома с помощью родителей.

В группах детей дошкольного и младшего школьного возраста вместо записи в тетрадь предлагается тщательно продуманная тема для рисунка, который дети выполняют в ходе занятия. Графическое творчество ребенка развивает его воображение; это творческое занятие, а также разновидность созерцания. Дети могут копировать рисунки, показанные на занятии, или использовать свою фантазию.

На катехетических встречах для дошкольников и младших школьников рисунок, выполненный их руками, может стать одним из способов повторения или закрепления материала. Нельзя применять раскраски: они ограничивают творчество детей. Их можно использовать только как пособие для повторения материала на занятиях и дома с родителями. Раскраски никогда не могут заменить рисунок ребенка.

Замечательно, если катехизатор рисует на доске. Как рисунку, так и записи, появляющимся на доске в ходе занятий, должен сопутствовать комментарий катехизатора. Рисуя на доске, он поддерживает контакт с участниками занятий четкими репликами. Рисунок и запись должны быть им ясны и понятны.

Благодаря рисункам можно познакомиться с окружением детей, с их эмоциональным отношением к изображенным персонажам. Дети всегда сначала начинают рисовать людей, которые им наиболее близки, с которыми они сильнее связаны. Это отношение они выражают с помощью размеров и цвета. Во время рисования катехизатор должен задавать вопросы, касающиеся содержания рисунка, чтобы дети знали, что его интересует их труд. Важна помощь со стороны катехизатора и его совет в тех случаях, когда дети затрудняются выразить что-то с помощью рисунка. Никогда нельзя критиковать рисунок или высмеивать его автора.

Ценную помощь может оказать рисунок катехизатора, появляющийся на доске (или большом листе бумаги) в ходе реализации конспекта. Его также должны критически оценивать проверяющие: способствовал ли он усвоению новой проблематики, концентрировал ли внимание детей, какой материал был использован - цветной или белый мелок?

Во втором полугодии первого года обучения под рисунком вклеивается предложение, которое необходимо запомнить. На второй год обучения запись увеличивается до двух предложений. На третий и четвертый год дети пишут или наклеивают под рисунком два - три предложения. Рисунок и предложения должны постепенно появляться на доске в ходе реализации конспекта. На пятый год участникам занятий можно диктовать запись, основанную только на словесном материале. Однако есть группы, в которых очень хорошо рисуют, поэтому нельзя применять ко всем "железные правила", касающиеся словесной записи. Тем не менее, в записи должно быть представлено содержание занятия.

Начиная с пятого года обучения в тетрадь записывается несколько предложений. Необходимо помнить о библейском характере содержания - следует цитировать Священное Писание. В первом предложении рекомендуется ясно представить проблему, обозначенную в первой части катехетической встречи, а в следующем предложении дать ответ словами из Священного Писания. Затем необходимо подвести детей к реализации воспитательной цели. Глаголы лучше всего употреблять в личной форме, например: "Мы испытываем тревогу, вызванную… Господь Иисус Христос говорит нам… Я подумаю, как сделать, чтобы…".

Запись может увеличиваться в зависимости от тематики занятий. Их участники также получают домашнее задание: письменное, устное или связанное с подготовкой определенного материала, пособий и т.д.

15. Позиция катехизатора

Лучший "проводник" в контакте с Богом, в переживании встречи с Христом на катехетических встречах - катехизатор. Будучи пророком, он должен всегда помнить, что он не только учитель, но, прежде всего, свидетель возвещаемых истин веры. Сначала катехизатор оценивается с точки зрения его свидетельства в проповеди веры. Имеется в виду его увлеченность и умение передать материал, а также контакт с участниками групп. Катехизатор - "собственность" всех участников, поэтому он должен стоять перед всей группой и во время занятий постоянно быть на виду. Если группа большая, он не должен ходить между столами: в таком случае часть участников может потерять с ним контакт. Только во время занятий в малых группах или во время индивидуальной работы участников он может подходить к каждой группе или к отдельным лицам и предлагать свою помощь.

Катехизатор задает вопрос всей группе, а затем выбирает кого-либо одного для ответа. Он никогда не должен беседовать только с одним участником встречи, так как это отвлекает остальных. Если дан неправильный ответ, он повторяет вопрос, адресуя его всем, иначе его формулирует, задает дополнительные, наводящие вопросы. Катехизатор не унижает критическими замечаниями или злорадными репликами участников, давших неправильный ответ. Он владеет голосом, изменяет интонацию во время занятий, не кричит, не повышает голоса. Он поддерживает контакт со всеми присутствующими, обращаясь к каждому по имени.

Во время молитвы катехизатор стоит к участникам встречи не спиной, а боком, чтобы его было видно. Он показывает пример правильной позы во время молитвы, с достоинством осеняет себя крестным знамением. Он включен в занятия от начала до конца, даже во время выполнения заданий участниками. Он не может заниматься в это время чем-то другим, не связанным с ходом занятий.

Оценивается также внешний вид катехизатора: одет ли он в чистый и подобающий катехизатору костюм, побрит ли он (если это мужчина), аккуратная ли у него прическа; не делает ли женщина-катехизатор вызывающего макияжа, не носит ли одежду с глубоким декольте или слишком короткое платье… Не мешает ли участникам занятий внешний вид катехизаторов сосредоточиться на религиозных истинах и не отвлекает ли их внимание?

16. Участие катехизируемых

Задача катехизатора - создать наиболее благоприятную атмосферу, чтобы участники группы пережили встречу с Богом и активно включились в ход занятия. Несколько проверяющих могут сосредоточить внимание на одном из участников и оценить его вовлеченность в отдельные этапы занятия. Можно также дать общую характеристику группы и сделать выводы: когда группа принимала наиболее активное участие? Какой материал меньше всего интересовал участников группы? Какие пособия или методы не устраивали группу и почему? Как следует изменить конспект, чтобы занятия на данном уровне стали плодотворнее?

17. Взаимодействие катехизатора с родителями

В Декларации Второго Ватиканского Собора (Gravissimum educationis, - далее GE) о христианском воспитании сказано: "Прекрасно и весьма значительно призвание всех тех, кто, помогая родителям в исполнении их обязанностей, от имени человеческого общества берет на себя обязанность воспитания в школах. Это призвание требует особых интеллектуальных и сердечных дарований, тщательной подготовки и постоянной готовности к обновлению и адаптации" (№ 5). Поскольку катехизация служит семье, катехизатор с помощью домашних заданий должен воздействовать на родителей, а также вызывать у них интерес к содержанию занятий. В младших группах рекомендуется, чтобы родители помогали детям повторять дома пройденный материал, выполнять домашние задания, а также подготавливать пособия для следующих занятий. Если родители, участвующие в религиозном воспитании ребенка, увидят те ценности, которые их дети получают на занятиях, то, безусловно, воспитательные идеи принесут плоды в жизни семей, а тем самым катехизация окажется эффективной. Стоит не только привлекать родителей к выполнению домашних заданий, но и приглашать их на литургические встречи в приходской церкви, а также проводить катехизацию для взрослых. Эти рекомендации должны быть предусмотрены в конспекте.

При посещении большого числа встреч не обязательно обсуждать каждую из них по указанной выше схеме. Проверяющие могут обратить внимание на некоторые проблемы, чтобы их тщательно обсудить, используя опыт всей группы. Насколько обогащает возможность участвовать "вживую" в занятиях, проводимых катехизаторами!

Для собственной пользы рекомендуется записывать занятия на пленку. Коллеги не всегда могут обратить внимание на некоторые недостатки, которые обнаруживаются благодаря видеосъемке или магнитофонной записи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: