V. Составление конспекта

Подготовка каждого катехетического конспекта - это так называемое дидактическое планирование. Все встречи связаны между собой и не должны быть самостоятельными отдельными занятиями, лишенными тематических или структурных связей. Важно обратить внимание на постепенное приобретение участниками знаний и навыков, заботиться о постоянном углублении и закреплении знаний и установок. Отдельные этапы составления конспекта должны осуществляться с учетом всего воспитательно-дидактического процесса и требований дидактического планирования.

Дидактическое планирование состоит из множества элементов, каждый из которых важен для единого целого. Отправная точка при планировании - описание актуальной дидактической ситуации. Оно помогает ориентироваться в условиях, при которых проходит обучение, в нем содержится информация об участниках группы и стоящих перед катехизатором задачах.

Следующий элемент построения дидактического плана - формулировка целей катехизации: дидактической и воспитательной. С формулировкой целей тесно связана проблема контроля и оценки, поскольку именно цели - одновременно и основные критерии, свидетельствующие об успехах катехизируемых и плодотворном проведении катехизации.

Очередной этап, необходимый в дидактическом планировании, - описание и анализ задачи. Описание заключается в формулировании способа выполнения задачи и перечислении действий, которые должны в связи с этим быть предприняты.

Анализ заключается в изложении навыков, необходимых для правильного выполнения задачи.

Последний, чрезвычайно важный элемент, который обязательно следует учитывать при планировании, - применение принципов проведения катехизации. С этим связана подготовка и выбор методов, пособий и средств, которые будут влиять на мотивацию участников группы к занятиям.

Планированию и осуществлению плана должны сопутствовать неустанные размышления и тщательные наблюдения. План не должен быть слишком жестким. Необходимо, чтобы во время занятий его можно было изменять. Выделяют два вида планов:

1) Общий план (годовой, на несколько лет: например, евхаристический цикл, цикл христианской зрелости), определяемый общей программой. Годовой план включает предварительные заметки - основные элементы содержания, общие дидактические и воспитательные цели.

2) Подробный план (четверти, квартала, месяца, отдельной темы: например, какого-нибудь литургического периода или план нескольких встреч). При составлении плана на четверть должен быть развернут соответствующий фрагмент годового плана с распределением занятий на каждую неделю. Планирование встречи включает изложение содержания и предполагаемых действий, их перечень, очередность, распределение материала по отдельным встречам, более подробное определение целей и методов, проверки их соответствия. План конкретной встречи- это катехетический конспект.

Можно перечислить следующие этапы составления конспекта катехетической встречи:

· 1) осмысление темы;

· 2) формулировка воспитательных и дидактических целей;

· 3) выбор методов и пособий;

· 4) запись конспекта.

Чтобы правильно спланировать распределение дидактического материала и достижение воспитательных целей, катехизатор обязан постоянно контролировать эффективность своих действий. В планировании предусмотрено: определение отправной точки (оценка: что участники занятий знают по данной теме, а чего не знают), которая может меняться в зависимости от группы, например, формулирование целей (конкретизация плана), а также назначение контрольных сроков (когда и каким образом будет проверено, насколько удалось осуществить поставленные задачи). Успешность достижения целей необходимо оценивать в конце года и в процессе обучения.

1. Понимание темы

В подробной программе, утвержденной епископом епархии, катехетический материал распределен по годам. В начале учебного года следует предусмотреть, сколько катехетических встреч отводится для занятий с детьми, молодежью и взрослыми. В подробной программе даются темы отдельных встреч. Тема встречи определяет ее содержание, иначе говоря, позволяет сформулировать две основные цели, которые должны быть реализованы, - дидактическую и воспитательную.

Вначале следует осмыслить саму тему встречи, подобрав к ключевым словам синонимы. Лексика зависит от возраста участников катехизации и их способностей восприятия. После того как тема будет понята и найден так называемый "нерв катехизации" - главная мысль конспекта, содержание, которое красной нитью пройдет через все его части, - можно перейти к формулировке дидактической и воспитательной целей.

Раскрыть содержание темы могут помочь следующие вопросы: какое самое важное, ключевое слово в этой теме? Какие ассоциации вызывает это слово? Какова главная мысль темы? Какие библейские тексты связаны с этим содержанием? Какие слова могут быть непонятны участникам занятий? Как можно более кратко сформулировать тему, не изменяя ее смысла?

Затем следует рассмотреть тему встречи в непосредственном и более широком контексте. Рекомендуется обратиться к учебному материалу. Что найдет в нем катехизируемый? Какое место данная тема занимает в общей и в подробной программах? Какую проблему она затрагивает? Будет ли эта проблема рассматриваться на других встречах? Возможно, это часть какого-то важного цикла? В какой литургический период она рассматривается? Что уже знают (должны знать) катехизируемые по данной теме? Встречались ли они ранее с подобными темами? Когда? Сколько времени прошло? Что будет для них новым?

2. Формулировка дидактической и воспитательной целей

Дидактическая цель отражает новое содержание, которым Бог поделится с участниками встречи. Эти истины можно почерпнуть из формальных источников катехизации: Священного Писания, Литургии и Предания Церкви, которые следует использовать во второй части конспекта, озаглавленной "Бог отвечает". Катехетическая встреча невозможна без привлечения этих материалов. Катехизация - встреча с Богом, открывающим спасительные истины, со словом Божиим, с помощью которого истолковываются события жизни человека, с действиями Бога, преображающими человека. Катехизация - это диалог Бога и человека. Если человек говорит о Боге только от своего собственного имени, то такую встречу нельзя считать катехизацией. Чтобы выполнить свою миссию, катехизатор должен предоставить свою личность Богу и от Его имени возвещать слово Божие и являть спасительные деяния Бога.

Во второй части встречи следует обязательно использовать тематику, почерпнутую в одном из трех формальных источников. Тему встречи определяет используемый источник. Лучше всего кратко выразить дидактическую цель - ту истину, которая от имени Бога передается участникам катехизации.

В свою очередь, дидактическое содержание поможет сформулировать воспитательную цель. Если роль катехизатора ограничивается только лишь передачей богословских истин, такую встречу можно назвать уроком религии. Катехизация происходит тогда, когда с помощью дидактического содержания достигается воспитательная цель, которая заключается в формировании жизненной позиции ученика. В процессе достижения дидактической цели катехизатор воздействует на интеллект, разум человека, а при реализации воспитательной цели старается затронуть чувства и волю. Воспитательная цель достигается в третьей части встречи, которую можно озаглавить - "Человек отвечает". Следует так подготовить участников катехетического занятия, чтобы, услышав призыв Бога, представленный в первой части встречи, они взглянули на свой жизненный опыт через призму учения и разъяснений Иисуса Христа, а также приняли Его учение как жизненную истину, которой они будут следовать. Учение Иисуса Христа и эти разъяснения должны стать путеводной звездой, за которой они последуют, невзирая ни на какие обстоятельства. Они будут жить истиной Иисуса Христа и после занятия: дома, в школе и среди ровесников. Этой истине они останутся верны, когда вырастут. Плодотворность катехизации зависит от принятия и осуществления этой цели. О подлинной катехизации можно говорить только тогда, когда кроме дидактической достигается и воспитательная цель.

Следует иметь в виду, насколько важно правильно сформулировать цели. Цель должна указывать на способы ее достижения и учитывать прежде всего личность катехизируемого, а не катехизатора. Поэтому вместо безличной формулировки дидактической цели: "Роль книг Ветхого Завета в Литургии" лучше написать: "Участник встречи должен указать роль Ветхого Завета в Литургии". Такая формулировка обязывает к размышлению над методами, с помощью которых можно осуществить это намерение, а также над тем, как проверить, была ли достигнута поставленная цель. Вот некоторые примеры правильно сформулированных дидактических целей: "Катехизируемый должен объяснить, в чем заключается милосердие Божие, и привести примеры из Ветхого и Нового Завета"; "На основании текстов Ветхого и Нового Завета участник катехетической группы должен дать определение милосердия Божиего". Цель должна быть сформулирована достаточно конкретно. Вместо фразы: "Поощрять катехизируемого чаще читать Ветхий Завет", лучше написать: "В течение недели участник группы прочтет тексты из Ветхого Завета". Когда речь идет о воспитательной цели, важно определить, как долго будет выполняться задание и в чем оно заключается. Однако иногда можно ограничиться более общей формулировкой: "Участнику занятия предлагается подумать, кому и как он может оказать милосердие".

3. Выбор методов и пособий

Когда тема встречи ясна и определены цели, подробно указывающие, чего именно следует достичь, можно перейти к рассмотрению методов и пособий. Их выбор определяют следующие критерии: содержание, цель встречи, участники катехизации, катехизатор, а также технические и организационные возможности.

4. Запись конспекта

В каждом конспекте должна быть указана группа, для которой он предназначен, а также номер встречи, название темы, литургический период, дидактическая и воспитательная цели, выбранные методы и пособия, запись в тетрадь, ход встречи с четким делением на три части.

Известны два вида конспектов: полный (необходимый для катехизических упражнений), представляющий собой подробную запись встречи, включая все вопросы и возможные ответы участников занятий, а также сокращенный конспект в виде наиболее важных пунктов и выводов, полезный для каждого катехизатора в его ежедневной работе (чем опытнее катехизатор, тем более краткой может быть запись). Рекомендуется, чтобы сокращенный конспект уместился на одном листе формата А4. Если текст не умещается на одном листе, следует помнить о том, что писать можно только на одной стороне, вторая должна оставаться чистой. Конспект считается удачным, если катехизатор сможет легко им воспользоваться: ему должно быть достаточно одного взгляда, чтобы сориентироваться и перейти к следующему пункту.

Катехизатор также обязан помнить о том, что во время встречи он должен сконцентрировать все свое внимание на участниках. Следование конспекту любой ценой - серьезная ошибка. При написании текста актуальны одни правила, а при устном изложении этого же материала - другие. Во время занятия необходимо поддерживать визуальный контакт с присутствующими, важную роль играют жесты, улыбка, взгляд и все то, что относится к невербальному воздействию. Нельзя читать конспект или слишком часто в него заглядывать - в этом случае теряется доверие к излагаемой информации. При устном изложении материала необходимо повторять некоторые фрагменты, чтобы убедиться, что все запомнили важную информацию. Особую роль играют дополнительные вопросы или перефразированные ответы участников. В конспекте такие повторения не нужны, часто их невозможно предусмотреть.

Проводя встречу, следует помнить о целях: необходимо знать, что в материале наиболее важно, а что - второстепенно. Хорошо, если подготовлено поучение, метафора, ключевое предложение, к которому можно постоянно возвращаться. В каждой части должно быть резюме из одного слова или предложения. Подводя итоги занятия, катехизатор должен помнить о том, что он обязан учитывать не только свои слова, но и высказывания катехизируемых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: