Антропологической катехизации

Структурой, то есть построением катехизации, называется соединение различных элементов в единое органическое целое. Структура катехизации не статична, она меняется в зависимости от ситуации, в которой находится Церковь, на нее влияют установки и взгляды человека.

В антропологическом обновлении используются достижения керигматического направления, в котором Библия стала источником катехизации. Такой взгляд на Священное Писание учитывает требование сохранения верности Богу. В антропологическом направлении наибольший интерес возникает к переживаниям катехизируемого, - так сохраняется верность человеку. Антропологическое движение предлагает два варианта структуры катехизации: экзистенциальный ("катехизация встречи") и интерпретационный ("катехизация опыта").

1. Структура экзистенциальной катехизации

("катехизация встречи")

Опыт встречи - отправная точка экзистенциальной концепции катехизации. В процессе такой катехизации происходит встреча участников катехетической группы с Богом, Который преображает их, если они искренне переживают эту встречу, и слушатели, будучи открыты на предложение дружбы Иисуса Христа, начинают изменять свою жизнь.

Катехетическое занятие предлагается разделить на три части: первая - встреча катехизатора с участниками группы, вторая - их встреча с Богом Отцом, третья - встреча участников со Христом. Вначале участники группы должны встретиться с катехизатором, чтобы он стал связующим звеном между ними и Богом. В данном случае речь идет не о физической встрече, а о духовном, эмоциональном и волевом общении. Такое общение произойдет, если катехизатор создаст подходящую атмосферу, так называемый "психологический оптимум", благодаря которому участники группы не только вступят с катехизатором в контакт, но и захотят поделиться с ним своими проблемами. Инициатива при этом должна исходить от катехизатора: он должен доброжелательно относиться к каждому члену группы, принимать даже самого непослушного и трудного ребенка (если это группа детей воскресной школы), чтобы иметь возможность диалога с каждым. Необходимо создать личностную связь "я- ты" с каждым из участников катехизации.

Перед началом занятий рекомендуется провести непринужденную беседу со всеми членами группы на темы, связанные с их недавними радостными или тяжелыми переживаниями, поговорить о том, что волнует их в настоящий момент. Такая беседа поможет разрушить барьер между слушателями и катехизатором. Должны быть установлены дружеские отношения со всей группой, чтобы каждый участник стал открыт каждой отдельной личности. Только после этого можно говорить о встрече, произошедшей в процессе катехизации.

Когда ничто не разделяет слушателей и катехизатора и они относятся к нему как к старшему товарищу, который понимает их проблемы и интересуется ими, можно приступить ко второй части - встрече катехизируемых с Богом. Эта встреча происходит во время молитвы, и участников необходимо к ней внутренне и внешне подготовить. Внешне - это надлежащая поза, положение рук, взгляд, направленный на крест или икону. Внутренняя подготовка катехизируемого заключается в том, что он сосредотачивается на происходящем, обращает свое внимание на Того, Кто, присутствуя в комнате, внимает молитве. Особенность катехизации заключается в том, что во время молитвы происходит встреча с Богом Отцом. После молитвы не нужно осенять себя крестным знамением, а сразу переходить к продолжению катехизации. Ее третья часть - встреча сначала с Иисусом Христом Евангелия, а затем с Христом, живущим и действующим в нашей жизни и в Церкви.

Темой первого занятия, посвященного Христу, должно стать Евангелие. Как известно, его авторы не ставили перед собой задачу написать биографию Иисуса Христа с максимальной точностью. У каждого из евангелистов была богословская цель, сознательно выбранная с учетом тех, кому они непосредственно передавали Благую Весть о Христе. О Самом Иисусе, Его спасительных деяниях и словах говорят четыре автора, двое из которых были свидетелями этих деяний и принадлежали к числу апостолов, двое других - ученики апостолов. Свидетельство евангелистов - это мозаика, из которой складывается облик Спасителя. В остальных книгах Нового Завета заключено свидетельство веры их авторов во Христа, что особенно хорошо видно в Посланиях апостола Павла. Содержание всех книг Нового Завета - первостепенный источник катехетической встречи, посвященной Иисусу Христу.

Проповедуя истину о Спасителе на основе библейской тематики, лучше всего строить высказывания в настоящем времени - это позволит ученикам быть не просто пассивными слушателями слов Божиих, а активными участниками событий, ощущающими присутствие Иисуса Христа так же, как это чувствовали Его современники. В катехетической общине происходит встреча с Тем, Кто стал нашим Братом и Другом, присутствующим в жизни каждого. Чтобы помочь человеку решить жизненные вопросы, Иисус предлагает ему дружбу, благодаря которой тот достигает истинной зрелости. Слова и деяния Иисуса присутствуют в нашей жизни: ради нас Иисус становится человеком, ради нас проповедует, в нашей жизни совершает знамения, которым должны следовать и современные люди, ради нас умирает и воскресает.

Разумеется, многое зависит от катехизатора и его отношения к керигме библейского повествования. Участники группы должны почувствовать, что катехизатор не просто излагает им спасительные события, что он сам - их свидетель, который с радостью откликнулся на призыв, прозвучавший в предлагаемом библейском отрывке, и осуществил его в своей жизни. Только тогда Священное Писание может стать светом и нормой христианской жизни.

2. Структура интерпретационной катехизации

("катехизация опыта")

В процессе катехизации происходит встреча ее участников с Богом, являющим Самого Себя в той реальности, в которой живет человек. Благодаря этому через деяния и слова Божии он может так осмыслить свою жизнь, чтобы прийти к спасению. Личная встреча человека с Богом созидается на основе экзистенциального и интерпретационного аспектов Божественного Откровения. Об этой встрече убедительно сказано в Догматической Конституции о Божественном Откровении Второго Ватиканского Собора: "Невидимый Бог, по изобилию Своей любви, обращается к людям, как к друзьям, и говорит с ними, чтобы пригласить их к общению с Собой и принять их в это общение" (№ 2).

Во время этой встречи происходит диалог человека с Богом, призывающим его. Предусматривается, что катехизация, как и Библия, имеет структуру диалога в виде призывов и ответов. Катехизируемый не только общается с любящим его Богом и вступает с Ним в беседу, но и познает самого себя. Его озаряет свет Откровения, необходимый для понимания человеческого бытия и знамений времени. Поскольку в процессе катехизации происходит встреча с живым Словом Божиим, участник группы должен осознать, что библейские идеи по-прежнему актуальны, а их спасительное действие вплетается в жизнь современного человека. От выбора и решения участника катехетической встречи зависит ее положительный или отрицательный результат. Он должен ответить Богу на Его призыв. Этот ответ влияет на плодотворность катехизации.

В интерпретационной катехизации используются материалы керигматического направления: благодаря тому, что Священное Писание считается источником катехизации, сохраняется верность Богу. Библейская керигма - учение Божие - сущность катехизации этого типа. Следует также стараться оставаться верным человеку, чей жизненный опыт - материальный источник катехизации в первой ее части. Она называется "Опыт человека", или "Человек спрашивает". Материал этой части - жизненный опыт участников катехизации: ситуации, возникающие дома, на работе, в школе, в среде сверстников; то, о чем катехизируемые думают, что смотрят, что читают, что их интересует, иначе говоря, - контекст их жизни. В первой части должны быть обязательно отражены ситуации, из которых складывается жизнь участников данной группы. Прежде всего, имеются в виду проблемные ситуации, вызывающие серьезные вопросы и требующие размышления. Это надо учитывать во время подготовки конспекта для первой части встречи, так как постановка проблемы для разных возрастных групп будет различной. В поисках материалов для первой части встречи катехизатору поможет знакомство с отдельными участниками, что отражено в словах Иисуса Христа: добрый пастырь "зовет овец своих по имени" (ср. Ин 10, 3). Анонимность участника - одно из препятствий, мешающих хорошо подготовить первую часть встречи.

После изложения какой-либо жизненной ситуации (проблемы, которую необходимо решить) участникам встречи следует объяснить, что эта проблема интересует каждого человека. Здесь можно привести в пример людей, уже решавших ее. Рекомендуется процитировать высказывания авторитетных для катехизируемых людей. Поскольку эта проблема общая для всех, она обретает религиозный характер и требует ответа и решения, исходящих от Бога. Предварительно можно собрать мнения всех участников, которые пытаются предложить свое решение.

Предоставляя слово участникам встречи, следует дать им возможность искренне высказаться. Можно деликатно усомниться в неприемлемых решениях, которые предлагают участники, но нельзя при этом их высмеивать. Следует умело показать, что такая позиция может серьезно осложнить жизнь, что ошибочная интерпретация событий ведет в тупик. Необходимо создать такую атмосферу, в которой они захотят принять ответ Бога, посчитав объяснения, данные с человеческой точки зрения, ошибочными и недостаточными.

Теперь перейдем ко второй части встречи, называющейся "Бог отвечает". Этот этап - очень важная часть катехизации. Ответы Бога следует искать в текстах Священного Писания, Литургии и Предания Церкви, то есть в "формальных источниках" катехизации. Без истин, почерпнутых в них, можно говорить не о катехизации, а лишь о "религиозной беседе". Во второй части исполняется служение пророков: через катехизаторов Христос отвечает на вопросы, поставленные в первой части - предлагает Свое решение. На этом этапе осуществляется предусмотренная дидактическая цель встречи.

Чтобы катехизация не стала лишь "доктриной", передачей новой информации, то есть только "уроком религии", следует запланировать третью часть, называющуюся "Человек отвечает", или "Ответ человека". В этой части осуществляется воспитательная цель, от которой зависит плодотворность действий катехизатора. Здесь следует вновь возвратиться к проблеме, поставленной в первой части, и ее решению, предложенному Богом во второй части, чтобы участники группы дали уже более конкретный ответ, взглянув на свой опыт глазами Христа.

Жизнь человека и Божественное Откровение не исключают друг друга, напротив, они напрямую зависят друг от друга, что следует из личностного, интерпретационного и экзистенциального характера Откровения. В процессе встречи нужно выработать у участников такую установку, чтобы они истолковывали свою жизнь в свете Евангелия и поступали так, как предлагает Христос. Необходимо сформировать эту новую жизненную установку, благодаря которой они будут оценивать свою жизнь и весь мир в соответствии с интерпретацией Христа, иными словами - подобно Христу. Участники встречи должны осознать свои недостатки, ошибки, которые необходимо исправить, и принять решение постоянно совершенствовать свою жизнь. Они должны проникнуться убеждением, что изменяют свою жизнь не в одиночку, - с ними Христос, указывающий конечный смысл их жизни, и что сотрудничество с Богом обогащает людей, ибо благодаря ему участники катехизации достигают зрелости и полноты своей человечности. Надо показать конкретные способы сотрудничества с Христом и научить участников встречи не бояться трудностей, связанных с решением изменить свой характер и свою жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: