IV. Библиотечка катехизатора

Каждый потенциальный катехизатор в процессе своего интеллектуального, богословского и духовного становления должен тщательно собирать катехетические материалы, без которых невозможно проводить катехизацию. Даже тот, кто обладает внешней и внутренней привлекательностью, не вправе считать себя единственной опорой катехизации. Катехизация - это реальность, в которой катехизатор воздействует на участников встречи на разных уровнях, используя различные катехетические источники, пособия и методы. Материалы следует собирать в так называемой "библиотечке катехизатора", в которой можно выделить следующие разделы: катехетические источники, аудио- и наглядные пособия и др.

1. Катехетические источники

Источники катехизации разделяются на формальные и материальные. К формальным относятся: Священное Писание, Литургия и Предание Церкви. Отцы Второго Ватиканского Собора в Декрете о пастырском служении епископов в Церкви Christus Dominis напоминают, чтобы "преподавание основывалось на Священном Писании, Предании, Литургии, учительстве и жизни Церкви" (№ 14). К материальным источникам относятся земные блага, то есть все то, из чего складывается жизнь участников встреч. Формальные источники должны раскрывать смысл материальных.

Священное Писание - живое слово Бога, предназначенное для человека. Через Священное Писание Бог создает личностную связь с людьми, чтобы "явить Самого Себя и открыть тайну Своей воли (...), призвать [людей] к общению с Собой и принять их в это общение" (DV 2). Движимый отцовской любовью, Бог приносит в дар человеку Самого Себя. "Это домостроительство Откровения совершается действиями и словами, внутренне связанными между собою, так, что дела, исполненные Богом в истории спасения, являют и подтверждают учение и все, что знаменуется словами, а слова провозглашают дела и открывают тайну, в них содержащуюся" (DV 2). В Общем катехетическом руководстве предписывается не только передавать исторические свидетельства Библии, но и открывать тайны, в них заключенные.

На протяжении всей истории катехизации Священное Писание играло вспомогательную роль, источником же преподавания были катехизисы с апологетико-догматической основой. В так называемых "библейских катехизисах" больше внимания уделялось богословско-догматическим аспектам в ущерб библейскому тексту. Таким образом, библейское повествование было ориентировано скорее на изложение истории религии, катехизис же доминировал в качестве пособия для воспитания веры. Морализаторство эпохи Просвещения превратило Священное Писание в сборник назидательных историй. Библия была изуродована ошибочным принципом историзма; в так называемой "теории метода" ей отводилась роль иллюстративного материала; в свою очередь, в "Школус методе" наблюдался инструментальный подход к богодухновенным текстам, они приписывались к определениям катехизиса. К тому же появились нравственно-педагогические тенденции и педагогика с уклоном в психологию. Их сторонники преследовали цели, не связанные с Библией, что противоречило замыслу богодухновенных авторов.

Инициаторы керигматического обновления, обратившись к наследию катехизаторов первой половины XIX в., в котором Библия считалась историей спасения - Божественным замыслом спасения, сделали Священное Писание источником катехизации. Катехизаторы должны провозглашать Благую Весть о спасении, указывать на откровение, содержащееся в описываемых событиях, и совершающуюся мистерию. В катехизации, имеющей структуру диалога, излагается призыв Бога, на который человек должен дать ответ. Поэтому в Догматической Конституции о Божественном Откровении отцы Второго Ватиканского Собора обращают внимание на экзистенциальный, интерпретационный и личностный аспекты Божественного Откровения. Согласно этой Конституции, Слово Божие на протяжении истории было адресовано человеку. Бог являет Самого Себя человеку в той реальности, в которой тот живет. Во время этой встречи человек с помощью деяний и слов Божиих может так осмыслить свою жизнь, чтобы прийти к спасению.

Личная встреча Бога с человеком созидается на основе экзистенциального и интерпретационного аспектов Божественного Откровения. Во время этой встречи происходит диалог человека с призывающим его Богом. Диалог касается человеческого бытия, и человек, обладая свободой выбора, может принять предложение Бога.

Библия, являясь источником катехетической проповеди, построена как призыв и ответы человека. Если наставник сохранит верность проповеди спасения и своим слушателям, то Слово Божие будет эффективно действовать в контексте человеческого бытия. О необходимости следовать этому двойному принципу верности в проповеди Слова Божьего напоминал Папа Павел VI, считая его сущностью евангелизации.

Самая важная книга, которая обязательно должна быть в библиотечке катехизатора, а затем использоваться на встречах с участниками катехизации, - Священное Писание. Рекомендуется иметь 15-20 экземпляров Библии. Этого количества достаточно для всех, причем одним экземпляром могут пользоваться не более двух участников. В крайнем случае, можно сделать копии фрагментов из Ветхого Завета. Необходимо иметь 20 экземпляров Нового Завета.

Второй источник катехизации - Литургия. Отцы Второго Ватиканского Собора отмечают в Конституции о священной Литургии (Sacrosanctum Concilium - далее SC), что в Литургии, прежде всего в Евхаристической Жертве, "свершается дело нашего Искупителя" (№ 2). Они также напоминают, что "Христос всегда присутствует в Своей Церкви, особенно в литургических действиях" (№ 7). "Литургия - это вершина, к которой стремится деятельность Церкви, а вместе с тем и источник, из которого исходит вся ее сила" (SC 10). "Кульминация" катехизационного воздействия - единение со Христом во время Евхаристии. Задача катехизатора заключается в том, чтобы "все верующие пришли к полному, сознательному и деятельному участию в совершении Литургии" (SC 14). Одна из целей катехизации - приобщить учеников к сознательному переживанию Литургии и Таинств, ибо Литургия - это спасительные деяния Христа, присутствующего в таинствах.

Чтобы выполнить эту задачу, каждый катехизатор обязан иметь хотя бы по одному экземпляру текстов обновленных обрядов Святых Таинств, с которых можно сделать копии фрагментов, требующих подробных комментариев или анализа во время встреч. Сюда же следует добавить несколько десятков экземпляров Евхаристических молитв. Рекомендуется иметь Миссал и Лекционарии или, по крайней мере, Малый служебник с молитвами и чтениями на отдельные праздники и дни. Несколько катехизаторов, поддерживающих дружеские отношения, могут вместе собирать эти книги.

Третий источник катехизации - Предание, которое вместе со Священным Писанием составляет единый залог веры и наивысшее правило веры. Благодаря ему Священное Писание глубже постигается и правильно комментируется. В Апостольском Предании в проповеди и примерах передается Слово Божие, вверенное Господом Иисусом Христом и Святым Духом апостолам. Записанное или известное из Предания Слово Божие хранит Учительство Церкви, которое верно его излагает. Записанные или известные через Предание истины Откровения проповедует прежде всего Святой Отец вместе с епископами.

Катехизатору рекомендуется иметь в библиотечке документы Второго Ватиканского Собора, Катехизис Католической Церкви, все энциклики и обращения Папы Иоанна Павла II, а также сборники его проповедей, произнесенных во время путешествий, Общее катехетическое руководство и Апостольское обращение Иоанна Павла II о передаче катехизации. Документы Второго Ватиканского Собора и учение Папы - живое Предание Церкви. Для катехетических целей можно также сделать копии классических произведений отцов Церкви.

Появление в декабре 1992 г. Катехизиса Католической Церкви - одно из важнейших событий в новейшей истории Церкви. Согласно оценке Папы Иоанна Павла II, это ценный, содержательный, полезный, истинный дар, глубоко уходящий корнями в прошлое, но одновременно обращенный в будущее, необычайно важный для Церкви в наши дни. Этот дар предназначен всему человечеству. По замыслу Папы, Катехизис должен способствовать ясному и полному изложению истин католической веры в катехизации, а также оживлению религиозной жизни. Это - смелая попытка начать диалог с современным человеком, который, сталкиваясь с проблемами бытия, ищет пути их решения. При этом он озабочен, правильно ли он понимает учение Церкви. Катехизаторам также свойственна эта тревога,- ведь на них лежит ответственность за надлежащее воспитание подрастающего поколения христиан.

Беспокойство о судьбе катехизации стало особенно заметным после Второго Ватиканского Собора, оживившего евангелизаторскую деятельность Церкви. Катехизация вновь привлекла к себе внимание. Об этом свидетельствуют Общее катехетическое руководство (1971), собрания Синода Епископов, посвященные евангелизации (1974) и катехизации (1977), а также апостольские обращения Evangelii nuntiandi (1975) и Catechesi tradendae (1979).

В Катехизисе вслед за CT приводится определение катехизации и ее главная цель. "Катехизация - это воспитание веры в детях, молодежи и взрослых, в котором содержится, главным образом, христианское вероучение, преподаваемое обыкновенно органично и систематически, чтобы ввести человека во всю полноту христианской жизни" (ККЦ 5). Цель понимаемой таким образом катехизации - бесконечная любовь... И далее: "Необходимо сделать явной Любовь Господа нашего, чтобы каждый понял, что любой акт совершенной христианской добродетели имеет истоком только Любовь - и ничего, кроме Любви" (ККЦ 25).

Содержание Катехизиса изложено по-новому, что позволяет дать ответы на вопросы, возникающие в современном мире. Он состоит из четырех частей, соответствующих четырем важнейшим аспектам христианской жизни: верить в Бога, получать от Него благодать, любить Его и быть Им любимым и молиться с надеждой на Его пришествие. Структура нового Катехизиса продумана так, чтобы не пропустить ни одного вопроса из сферы доктрины веры и традиции. Катехизис - это образцовый текст для катехизации, обновленной в живых источниках веры, и предназначен служить "отправной точкой для катехизаторов или кратких сводов, создающихся в разных странах" (ККЦ 11). В нем не предпринимаются попытки "осуществить адаптацию изложения и катехизаторских методов, которые становятся необходимыми из-за различий в культуре, возрасте, степени духовной зрелости, социальных и церковных ситуаций тех, к кому обращена катехизация. Эти необходимые приспособления должны находить место в соответствующих катехизисах и в еще большей степени - в деятельности тех, кто обучает верующих" (ККЦ 24).

В Апостольском обращении Catechesi tradendae Иоанн Павел II дает ценные указания тем, кто берет на себя труд по подготовке новых катехизисов, а также занимается катехетическим обновлением. Следует сделать все, чтобы современное катехизическое учение, надлежащим образом упорядоченное и выверенное, могло служить воспитанию новых поколений сильных в вере христиан60.

В библиотечке катехизатора непременно должны иметься: общая программа катехизации, подробные программы по каждому году обучения в воскресной школе, программы катехизации молодежи и взрослых. Детальное ознакомление с программами обучения позволит катехизатору ориентироваться в распределении материала на отдельные годы, способствуя, таким образом, эффективному планированию. Катехизаторы также должны изучить основные положения программы. Катехизатор, хорошо знающий программу, сможет избежать хаотичного изложения истин Откровения. Каждую встречу необходимо готовить в соответствии, как с общим, так и с подробным планом.

К источникам катехизации также относятся учебники (методические пособия) по катехизации, предназначенные как для катехизаторов, так и для учеников. В учебнике содержатся фрагменты из Библии, Литургии и описания событий экзистенциального характера. В нем собраны молитвы, песнопения и гимны, иллюстративный материал и упражнения для повторения материала. Это - сокращенный катехизис, поэтому его можно использовать по-разному, применяя широкий диапазон методов. Рекомендуется иметь по одному методическому пособию и по 20 экземпляров рабочих тетрадей для каждого года обучения.

Материальный источник катехизации - земные блага: все то, из чего складывается жизнь катехизируемых. К нему относится также опыт, полученный в семье, школе, церкви, среде сверстников, взрослой жизни. Сюда входит и весь мир переживаний человека - все то, о чем он думает, что видит, что читает, о чем разговаривает, чего жаждет, чем интересуется, что изучает, чему радуется, чего страшится. Отцы Второго Ватиканского Собора в Декрете о пастырском служении Епископов в Церкви (Christus dominus - далее CD) напоминают, что епископам следует возвещать, "...насколько высоко надлежит, по учению Церкви, ценить человеческую личность с ее свободой и самой телесной жизнью; семью, ее единство и прочность, рождение и воспитание потомства; гражданское общество с его законами и профессиями; труд и досуг; искусства и технические изобретения; бедность и изобилие имущества. Наконец, пусть они предлагают способы, посредством которых можно решить важнейшие вопросы, касающиеся владения материальными благами, их возрастания и верного распределения, мира и войны, а также братского сосуществования всех народов" (№ 12).

Рекомендуется собирать книги, изучаемые в общеобразовательной школе, произведения классиков, композиторов, грамотные пересказы и рецензии на просмотренные фильмы и спектакли. Необходимо выписывать молодежные журналы, приобретать книги, которые читает молодежь, собирать рецензии на концерты музыкальных групп, тексты песен, изучать биографии кумиров молодежи из мира кино, спорта, музыки и т.д. Тематика предисловий к отдельным частям катехизации в методическом пособии напомнит о физических и психических изменениях, которые происходят в данном возрасте. Следует также иметь учебники высших учебных заведений по психологии и педагогике.

Напомним, что катехизацией называют сотрудничество с участниками катехетических групп, во время которого, благодаря использованию соответствующих методов, пособий и многопланового воздействия на катехизируемого, достигаются дидактические и воспитательные цели. Катехизация - это плод сотрудничества катехизатора и катехизируемого. Чтобы проводить катехизацию так, как это указано выше, при составлении конспекта следует предусмотреть использование соответствующих методов и пособий. Различаются аудио-, наглядные пособия и практические катехетические пособия.

2. Катехетические пособия

Наглядные пособия

К наглядным пособиям относятся материальные предметы, воспринимаемые органами зрения: картины, слайды, фильмы, видеокассеты, предметы культа. Их можно разделить на религиозные и светские.

Религиозные можно классифицировать следующим образом:

ü - библейские - Ветхий и Новый Завет;

ü - литургические - с выделением отдельных таинств;

ü - обрядовые - связанные с богослужениями или праздниками;

ü - исторические - описывающие события из истории Церкви, народа, прихода.

Светские наглядные пособия затрагивают темы, взятые из:

ü - домашней жизни;

ü - школьной жизни;

ü - жизни ровесников;

ü - культурной жизни: кино, театр, музыка, спорт и т.д.;

ü - общественной жизни: наука, война, мир и т.д.

Подобным образом можно классифицировать предметы культа. Среди них обязательно должны иметься литургические облачения, религиозная символика, литургическая утварь и т.д.

Аудиоматериалы

К аудиоматериалам относятся записи радиопостановок, радиопередач, бесед, интервью и т.д. Рекомендуется иметь записи проповедей и выступлений Иоанна Павла II. Аудиоматериалы- это магнитофонные кассеты, компакт-диски, пластинки. Некоторые из них можно сделать самим или с помощью участников катехетических групп. Большую пользу приносят хорошее музыкальное сопровождение, записи песнопений, религиозных и светских песен и т.д.

Эти пособия можно классифицировать так же, как наглядные пособия.

Практические пособия

К ним относятся материалы, необходимые для прикладных занятий: лепки, аппликации, рисования, живописи и т.д. Необходимо иметь пластилин, цветную бумагу, мелки, краски, клей, ткань, картон, мел, карандаши, кисточки, белую бумагу и т.д. Следует позаботиться об ударных инструментах (их могут сделать сами участники). Необходимо помнить о сборниках литургических песнопений, а также детских и молодежных песен, которые могут оживить встречу.

Каждое пособие должно иллюстрировать содержание катехизации или напоминать о нем. Если их применение тщательно продумано, они могут вызвать интерес к катехизации и оживить ее. Располагая разнообразным арсеналом пособий, можно спокойно приступить к составлению конспекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: