double arrow

APTИCT, Актер


АРХИТЕКТУРА(лат. architectura, гр.
architecton - строитель), 1) строительное иск-во,
зодчество. 2) Здания и др. сооружения (а также
их комплексы), создающие материально органи-
зованную среду, необходимую людям для их
жизни и деятельности; иск-во проектировать и
строить сооружения ихкомплексы в соответст-
вии с назначением, современными техническими
возможностями, эстетическим воззрениями об-
щества. 3) Стиль постройки - совокупность ха-
рактерных признаков сооружений какого-л. пе-
риода всеобщей истории (А. готическая, А. ан-
тичная и т.п.) или истории национальной культу-
ры (А. Индии, А. допетровской Руси). 4) Естест-
венная декорация при проведении массовых
праздников, проводимых на улицах, площадях, в
парках.

АРЬЕСЦЕ'НА,(< фр. arriere - сзади), замк-
нутое с трех сторон пространство, примыкающее
к задней части основной сцены. Служит для раз-
мещения накатных площадок и для увеличения
глубины сценического пространства. Перекры-
вается от зрительного зала горизонтом или зад-
ником,

АСИММЕТРИ'Я (гр. asymmetria - несораз-
мерность), отсутствие или нарушение симмет-
рии.
Неразрывная связь и взаимозависимость
симметрии и А. - важнейшее свойство гармонии.




АССАМБЛЕ'Я(< фр. assemblee - собрание).
бал, увеселительный вечер, собрание в эпоху
Петра I.

АССИСТЕ'НТ(< лат. assistens - присутст-
вующий, помогающий), 1) лицо, входящее в со-
став почетной охраны воинского знамени (при
знаменосце). 2) Помощник специалиста (Асси-
стент режиссера).

АССИСТЕ'НТ РЕЖИССЕ'РА,член поста-
новочной группы,
первый помощник режиссера-
постановщика праздника, театрализованного
представления по всем организационно-



творческим вопросам. Руководит группой по-
мощников режиссера. (Информация о номере).

АССОЦИАЦИЯ(лат. associatio - соедине-
ние), 1) (психол.) связь, возникающая при опре-
деленных условиях между двумя или более пси-
хическими образованиями (ощущениями, двига-
тельными актами, восприятием, идеями, пред-
ставлениями и т. п.), напр., восприятие предмета
вызывает образ его владельца. Существует два
рода А.:простые - отражающие внеш. связи,
исложные- смысловые. Кроме того, А. различают
по смежности (когда одно представление
вызывает другое в силу в пространственного или
временного совпадения), сходству (когда при
упоминании одного явления возникает другое,
имеющее сходные черты) и контрасту (когда
связываются два противоположных явления). 2)
(В иск-ве) способ достижения художественной
выразительности, основанный на выявлении
связи чувственных образов, возникающих в
процессе непосредственного отражения

действительности, с представлениями,

хранящимися в памяти или закрепленных в
культурно-историческом опыте человеческой
жизнедеятельности. 3) (В массовом действе)
развитая ассоциативность - важнейший
компонент художественного мышления режис-
сера, своеобразие языка иск-ва. Одним из важных
режиссерских выразительных средств является
ассоциативный .монтаж.



АССОЦИАТИВНЫЙ МОНТА'Ж,Монтаж
/Приемы,

АТМОСФЕ'Р ИГРА,Игра атмосфер.

АТМОСФЕРА (< ф. atinos- пар и sphaira -
шар), 1) воздушная среда. 2) окружающие усло-
вия, обстановка, общественное окружение, среда.
3) (В театрализованном представлении) вырази-
тельные средства
передачи содержания
представления, праздника и создания празднич-
ного настроения. А. - душа массового действа,
духовный воздух, связывающий всех участников
праздника, представления (исполнителей и
зрителей). А. массового действа органически
вытекает из жизненной А. места, где это действие
происходит. Преобразуя в соответствии с
идейным замыслом различными средствами ху-
дожественного воздействия: сценографией, му-
зыкой, светом, образом общения
и т. д. жизнен-
ную А. в А. праздничную, реж-р выражает ду-
ховный смысл праздника, как жизненного собы-
тия. (Сценические эффекты).

АТРИБУТ(< лат. attribuo - придаю, наделяю;
atributum - приданное), существенный признак,
постоянное свойство чего-л., неотъемлемая
принадлежность кого- или чего-л. (напр., А. кос-
тюма,
А. праздника, А. спортсмена).

АТТРАКЦИО'Н(фр. attraction, букв, - при-
тяжение), 1) устройство для развлечения в местах
общественных гуляний (карусель, колесо обо-
зрения и т. п.). 2) Эффектный цирковой или эст-
радный номер, отличающийся необычностью,
неожиданностью решения. 3) Театрализованный




манежный миниспектакль, состоящий из не-
скольких номеров-эпизодов, связанных единым и
ровным сюжетом, в центре к-рого - яркий, не-
обычный цирковой трюк. 4) Эпизод театрализо-
ванного представления, воздействующий неожи-
данным ярким поворотом действия, необычно-
стью режиссерского решения и актерского ис-
полнения. (Монтаж аттракционов).

АТТРАКЦИОНОВ МОНТАЖ,Монтаж
аттракционов,

АУДИТОРИИ АКТИВИЗАЦИЯ,Активи-
зация аудитории.

АУДИТОРИЯ(лат. audire - слышать), 1)
помещение, в к-ром читаются лекции, доклады,
проводятся семинары и т. п. 2) (Психол.) группа,
воспринимающая речь. Обычно - пространствен-
но размещенная малая группа людей, объеди-
ненная взаимодействием с коммуникатором в
ходе восприятия речевого сообщения. Про-
странственное размещение членов группы связа-
но с их количеством. Традиционно различают
"прямоугольную" и "круговую" схемы размеще-
ния. Частный случай прямоугольного размещения
трапецеидальное: несколько меньшее число
слушателей'располагается непосредственно перед
коммуникатором. Различие схем размещения
отражает возможную динамику процесса обще-
ния. При круговом расположении - типа "круг-
лого стола" - слушатели общаются друг с другом,
видя реакцию всех на свои сообщения. При
прямоугольном размещении внимание членов
группы сосредоточено на коммуникаторе. А.
средств массовой коммуникации разобщена,
анонимна и принципе более внушаема; в сущно-
сти, она образована совокупностью малых групп.
(Ср., Публика).

АФИ'ША(фр. affiche), рекламный плакат о
спектакле, концерте, празднике, вывешиваемое в
публичных местах. (Анонс, Программа).

БАЛ, большой танцевальный, построенный по
определенным условиям и ритуалам, соответ-
ствующим общественному назначению и празд-
ничной теме.

БАЛАГА'Н(< перс, балахане - верхняя ком-
ната, балкон), 1) (устар.) временная легкая по-
стройка для ярмарочной торговли, жилья, эре»
лиш и т.п. 2) Театральное площадное зрелище,
комического характера с примитивным сцениче-
ским оформлением, дававшееся на ярмарках и
народных гуляньях.

БАЛЕТ(фр. ballet, < ит. balletto, лат. ballare -
танцевать), 1) вид сценического иск-ва, содержа-
ние к-рого раскрывается в танцевально-муз. об-
разах.
Б. сочетает хореографию, музыку и драма-
тургический замысел (либретто). I) Музыкаль-
но-драматическое произведение, исполняемое
средствами танца и пантомимы.


БАЛЕТМЕ'ИСТЕР(нем, Ballettmeister), ав-
тор и постановщик балетов, хореографических
миниатюр, танцев, хореографических номеров и
композиций в массовом театрализованном пред-
ставлении. (Главный балетмейстер).

БИОМЕХА'НИКА(< гр. bios - жизнь и
mechane -орудие, машина), система воспитания
актера в театре Мейерхольда, к-рая опираясь на
гимнастику, акробатику, муз. ритмику, позволяла
им виртуозно управлять телом и голосом.

Основные эл-ты Б.:

«п р е д ы г р а» - «подаолзание к самому
главному моменту»,

«тормоз»- всякое препятствие, всякое за-
медление и остановка, на пути определившегося
движения; он может распространяться как на
большие периоды, так и на маленькие эпизоды;
«отказ» по словам Мейерхольда, «чтобы
выстрелить из лука, надо натянуть тетиву»;
«игра с вещь ю», к-рая соединялась с отточенной
выразительностью жестов и безусловно требовала
психологически выверенного внутр. оправдания,
была символична и метафорична;
трехчастные «игровые звенья», состоящие из
намерения, его осуществления и последующей
реакции.

БЛОК(англ, bloc), I) группа отдельных
функционально объединенных эл-тов, частей. 2)
Группировка отдельных номеров разных жанров
в эпизоды концерта по каким-л. внешним или
внутренним признакам, напр., «русский народ-
ный блок», «цирковой блок» и т. п. 3) Группи-
ровка отдельных муз. композиций в дискотеке.

БУРЛЕ'СК(А)(фр. buriesdue < ит. burta - шу-
товство), 1) пародийно-возвышенный, героико-
мический стиль. I) Инструментальная муз. пьеса
причудливого, шутливого, грубовато-

комического характера. 3) Небольшая шуточная,
пародийная опера, близкая к водевилю (2).

БУТАФОРИЯ(ит. Buttaruori - человек, по-
дающий артистам необходимые-по ходу дейст-
вия предметы), предметы, специально изготов-
ляемые и употребляемые вместо настоящих ве-
щей в театральных постановках и в фильмах, в
театрализованных представлениях, а также дета-
ли костюмов (Аксессуар, Реквизит). Б. выступает
как художественно-выразительное средство.

БУФФОНА'ДА(ит. buffonata - шутовство),
сознательное комедийное искажение в произве-
дении иск-ва, главным образом, сценического,
жизненных пропорций изображаемого для выяв-
ления его сути; одно из проявлений гротеска. В
основе Б. как вида представления и особого
приема актерской игры лежит грубый комизм,
импровизация, динамика, подчеркнутая внеш.
характерность, преувеличение. Б - один из ос-
новных приемов цирковой клоунады. (Цирк),


I?

ВАРЬЕТЕ'(фр. variety - букв, разнообразие),

1) театр эстрадных программ с преобладанием
эл-тов комедийности, пародии и т. п. Первый - в
Париже в кон. 18 в. 2) Публичное представление,
где непристойность облачена в слова, музыку,
пляску, костюм, цвета и т. д. и налицо все ее от-
тенки: от грубой сальности до высшей артистич-
ности.

ВДОХНОВЕНИЕ,состояние своеобразного
напряжения и подъема духовных сил, творческо-
го волнения чел-ка, ведущее к возникновению
или реализации замысла и идеи произведения
науки, иск-ва, техники. В. характерно повышен-
ной общей активностью, необычайной продук-
тивностью деятельности, сознанием легкости
творчества, переживанием "одержимости" и
эмоционального погружения в творчество. Ка-
жущаяся несознаваемость творческого процесса
следствие максимальной сознательности самого
творчества, предельной ясности сознания, свое-
образного наплыва и прояснения мыслей и обра-
зов, чрезвычайной обостренности памяти, вни-
мания, страстной воли, направленной на реали-
зацию идеи. При всей кажущейся самопроиз-
вольности В., как правило, - результат предвари-
тельного напряженного труда.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ,(психол.) - процесс
непосредственного или опосредованного воздей-
ствия объектов (субъектов) друг на друга, поро-
ждающий их взаимную обусловленность и связь.
Различают такие виды В., как содружество,
конкуренция и конфликт. Нужно иметь в виду,
что эти виды - не только В. двух личностей
(Межличностное взаимодействие). Они проис-
ходет и между частями групп, и между целыми
группами.

Особенность В. - его причинная обусловлен-
ность, т. е. каждая из взаимодействующих сторон
выступает как причина другой, как-следствие
одновременного обратного влияния противопо-
ложной стороны. В. - материальный процесс,
поэтому оно сопровождается передачей материи,
движением информации. В. имеет относитель-
ный, характер, осуществляется в определенном
пространстве и времени.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖЛИ'ЧНОСТНОЕ,
Межличностное взаимодействие,

ВЕДУЩИЙ(< санскр. veda - знание), 1) воз-
главляющий, главный (В. роль. Главный режис-
сер, Главный балетмейстер, Главный хормей-
стер, Главный дирижер. Главный художник).
2)
Исполнитель, в прямом общении со зрителями
связывающий элдгы театрализованного действия
в единое целое. (В. концерта, тематического
вечера). (Конферансье).

ВЕРА и ПРА'ВДА.Вера - убежденность,
уверенность в ком-чем-л. Правда - то, что субъ-
ект воспринимает как истину. На сцене два эти





понятия неразрывно связаны и обозначают спо-
собность актера серьезно, по-настоящему, убеж-
денно и уверенно относиться к вымыслу как дей-
ствительно существующему явлению, истине, т.
е. как к правде.

ВЕРБА'ЛЬНЫЙ(лат. verbalis - устный, сло-
весный), (психол.) термин для обозначения форм
знакового материала, а также процессов опери-
рования с этим материалом. Различаются: 1) В.
осмысленный материал - ряды существительных,
прилагательных, глаголов, числительных,
отрывки текстов, стихотворения и пр.; 2) В. бес-
смысленный материал - группы из трех соглас-
ных, слоги, бессмысленные слова разной степени
приближенности к реальному языку. В. материа-
лу противопоставляются: 1) невербальный ос-
мысленный материал - геометрические фигуры,
рисунки, фотографии предметы и пр.; 2) невер-
бальный бессмысленный материал - необычные
геометрические фигуры, чернильные пятна- В
зависимости от используемого материала разли-
чаются: В. (словесное) и невербальным общение
(напр., жестовое); В. (определяемый на основе
решения В. задач) и невербальный интеллект
(характеризуемый решением образных, конст-
руктивных и др. невербальных задач); В. (сло-
весная) и невербальная информация (напр.. об-
разная).

ВЕРТЕ'П,большой ящик с марионетками,
служивший местом для устройства кукольных
представлений на библейские и комические сю-
жеты (Кукольный театр).

ВЕ'ЧЕР КЛУБНЫЙ,Клубный вечер. .

ВЕ'ЧЕР ТЕМАТИЧЕСКИЙ,Тематический
вечер,

ВИ'ДЕНИЕ,способность воспринимать ок-
ружающее зрением (художественное В., детское
В. мира. Внутреннее В.), это закон образного
мышления актера, режиссера (Словесное дейст-
вие. Кинолента видений).

ВИ'ДЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ,Внутреннее
видение.

ВИ'ДЕОКЛИП,Клип.

ВНУТРЕННЕЕ ВИ'ДЕНИЕ.способность
воссоздавать воображением образ реальных и
небывалых явлений. Умение образно представить
своим внутренним зрением, оживить вооб-
ражением слово, понятие, явление.

ВИ'ДЫ ИСКУССТВА,реальные формы ху-
дожественно-творческой деятельности, разли-
чающиеся прежде всего способом материального
воплощения художественного содержания
(словесным - для литературы, звуковым - для
музыки, объемно- пластическим - для скульпту-
ры и т. д,). Художественная информация, заклю-
ченная в каждом из В. и., обладает специфиче-
ским характером, поэтому содержание произве-
дения одного В. и. не может быть адекватно пе-
редано на языке др. В. и.

При взаимодействии иск-в происходит как бы
два процесса: 1) приспособление к «смежному»
иск-ву, и тогда возникает необходимость каждо


го иск-ва видоизменяться и одновременно
искать свой язык, утверждающий самобытность и
неповторимость данного вида; 2) синтез
искусств,
в результате к-рого новому виду иск-ва
приходится создавать свои уникальные средства
для воплощения его содержания.

ВИРТУОЗ, ВИРТУОЗНЫЙ(ит. virtuoso, <
лат. virtus - доблесть, талант), 1) исполнитель,
(чаще музыкант), мастерски владеющий техникой
иск-ва. 2) Человек, достигший в работе высший
степени мастерства. 3) Свойственный виртуозу,
технически совершенный.

ВНИМА'НИЕ,способность сконцентриро-
ваться на каком либо определенном реальном или
идеальном объекте (предмете, событии, образе,
рассуждении и т. д.) в данный момент времени.
В. - основа внутренней техники актера и
режиссера. Различают непроиз-вольное, произ-
вольное и постпроизвольное В.

Непроизвольное В. имеет пассивный характер,
ибо навязывается субъекту внешними по
отношению к целям его деятельности событиями.
Этот вид В. характери-зуется тем, что выбор
объекта производится чел-ком неосознанно,
стихийно, независимо от сознательных наме-
рений, в силу особенностей объекта - новизны,
силы воздействия, соответствия актуальной по-
требности и пр.. Объектами непроизвольного В.
актера являются зрители, сам актер и его партнер
(не как образ, а только как его коллега по работе).
В. в массовом действе - это непредвиденные
реальные обстоятельства, жизненные факты,
возникающие в момент творческого действия.
Физиологическое проявление этого вида внима-
ния - ориентировочная реакция.

Произвольное В. заключается в том. что выбор
объекта производится сознательно,

преднамеренно и требует со стороны исполните-
ля и зрителя волевых усилий. Оно отличается
активным' характером и сложной структурой; по
происхождению связано с трудовой деятельно-
стью. В условиях затрудненной деятельности оно
предполагает использование специальных
приемов сосредоточения, поддержания распре-
деления и переключения В. Сценическое В. тре-
бует сосредоточенности как на реальных, так и на
воображаемых объектах. В массовом действе,
главным объектом произвольного В. исполните-
лей являются зрители, участники праздника. За-
дача режиссера, ведущего, исполнителя - напра-
вить жизненное В. зрителя на игровое художест-
венное действие, увлечь его объектом сцениче-
ской или праздничной игры.

Постпроизвольное В. возникает на основе
произвольного В. и заключается в сосре-
доточении на объекте в силу его ценности, зна-
чимости или интереса для личности. Его появле-
ние возможно по мере развития автоматизации
деятельности, а также в результате изменений
мотивации (например, сдвиг мотива на цель). При
этом снимается психическое напряжение и
сохраняется сознательная целенаправленность


внимания, стремление к цели уже не требует
специальных умственных усилий и ограничено во
времени лишь утомлением и истощением ре-
сурсов организма. В массовом действе постпро-
извольное В. проявляется в моментах духовного
контакта, активного творческого соучастия ис-
полнителей и зрителей, при к-ром чел-к вовлечен
в атмосферу художественной и жизненной игры
(когда зрителям не хочется расходиться или от-
пускать исполнителя со сцены).

В зависимости от того, где находится объект
внимания - во внеш. мире или в субъективном
мире чел-ка выделяются внимание внешнее
(сенсорно-перцептивное), к-рое обращено на
объекты внеш. мира и является необходимым
условием познания и преобразования окружаю-
щего мира, и внутреннее (интеллектуальное),
обращенное на объекты субъективного мира чел-
ка и является необходимым условием са-
мопознания и самовоспитания.

Различают три круга В.: малый (сосредо-
точенность действующего лица на логике своих
поступков), средний (общение с партнерами на
сцене, зрт-елями и участниками происходящего в
данный момент игрового эпизода) и большой (все
зрители в зале, на площади и реальное
пространство выходящее за круг игрового
общения на площади, улице и т. д.). Переходы из
одного круга В. в другой обусловлены логикой
внутр. жизни образа и логикой сквозного
сценического или праздничного действия и
изменениями жизненных и игровых обстоя-
тельств.

ВОДА1,одно из нетрадиционных вырази-
тельных средств
массового театрализованного
представления. В. используется в качестве ос-
новного выразительного средства на празднике
фонтанов. На фоне специально подобранной му-
зыки синхронно с ее ритмом меняется количест-
во струй, их высота, мощность и подсветку, то
можно получить феерическое зрелише. С помо-
щью, фонтанов создается водяной занавес. Со-
временная техника позволяет делать фонтаны и

Водопады на стадионах и даже на закрытых сце-
нических площадках. Существуют представле-
ния, к-рые целиком строятся на В. (напр., празд-
ник Нептуна, водные феерии в цирке и т. п.)

ВОДЕВИ'ЛЬ(фр. vaudeville), 1) уличная го-
родская песенка во Франции 16 в. 2) Пьеса лег-
кого, комедийного характера с куплетами и тан-
цами. 3) Заключительная песенка в В., комиче-
ской опере или комедии, обычно выражающая
мораль пьесы. (Ср., Мюзикл}.

ВО'ЛНЫ РИТМИ'ЧЕСКИЕ,Ритмические
волны.

ВООБРАЖЕНИЕ,1) то же, что фантазия. 2)
Психическая деятельность, состоящая в создании
представлений и мысленных ситуаций, никогда в
целом не воспринимающихся чел-ким в
действительности. позволяющая представить
результат труда до его начала, тем самым ориен-
тируя чел-ка в процессе деятельности. В. входит


в любой трудовой процесс и является необходи-
мой стороной любой творческой деятельности
(худо-жественной, конструкторской, научной).

В художественном, в театральном творчестве -
это способность воспроизводить образы, пере-
житые раньше в действи-тельности, комбиниро-
вать части и все пережитое в разное время, соче-
тая эти образы в новом порядке, группируя их в
новое целое.

Для режиссера массовых праздничных дейст-
вий В. - это умение в самом замысле представить
себе реальный ход будущего праздничного дей-
ства и сверять с этим воображаемым ориентиром
свои режиссерские задания, возбуждать образное
мышление и стремления всего творческого кол-
лектива.

ВОСПРИЯТИЕ,целостное отражение в
сознании предметов, ситуаций и событий, возни-
кающее при непосредственном воздействии на
органы чувств, сложный процесс приема и пре-
образования информации, обеспечивающий ор-
ганизму ориентировку в окружающем мире. Как
форма чувственного отражения предмета вклю-
чает обнаружение объекта в поле В., различение
отдельных признаков в объекте, выделение в нем
информативного содержания, адекватного

цели действия, формирование образа В. В
зависимости от доминирующего анализатора
различают зрительные, слуховые, осязательные,
кинестезиче-ские (двигательные), обонятельные
и вкусовые В ; в зависимости от формы
существования материи - В. пространства, В.
времени, В. движения, в зависимости от
внимания - непроизвольное и произвольное В.
(напр., наблюдение). На основе последнего
строится система обучения актерскому и
режиссерскому мастерству в отечественной
театральной школе, создаются индивидуальные,
групповые, массовые игры.

ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА,процесс
активного личностного общения с художествен-
ным произведением,
способность увидеть, почув-
ствовать и создать образ в своей душе; это ду-
ховное сотворчество воспринимающего с ху-
дожником, творцом. В В. и. существует уровень
непосредственных впечатлений и переживаний.
В отдельных случаях восприятие происходит на
уровне внеш. формы художественного произве-
дения, оно ограничивается простым узнаванием,
к-рое Аристотель называл радостью узнавания
"Ах как похоже!" Подлинные произведения иск-
ва востребуют и формируют в процессе взаимо-
действия с публикой наиболее сложные и высо-
кие формы внутр. человеческого восприятия.
Это не только восприятие линий, красок, звуков,
выраженных словами образов, но и того, что
скрыто или заключено в них - мыслей и чувств
художника, претворенных в образную систему,
ощущения в какой форме выражено содержание,
каков "язык" произведения. Художественне/
образ,
имеющий целостную природу, чел-к мо-
жет воспринять не иначе, к'ак сотворив этот об-


раз, воссоздав его в своей душе. Настоящий ху-
дожник всегда творит по законам человеческого
восприятия.

ВОСПРИЯТИЕ МАССОВОГО ТЕАТРА-
ЛИЗОВАННОГО ДЕТСТВА
неразрывно свя-
зано с живым непосредственным участием в нем.
Оно происходят на разных уровнях от стороннего
наблюдения до личного активного творческого
участия в сотворении праздничного события.

ВПЕЧАТЛЕ'НИЕ,образное чувственное
ощущение, духовное состояние, вызванное воз-
действием выразительных средств, режиссерски
организованными образными действенными ак-
центами
в ключевых смысловых моментах мас-
сового театрализованного действия и оставляю-
щее эмоциональный след в духовной памяти его
участников. Совокупность В. создает'духовный
образ праздничного общения, образ праздничного
события.

ВРЕМЕННО'Е ПРОСТРАНСТВО,отрезок
времени, к-рое осмысливается праздничным
событием.

ВТОРО'Й (АКТЕ'РСКИЙ) ПЛАН,I) внутр.
духовный «багаж» чел-ка-героя, с которым тот
приходит в пьесу. Он складывается из всей сово-
купности жизненных впечатлений персонажа, из
всех обстоятельств его личной судьбы и обнимает
собой все оттенки его ощущений и восприятии,
мыслей и чувств. 2) В эстрадном действии, в
массовом представлении В. (а.) п. - внутр. ду-
ховный багаж самого исполнителя, это проявле-
ние его личностного отношения к тому, что он
изображает на эстраде, его внутр. личностный
диалог со зрителем (с участником праздника).

ВТОРО'Й (СЦЕНИЧЕСКИЙ) ПЛАН,по-
перечная доля сценической площадки, располо-
женная между первым планом и третьим планом.
В. (с.) п. позволяет воспринимать человеческую
фигуру целиком.

ВЫ'МЫСЕЛ,добавка к факту, к-рая изме-
няет его-обличье, характер, свойства. «Дозиров-
ка» В. определяется идеей пьесы, сверхзадачей
художника.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, внеш.
передача психических состояний, особенно эмо-
циональных, проявляющихся в мимике (В. д.
липа), пантомимике (В. д. всего тела) и «вокальной
мимике» динамической стороне речи (ин-
тонация,
тембр, ритм, вибрато голоса), в экс-
прессии, к-рая может быть решающей в интер-
претации значения произносимых высказываний.
В. д. приобретают характер образного «языка»,
специфического кода для передачи многообразных
оттенков чувств, оценок, отношений к событиям и
явлениям. Будучи актом общения В.д.
превращаются в средства более или менее созна-
тельного воздействия на людей.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА,художе-
ственные действия различных видов иск-в, к-рые
используются реж-ром в постановке массового
театрализованного представления и организации
праздничного игрового общения. В. с. условно


можно поделить на традиционные (живое слово,
музыка, свет, хореография, пантомима, театр,
киноиск-во, динамическая и статическая проек-
ция, скульптура, спорт, цирк, эстрада),
нетра-
диционные В. с. (транспорт, животные, вода,
огонь, дым, естественное освещение местности)
и иносказательные (аллегория, метафора,
олицетворение, символ).

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ СИ'НТЕЗ,
Синтез выразительных средств.

ВЫСТУПЛЕНИЕ,игра артиста перед пуб-
ликой. В течение одного выступления актер мо-
жет исполнить несколько номеров,

ГАРМО'НИЯ(гр. hannonia - созвучие, со-
гласованность, стройность, противоположность
хаосу), 1) согласованность, стройность в сочета-
нии чего-н. (Г. звуков, Г. красок, душевная Г., Г.
интересов). 2) Выразительное средство музыки,
связанное с объединением тонов в созвучия и
последовательностью созвучий в условиях лада.
Важное значение в Г. имеют аккорды; в смене
аккордов проявляются их ладовые, гармонические
функции, а также закономерности голосоведения.
Г. во многом зависит от мелодии и в тоже время
обогащает, углубляет ее выразительность. 3)
(Филос.) эстетическая категория, означает
высокий уровень упорядоченного многообразия,
оптимальное взаимосоответствие различных
компонентов в составе целого, отвечает эс-
тетическим критериям совершенства, красоты. Г. -
показатель, мерило исторически достигнутого
уровня практически-духовного освоения чел-ком
окружающей действительности. Г. объективно
проявляется в совпадении внеш. мира с потреб-
ностями свободного и всестороннего саморазви-
тия чел-ка. Т.о., она .выступает качественной ха
рактеристикой эстетического идеала, (высшей
социально-эстетической цели общественного
развития). Г. понимается как: объективная воз-
можность отношений чел-ка с миром и досягае-
мый идеал; субъективно мыслимое и недости-
жимое совершенство, относящееся к сверхпри-
родной сущности вещей; достижимый лишь в
сфере иск-ва идеал красоты, призванной спасти
мир; формальная характеристика композиции.
структуры эстетически значимых предметов,
родственных по смыслу понятиям пропорция,
симметрия, мера и др. В иск-ве Г. - это предмет
отражения и одновременно художественное во-
площение идеала совершенной действительности,
а также основание эстетической критики
человеческого бытия. Иск-ву принадлежит заслуга
открытия многообразия гармонических

отношений чел-ка с миром, прогнозирования
возможностей гармонического и всестороннего
развития человеческой личности. («Золотая про-
порция»).


ГЕРОИ'ЧЕСКОЕ(гр. he'ros - герой), катего-
рия эстетики, раскрываются ценностный смысл
выдающегося по своему общественному значе-
нию даяния, требующего от чел-ка или коллек-
тива людей (социальные группы, класса, народа)
высшего напряжения духовных и физических сил,
мужества и самоотверженности. Будучи одной из
форм проявления возвышенного. Г. тесно связано
с трагическим. В природе Г. лежит преодоление
острых, непримиримых противоречий, что
нередко достигается ценой жизни. В иск-ве Г.
раскрывается в утверждении высокого эстети-
ческого идеала, прежде всего через образ несу-
щих его героев. Г. может выражаться не только
через персонификацию, но также и через автор-
скую позицию (напр., в сатире). Эстетические
формы выражения Г. зависят от жанра и вида
искусства,
от художественного метода - реали-
стического, классицистического, романтического
и т. д., к-рый лежит в основе творчества худож-
ника.

ГЕРО'Й(гр. heros - герой). 1) человек, свер-
шивший выдающиеся по своему общественному
значению действия, отвечающих интересам на-
родных масс и требующих от чел-ка личного
мужества, стойкости, готовности к самопожерт-
вованию. 2) Выдающийся своей храбростью,
доблестью, самоотверженностью человек, со-
вершающий подвиги. 3) Главное действующее
лицо литературного произведения. 4) Лицо, во-
площающее в себе характерные черты эпохи,
среды. 5) Лицо, привлекающее к себе внимание
чем-н. или являющийся предметом восхищения,
подражания. (Г. документальный. Реальный Г., Г.
лирический. Персонаж, Героическое).

ГЕРО'Й ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ,Реальный
герой.

ГЕРО'Й РЕА'ЛЬНЫЙ,Реальный герой.

ГЕОМЕ'ТРИЯ МИЗАНСЦЕ'НЫ,простран-
ственные отношения и формы мизансцен, их
графическое изображение. Всякая организованная
мЮансцена тяготеет либо к прямой линии, либо,
к л ом а н о и, либо к к р у г у. У каждой линии
свои эмоциональные возможности,

Движение по прямой дает М. сухость и
строгость, аскетичность. Если перевести его в
звук, это не выведение какой-л. мелодии, а скорее
длительное звучание одной ноты.

Плоскостная, горизонтальная актеры

располагаются на одном плане, на одной линии от
левой кулисы к правой.

М. фронтальная- горизонтальная М.,
обращенная к зрителю. Маловыразительность
этой М. корректируется ракурсом исполнителей.

М. барельефная- совместное выступление
нескольких актеров в одной плоскости, при-
ближенной к публике; "живая картина".

М, вертикальная перпендикулярная по

отношению к рампе сцены, при к-рой испол-
нители выстраиваются в затылок друг к другу;
М„ расположенная перпендикулярнопланшету


сцены, построенная на возвышающихся площад-
ках действия.

М. глубинная - М., построенная на сочетании
разных планов сценической площадки.

М. диагональная - М„ расположенная по
самому длинному расстоянию на планшете
сцены; диагональное приближение дает сложный
эффект изменения композиции в двух измерени-
ях сразу. Переход и уход персонажа полуспиной
по диагонали отличается скромностью, просто-
той, недосказанностью. Л. В. Варпаховский при-
водит следующие доказательства преимущества
диагональной композиция: естественное поло-
жение актера a trois quarts (труакар), т. е. в самом
выразительном для него ракурсе; наилучшее,
наивыгоднейшее расположение в тех диалогах, в
к-рых значение двух партнеров различно; воз-
можность максимального расширения простран-
ственной композиции; наилучшая видимость в
сложных композициях действующих лиц и в
движениях; трехмерность диагональной органи-
зации пространства.

Красота движения по прямой, так же как и
прямой линии в декорации, основана на том, что
гармония возникает между противоположными
началами. Человеческое тело - это сплошная ло-
маная линия, потому так красива прямая линия в
костюме, потому человеческая пластика так вы-
игрывает на фоне строгой архитектуры.

Круг есть скрытая прямая. Круг в декорации и
движении также дает эффект стройности и
строгости. Круг успокаивает. Полный круг в М.
хорошо подчеркивает идею законченности.

Полукруг или часть круга привносит в
рисунок постановки музыкальность. Замкнутая
по круг>' М. стадиона, хоровода, выражает
бесконечность движения. Круг прекрасен еще и
тем, что он таит в себе все ракурсы (Сценический
ракурс)
человеческого тела. И прямой, и лома-
ной, и круга должно быть столько, сколько до-
пускает бытовая плюс поэтическая правда игро-
вого куска. Короткий переход от одной точки к
др. чаше всего используется по вогнутой или
выгнутой линии, т. н. "скобке" (не круг и не ло-
маная), отчего пространство кажется более ем-
ким, а переход - более выразительным. Разно-
видностью круговой М. является
спиральная М,- круговая М., развернутая по
вертикали.

Главное достоидство ломаной линии в том,
она дает неожиданную и броскую графику.
Опасность ее заключается в возможности появ-
ления беспорядка и режиссерского многословия.

Если круг и полукруг обусловливают стихо-
творную М. ломаная - прозаическую М. М.
стихотворная, откровенно условная М.,' где все
признаки формы -ритм, размер, рифма и т. д. -
явственно различимы. М. прозаическая, М., в к-
рой ритмические, стилевые, графические и проч.
признаки формы скрыты за непринужденным,
бытовым, как бы натуралистическим характером
действоваиия.





(Геометрия .мизансцены, Мизансцены .монолога,
Мизансцены толпы. Полуспинная .мизансцена,
спинная .мизансцена. Пунктуация, Орфография
мизансцен Мизансценическая рифма).

ГИПЕРБОЛА(гр. hyperbole' - преувеличе-
ние). 1) (в лиг-ре) .отрога, способ художественно-
го обобщения, при к-ром художественная образ-
ность
достигается путем намеренного преувели-
чения какого-л. свбйства, качества, особенностей
предмета, явления,или процесса: «наметали стог
выше тучи», "вино лилось рекой" (Крылов). Ги-
перболический художественный образ подчерк-
нуто условен, его.реальный аналог не может в
действительности обладать указанными свойст-
вами с той мерой концентрации, к-рая выступает
нарушением правдоподобия. Г. - способ создания
особой выразительности, эмоциональности,
экспрессивности изображаемого. Преувеличение
выявляет в художественном образе Скрытое со-
держание, обнаруживает его эстетический, эмо-
циональный, познавательный потенциал. Г. ши-
роко используется в фольклоре, в сказках
(«Мальчик-с-пальчик», «Дюймовочка»), в таких
жанрах профессионального иск-ва. как сатира,
шарж, карикатура. Предметом Г. могут быть от-
дельные эл-ты структуры произведения иск-ва:
речь героя, внеш. вид, образ природы, эмоцио-
нальное состояние и пр. («Руки милой - пара ле-
бедей - в золите волос моих ныряют...» С.
Есенин); тот или иной персонаж («Людоедка»
Эллочка у И. Ильфа и Е. Петрова). Г. нередко
служит для выявления своеобразия художест-
венного мира произведения, выполняет специ-
фическую идейно-эстетическую и стилистиче-
скую функцию художественного синтеза (в ро-
мане М. Булгакова .«Мастер и Маргарита» Г. ока-
зывается одним из способов достижения художе-
ственного ед-ва фантастического и реалистиче-
ского, сатирического и лирического, конкретно-
исторического и общечеловеческого). Нарушение
пропорций - основа шаржа, гротеска, карикатуры.
Но Г. может и не придавать комические черты
(напр., удлиненные руки Паганини в
скульптурных изображениях Коненкова и Эрзи,
тучность Фальстафа и худоба Дон Кихота обая-
тельны). Образ складывается из поступков, на-
мерений, обстоятельств, а не только внеш. при-
знаков.2) (В театре) выразительный прием ре-
жиссуры, заостряющий характерные черты пер-
сонажа,
обстановки, действия: основной прием
клоунады, сатирического или фантастического
действия.

ГЛА'ВНОЕ СОБЫТИЕ,Событийный ряд.
ГЛАВ'НЫЙ БАЛЕТМЕ'ЙСТЕР,член по-
становочной группы,
отвечающий за всю хорео-
графическую часть в театрализованном пред-
ставлении. В его обязанности входит отбор хо-
реографических номеров, коллективов и испол-
нителей, проведение репетиций-2, а также соз-
дание сводных танцев и хореографических, пла-
стических связок "(если нет режиссера по пан-
томиме)
между номерами и эпизодами, созда


ние, если нужно «живого занавеса». Чаще всего
это один из руководителей танцевального кол-
лектива, принимающего участие в представлении.

ГЛА'ВНЫЙ ДИРИЖЕР,член постановоч-
ной группы,
управляющий оркестром и/или хором
(в т. ч. сводными); муз. руководитель. Г. д.
отвечает за подбор и исполнение «в живую» муз.
произведений художественной акции. Совместно
с главным реле-ром определяет муз. партитуру
праздника, театрализованного представления
(звуковую и шумовую), определяет коллективы и
исполнителей, проводит музыкальные репетиции
и представление. Работает в тесном контакте с
реж-ром по звуку. Как правило, Г. д. назначается
руководитель хора или оркестра, принимающего
участие в представлении.

ГЛА'ВНЫЙ РЕЖИССЕР,постановщик, к-
рый определяет режиссерский замысел праздни-
ка, театрализованного представления и отвечает
за организацию всей его художественной (твор-
ческой) стороны. Г. р. определяет состав поста-
новочной группы я
исполнителей; согласовывает с
ними концепцию массового действа, разрабаты-
вает режиссерскую документацию, руководит
работой группы режиссеров, ответственных за
отдельные эпизоды крупномасштабной художе-
ственной акции.

ГЛА'ВНЫЙ ХОРМЕЙСТЕР,член поста-
новочной группы,
управляющий хором (в т. ч.
сводным); муз. руководитель. Г. х. совместно с
главным реж-ром и главным дирижером опреде-
ляет муз. партитуру праздника, театрализованного
представления (звуковую и шумовую), определяет
хоровые коллективы и вокалистов-исполнителей,
проводит музыкальные репетиции и
представление. Работает в тесном контакте с реж-
ром по звуку. Как правило, Г. х. назначается
руководитель хора, принимающего участие в
представлении. В небольших представлениях
функции главного дирижера и Г. х. могут сли-
ваться, в больших представлениях и праздниках
они разделяются.

ГЛА'ВНЫЙ ХУДО'ЖНИК,член постано-
вочной группы,
ответственный за художественное
(изобразительное) оформление массового действа.
Совместно с главным реж-ром он разрабатывает
художественный образ праздника, разрабатывает
эскизы оформления сцены, зала, костюмов и др.
оформления, необходимого по сценарию,
разрабатывает эскизы афиш, листовок и
пригласительных билетов и т. п., руководит
работой художников-исполнителей. Ему подчи-
няется также вся технические службы во главе с
заведующим постановочной части. Под его ру-
ководством работает и художник по свету.

ГОЛОГРА'ФИЯ(гр. holos - весь + graphu -
пишу), сценический эффект, метод получения
объемного изображения предмета, основанный на
интерференции двух лучей света - от источника и
от предмета: при освещении голограммы светом
той же длины волны, что и у опорного


(референтного) луча, в результате дифракции
света возникает объемное (при определенных
условиях цветное) изображение предмета; кроме
оптической Г. существует акустическая Г.

Г. позволяет получать в любом месте сцени-
ческого пространства
объемные, совершенно
реальные изображения, к-рые можно рассматри-
вать в мельчайших деталях и с разных сторон, их
даже можно обойти вокруг (как если бы они бы-
ли настоящими). В сказочных и фантастических
постановках, где происходят всевозможные ис-
чезновения, появления и превращения декорации
и персонажей, можно особенно интересно ис-
пользовать Г.

ГОРИЗО'НТ(< rp. horizon - ограничиваю-
щий), часть одежды сцены, задник (завеса)
больших размеров, перекрывающий заднюю по
периметру и часть боковых зон сценического
пространства-
Г. еще называют радиусом паду-
ги.
Обычно служит для изображения небосвода
(беспредельного пространства). По форме Г. раз-
деляют на цилиндрические и купольные; по тех-
нике использования: стационарные и передвиж-
ные, в целях хранения наматывающиеся на спе-
циальный барабан. (Техника сцены/.

ГРА'ФИК РЕПЕТИ'ЦИЙ,план репетици-
онного процесса, составная часть режиссерской
документации. Г.
р. составляется в виде сетки, в
верхней горизонтальной строке к-рой обознача-
ются названия колонок (вертикальных столбцов):
Число; Время («от... и до..»); Вид работы (репе-
тиции по номерам, блокам, эпизодам и т. п., виды
и характер перерывов); Место приведения:
Участники (указание коллективов, ансамблей,
солистов, реальных героев); Ведут репетицию
(фамилии членов постановочной группы, отве-
чающих за данный номер, блок или эпизод). Тех-
ническое обеспечение (полный перечень технил
ческих средств, реквизита, бутафории, и т. п.).
Примечания.

В Г. р. учитываются свободное время коллек-
тивов, возможность репетиций на данной пло-
щадке с первого дня (с просмотра коллективов) и
до последнего (проведение представления,
праздника). В целях большей продуктивности
репетиции и экономии времени и сил участников
представления, репетиционный день лучше на-
чинать с массовых номеров и сцен, которыми
чаще всего являются пролог и финал, т. к. они
более трудоемки и продолжительны по времени,
затем переходить к большим массовым сценам и к
номерам с меньшим составом исполнителей:
групповым и сольным.

Г. р. обязательно доводится до сведения всех
участников, всех ответственных и заинтересо-
ванных лиц через различные формы оповещения:
назначение специальных организаторов, раз-
множение и раздача Г. р. всем службам и кол-
лективам, вывешивание на самых видных местах,
напоминание по телефону, на общих сборах
постановочной группы и исполнителей и г. п.


ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД,чертежный ме-
тод разработки рисунка массовой сцены в теат-
рализованном представлении на стадионе. Для
разработки композиции этим методом реж-р ис-
пользует миллиметровую бумагу, цветные ка-
рандаши, измеритель, циркуль и линейку. В на-
чале на листах миллиметровой бумаги делаются
заготовки для будущих схем, т. е. в масштабе
2м:5мм наносятся размеры поля стадиона, раз-
метка и система координат. Далее на этих заго-
товках разрабатываются схемы построений и
перестроений участников. Если участники вы-
полняют упражнение без предмета или с инди-
видуальным предметом, то за единицу разработ-
ки построений и перестроений берется один уча-
стник. На схеме его условно обозначают кру-
жочком или крестиком. Если композиция вы-
полняется с групповым предметом, то за единицу
разработки берется предмет. В этом случае
изображение будет зависеть от формы предмета.
Если использовать цветные карандаши, то на
одном листе (заготовке) можно вычертить не-
сколько построений и перестроений участников.
(Композиционно- постановочный план. Размет-
ка, Графический метод. Фотомакетный метод,
Прием обратного действия. Прием прямого дей-
ствия. Прием возврата к исходному положению).

ГРИМ,(фр. grime, букв. - забавный стари-
кан), 1) иск-во изменения внешности актера
(преимущественно лица) с помощью специаль-
ных красок (Г.), пластических и волосяных на-
клеек, парика, прически и др. 2) Гримировальные
краски и др. принадлежности Г.

ГРИМЕР,специалист по гриму.

ГРОТЕ'СК(фр. grotesque, букв, причудли-
вый; затейливый, смешной, комичный; от ит.
grotta - грот), I) орнамент, в к-ром причудливо,
фантастически сочетаются декоративные и изо-
бразительные мотивы (растения, животные, че*
ловеческие формы, маски), наиболее древние
образцы к-рого были обнаружены в развалинах
древнеримских построек, называвшихся в народе
«гротами», откуда он и получил свое название. 2)
Чрезмерное преувеличение и заострение отдель-
ных сторон эстетического предмета, к-рое ведет к
разрушению существующих в действительности
связей, к замене их контрастным соединением,
казалось бы несоединимых свойств и объектов.
3) Вид художественной образности, обоб-
щающий и заостряющий жизненные отношения
посредством причудливого и контрастного соче-
тания реального и фантастического, правдопо-
добного и карикатурного, трагического и коми-
ческого, прекрасного и безобразного. Резко сме-
щая формы самой жизни, создает особый, гроте-
скный мир, к-рый нельзя понимать буквально
или расшифровывать однозначно, как в алпего-
рии: Г.
устремлен к целостному и многогранному
выражению основных, кардинальных проблем
человеческой жизни. Издревле присущ художе-
ственному мышлению (напр., мифология)


В отличие от комического, Г. скорее болез-
ненный «смех сквозь слезы». Г. рождает и
«убийственный» смех, адский хохот, губительным
образом раздваивающий окружающий нас мир.
Неслучайно гротескные образы чаще вызывают
не улыбку и смех, а чувства отвращения, страха,
негодования, презрения, страха. Таковы
некоторые образы Н. В. Гоголя, М- Е.

Салтыкова-Щедрина, Ф. Рабле, Ф. Кафки, М. А.
Булгакова, фантастические образы X. Босха,
Ф. Гойи, П. Брейгеля, О. Домье, М. Шагала,
саркастические диссонансы Д. Д. Шостаковича,
И Ф. Стравинского. От фантастического и
волшебного в иск-ве Г. отличается прежде всего
тем, что в его основе лежит активное неприятие
изображаемой действительности в ее
существующем виде. Неправдоподобие Г. - всегда
вызов реальности, проявление активного,
преобразующего отношения к ней. Как ху-
дожественный прием Г. призван сломать штампы
привычного восприятия, представить дейст-
вительность во всем многообразии ее проявлений.
Г. теснее всего связан с реалистическими
направлениями в иск-ве, ибо неправдоподобное и
преувеличенное всегда рассматривается здесь в
сопоставлении с привычным и обыденным. По
отношению к произведениям, в к-рых фантастику,
гиперболизацию и алогичность уже ничто не
ограничивает, Г. утрачивает художественную
функциональность.

В массовом театрализованном представлении,
на эстраде приемы Г. не должны разрушать об-
щую праздничность настроения.

ГРУППА ПОСТАНОВОЧНАЯ,Организа-
ционные структуры праздника.

ГРУППА РЕЖИССЕРСКАЯ,Режиссерская
группа.







Сейчас читают про: