Финансово-экономические права муниципальных образований


Для выполнения своих задач муниципальные образования должны обладать достаточными ресурсами как финансовыми, так и материальными, а также иметь право самостоятельного управления и распоряжения этими ресурсами. Одним из важнейших в отношении собственных ресурсов прав является право на самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. При формировании местного бюджета в качестве минимально необходимых исходных данных должны быть известны источники его доходов и обязательные расходы. Формирование бюджета - процесс кратко-, средне- и долгосрочного планирования доходов и расходов, что невозможно без закрепленных на долговременной основе доходных источников местных бюджетов. Поэтому муниципальные образования должны иметь право на такие источники, то есть государство должно иметь обязанность передать эти источники муниципальным образованиям. Тут же возникает вопрос о том, какой минимум поступлений должны обеспечить закрепляемые за местным бюджетом доходные источники. Этот вопрос связан с гарантируемым государством уровнем оказания гражданам социально- коммунальных услуг и должен быть решен таким образом, чтобы передаваемые местному бюджету доходные источники обеспечивали поддержание этого уровня.

Таким образом, муниципальные образования имеют право на наличие собственных доходных источников, обеспечивающих социальный стандарт (уровень качества жизни в муниципальном образовании), установленный государством.

Местное самоуправление является одним из уровней власти, имеющим собственные полномочия; в то же время довольно часто целесообразно исполнение отдельных государственных полномочий на местном уровне. Эти полномочия могут исполняться и специально создаваемыми местными органами государственного
управления, но во многих случаях могут быть переданы органам местного самоуправления. Исполнение отдельных государственных полномочий связано с использованием материально-финансовых ресурсов, и государство, возлагая на муниципальные образования исполнение своих полномочий, одновременно должно передать и достаточные финансовые ресурсы. В связи с этим у муниципальных образований возникает право на получение дополнительных финансовых ресурсов для исполнения отдельных государственных полномочий, либо право исполнять эти полномочия только в том объеме, который обеспечен переданными финансовыми ресурсами.
Решения органов государственной власти могут повлечь за собой дополнительные расходы местных бюджетов либо недополучение ими доходов. Учитывая самостоятельность муниципального бюджетного процесса, органы государственной власти должны предоставить муниципальным образованиям право на получение компенсации финансовых потерь за счет средств органов, принявших решение, а также как и в случае с передачей отдельных государственных полномочий - право на исполнение решений в пределах переданных в качестве компенсации средств.
Местный бюджет является не только формой финансового планирования, но и средством проведения определенной муниципальной политики. В качестве регуляторов при этом используются местные налоги и сборы. Самостоятельная финансовая и социальная политика предполагает наличие у муниципальных образований права на самостоятельное установление местных налогов, сборов и льгот по их уплате.
Одним из важнейших экономических факторов, непосредственно связанных с территорией муниципального образования, являются природные ресурсы. На их сохранение, использование и воспроизводство муниципальные образования могут оказывать прямое влияние. В то же время они являются объектом собственности, который с наибольшей очевидностью может быть отнесен к муниципальной собственности, что подразумевает право муниципальных образований на получение платы от пользователей природными ресурсами.
Часть местных сборов устанавливается с целью финансирования вполне определенных мероприятий и программ, на эти же цели выделяется и доля бюджетного финансирования. В этом случае принципиально важным становится гарантированное расходование собранных средств по целевому назначению. С учетом этого, а также необходимости более эффективного управления целевыми финансовыми ресурсами и возможности привлечения средств других лиц под конкретные проекты и программы, существует необходимость права муниципальных образований на создание целевых внебюджетных фондов.
Обладая самостоятельными финансовыми ресурсами, муниципальные образования могут заметно повысить эффективность управления своими финансами, в том числе получить возможность их приращения, если будут обладать правом равноправной деятельности на рынке финансов. Это право в свою очередь обеспечивается рядом других прав: правом на выпуск займов и лотерей, правом на предоставление и получение кредитов, правом на создание финансово-кредитных учреждений.
И, наконец, о реальной самостоятельности в финансово-бюджетных вопросах можно говорить в том случае, когда доходы от закрепленных источников зачисляются непосредственно в местный бюджет, то есть имеется право на муниципальную казну (соответственно - на муниципальное казначейство).
Местный бюджет является составной частью муниципальной собственности и в отношении других объектов собственности справедливо и все сказанное выше о правах муниципальных образований в бюджетной сфере. Муниципальные образования в отношении объектов муниципальной собственности должны наделяться всеми правами наравне с другими собственниками при существовании, быть может, небольшого круга ограничений, связанных с их правовым статусом как уровня власти. Так, необходимо учитывать, что, принимая нормативно-правовые акты, органы местного самоуправления имеют возможность создавать льготные условия для деятельности своих предприятий в ущерб другим хозяйствующим субъектам. Кроме того, осуществляя финансово-хозяйственную деятельность в условиях свободного рынка, муниципальные образования рискуют бюджетными средствами и объектами собственности, основное предназначение которых - обеспечение жизнедеятельности, удовлетворение насущных интересов жителей.
В целом в сфере муниципальной собственности муниципальные образования должны обладать правами самостоятельного владения, пользования, распоряжения и управления собственностью, создания предприятий, учреждений и организаций, решения вопросов их реорганизации и ликвидации, определения целей, условий и порядка деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций, регулирования цен на их продукцию и услуги, назначения и увольнения руководителей этих предприятий, учреждений и организаций, контроля за их деятельностью.
В части распоряжения муниципальной собственностью муниципальным образованиям как и любому другому собственнику должны предоставляться права создания, приобретения и отчуждения объектов собственности, в том числе право установления порядка и условий приватизации муниципальной собственности.
В ряде случаев из соображений экономической целесообразности и большей эффективности имеет смысл выполнять работы по благоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг населению и т.п. не силами муниципальных предприятий, учреждений и организаций, а привлекать для этого специализированные организации других форм собственности. Следовательно, муниципальные образования должны обладать правом на размещение муниципального заказа с использованием собственных материальных и финансовых средств.
Развитие международного разделения труда привело к необходимости выхода муниципальных образований на внешние рынки и влечет наличие права муниципальных образований на осуществление внешнеэкономической деятельности.
Одной из главных задач, стоящих перед муниципальными образованиями, является комплексное социально-экономическое развитие территории. Совершенно очевидно, что только за счет собственных ресурсов муниципальные образования не в состоянии обеспечить полноценное развитие территории, даже ставить такую задачу нет необходимости. Важно, чтобы муниципальные образования имели возможность привлекать к решению задачи комплексного социально-экономического развития субъектов хозяйственной деятельности всех форм собственности, то есть обладали бы правом координации участия предприятий, учреждений и организации в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: