double arrow

Тема № 12. Источники права


Вопрос 4. Классификация правовых норм

Классификация норм права преследует несколько целей: выявить их регулятивные свойства, определить место различ­ных норм в механизме правового регулирования, установить системные свойства норм, их взаимосвязь. Наиболее общими основаниями классификации является их деление по следую­щим признакам.

1. По отраслевой принадлежности, т. е. по предмету и мето­ду правового регулирования, все нормы классифицируются по институтам и отраслям права. В соответствии с этими объек­тивными различиями законодатель издает кодифицированные акты, формируя тем самым отрасли законодательства, соответствующие отраслям права: нормы конституционного права, нор­мы гражданского права, нормы административного права, нормы уголовного права, семейного права и т. д.

2. По юридической силе, т.е. по актам, в которых нормы права содержатся, они делятся на нормы закона и нормы под­законных актов.

3. По степени общности содержания нормы права делятся на нормы-принципы, общие и конкретные нормы. Первые не содержат явно выраженных элементов норм права, они явля­ются результатом нормативных обобщений, выражают соци­альное содержание всех норм права данной группы. В некото­рых отраслях права нормы-принципы позволяют непосредственно регулировать отношения, не указанные конкретными нормами. Так, принципы гражданского права являются непосред­ственным основанием для применения аналогии права.




В отличие от норм-принципов общие нормы — это правила, конкретизирующиеся в других нормах. Так, положение ч. 1 ст. 307 ГК РФ, содержащей понятие обязательства и основания его возникновения, служит общей диспозицией ко многим дру­гим нормам, регулирующим различные виды обязательств, а ч. 2 этой же статьи, устанавливающая, что обязательства воз­никают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе, — это общая норма, т. е. гипотеза, для многих последующих. Общей нормой является и ст. 45 УК РФ, определяющая виды наказаний, применяемые к лицам, совершившим преступления. Среди общих норм ведущее значение принадлежит конституционным нормам.

4. По характеру (или составу) предписываемых правил поведения (форме регулирования) правовые нормы могут быть обязывающими (предписывают совершение содержащихся в норме действий); управомочивающими (дозволяют или разрешают совершение содержащихся в норме действий); запрещающими (предписывают воздержание от содержащихся в норме действий, т.е. косвенно указывают на правило поведения).

5. По действию во времени правовые нормы могут быть: постоянными, т. е. действующими до своей официальной отмены; временными, т.е. действующими в течение определенно­го срока; чрезвычайными, т. е. действующими в условиях чрезвы­чайной ситуации.



6. По действию по кругу лиц нормы могут быть общими, т.е. действующими на всех лиц на данной территории; специальными, т. е. касающимися определенных групп населения (де­путатов, пенсионеров и т.п.); исключительными, т. е. регулирующими деятельность определенного государственного органа (таковы, например, нормы, касающиеся деятельности Президента РФ).

7. По характеру регулируемых отношений нормы права делят на материальные и процессуальные. Последние регламентируют порядок и процедуры защиты субъективных прав, предусмотренных нормами материального права.

8. По роли в правовом регулировании правовые нормы делятся на регулятивные, охранительные и специализированные. Ре­гулятивные нормы регламентируют различные виды право­мерного поведения, охранительные определяют порядок осуществления юридической ответственности, регулируют меры по предупреждению правонарушений. К специализированным нормам относятся: нормы-дефиниции (формулируют основные юридические понятия); нормы-декларации (их еще называют целеустановительными); закрепительные (закрепление сложившихся общественных отношений в той или иной сфере); оперативные нормы и коллизионные нормы (состоят в определении порядка выбора нормы права из нескольких норм).

9. По характеру обязательности предписываемых правил поведения можно выделить императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы. Императивные нормы не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения. Они действуют независимо от усмотрения участников правоотношений. Диспозитивные нормы предоставляют субъектам права возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей. Они устанавливают правила на тот случай, если субъекты не установили своим соглашением иных условий своего поведения. Рекомендательные нормы устанавливают правила поведения, исполне­ние которых необязательно, но желательно для государства. Тем самым государство акцентирует внимание на важном значении тех общественных отношений, которые ранее не были урегулированы нормами права.



10. По степени активизации социально полезной деятельно­сти субъектов нормы права условно можно делить на обычные и поощрительные. Поощрительные нормы следует считать нормами права, но выступающими не как правила поведения, а как государствен­ный призыв к определенному поведению.

Подготовил:

Старший преподаватель кафедры ТиИГП,

подполковник внутренней службы

к.ю.н. ________Т.В. Барсукова

Старший преподаватель кафедры ТиИГП.

к.ю.н. _______Н.А. Овчинникова

ФГОУ ВПО ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ

Кафедра теории и истории государства и права

«Утверждаю»

Начальник кафедры ТиИГП

майор внутренней службы

___________О.В. Демидова

«____» ___________ 2010 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ (ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ)

проведения занятия по дисциплине «Теория государства и права»

Вид занятия:лекция

Время:2 часа (90 мин)

Категории обучающихся:курсанты, слушатели, студенты 1 курса (очной и заочной форм обучения)

Воронеж-2010

Учебные и воспитательные цели: рассмотреть понятие источников (форм) права, охарактеризовать нормативно-правовой акт как основной источник права в Российской Федерации

Учебные вопросы Время, мин
Вступительная часть
1. Понятие и виды источников (форм) права  
2. Нормативно-правовой акт как основной источник российского права  
Заключительная часть

Основная литература:

Конституция РФ. М, 1993.

Закон РСФСР "О милиции" от 18.04.1991.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. - М.: Омега-Л, 2005.

Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. - М.: Юристъ, 2004.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. ‑ М.: Юристъ, 2005.

Теория государства и права: учеб. пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов.- М.: Норма, 2007.

Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько.- М.: Норма, 2008.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов.- М.: Норма, 2008.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юрайт, 2005.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник - М.: ПБОЮЛ, 2001.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2005.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. Р.А. Ромашова. - СПб., Юридический центр пресс, 2005.

Теория государства и права / (для образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России) Под ред. А.С. Мордовца В.Н. Синюкова - М.: ЦОКР МВД России, 2005.

Дополнительная литература:

Бахрах Д.Н. Действие норм право во времени: Теория, законодательство, судебная практика. - М., 2004.

Бобылев А.И. Источники (формы) права // Право и политика. 2003. N°8.

Богдановская И.Ю. Судебный прецедент — источник права? // Государство и право. 2002. N°12.

Борисов А. С. Вето в региональном правотворчестве // Конституционное и муниципальное право. 2001. N° 2.

Бочарова Е. П. Правотворчество субъектов РФ // Право и политика. 2003. N° 1.

Бошно С.В. Доктрина как форма и источник права // Журнал российского права. 2003. N° 12.

Бошно С.В. Доктринальные и другие нетрадиционные формы права // Журнал российского права. 2003. N° 1.

Бриксов В. В. О юридической силе кодифицированных федеральных законов // Журнал российского права. 2003. N° 8.

Волменко Н. А. Основы законодательной техники. - Иркутск, 1995.

Гук П.А. Судебная практика как источник права // Правовая политика и правовая жизнь. 2002. N° 3.

Давид Р. Основные правовые системы современности. - М., 2002.

Законодательная техника / Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М., 2000.

Иванов С. А. Федеральный закон и нормативный указ Президента России: проблемы взаимоотношений и пути их совершенствования // Государство и право. 2003. N° 2.

Исмагилова Я.Ф. Правотворчество субъектов Федерации: Автореферат дисс. ... канд. юр. наук. - Екатеринбург, 2004.

Калинина Н. А. Лингвистическая экспертиза законопроектов: опыт, проблемы и перспектива (на примере работы Правового управленческого Аппарата Государственной Думы Федеративного Собрания Российской Федерации): Научно-практическое пособие. - М, 1997.

Каменская Е. В. Региональный закон: проблемы эффективности // Правовая политика и правовая жизнь. 2002. N° 3.

Качановский Ю. В. Судебный прецедент как источник права // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. N° 1.

Керимов Д. А. Кодификация и законодательная техника. – М., 1991.

Керимов Д. А. Культура и техника законотворчества. - М., 1997.

Керимов Д.А. Законодательная техника. Научно-методическое и учебное пособие. - М., 1998.

Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. - М., 1991.

Конституция. Закон. Подзаконные акты. - М., 1994.

Марченко М. Н. Является ли судебная практика источником Российского права? // Журнал российского права. 2001. N° 12.

Михайлов О. В. Систематизация нормативно-правовых актов как способ их совершенствования. - М.,2003.

Мураишн А. Г. Прямое правотворчество. Особенности принятия актов прямого народовластия // Государство и право. 2001. N° 2.

Нормотворчество муниципальных образований России: содержание, техника, эффективность / Под ред. В.М. Баранова - Н. Новгород. 2002.

Поленина С. В. Законотворчество в Российской Федерации. - М., 1996.

Поленина С. В. Качество закона и эффективность законодательства / Под ред. Я.А. Кунина. - М., 1993.

Поленина СВ. Качество закона и эффективность законодательства / Под ред. Я.А. Кунина. - М., 1993.

Рябцев В. П., Блинова А. Ю. Ведомственные нормативные правовые акты: проблемы систематизации (на примере прокуратуры Российской Федерации) // Журнал российского права. 2002. N° 10.

Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. - СПб., 2003.

Толстик В.А. Иерархия источников российского права. - Н. Новгород. 2002.

Хачатуров Р. X. Источники права: Учебное пособие. - Тольятти, 1996.

Шопина О. В. Система правовых актов: проблемы выстраивания // Правовая политика и правовая жизнь. 2002. N° 2.







Сейчас читают про: