Наименование составляющих качества |
Основные нормы, правила, документы, которым должно соответствовать качество
Организационное Экономическое Технологическое Экологическое Социально-психологическое Этическое Правовое Политическое Партийное |
Регламентам, инструкциям, принятым в компании
Сертифицированным методам экономических расчетов
Национальным или мировым технологическим нормативам, стандартам и сертификатам
Стандартам ISO 14000 и стратегии устойчивого развития
Прогрессивным традициям и нормам общежития. Параметрам качества жизни Нормам морали и нравственности Национальным и международным законодательным актам. Правам человека
Программе национального развития Уставу и программе, поддерживаемой партии (КПРФ, «Единство» и др.)
Построение всех составляющих качества — это достижение совершенства в деятельности компании. Однако чем ближе параметры продукции подходят к совершенству, тем большие горизонты видятся ее разработчику. Требуемый уровень качества был и при артельной, и мануфактурной, и конвейерной организации производства. Это непрерывный процесс, требующий усилий, творчества, концентрации и сильной заинтересованности. Качество требует, чтобы весь персонал компании действовал как единый организм (чтобы в лодке (компании) все гребли в одну сторону).
|
|
Совокупность всех составляющих качества составляет систему качества. Она требует качества организационных структур, выполняемых функций, процедур и операций, информации, ресурсов и технологий, направленных на получение необходимого качества и управления им.
Качество связано с такими важнейшими экономическими показателями, как эффективность производства, производительность общественного труда, цена, рентабельность и прибыль. Таким образом, занимаясь улучшением качества, необходимо обращать пристальное внимание на достижение гармонии между всеми показателями.
При Московской Торгово-промышленной Палате организована Московская рекламная гильдия, в состав которой вошли несколько десятков фирм, занимающихся рекламной деятельностью в РФ. В ее составе создана комиссия по сертификации рекламных продуктов и услуг. На базе этой комиссии учрежден Фонд поддержки высокого качества рекламных услуг «Реклама — Качество». Основная цель Фонда — это содействие формированию цивилизованного рынка рекламных услуг и обеспечение их высокого качества. Задачами Фонда являются:
• создание и аккредитация системы добровольной сертификации
рекламных продуктов и услуг;
• методическое обеспечение и контроль за проведением технической
экспертизы средств наружной рекламы и информации. (Отсутствие
такой экспертизы часто снижает внимание руководителей к техническому состоянию рекламной продукции. Так, во время урагана
1998 года многие конструкции наружной рекламы не выдержали на
грузок и разрушились);
|
|
• участие в реализации программы «Московское качество», разработанной по распоряжению мэра Москвы Юрия Лужкова.
Фондом разработана методика по оценке качества услуг по производству и распространению наружной рекламы, методика по оценке
полиграфических услуг, а также методика по оценке услуг фирм, занимающихся оформлением мест продаж. Если фирма имеет диплом
«Московское качество», то обратившийся к ней клиент может быть уверен — ему будут предоставлены услуги самого высокого качества.
В РФ работает Совет по присуждению премий Правительства РФ в области качества продукции. Компания, получившая премию за качество продукции, получает право ставить знак качества непосредственно изданной продукции, повышая тем самым ее конкурентоспособность.
1.3. Квалиметрия как наука. Методы определения качества
Квалиметрия — отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества продукции. Количественные измерения немыслимы без семантической меры качества. Пример семантической меры: отличное, хорошее, пригодное, непригодное, эффективное. Часто именно семантические меры появляются первыми при определении качества продукции, а затем по мере осмысления процессов и явлений появляются количественные меры.
Показатель качества представляет элемент большого пространства мер качества. Это пространство разделяется на две группы мер: шкалирование и свертывание.
Шкалированием называется мера качества, вводящая упорядоченные отношения на измеряемом множестве свойств. В набор квалиметриче-ского шкалирования входят: метрическое, порядковое, семантическое и другое шкалирование.
К производным метрического шкалирования относятся линейное, логарифмическое, экспоненциальное, параболическое, гиперболическое, синусоидальное и другое шкалирование.
Свертыванием называется мера качества, полученная из нескольких показателей, обработанных и сведенных к одному. Это реализуется с помощью комплексирования, агрегатирования, обобщения.
Меры качества также разделяют на однородные группы показателей качества (рис. 1.8).
Меры качества продукции |
Обработка мер качества |
Рис, 1.8. Схема пространства мер качества |
Однородные группы показателей
Разработаны принципы квалиметрического подхода к расчету или выбору меры качества. К ним относятся следующие:
1. Каждая группа показателей качества должны иметь определенную
систему сравнения (оценки).
2. Оценка качества не должна зависеть от самого качества и системы
оценивания. В систему оценивания входит человек, с присущим ему
субъективным подходом.
3. Для оценки качеств должны существовать границы оценки, определяемые как сущностью качества, так и субъективным восприятием эксперта.
4. Для оценки однородных качеств необходимо использовать одно
родную систему сравнения.
5. Оценка качества не должна зависеть от продолжительности и времени оценивания.
6. Оценка качества должна учитывать в единстве рассмотрение
внешних и внутренних свойств продукции.
Для шкалирования и свертывания практически используются пять основных методов: измерительный, регистрационный, органолептический, расчетный и статистики.
Измерительный метод относится к прямым способам получения конкретных значений показателя с помощью измерительных средств. Обычно шкалы таких средств имеют обозначенный диапазон требуемых значений (рис. 1.9).
|
|
Рис. 1.9. Измеряемые значения
(«+» — допустимый диапазон, «-» — недопустимый)
Регистрационный метод относится к прямым способам фиксирования многократных измерений или наблюдений. Например, количество отказов, перечень набора технологического оборудования, количество брака и др.
Органолептический метод относится к прямым способам получения конкретных значений показателя с помощью органов чувств человека или животного: органов вкуса, зрения, обоняния и осязания. Точность и достоверность полученных при этом данных зависит от физического здоровья, навыков, используемых приспособлений (очков, слуховых аппаратов и др.). Данный метод эффективен при дегустациях, оценке значений показателей, непосредственно влияющих на эмоции человека.
Расчетный метод относится к косвенным методам и основан на использовании формул, алгоритмов, моделей. Метод эффективен для расчета производительности, качества, количества людей, составляющих целевую аудиторию рекламы и др.
Приведем вариант расчетного метода, основанного на экспертной оценке качества операций или элементов, составляющих процесс или явление.
Общее качество каждой операции (ОК) рассчитывается по двум показателям:
• качеству самой операции (К),
• коэффициенту влияния качества данной операции на качество других операций или на качество продукции в целом (В).
Оценку качества операции производят в баллах от 1 до 0. Высшему качеству присваивается значение 1, а низшему — значение 0.
Коэффициент влияния рассчитывается исходя из приоритета качества рассматриваемой операции (П). Обычно приоритет измеряется в целых числах, начиная с 1. Высший приоритет имеет значение 1 и далее — 2 и т. д. В перечне приоритетов обязательно должна быть операция, процедура или функция, имеющая приоритет 1. Графически данный коэффициент имеет следующий вид (рис. 1.10).
Аналитически коэффициент влияния имеет следующий вид:
В = 1/л/гГ
В результате общее качество i — й операции рассчитывается по следующему соотношению:
OKi = (Ki)Bi или OKi = (K1)1/Пi
|
|
Таким образом, значение малозначащего показателя качества операции будет приближаться к 1 и мало повлияет на обобщенное качество продукции. При последовательном выполнении операций обобщенное
качество продукции (ОКП) рассчитывается как произведение всех общих качеств операций, процедур или выполняемых функций. ОКП рассчитывается по следующему соотношению:
ОКП - ОК! X ОК2 х ОК3 v
При параллельном выполнении нескольких операций их общее качество (ОКО) будет равно значению самого худшего качества какой-либо выполненной операции:
ОКО С (OK- OKi+[; OKi+2;.....) = min OK
Таким образом, качеству каждой операции следует уделять очень большое значение.
Рассмотрим упрощенный пример, при котором последовательно выполнялись восемь процедур подготовки и реализации рекламной продукции. При этом эксперты оценили качество процедур и их приоритеты следующими значениями:
Наименование | Значение процедуры | Приоритет качества | Расчетное качество |
Информационная подготовка | 0,8 | 0,8 | |
Разработка вариантов | 0,9 | 0,9 | |
Согласование вариантов | 0,8 | 0,86 | |
Выбор одного варианта | 0,7 | 0,7 | |
Утверждение варианта | 0,8 | 0,88 | |
Реализация | 0,7 | 0,78 | |
Контроль выполнения | 0,6 | 0,7 | |
Информирование | 0,7 | 0,78 |
Значение качества каждой процедуры само по себе хорошее. Обобщенное качество всех выполненных процедур (ОКП) будет составлять:
ОКП = 0,8 хО,9 хО,86 Х0,7 Х0,88х0,78х 0,7Х0,78 В результате ОКП будет равно 0.162! Это очень низкий уровень. Поэтому только при профессиональном отношении ко всем составляющим процесса подготовки и реализации можно обеспечить приемлемое качество рекламной продукции.'
В арсенале методов оценки качества используют методы числовой и нечисловой статистики, в том числе: закон нормального распределения,
эргодичность, статистической независимости или зависимости. Данные методы используют три основные типы зависимостей:
1. Регрессивные — зависимости случайного общего значения показателя качества от неслучайных частных значений.
2. Корреляционные — зависимости случайного общего значения показателя качества от случайного частного значения.
3. Конфлюэнтные — зависимости изменений корреляционных зависимостей.