Системный подход при формировании социальной ответственности базируется на двух способах представления социальной действительности:
• многоуровневое вертикальное разделение социальных групп по до
ходу, интересам, образованию;
• набор областей горизонтальной общественной жизни, в которых
принимаются решение: экономика, политика, нравственность,
сферы искусства и др. Решение, принимаемое в каждой области,
влияет на уровень жизни населения. Так, политические, экономические и другие решения могут увеличить или уменьшить количество состоятельных и малообеспеченных граждан, граждан среднего достатка.
Сочетания вертикального и горизонтального разделения общественной жизни позволяют строить серию матриц для оценки и контроля социальной ответственности при реализации решений. Каждая матрица фиксирует текущее состояние благосостояние населения. На рис. 9,2 приведен характер изменения текущего состояния от трех решений, принятых в области экономики, политики и права. По изменению этих состояний и судят о социальной ответственности лиц, реализовавших решение.
Этапы могут идти последовательно друг за другом (рис. 9.3), параллельно и смешанно.
Проявление ответственности личности зависят от объектно-субъектных отношений и ряда параметров передачи или выполнения задания (табл. 9.1).
Таблица 9.1. Параметры, влияющие на полноту проявления ответственности личности
При игнорировании приведенных параметров личность может оказаться игрушкой в руках безответственных руководителей. Характерными чертами характера, придающими личности ответственность, являются: точность, пунктуальность, верность, честность, справедливость, принципиальность. Данные черты характера могут проявляться при условии развитых способностей к сопереживанию, чуткости к чужой беде и радости. Социальная и экологическая ответственность реализуется в форме замечаний, осуждений, изменения, выполнения предписанных действий, изменения общественного мнения о руководителе, вынесении ему общественного порицания, объявлении о его несоответствии должности по общечеловеческим или экологическим соображениям. Социальная ответственность Многосторонний характер деятельности человека порождает различные виды ответственности: за техническое состояние какого-либо объекта, за сохранность флоры и фауны на закрепленной территории, за результаты деятельности подчиненных людей и т.д. (рис. 9.4). |
Рис. 9.2. Матрица одного из срезов общества для оценки социальной ответственности (н — начальное состояние разделения по доходу, к — конечное состояние)
Социальная ответственность является свойством (чертой) характера личности, наряду с чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью, настойчивостью, гордостью и т.д. Ответственность личности — это приобретаемая черта характера за счет воспитания и учета моральных норм общества. Развитие ответственности личности включает два этапа: овладение практическими правилами и осознание правил. Первый этап включает четыре следующие друг за другом стадии:
1. Следование правилам своего «Я» (унаследованным или ранее при
обретенным).
2. Включение приемлемых правил, принятых в ближайшем окружении
людей (в производственном коллективе, неформальном объединении).
3. Использование преимущественно кооперативных правил.
4. Полное подчинение кооперативным правилам.
Рис. 9.3. Последовательная схема формирования ответственности Второй этап включает три стадии:
1. Механистическое восприятие правил (так всегда было и будет).
2. Правила связываются с общественными, культурными, научными
и другими авторитетами страны или мира.
3. Правила связывают с конкретной общественно-политической и
нравственной обстановкой, понимают возможность их изменения,
ликвидации или возникновения новых.
За порученное руководителем дело
возможность личности выполнить задание;
текущая способность личности понимать задание; полнота наличия у личности ресурсов для выполнения задания;
способность личности справляться с возмущающими (мешающими) воздействиями;
заданная степень ответственности личности (полная, частичная или полное освобождение от ответственности) за результаты выполнения или невыполнения задания
За выданное подчиненному задание
возможность личности выдать задание;
текущая способность личности формулировать задание;
наличие прав и ответственности на выдачу задания;
способность личности предотвратить возмущающие (мешающие) воздействия;
заданная степень ответственности личности (полная, частичная или полное освобождение от ответственности) за условия выполнения или невыполнения задания
Рис. 9.4. Объекты и характер социальной ответственности Социальная ответственность возникает при выполнении служебных, семейных, гражданских, общественных и личных обязанностей. Она отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в обществе социальных норм и отвечать за результаты их исполнения. Примером может служить «Клятва Гиппократа», которая является общепринятой нормой социальной ответственности для врачей перед пациентами. Социальная ответственность может быть индивидуальной, групповой и общественной. Она неразрывно связана с реализацией социальных инициатив в рамках принятых социальных целей (рис. 9.5).
К социальным целям компании относятся: достижение социальной справедливости, охрана окружающей среды, создание положительной мотивации труда, достойное пенсионное обеспечение, формирование условий для развития личности.
Социальная ответственность постепенно охватывает руководителей и подчиненных в процессе их деятельности. Так, создавая компанию, большинство учредителей думает прежде всего о реализации своих собственных интересов. Для этого они приобретают оборудование, нанимают персонал, находят поставщиков сырья и потребителей своей продукции. Компания становится частью местного, регионального или международного бизнеса. Многие руководители новых компаний и сами не замечают, как их компания начинает обрастать непроизводственными (институциональными) связями или не придают этому большое значение. Так, местные политические лидеры и функционеры видят в работниках компании своих избирателей, служба занятости населения надеется на компанию как на источник снижения безработицы, благотворительные фонды рассчитывают на компанию как на потенциального спонсора и т.д. Любую компанию можно представить в виде шишки на живой сосне. Если эта шишка будет думать только о себе и не будет кормить вместе с другими шишками, корнями и листвой все
дерево, то может засохнуть сук или сучок, на котором висит эта шишка, и она, в конце концов, упадет раньше срока.
Осознание необходимой сопричастности компании с окружающей средой является важнейшей составной частью профессионального управления. Эта сопричастность трактуется в управленческой литературе как социальная ответственность компании и руководителя. Социальная ответственность хорошо представляется известным лозунгом «Думай о себе и помни о России».
Социальная ответственность руководителя отражается в его решениях, поставленных целях и их приоритетах, средствах и методах реализации решений. Эта ответственность реализуется в конкретных делах компании и руководителя, направленных в первую очередь на помощь в создании приемлемого уровня жизнеобеспечения своих работников, членов их семей и социально незащищенных групп населения. Эта помощь может реализоваться в прямом или косвенном виде. В прямом виде помощь может оказываться в форме бесплатных обедов, продажи товаров по пониженным ценам, производства экологически чистой продукции, установления квот на прием безработных, выпускников учебных заведений, инвалидов и т.д. В косвенном виде — это благотворительные взносы, поддержка социальных инициатив других компаний или государства и др.
На практике иногда социальная ответственность является вторичной по отношению к благосостоянию компании. Их девиз — «Сначала преуспевание, а потом благотворительность».
Социальная ответственность компании явно или неявно отражается в ее уставных документах. Особенно это проявляется в миссии и основных целях компании. Если основная цель компании направлена на максимальное удовлетворение потребностей и интересов персонала и клиентов, то это высшее проявление социальной ответственности. Если же основной целью является получение максимальной прибыли в интересах учредителей, то это означает минимальную социальную ответственность компании. При этом руководители компании будут сильно ограничены в попытках расширить свою социальную ответственность.
Важными параметрами социальной ответственности являются: широта, временной интервал, придаваемое значение и вовлеченность персонала.
Широта определяет диапазон функций производства и управления, по которым компания берет на себя социальную ответственность. Например, техническую безопасность, своевременную оплату труда, социальную справедливость и др.
Временной интервал — это период устойчивого внимания и конкретных действий по соблюдению моральных норм во всем диапазоне заявленных функций производства и управления компании. Временной интервал может быть бессрочным и на заданный срок. Например, на период выполнения определенного задания.
Придаваемое значение — это важность социальной ответственности перед технологическими целями компании. Для этого в приоритетном порядке выделяются ресурсы для реализации важнейших социальных целей компании. Например, для уменьшения профессиональных заболеваний руководство компании решило закупить технологию, в которой не используется асбест в качестве наполнителей для строительных блоков, при этом строительство нового технологического корпуса решили «заморозить».
Вовлеченность персонала —- это уровень участия персонала компании в реализации социальных целей. Существует два основных варианта реализации социальных целей:
• за счет формирования отдельных коллективов в составе компании
для их профессионального выполнения;
• за счет участия всего коллектива компании на общественных началах во внеурочное время для их выполнения.