Ответственность в рекламной деятельности

Закон «О рекламе» устанавливает дополнения к профессиональной и уголовной ответственности рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя — объектов ответственности. В статье 30 за­писано, что рекламодатель несет ответственность за нарушение законо­дательства Российской Федерации о рекламе в части содержания ин­формации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.

Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушения в части оформления, производства, подготовки рекламы. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение в части, касающейся време­ни, места и средств размещения рекламы.

Конкретный механизм ответственности приведен в статье 31 этого же закона. В частности, юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение зако­нодательства РФ о рекламе несут гражданско-правовую ответственность в


соответствии с законодательством РФ. При этом лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обра-виться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, воз­мещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации мо­рального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы. Важ­ной стороной закона является то, что истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чес­ти, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Производство или размещение ненадлежащей рекламы, или отказ от контр рекламы, или непредставление в установленный срок сведений по требованию федерального антимонопольного органа (его террито­риального органа) влекут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом. Если при этом не­надлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после на­ложения административного взыскания за те же действия, то ее испол­нители могут нести уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также недопустима заведомо ложная реклама, совершенная с целью получить прибыль (доход) и причинившая существенный ущерб госу­дарственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан. Ее появление влечет уголовную ответст­венность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Субъектом ответственности является также федеральный антимоно­польный орган (его территориальные органы), который вправе налагать штрафы на рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспро-странителей за неисполнение в срок предписаний о прекращении нару­шения законодательства Российской Федерации о рекламе и решений об осуществлении контррекламы в размере до 5 000 минимальных размеров Ьплаты труда, установленных федеральным законом. Сумма штрафа, уп­лаченная рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспро-странителем в соответствии с настоящим федеральным законом, зачис-[пяется в соответствующие бюджеты в следующем соотношении:

40 процентов — в федеральный бюджет;

60 процентов — в бюджет субъекта Российской Федерации, на тер­ритории которого зарегистрированы юридическое лицо или инди­видуальный предприниматель — рекламодатель, рекламопроизво-дитель или рекламораспространитель. Взыскание штрафа производится в судебном порядке, если уплата штрафа объектами ответственности не произведена добровольно. Упла­та штрафа не освобождает рекламодателя, рекламопроизводителя или





рекламораспространителя от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе или от исполнения решения об осуществлении контррекламы.

Объекты ответственности вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания или решения федерального антимонопольного органа (его территориального органа) в соответствии с законодательством РФ. При этом подача указанного заявления не приостанавливает исполнение предписания или решения федерального антимонопольного органа (его территориального органа), если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения названных актов.

В международной практике за несоблюдение действующих запретов и ограничений рекламодатель также несет юридическую ответствен­ность. Например, в Великобритании, Франции, Австралии и Финлян­дии рекламодатель может быть привлечен к суду за ложные сведения в рекламе. В Канаде такое же положение действует при распространении рекламы, направленной на детей.

В Великобритании, Германии, Франции, Швеции, Италии рекламо­датель несет ответственность за сравнительную рекламу. В Швейцарии не разрешается реклама спиртных напитков во всех СМИ.

Согласно закону, действующему в ЕС, возбуждать иск против обмана в рекламе имею право не только лица, которым был нанесен ущерб, но и конкуренты, различные ассоциации и организации. Обычно суды штра­фуют виновников либо требуют публикации заявлений с указанием по­правок к рекламным сообщениям. Так, по иску Федеральной комиссии по торговле США к корпорации STP за обман в рекламе суд обязал кор­порацию опубликовать опровержение в 11 журналах и 8 газетах с охватом 80 млн. читателей, что обошлось рекламодателю в 200 тыс. долларов.

В США существует Национальный совет по наблюдению за рекла­мой. Подобные организации имеются и в странах Латинской Америки.

Резюме

Обязанность — это круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. Выделяют служебные, общественные и всеобщие воинские обязанности. Ответственность — это необходи­мость, обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, по­ступках. Ответственность может быть официальная и личная (чувство ответственности как черта характера).

Многообразие сфер деятельности компаний сформировал следующий ти­повой набор видов ответственности: профессиональная, юридическая (в том числе уголовная), социальная, экологическая, экономическая, этическая, по­литическая, партийная, дисциплинарная, административная, материальная.


Профессиональная ответственность и обязанность руководителя от­ражается в должностных инструкциях компании. Типовая должностная инструкция руководителя включает четыре раздела: общие положения, обязанности, права и ответственность.

Социальная ответственность отражает склонность личности при­держиваться в своем поведении общепринятых в обществе социальных норм и отвечать за результаты их исполнения.

Юридическая ответственность частично или полностью касается тех видов ответственности, в которых закреплены регламенты, входящие в состав государственных законов и норм государственного регулирования. Дисциплинарная ответственность за бездействие или ненадлежащее выполнение задания реализуется в форме взыскания, замечания, выговора, перевода на другую работу, увольнения.

Административная ответственность наступает за совершение ад­министративного правонарушения, нарушения прав и свобод граждан. Экономическая ответственность призвана компенсировать полный или частичный ущерб, нанесенный руководителем в материальной или денежной форме.

Этическая ответственность наступает в случае нарушения руково­дителем этических норм, представляющих систему общих ценностей и правил этики, соблюдение которых является обязательным для всех работников организации.

Политическая ответственность наступает за неправильную или не­надлежащую деятельность субъекта государственной власти и управле­ния, а также деятельность субъекта общественных группировок.

Партийная ответственность наступает за деятельность партийного функционера, существенно расходящуюся с уставными документами и решениями представляемой им политической организации.

Материальная ответственность обычно применяется по отноше­нию к компаниям (ПТ, ООО, ОДО, ОАО, ЗАО и др.) за нарушение договорных обязательств.

Системный подход при формировании социальной ответственности базируется на двух способах представления социальной действительности: многоуровневое вертикальное разделение социальных групп по до­ходу, интересам, образованию;

набор областей горизонтальной общественной жизни, в которых принимаются решения: экономика, политика, нравственность, сферы искусства и др. Социальная ответственность является свой­ством (чертой) характера личности, наряду с чуткостью, скромнос­тью, смелостью, щедростью, настойчивостью, гордостью и т.д. Характерными чертами характера, придающими личности ответст­венность, являются: точность, пунктуальность, верность, честность, [справедливость, принципиальность.


Социальная ответственность возникает при выполнении служебных, семейных, гражданских, общественных и личных обязанностей. Она отра­жает склонность личности придерживаться в своем поведении общеприня­тых в обществе социальных норм и отвечать за результаты их исполнения.

Социальная ответственность компании явно или неявно отражается в ее уставных документах. Важными параметрами социальной ответст­венности являются: широта, временной интервал, придаваемое значе­ние и вовлеченность персонала.

Широта определяет диапазон функций производства и управления, по которым компания берет на себя социальную ответственность. На­пример, техническую безопасность, своевременную оплату труда, соци­альную справедливость и др.

Временной интервал — это период устойчивого внимания и кон­кретных действий по соблюдению моральных норм во всем диапазоне заявленных функций производства и управления компании. Времен­ной интервал может быть бессрочным и на заданный срок.

Придаваемое значение — это важность социальной ответственности перед технологическими целями компании.

Вовлеченность персонала — это уровень участия персонала компа­нии в реализации социальных целей.

Экологическая ответственность возникает из-за угрозы экологичес­кого кризиса локального и стратегического характера. Экологический кризис — критическое состояние окружающей среды, вызванное ее за­грязнением и хищническим отношением к природе.

Закон «О рекламе» устанавливает дополнения к профессиональной и уголовной ответственности рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя — объектов ответственности.

Конкретный механизм ответственности приведен в статье 31 этого же закона

Контрольные вопросы

1. Каково соотношение между обязанностью и ответственностью?

2. Перечислите виды ответственности и дайте им краткую характеристику.

3. Каковы суть и формы профессиональной ответственности руководителя.

4. Какова суть, социальной ответственности руководителя и организации?

5. В чем заключаются способы представления социальной действительности.

6. Какие черты характера человека способствуют повышенному чувству
ответственности?

7. Дайте углубленное представление о следующих параметрах социаль­ной ответственности: широта, временной интервал, придаваемое
значение и вовлеченность персонала.

8. Каковы причины появления экологической ответственности?

9. В чем заключается суть стратегии устойчивого развития?

10. Какие характеристики имеет ответственность?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: