Взаимодействие социальной и юридической ответственности

Процесс гармонизации общества и компании идет через реализацию социальных инициатив и юридических требований. Обычно часть со­циальных инициатив является предвестником юридических требова­ний, другие социальные инициативы признаются морально необходи­мыми, но не оформляются директивными актами государственного или муниципального управления.

Иногда закон опережает появление социальных инициатив и тогда он предусматривает юридическую и социальную (моральную) ответст­венность руководителя или компании. Например, законодательные ак­ты о предельных концентрациях вредных выбросов в атмосферу или в водную среду регулируют технологию производства и возлагают соци­альную ответственность на руководителей перед населением. Обычно социальная ответственность предусматривает использование более же­стких требований на параметры концентраций вредных выбросов.

Вопросы юридической ответственности руководителей решает суд или арбитраж, а социальная ответственность оценивается обществен­ным мнением, результаты которого могут быть более действенными, чем юридическая ответственность.

Возложение на себя социальной ответственности может идти только до­бровольно. Руководитель должен ясно видеть, какие преимущества и какие трудности он будет ощущать. Вопросы активизации рассматривались мно­гими учеными и практиками в США и Японии. С учетом опубликованных материалов можно составить общую картину мотивов, активизирующих социальную активность компании, специалистов или руководителя:

• чувство долга, предвыборные обещания;

• желание принести больше пользы своим работникам, населению,
прилегающей территории;


• получение удовлетворения от видимых работниками и населением
результатов (самовыражение, самопроявление);

• избежание общественных порицаний и взысканий;

• повышение имиджа или карьерный рост;

• выигрыш в споре или конкурсе;

• отвлечение от постоянных личных переживаний.
Экологическая ответственность возникла из-за угрозы экологичес­кого кризиса локального и стратегического характера. Экологический
кризис — критическое состояние окружающей среды, вызванное ее за­грязнением и хищническим отношением к природе.

Международное природоохранительное право сформировалось в 1900 г. с подписания в Лондоне Конвенции об охране дикой природы Африки.

РФ на сегодняшний день принимает участие в четырех глобальных конференциях:

• О международной торговле видами дикой фауны и флоры;

• Об охране водно-болотных угодий;

• Об охране Всемирного природного и культурного наследия;

• О сохранении биологического разнообразия.

РФ имеет следующие международные обязательства об охране ди­кой природы:

• об охране белого медведя;

• конвенция об охране китов;

• антарктический договор.

В основу экологических инициатив положена «Стратегия устойчи­вого развития» (СУР). Она разработана ООН в 1992 г. и направлена на достижение гармонии между людьми и между Обществом и Природой. Основное направление СУР — это достижение удовлетворения жиз­ненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой воз­можности будущих поколений.

Концепция перехода РФ к устойчивому развитию утверждена Ука­зом Президента РФ №440 от 1 апреля 1996 г. Задачи реализации СУР:

• проводить экологизацию экономической деятельности;

• неукоснительно соблюдать пределы емкости экосистем (по загряз­
нению, по соотношению элементов в атмосфере, в воде и в земле);

• внедрять экологически чистые и ресурсосберегающие технологии.
Разработаны принципы в рамках СУР:

• хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода
от нее не превышает вызываемого ущерба;

• ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, ка­кой только может быть достигнут, с учетом экономических и соци­альных факторов.

Разработана концепция федеральной целевой программы «Мировой океан», одобренная Указом Президента РФ от 17 января 1997 г. №11. В


рамках данной концепции разработана общегосударственная система информации об обстановке в мировом океане, проводится работа по улучшению жизнеобеспечения российского Севера и тихоокеанского побережья, в том числе коренных малочисленных народов Севера.

Эффективность СУР оценивается показателями качества жизни: продолжительность жизни человека, состояние его здоровья, отклоне­ние состояния окружающей среды от нормативов, уровень знаний или образовательных навыков, доход, измеряемый валовым внутренним продуктом на душу населения, объем отходов на душу населения, уро­вень занятости, степень реализации прав человека.

Все эти виды ответственности имеют следующие характеристики:

• уровни ответственности (международный, государственный., уро­вень компании и ее подразделений) и уровень собственного Я (пе­ред самим собой));

• время ответственности (за прошлые, настоящие или будущие ре­зультаты уже принятого решения). Например, ответственность ру­ководителей фашистской Германии за преступные решения в годы
Второй мировой войны, ответственность идеологов приватизации в
РФ за решения, приведшие к несправедливому разделу общенарод­ной собственности;

• ущерб, вызванный ошибочными решениями (ответственность за
существенный ущерб и имеющая сроков давности, ущерб, ответст­венность по которой имеет срок давности (обычно 3 или 5 лет) и,
наконец, ущерб, ответственность по которой не предусмотрена).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: