Информационный комплекс экономически развитых государств

Информационный комплекс представляет собой печать, ТВ, радио, плюс государственные организации, pr-службы.

Телевидение. В истории телевидения прослеживаются несколько этапов:

  1. Экспериментальный. Конец XIX века до второй половины 30 годов XX века. Главными фигурами выступают изобретатели и инженеры. В 1895 году немецким ученый Пауль Нипков запатентовал вращающийся перфорированный диск, который производил разложение изображения на элементы. Это самое раннее оптико-механическое телевидение. Сам термин "телевидение" придуман болгарским ученым. Регулярное телевещание. Вторая половина 30 годов. Телевещание пробное, почти каждый день, кратковременное. 35-36 годы Германия, 36 год Франция, 36 год Англия (BBC), 39 год СССР и США.
  2. Этап начала и становления регулярного вещания на стандартах, близких к сегодняшним. 30-50 годы. В это время идет поиск оптимальных организационных форм ТВ. Распространение телеприемников среди населения. Этот этап относится только к тем странам, которые были названы выше. Для остальных стран этот этап можно признать нулевым. Для них вся подготовительная работа сводилась к обкатке импортного оборудования и пробам передачи.
  3. Превращение телевидения в главное СМИ. 50-80 годы. Этот этап характеризуется превращением телевидения в главное СМИ, а также господством в эфире той или иной страны нескольких крупных общенациональных программ.
  4. Современный этап. 80-нынешнее время. Время телеизобилия, внедрения новых форм ТВ, появление спутникового, кабельного и цифрового ТВ. Это привело к дроблению некогда единой аудитории и индивидуализация зрительского выбора.

Если вернуться к 50-м, то здесь обсуждается структура – кому должно принадлежать ТВ, как оно должно работать? Либо государство должно давать деньги на работу ТВ, либо оно должно быть частным.

США считаются классической страной коммерческого ТВ. В 1941 году федеральная комиссия связи принимает важные решения. В частности, американское ТВ и радио по этому закону должно было развиваться на полной коммерческой основе. То есть продавать вещательное время рекламодателям. В первое послевоенное десятилетие происходит формирование общенациональных телепрограмм, сетей. Финансовой и производственной базой для этих сетей стали компании американского радио. Первенство в телевидении Америки захватывают три телесети – NBC, CBS, ABC.

NBC – Национальная радиовещательная компания. Как радиосеть она появляется в 1926 году. Ее создали три гиганта электротехнической промышленности – RCA, General electric, еще кто-то. Возглавил компанию Дэвид Сарноб. Это эмигрант из-под Минска, который прославился тем, что в 1912 принял сигнал SOS с тонущего "Титаника", чем обратил на себя внимание Маркони, который пригласил его в Англию на работу, потом они перебрались в штаты. В 1930 году Сарноб установил полный контроль над RCA и его дочерней радиосетью NBC. Тогда же приглашает на работу Владимира Кузьмича Зворыкина (изобретатель кинескопа). Тоже эмигрант из России. Его называют отцом электронного телевидения. Они вместе начинают работать над опытами в области ТВ. В 1940 году NBC объединяет свою нью-йоркскую телестанцию со станцией в Филадельфии. Эта дата отмечается как начало формирования первой общенациональной телесети в США. В настоящее время она имеет пять собственных телестанций и 200 филиалов. Для охвата всей страны необходимо около 200 как раз.

CBS – Колумбийская радиовещательная система. Как радио существует с 1927 года. Основателем стал еще один выходец из царской России Уильям Пейли. CBS приступила к формированию своей телесети в 1948 году. Сейчас имеет пять собственных телестанций и 187 станций-филиалов. Компания занимается и другими видами бизнеса – производит фильмы, издает книги.

ABC – Американская радиовещательная компания. Создана в 1953 году. По антитрестовскому законодательству NBC запретили иметь двупрограммное радиовещание и заставили продать одну сеть, которую купило семейство Голденсоны, которые занимались торговлей, а также сделали миллионы на производстве кинокартин. Имеет пять собственных телестанций и около 170 филиалов.

В 1950-е складывается влияние этой коммерческой тройки, которая предлагает однотипную продукцию для массового зрителя. Позднее появляется единственная просветительская культурная некоммерческая сеть – PBS. В конце 70-х Мердок начинает формировать четвертую сеть – канал Fox.

ФКС лицензирует только станции и филиалы. Считается, что собственные телестанции развиваются по законам рынка. ФКС никакого отношения к формированию программой политики не имеет. Обычно ФКС учитывает около 20 критериев, среди них основные – это финансовое положение заявителя, соблюдение правил ФКС, профиль предлагаемых программ, участие в местной общественной жизни, разнообразие в профессиях, опыт руководителей станции. Сейчас действие ФКС распространяется не только на радио и ТВ, но и на телефон, телеграф, новейшие средства коммуникации.

Во главе ФКС пять человек, они назначаются президентом с согласия сената. Персонал насчитывает около 1000 человек. Преимущественно это инженеры, юристы и экономисты. Располагается она в Вашингтоне.

Эра телевидения приходится на 60-е годы, а начинается с 1952 года, когда была разморожена выдача лицензий на новые станции. В этом году доход от рекламы на ТВ превысил доход от рекламы на радио. В 1952 году впервые ТВ показало прямые трансляции со съездов республиканцев и демократической партии. Хотя в основном телевизор покупали для развлечения. Большой популярностью пользовались семейные комедии и шоу комика Милтона Берта.

Начиная с 1963 года американцы изменили свое мнение о ТВ – тогда произошло убийство Кеннеди, тогда ТВ впервые показало, что оно информационное средство. В течение четырех дней освещались условия убийства и похороны. С этого момента преобладающее число американцев начали называть ТВ главным СМИ. Эдд Марроу – известный документалист, общественно-политические программы, которого способствовали разоблачению демагогии Маккарти. Позднее начал работать самый влиятельный тележурналист Америки Уолтер Кронкайт. Его позиция подтолкнула американскую администрацию к переговорам о прекращении войны во Вьетнаме.

ТУТ ПРОПУЩЕНА ЛЕКЦИЯ

12 ноября.

Снижаются тарифы на спутниковую связь, причем распространять стало рентабельно. Первой эту операцию провела компания Home box office, она работает и сейчас. Она впервые через спутник в закодированном виде стала распространять за дополнительную плату относительно свежие кинофильмы.

В 1980 году в Атланте начинает вещание сеть кабельных новостей Тэда Тернера CNN. Он предложил американцам круглосуточный просмотр свежих новостей. Ему говорили, что это провальный проект, т.к. американцев интересует только то, что происходит рядом с ними. В течение пяти лет проект был убыточным, только после этого стал приносить прибыль. Американцы стали смотреть эту программу. Подобного типа каналы стали появляться в Европе, России, др. Через пять лет CNN стали транслировать на Европу и впоследствии на весь мир. Часто первые годы вещания CNN давали собственный текст, а картинка была CNN, т.к. там были более оперативные журналисты, лучшая техника, т.д.

Постепенно возникают каналы кабельного телевидения тематические – музыкальные (Mtv), много спортивных, документальные (Дискавери), об искусстве и развлечении, погоде. Американцы ценят канал, который является сетью прямых трансляций из конгресса – c-SPEN. Это интерактивный канал – можно связаться со своим представителем в конгрессе. Детский канал, каналы для женщин, мода, т.д. Канал киноклассики Теда Тернера T&T.

К началу 90-х годов в США существовало более ста общенациональных и региональных кабельно-спутниковых каналов. На кабельном ТВ в США работало 103 тысячи человек. На эфирном вещании – около 160 тысяч человек. Среди спутниковых каналов есть один, передача которого предназначена исключительно для зарубежной аудитории. Это глобальный спутниковый канал "Всемирная сеть", созданный в пропагандистских целях в 1983 году UCA – Информационное агентство США. По сути, это пропагандистская организация, которая работает с радиостанцией "Голос Америки". Финансируется этот канал государством. Цель всей организации – рассказывать миру о стране, т.е. пропагандировать американские идеалы, т.д. Сначала по этому каналу распространялись пресс-конференции чиновников, их выступления. Их принимали на спутниковые антенны в американских посольствах и распространяли в странах, где были пункты UCA (почти по всему миру). Зарубежная аудитория была небольшой. Встал вопрос о том, чтобы закрыть этот канал, но в результате преобразований в Советском союзе и странах Восточной Европы, решили оставить этот канал, но переориентировать его в целевом направлении, т.е. заняться рассказом об Америке.

В середине 90-х годов среднесуточный объем вещания "Всемирной сети" достигает 6 часов. Показывают новости, передачи об экологии и экономике, о правах человека, науке, технике, спорте, истории и культуре США. Бюджет составляет примерно $30 млн в год. Работает 300 человек. Чтобы удешевить программы, в основном покупают программы у кабельных и эфирных сетей. В основном у PBS. Наиболее интересные – "Мир денег Адама Смита", "Час новостей" и др. Программы идут на английском языке, принимается практически во всем мире. Этот канал соперничает с ТВ-вариантами вещания BBC, "Немецкой волны".

Старые сети отреагировали. Структурные перемены привели к падению доходности сетей компаний ABC, NBC, CBS. Часть заказов ушла на кабельное ТВ. Все это привело к тому, что в середине 80-х годов, когда падение аудитории приняло угрожающий характер, они попытались решить свои финансовые проблемы, сменив владельца. В итоге ABC купил за $3,5 млрд конгламерат Capital cities; NBC вошла в состав Jeneral electric; CBS предложила пакет Льюису Тишу – одному из самых богатых людей Америки. К этому же времени Мердок покупает одновременно шесть крупных телестанций, голливудскую кинокомпанию "20 век фокс" и в 1986 году получает американское гражданство, формирует четвертую коммерческую сеть – канал "Фокс" или FBC. К середине 90-х годов канал Фокс уже обеспечивал вечерние программы объемом в 15 часов в неделю все свои подразделения.

Изменения сказались и на содержании основных телесетей. К 90-м годам они решили увеличить до часа новостные программы. Но падение доходов привело к тому, что остались на 30-минутном формате. Пришлось сократить персонал отдела новостей.

Сетевые новости уступают CNN в оперативности, но обгоняют в зрелищности. Объясняется это тем, что сети придерживаются звездной концепции – персонификации информации. То есть все новости ведут комментаторы, которые на протяжении многих лет и десятилетий ведут эти программы и становятся лицом этой сети. Огромные зарплаты. Считается, что такая подача новостей делает их более авторитетными. Новости на CNN дают дикторы, которые просто читают информацию.

Известные комментаторы – Питер Дженинс (ABC), Том Брокау (NBC), Ден Разер (CBS).

Исследования, которые проводили по изучению аудитории, показали, что постоянное улучшение упаковки новостей отодвигает на второй план их содержательную сторону. Новости не становятся нагляднее и аналитичнее. Несмотря на то, что увеличилось поступление новостей с разных сторон, его информированности остается такой же, как и 10-20 лет назад.

В 1982 году опросы впервые зарегистрировали высокий авторитет местных новостей. Из 10 человек только четверо отмечали, что для них более интересны общенациональные новости. 45% были готовы отказаться от эфирных новостей, если будут получать CNN и трансляцию из конгресса. Оскудение репертуара, сужение жанрового диапазона: комедии, детективы, остросюжетные ленты; мыльные оперы, мелодрамы, игры.

Ушли: эстрадные шоу, триллеры, вестерны. Сократилось число одноразовых передач, спецвыпусков, подготовленных по теме. Исчезли мини-серии (непродолжительные сериалы, обычно экранизация бестселлеров).

В 70-е годы началось вытеснение в сетевом эфирном ТВ классической теледокументалистики. Вместо нее более легкие для восприятия новостные журналы, старейший из которых – "60 минут". Выступал Майк Уолесс. Он умер в апреле 2012 года в возрасте 94 лет. Он почти до конца вел программу.

В 80-е годы широкое распространение получили информационно-развлекательные реалити-шоу, где игровые сцены и документальные съемки. Старая документалистика адресуется только очень узкой аудитории и в основном в США транслируется на PBS и на некоторых кабельных каналах.

Опросы показывают, что каждая из сетей большой троки собирает по 11-13% аудитории. Канал "Фокс" – 7-9%. На долю независимых местных станций приходится 10%. Культурно-просветительный канал PBS – 2-3% аудитории. Кабельные же каналы в целом – больше 15%, причем есть платные и бесплатные каналы. Аудитория дробится.

Такое дробление может привести к тому, что коммерческие телесети могут стать нерентабельными и полностью переключатся на другие виды деятельности. Подобный процесс ослабления национальных компаний произошел в американском радиовещании в 70-е годы. Это привело к тому, что сегодня в эфире США безраздельно господствуют местные радиостанции, которые специализируются либо на информации, либо на музыке. Предсказывали, что к 2000 году какая-либо из сетей вообще прекратит существование, но этого не произошло.

Коммерческим сетям разрешили участвовать в кабельном телевидении, то есть продавать свои программы. Был снят запрет на участие телесетей в производстве развлекательных передач.

США – это страна коммерческого телевидения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: