Регулирование инновационной деятельности во всех развитых странах осуществляют на различных уровнях: на уровне государства, в масштабе отдельного региона, непосредственно на предприятии и в его подразделениях. Условия, создаваемые государством для успешной инновационной деятельности, можно подразделить на экономические, организационные и правовые. Главные цели федеральных инновационных проектов и соответствующих условий их реализации: увеличение доли продукции с высокой степенью переработки; укрепление безопасности и обороноспособности страны; усиление позиций отечественных товаропроизводителей; снижение издержек производства за счет ресурсосбережения (в первую очередь – энергосбережения); повышение эффективности использования сырьевой базы. Необходимость самостоятельной, автономной региональной научно-технической политики (в том числе – инновационной) обусловлена в частности передачей значительного объема полномочий в ведение субъектов Российской Федерации. Основная задача региональной инновационной политики, управление ею и инструменты государственной поддержки, а также вопросы финансирования инновационной деятельности достаточно полно рассмотрены в [Швандер].
|
|
Для достижения устойчивой конкурентоспособности организации необходимо целенаправленное систематическое создание в ней условий, при которых практически каждый сотрудник участвует в инновационной деятельности. Этого нельзя добиться призывами и увещеваниями, следует эффективно стимулировать и мотивировать каждого, а также реально помогать (давая, в частности, возможность проверить и опробовать возникающие идеи). На многих японских предприятиях действует такая система, называется она «кайдзен» (что означает «изменения, ведущие к лучшему»). Для её внедрения необходимо выполнить следующие шаги (вполне осуществимые не только в Японии):
- Стратегия фирмы должна быть общедоступно изложена и доведена до каждого;
- Должны быть определены ключевые направления непрерывных улучшений;
- Назначают персонально ответственного (за внедрение системы и её функционирование) из высшего руководящего состава;
- Разрабатываются конкретные целевые программы непрерывного улучшения;
- Создаются реальные условия для выявления, анализа и развития идей;
- Проводится обучение разработке новшеств;
- Разрабатываются критерии преобразований, необходимые для контроля за изменениями и помогающие определить приоритеты для последующего развития;
- Каждый сотрудник информируется о конкретных целях улучшений, ожидаемом положительном эффекте и фактических результатах реализации творческих предложений.
|
|
Факторы, способствующие и мешающие созданию благоприятного инновационного климата, исследованы, например, в [11 ], [14 ].
Можно выделить несколько ключевых рекомендаций по стимулированию и мотивации участников инновационных разработок. Влияние стимулирующих (внешних) факторов обычно даёт эффект сильнее и быстрее, но их действие может оказаться непродолжительным по сравнению с внутренней мотивацией, воздействие которой глубже. Степень влияния конкретных стимулов и мотивов на разных людей может быть очень индивидуальным. Творческие люди очень чувствительны к неденежным вознаграждениям, например, к признанию, личному росту, личной ответственности за свою работу. Чтобы сильно замотивировать, следует цели предварительно согласовывать с исполнителями, управлять ожиданиями, создавать соревновательную атмосферу, выбирать и обучать неформальных лидеров команд, предоставлять возможность повышать свою квалификацию и творческие способности, наглядно демонстрировать работникам – что и как им надо делать для карьерного роста, по- возможности делегировать полномочия.
Практическую помощь в поиске эффективных методов вовлечения сотрудников в инновационную деятельность может оказать хорошо известная модель потребностей человека «пирамида Маслоу». Усвоению и освоению разнообразных методов и моделей способствует проведение деловой игры «Как создать (улучшить) инновационный климат на выбранном предприятии».
В последнее время в рамках менеджмента оформился раздел «Самоменеджмент», содержание которого – технология управлением развития личных деловых качеств и творческих способностей. Инновационному менеджеру необходимо самостоятельно совершенствоваться в следующих практических умениях (их последовательность не обязательно соответствует значимости каждого):
- управление личным временем;
- технология эвристики (умение «делать» идеи);
- технология эффективного самообучения;
- технология решения проблем и принятия управленческих решений;
- технология переговоров;
- технология спора;
- деловое выступление (в частности, защита инновационного проекта);
- умение слушать активно, продуктивно;
- «ошибкоустойчивость»;
- рациональная технология чтения;
- методы саморегуляции;
- методы самодиагностики;
- умение быть неформальным лидером;
- технология научного исследования.
Дополнительно можно отметить целесообразность освоения принципов нейролингвистического программирования, механизма восприятия и передачи информации каждым из нас, что позволит лучше использовать личностные ресурсы, повысить эффективность социально – психологического взаимодействия.