Телевидение в системе средств массовых коммуникаций. Телевидение появилось последним в ряду средств массовой коммуникации

Телевидение появилось последним в ряду средств массовой коммуникации. Однако это не помешало ему стать самым распространенным каналом массово-информаци­онного воздействия, оказывающим огромное влияние на мас­совую аудиторию. Оно охватывает все слои населения, многие из которых остаются вне влияния других средств массовых ком­муникаций. Телевидение как массово-коммуникативный канал имеет ряд специфических особенностей.

Во-первых, возможность широкого единовременного охвата аудитории, возможность проникать в любую точку про­странства, находящуюся в зоне действия передатчика. Такое свойство специалисты в области телевидения иногда называют вездесущностью.[ См.: Федотова Л.Н.Социология массовой коммуникации. М., 2002.]

Во-вторых, возможность применения аудиовизуальных выразительных средств, а именно: наличие движущегося изо­бражения, сопровождаемого звуком, способствует тому, что телевизионные образы легко воспринимаются большинством телезрителей. Это свойство телевидения называют экранностью.

В-третьих, возможность прямой передачи, прямого эфира одновременно позволяет совместить само событие и его отобра­жение на экране. Это свойство называют непосредственностью телевидения, и оно тесно связано с симультанностью телепереда­чи (одновременностью наблюдения и трансляции). Человек как бы приобщается к происходящему действию, не выходя из дома. В этом смысле телевидение способно больше, чем любое другое СМК, увлечь аудиторию и буквально войти едва ли не в каждый дом. Названные два качества имеют большое значение для психологического восприятия телевизионной информации, так как вся телепрограмма, имеющая аудиовизуальное оформление и разворачивающаяся в режиме реального времени, обусловливает особую ее достоверность и тем самым повышает возможность информационного воздействия на массовое сознание.

В-четвертых, благодаря зрелищности телевидения зна­чительно увеличиваются возможности применения разнооб­разных способов привлечения и удержания внимания аудито­рии, например за счет трансляции развлекательных передач.

В-пятых, технические возможности монтажа видеозапи­си позволяют творчески вмешиваться в процесс «мумифика­ции» — записи прямой передачи с возможным последующим ее использованием при создании другой передачи, с другими ак­центами, преследующими иные цели информационного воз­действия на аудиторию.

В силу разнообразия выразительных средств телевидение имеет возможность использовать для достижения максималь­ного влияния на аудиторию весь спектр как вербальной инфор­мации, так и невербальной. Значение приобретает не только са­мо содержание информации, но и то, как и кем она подана. Именно поэтому телевидение предпочитает иметь персонифи­цированных коммуникаторов с высокими показателями ком­муникативных качеств.

При всех достоинствах телевидению свойственны и недос­татки, например:

- для просмотра телепередач необходимо специально выделенное время, иначе говоря, полноценное потребление телевизионной информации трудно совместимо с выполнением других дел;

- передачи телевидения можно принимать только в зоне дейст­вия передатчика;

- одновременное транслирование различными телевизионными каналами информации разного рода ставит телезрителя перед необходимостью пропускать большую часть телепередач;

- наличие видеоряда, чрезмерное увлечение зрелищностью при­водят к снижению качества информации;

- возможность приема телепередач предполагает наличие до­вольно дорогостоящего аппарата — телевизора, что оказывает­ся возможным не для любой аудитории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: