Социальные функции коммуникации

Коммуникация в биологическом мире неотде­лима от информации, связана с удовлетворением биологиче­ских потребностей. Если говорить об удовлетворении потреб­ностей с позиций иерархии, которую предложил американ­ский социолог Абрахам Маслоу, то коммуникацию следует отнести к первичным жизненным потребностям. В биологиче­ском мире, в первую очередь в животном, потребности направ­лены на утоление голода, жажды, преодоление или предостере­жение от опасности для жизни, продление рода. Удовлетворе­ние этих первичных потребностей обусловлено инстинктами. Инстинкты человека также связаны с удовлетворением пер­вичных биологических потребностей.

В биологическом мире информация передается звуками, интонацией, запахами, движениями.

Роль коммуникации в обществе обусловлена тем, что без нее общество представляло бы собой скопление индивидов: индивиды не могут составить общество как целостный ор­ганизм, части которого влияют друг на друга и находятся в соподчинении. Этого невозможно достичь, если индивиды не будут находиться в состоянии коммуникации. Сегодня ученые отмечают в коммуникации несколько аспектов: от информационного обмена в технологически организован­ных системах до экзистенциальной коммуникации (обнару­жение собственного Я в другом человеке). Интерес к со­циальным явлениям и процессам расширил понимание ком­муникации в обществе и определил процесс коммуникации как социальное явление.

В ранних источниках и текстах, относящихся к периоду Древнего мира, интерес к проблемам государственного уст­ройства, политики и этики передается как вербальная пись­менная коммуникация. Предметный интерес социологии к коммуникации начал проявляться с социализации. Коммуни­кация с этой позиции стала объектом научного социологиче­ского интереса в XX в. Истоками ее изучения послужили раз­личные научные направления психологии, лингвистики, а так­же идеи социального конструктивизма, рассматривающие формирование социального знания как части социальной дея­тельности людей. Несмотря на свою «молодость», социология коммуникации является одним из самых актуальных исследо­вательских направлений, так как «научно обоснованное и эф­фективное управление социальным развитием осуществляется в коммуникативном пространстве и времени и выдвигается се­годня в число наиболее перспективных предметных областей фундаментальной социологии».[ Дридзе Т. М.Социальная коммуникация в управлении с обратной связью // Социс. 1998. № 10. С. 44.]

Во все периоды существования общества информирование населения осуществлялось разными способами, однако появ­ление массовой коммуникации (МК) оказалось возможным лишь с возникновением книгопечатания. Этот период прихо­дится на середину XV в. и связывается с изобретением печатно­го станка И. Гутенбергом. В начале XVI в. в Европе уже издава­лись некоторые виды печатной продукции (календари, сбор­ники сообщений). В России первая книга была выпущена в 1564 г. Первая продукция массовых коммуникаций — газета — появилась в начале XVII в. в Германии, затем в Англии и во Франции. В России в 1702 г. вышла первая газета — «Ведомо­сти»; инициатором и участником этого события стал Петр 1. Радио и телевидение как средства МК возникли в XX в. Наи­большую актуальность радио приобрело в 1920-х гг., а телеви­дение—в 1940-х гг.

Сегодня пресса, радио и телевидение — неотъемлемые ат­рибуты жизни. Средства массовой информации (СМИ), вы­ступая одной из составляющих массовой коммуникации и ха­рактеризуя ее как форму и как социальное явление (как массово-коммуникативную деятельность по сбору, обработке и распространению информации), представляют собой важней­ший элемент не только системы массовой коммуникации, но и общества в целом.

Если рассматривать массовую коммуникацию как внеш­нюю форму, можно сказать, что она представляет собой сово­купность всех каналов передачи информации (печать, радио, телевидение); если рассматривать МК как внутреннюю форму, то массовая коммуникация — это совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой коммуникации. Совокупность средств массовой коммуника­ции представляет собой определенную систему и должна отве­чать следующим требованиям системности:

- сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, формируя единое информационное пространство для всех членов обще­ства, постоянное информационное взаимодействие в общест­венной системе;

- располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со средой и с другими компонентами на основе присущих МК закономерностей;

- иметь необходимый набор функций и реализовывать их так, чтобы удовлетворить информационные потребности лично­сти, различных групп населения, общества в целом;

- располагать совокупностью различных медийных каналов, ко­торые способствуют выполнению этих функций;

- действовать в соответствии с развитием общества, иметь для этого необходимые организационные отношения между участ­никами массовой коммуникативной деятельности (отноше­ния координации, дисциплины, ответственности и др.). Для осуществления организационных процессов необходимы со­ответствующие административно-управленческие структуры в составе редакций, издательств и др.[ Система средств массовой информации России / под ред. Я.Н. Засурского. М., 2003. С. 17.]

Как каждый канал, так и каждый жанр в системе СМК име­ет свои особенности, проявляющиеся в процессе массово-ин­формационного воздействия на массовое сознание.

В последнее десятилетие стало активно развиваться еще од­но средство коммуникации — Интернет, которое не поддается проведенному структурированию. Несомненно, что Интер­нет - одно из самых распространенных современных средств информации и коммуникации и очевидна высокая интенсив­ность его распространения. В связи с этим возникает ряд во­просов, от ответов на которые зависит ответ на главный во­прос: относить или не относить Интернет к средствам массо­вой коммуникации? Анализ Интернета, учитывая, что это вид социальной деятельности, имеющей субъект, объект, опреде­ленную систему ценностей, лежащую в основе целеполагающей деятельности субъекта, а также определенные продукты деятельности, служащие реализации различных целей, позво­ляет фиксировать многофункциональность Интернета. По­этому одни авторы, изучающие деятельность СМ К, относят Интернет к средствам массовых коммуникаций на основании огромных объемов циркулирующей информации и большой включенности массовой аудитории, тогда как другие на основе конкретных данных доказывают, что Интернет не обладает ха­рактеристиками, позволяющими отнести его к массовым ком­муникациям. Но в любом случае такая востребованная комму­никативная форма, как Интернет, найдет свое место в ком­муникативном пространстве и в системе исследующих это пространство наук.

Генезис социологии коммуникации, особенно коммуникативистики, имеет два значения: 1) связь одного места с другим (транспортная коммуникация); 2) общение — передача инфор­мации от человека к человеку, от группы к группе, специфиче­ская форма взаимодействия в процессе жизнедеятельности с помощью языка и других сигнальных форм передачи инфор­мации. Поэтому генезис массовой коммуникации можно по­нимать как развитие средств транспортной коммуникации, включая летательные аппараты и космические системы, обес­печивающие перемещение субъектов в отдаленную коммуни­кативную среду. Для интенсификации коммуникации тре­буются развитые средства связи. Телеграф, изобретенный в XIX в., ознаменовал начало новой эры массовых дистанцион­ных, непубличных коммуникаций. Телевидение, изобретен­ное в XX в. как система массовой информации, и новое информационное пространство — Интернет перекрывают своими сетями все глобальное пространство, создавая всеобщность коммуникации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: