Печать в системе средств массовых коммуникаций

Печатная продукция включает в себя различ­ные типы изданий — газеты, журналы, альманахи, книги. Од­нако не все они являются продуктом массово-коммуникатив­ной деятельности СМ К. В строгом смысле слова таковыми мо­гут быть названы газеты, еженедельники, журналы. Так как СМ К включены не только в деятельность массовой коммуни­кации, но и других видов коммуникации, то журналы, относя­щиеся к сфере специализированной деятельности, являются продуктом СМК, но относятся не к массовой коммуникации, направленной на массовое сознание, а к специальной комму­никации, обслуживающей уровень деятельности специализи­рованного сознания.

Отпечатанный текст является носителем информации, распространяемой по каналам прессы. Это определяет особен­ности его воздействия на массовую аудиторию.

Фиксированность информационного текста на материаль­ном носителе обусловливает ряд преимуществ.

Во-первых, читатель знакомится сразу со всем номером газеты или журнала, что позволяет ему определить приоритет­ность чтения того или иного материала. Наиболее важные пуб­ликации читатель может сохранить. Это позволяет ему созда­вать собственную базу тех или иных данных, собирать матери­ал по интересующим его тематическим направлениям.

Во-вторых, к печатному изданию можно вернуться для повторного чтения, для более глубокого анализа прочитанного ранее.

В-третьих, газету или журнал всегда можно взять с собой или купить в киосках, реализующих печатные издания, что способствует возможности чтения в перерывах, в транспорте, иными словами, человек не выделяет для этого специальное время досуга.

В-четвертых, пресса создает психологически комфорт­ные условия для знакомства с информацией, так как читатель имеет возможность это делать в соответствии со своими склон­ностями к темпу чтения, его ритму, комфорту условий.

Однако при всех положительных сторонах печатного кана­ла ему присущ ряд недостатков:

- недостаточная для современной эпохи оперативность прессы. Этот недостаток обусловлен особенностями технологического процесса производства печатной продукции, а также способа­ми ее доставки, от которой нередко зависит своевременность получения информации читателями;

- чтение, а тем более понимание материалов газет и журналов требует определенного уровня подготовки. У неподготовлен­ного читателя издание не вызовет должного интереса. Именно это определяет тематическую и социальную разнонаправленность прессы, рассчитанной на аудиторию с различным уров­нем подготовки (кроме, естественно, совсем безграмотной ау­дитории, которая вообще не может быть включена в информа­ционное поле прессы);

- ограниченная возможность эмоционального воздействия на читателя, так как пресса не имеет возможности влиять на ау­диовизуальные (слух и зрение) каналы восприятия информа­ции, которые являются основными сенсорными каналами. Именно поэтому пресса любого уровня (даже так называемая «бульварная», «желтая») рассчитана прежде всего на аналити­ческое восприятие информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: