Аудитория — это часть общества (группы населения) или все общество в их отношениях со СМИ.
Конкретное содержание понятия «аудитория» зависит от того, что принять за точку отсчета. Оснований для классификации существует несколько. Аудитория может выделяться по самым различным признакам, а именно:
— по средствам информации: аудитория печати, радио, телевидения, Интернета;
— по уровням канала: аудитория общероссийского (федерального), республиканского, краевого, областного, районного радио;
— аудитории программы, радиостанции, радиожурнала, рубрики, цикла, даже ведущего;
— по социально-демографическим признакам (возраст, пол, национальность, образование, религиозная принадлежность, профессия и т.д.): молодежная, женская, рабочая, воинская, русскоязычная аудитории.
Рассмотрим, например, выделение аудитории по признаку пола. Даже аудитория одной радиостанции заметно подразделяется на мужскую и женскую. Так, радиослушательницы «Радио России» предпочитают радиоспектакли, радиопостановки, литературные чтения, передачи об отношениях в семье, о воспитании детей; радиослушатели — спорт, публицистические и общественно-политические передачи. Устойчивость отличий позволила создать специальное «женское» радио («все что угодно обязательно женским глазом», «мир женщины, но и другой взгляд даже на привычные проблемы» — таково было кредо женской радиостанции «Надежда»);
|
|
— по уровню доходов радиослушателей (особенно в коммерческом вещании). Существует радио для богатых, для людей среднего достатка. В концепцию многих радиостанций заложена ориентация на определенный материальный уровень жизни слушателей, хотя, понятно, каждый может слушать любую передачу;
— по образу жизни, профессии: программы для тех, кто дома; для тех, кто работает за компьютером; для автомобилистов; для дачников;
— по интересам: аудитория спортивных программ; классической и «эстрадной» музыки; религиозных передач (тут идет еще разделение по конфессиям).
Социологи СМИ выделяют «реальную» и «потенциальную» аудитории. Знание того, кто реально слушает и кто может стать слушателем той или иной станции или программы, весьма существенно для работников радио.
Следует помнить, что выделение различных видов аудитории в определенной степени условно. Человек может быть представителем одновременно разных видов аудитории (пересечение аудиторий) или не входить ни в одну из них. В ситуации конкуренции в эфире, проникновения в него рыночных отношений понятие аудитории, ее подробная и тщательно проработанная классификация перестали быть предметом сугубо теоретического интереса — это вопрос выживания, самого существования радиостанций и программ.