Понятие «аудитория СМИ»

Аудитория — это часть общества (группы населения) или все общество в их отношениях со СМИ.

Конкретное содержание понятия «аудитория» зависит от того, что принять за точку отсчета. Оснований для классификации су­ществует несколько. Аудитория может выделяться по самым раз­личным признакам, а именно:

— по средствам информации: аудитория печати, радио, телевиде­ния, Интернета;

— по уровням канала: аудитория общероссийского (федерально­го), республиканского, краевого, областного, районного радио;

— аудитории программы, радиостанции, радиожурнала, рубрики, цикла, даже ведущего;

— по социально-демографическим признакам (возраст, пол, на­циональность, образование, религиозная принадлежность, про­фессия и т.д.): молодежная, женская, рабочая, воинская, рус­скоязычная аудитории.

Рассмотрим, например, выделение аудитории по признаку пола. Да­же аудитория одной радиостанции заметно подразделяется на мужскую и женскую. Так, радиослушательницы «Радио России» предпочитают ра­диоспектакли, радиопостановки, литературные чтения, передачи об от­ношениях в семье, о воспитании детей; радиослушатели — спорт, публи­цистические и общественно-политические передачи. Устойчивость отли­чий позволила создать специальное «женское» радио («все что угодно обязательно женским глазом», «мир женщины, но и другой взгляд даже на привычные проблемы» — таково было кредо женской радиостан­ции «Надежда»);

— по уровню доходов радиослушателей (особенно в коммер­ческом вещании). Существует радио для богатых, для людей среднего достатка. В концепцию многих радиостанций заложе­на ориентация на определенный материальный уровень жизни слушателей, хотя, понятно, каждый может слушать любую пе­редачу;

— по образу жизни, профессии: программы для тех, кто дома; для тех, кто работает за компьютером; для автомобилистов; для дачников;

— по интересам: аудитория спортивных программ; классической и «эстрадной» музыки; религиозных передач (тут идет еще раз­деление по конфессиям).

Социологи СМИ выделяют «реальную» и «потенциальную» аудитории. Знание того, кто реально слушает и кто может стать слушателем той или иной станции или программы, весьма су­щественно для работников радио.

Следует помнить, что выделение различных видов аудитории в определенной степени условно. Человек может быть представи­телем одновременно разных видов аудитории (пересечение ауди­торий) или не входить ни в одну из них. В ситуации конку­ренции в эфире, проникновения в него рыночных отношений понятие аудитории, ее подробная и тщательно проработанная классификация перестали быть предметом сугубо теоретического интереса — это вопрос выживания, самого существования радио­станций и программ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: