Модуль 1 Журналистика в системе жизни общества

Теория и практика журналистики как область знания и учебная дисциплина. Понятие средств массовой информации (СМИ). Основные виды СМИ. Современные СМИ, их особенности (общие понятия). Русская журналистика до 1917 г. Журналистика революционной эпохи. Журналистика 20-30-х гг. Журналистика военных лет. Особенности СМИ в послевоенное десятилетие. СМИ в период «оттепели». СМИ в период «застоя». СМИ и «перестройка». Гласность и свобода слова: сходство и различие понятий. Современные СМИ: проблемы и особенности. История журналистского образования. СМИ в переходные периоды развития общества. Четыре теории прессы: авторитарная, либертарианская, социальной ответственности, советская коммунистическая. Медийные облики тоталитаризма: уроки ХХ века. Понятие и общая характеристика функций журналистики; идеологические функции; организаторские функции; рекреативные функции; реклама и справки в СМИ: взаимодействие функций. Функции журналистики как системы.

Цель, задачи, роль массовой информации в жизни общества. Социальная ориентация, управление сознанием и поведением адресата массовой информации. Формирование адекватной картины действительности. Публицистический прогноз. Отношение массовой аудитории к различным явлениям жизни общества и человека. Общая характеристика функций журналистики. Социальная позиция журналистики и журналиста. Принципы журналистской деятельности, профессионального поведения журналиста. Регулирование и саморегулирование журналистской деятельности. Журналистика в системе социальных институтов. Журналистика как «четвертая власть». Журналистика и информационное поле в демократическом обществе. Социальные типы демократической журналистики. Государственная политика в области СМИ. СМИ и информационная безопасность. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (2000).

Традиционные СМИ. Новые и новейшие СМИ. Кабельное и спутниковое ТВ. Перспективы развития СМИ. Международный информационный обмен. Глобальные информационные сети.

Определение типа газет, журналов. Определение и характеристика основных типологических признаков. Типология СМИ как метод научного познания. Обобщенная, идеализированная модель СМИ. Издательские характеристики газеты, журнала. Общенациональные, региональные, местные - городские, районные, многотиражные (основные типологические характеристики). Специализированные издания. Понятие и образ в публицистическом творчестве; публицистический текст; виды журналистской деятельности; формирование информационной политики; типы и методологические основы творчества. Инновации в творчестве на телевидении и радио. Жанр как форма журналистского произведения. Журналистское произведение как продукт творчества: политический анализ, экономический анализ, производственно-технический анализ, экологический анализ, юридический анализ, военный анализ, спортивный и другие типы анализа действительности. Понятийное и образное в газетном материале. Текст как содержательно-осмысленный фрагмент отображения действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: