Тема 9 социальная информация

ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ И СВЯЗАННЫХ С НЕЙ КАТЕГОРИЙ, КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ.

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННОЙ НАСЫЩЕННОСТИ СООБЩЕНИЯ.

ДВЕ ГЛАВНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ИНФОРМАЦИИ - АТРИБУТИВНАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ.

ПОНЯТИЯ ЭНТРОПИИ И НЕГЭНТРОПИИ.

ИНФОРМАЦИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ

Понятие информации произошло от латинского informatio, что означает: а)ознакомление; б)представление; в) понятие (в прямом значении этого слова, то есть - взятие нового, соотнесение со старым знанием). В этом смысле значение слова информация приближается к смыслу слова знание, о чем говорит и трактовка этого слова А.Преображенским в его Этимологическом словаре русского языка: Основное значение - понимать. Полагаем, что именно такое объяснение широкоупотребительного слова информация поможет полнее раскрыть смыслы дальнейших рассуждений по данной теме.

Основание для такого значения дает сама этимология слова понять, основа которого ять на индоевропейских языках и означала брать (М.Фасмер. Этимологический словарь русского языка. М., 1987, т.I, с.311, т.IV, с.569).

Именно эти древнесмысловые пути дают, на наш взгляд, основание для различения в науке об информации ключевых его понятий сообщение и информация, о чем, например, пишет Е.П.Прохоров: Сообщение - это еще не информация, только в соприкосновении его с потребителем появляется (выделяется, порождается) информация; информацией является сработавшее в сообщении, использованное аудиторией. Отсюда он делает вывод: Журналист должен понимать, что не все переданное оказывается принятым и тем более адекватно освоенным. (Введение в теорию журналистики. М., 1998, с.32, 33).

Таким образом, из нескольких определений понятия информация (сообщение, отражение в живой и неживой природе, уменьшаемая (снимаемая) неопределенность в результате получения сообщений) в теории массовой коммуникации важно именно последнее определение. Все сказанное подводит нас к проблематике информационной насыщенности сообщения (текста), его информативности.

Существенную роль в выяснении природы информации сыграло изучение количественного аспекта информации. Теория информации, созданная К.Э.Шенноном и Н.Винером, использовала для этого статистико-вероятностные представления, то есть характеризовалась вероятностной мерой, степенью снятия, уменьшения неопределенности. Одновременно понятие информации расширилось, теперь она характеризовала не только аспект человеческого общения, но и все коммуникативные явления в технических и естественных науках.

Существуют различные виды классификации информации: объективная и необъективная (гносеология), атрибутивная и функциональная (онтология), потенциальная и актуальная (прагматика). Социальная информация относится к функциональному виду информации, то есть такой информации, которая присуща только живым системам, прежде всего - человеку. В этом виде информации кроме изучаемого математическими теориями количественного меры информации в последние десятилетия выявлены и свойства ее качественной меры, например, семантические и прагматические свойства. Семантические свойства рассматриваются в связи с другими семиотическими аспектами информации.

Важное значение приобретает необходимость прагматического исследования информации, в частности много споров идет о понятии ее ценности. Прагматическое отношение отличается от семантического тем, что оно есть отношение информации и субъекта, в то время как семантическое - это отношение информации и объекта (см. предпоследнюю лекцию данного курса).

В лекциях уже говорилось о понятии энтропии информации (убывания, оскудения). Понятие негэнтропии выражает упорядоченность материальной субстанции и, следовательно, негэнтропия информации - это избавление от искажений ее, говоря языком техники - шумов, от хаотического отражения объективной действительности, чем часто страдает социальная информация.

Подытожим сказанное ссылкой на мнение А.Моля о понятии информации. В соответствии с идеями теории Шеннона, его смысл он связывает только с одним - непредсказуемостью сообщения. Осуществлять связь - это значит что-то передавать; это что-то представляет собой сложность последовательности элементов; информация и ее количество есть мера сложности структур, степень непредсказуемости, новизны смыслов, предлагаемых для объекта восприятия. Мерой информации является, таким образом, оригинальность группировок символов передаваемого текста, то есть противоположность банальности сообщения. Банальное сообщение поэтому всегда предсказуемо. Мера количества информации, мера информационной насыщенности сообщения есть, таким образом, мера его непредвиденности, мера неопределенности ситуации. (А.Моль. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966, вступит. статья, с.14-15).

Социальные процессы необратимы и являются в отличие от простых систем классической физики непредопределенными. Другими словами, на больших интервалах времени поведение социальной системы нельзя предсказать, предвидеть, оно представляется хаотичным.

Информация являет собой свойство, обратное к неопределенности. Любую возможность, которая могла бы позволить ее уменьшить, современные философы называют релевантной информацией. Носителями ее могут быть сообщения, люди, организации. Большая роль принадлежит здесь средствам массовой информации.

Релевантная информация и ее свободное распространение по каналам массовой коммуникации играют большую роль в эволюции человеческого сообщества. Его переход к информационному обществу, к ноосфере (понятие Т. де Шардена и В.И.Вернадского) является показателем возможностей человека расширить горизонты человеческого познания, придать ему систематический, эволюционный характер, уже сейчас заложить и укреплять основы сбалансированных и гармоничных отношений будущего - со-мыслие. Со-бытие формирует Со-знание, оно на разных уровнях и этапах жизни социума приводит к Со-мыслию.

В результате эволюции создается, по выражению К.Поппера, "третий мир". Обитателями его третьего мира являются прежде всего теоретические системы, другими важными его "жителями" являются проблемы и проблемные ситуации. Однако его наиболее важными обитателями являются критические рассуждения и то, что может быть названо - по аналогии с физическим состоянием (первый мир) и состоянием сознания (второй мир) - состоянием дискуссий или состоянием критических споров. Сюда же К.Поппер относит и содержание журналов, книг и библиотек (К.Поппер. Логика и рост научного знания. М., 1983, с.441).

Вопросы для самопроверки

1. Дайте понятие информации.

2. Дайте понятие социальной информации.

3. Дайте понятие релевантной информации.

4. В чем мера и ценность информации?

5. Что такое третий мир по К.Попперу?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: