ТЕМА 13. Коммуникация все более пронизывает различные стороны жизни человека

КОММУНИКАЦИЯ И КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ И УМНОЖЕНИЕ НОВОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОБЫТИЯ

Коммуникация все более пронизывает различные стороны жизни человека. Информация, циркулирующая по каналам коммуникации, преобразовывает общество в информационное. А.И.Ракитов сформулировал основные характеристики этого общества. Их смысл в терминологии, приближенной к нашей, таков.

1. Возможность для любого субъекта макро- и микросоциальной среды получить любые информацию и знания, необходимые для жизнедеятельности, воплощения личного и социального творчества.

2. Наличие для этих целей соответствующей современной технологической базы.

3. Наличие инфраструктур, способных обеспечить создание необходимых национальных информационных ресурсов и адекватной научно-производственной творческой макро- и микросреды для их использования в целях умножения новости человеческого со-бытия.

4. Ускоренная автоматизация и роботизация всех сфер производства и управления.

5. Радикальные изменения в самой социальной микросреде по развитию сферы информационной деятельности и услуг. Другими словами, - обеспечение всего социокультурного цикла соответствующими каналами коммуникации и обслуживающим персоналом.

Формирование такого общества связано с информационно-компьютерной революцией. В ней необходимо выделить ряд глобальных процессов, способстующих возникновению этого общества. Это: электронизация, компьютеризация, медиатизация, и, наконец, информатизация всего общества (А.И.Ракитов. Философия компьютерной революции. М., 1991, с. 32-33).

Эти и подобные ей технократические концепции информационного общества оставляют, как правило, вне своего внимания качественный аспект той информации, которая циркулирует и должна циркулировать по каналам МК. Априорно предполагается, что это - сущностно-содержательная научная информация, неукоснительно развивающая творческое мышление, нравственную и эстетическую способность мирочувствования, потенциал новаторства и изобретательства.

По сути, одна идеологическая парадигма меняет другую. Если коммунистическая идеология благостно рисовала грядущее с позиции ликвидации отчуждения человека от результатов своего труда, его перевоспитания с позиций пролетарской сознательности, то технократические концепции уводят внимающую аудиторию (как макро-, так и микросреду социума) в сторону автоматического процветания массового сознания в результате расцветшего всеми цветами обилия разнородной и разносторонней социальной информации. Другими словами: главное - ликвидировать отчуждение от информации, и необходимый уровень сознательности будет достигнут, богатства польются полным потоком. Это из того же кладезя бравурных слоганов минувшей эпохи.

Наш тезис состоит в том, что коммуникация должна содержать информацию о новом, которое приносит поток времени (не без нашего участия) в смысле мета-новости того или иного факта, явления, начала, в значении основных точек определенных социально-исторических процессов, из которых расходятся от этой мета-новости пучки новостей более предметного и локального характера. Только такая новостная коммуникация позволяет осознать и прочувствовать новость каждому индивиду на глубоко личностном уровне и подвигает его на совершение собственного поступка - нравственной, политической ли, научно-производственной или художественной направленности. У человека есть в этом случае, как говорил в Риторике поступка М.М.Бахтин, не-алиби бытия. А криминал и аморальность, проистекающие не в последнюю очередь от псевдоновостного плюрализма щекочущих нервы сообщений, - это не бытие, это антибытие. У человека в нем - бесспорное алиби бытия.

Нужно строго отличать при актах коммуникации простые изменения в обществе - от развития. Развития, в котором могут быть и нисходящие ветви. (И.Т.Исаев. Диалектика и проблема развития. М., 1979, с.143).

Показ нисходящего, но не пристрастно и сокрушительно, а объективно и с возможной социальной перспективой, если она хотя бы чуть-чуть наблюдается, в конечном итоге способствует восходящему развитию, раз-ветвлению, то есть прогрессу (с лат. - успех). Сравните - у М.Вебера, целерациональное социальное действие направлено на успех.

Именно в этом движении состоит новость человеческого события: у каждого общества, человеческой общности, группы (макросреды, микросреды), отдельного человека есть и свои достижения, есть и периоды отступлений и невезений. В этом и заключается бытие людей. Но в событии посредством коммуникации, то есть в общении людей через восприятие информационного события, люди должны искать выход из подобных положений на пути человечества ко всеобщей разумной оболочке Земли - ноосфере. Интенсификация разработки в СМК определенных негативных тем (агрессивность, биологизм поступков, стремление уйти из со=бытия в со-блазны (от блажь - дурь, блазн - наведение на грех (В.И.Даль), аморальность личности и целых обществ и т.д. приводит к тому, что коммуникация не отвечает изначальной своей сути - развивать и возвышать человека на примерах справедливости, добролюбия, радушия (по старинному - радодушия). На примерах красоты жизни как таковой и красоты жизни отдельного человека.

Леонид Леонов рассказывает в заметке Фотострасть, опубликованной в журнале 30 дней в 1927 г., как в ярославской деревне на родине его матери происходила незамысловатая крестьянская свадьба. Я вознамерился было снять одну презанятную, в повойнике, старуху, но, значит, чрезвычайным городским видом своим с аппаратом на штативе слишком нарушил старинное благолепие праздника. Все, хозяева и гости, обступили меня, недобро загалдели, и была острая минута, когда я опасался за целостность своего Тессара... - Вот сымешь нас, а потом в газетке пропечатаешь: как замечательно, дескать, живут мужички, - лучше нельзя! Видали в газетках. А ты и дырявые крыши наши сымай, чтобы все видели....

Этот эпизод хорошо иллюстрирует, с одной стороны, скромность, антирекламность и антипиарность русского народа, его мудрость и философичность (делу - время, а потехе - час), а с другой - стремление будущего великого писателя сохранить в памяти личной и памяти исторической частицу красоты народа, как сохраняли ее русские фотолетописцы А.Карелин, М.Дмитриев, К.Булла и многие другие. В этой презанятной, в повойнике, старухе, писатель увидел новость, ощутил событие свое с народом и захотел передать его нам.

Но даже рассказ Л.Леонова - поступок, а поступки обладают, как указывает М.Бахтин, своим провоцирующим коммуникативным действием, своей определенной риторикой.

Вопросы для самопроверки

1. Основные характеристики информационного общества.

ТЕМА 17.

ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

О ПЕРВЫХ ПОПЫТКАХ СЕМИОТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ КОММУНИКАЦИИ.

ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНОЙ И ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ. ВЫДЕЛЕНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ИЗ СИНКРЕТИЗМА МУСИЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРВОБЫТНОГО ТВОРЧЕСТВА

На уровне донаучного сознания люди первобытнообщинной формации отражали свои био- и социальные связи с Космосом, биосферой, обществом, ноосферой в устном, изобразительном, музыкально-танцевальном творчестве. Как отмечают Ю.П.Буданцев, М.С.Каган и другие философы, и авторы, и тексты, и аудитория представляли одно целое, коммуникация носила синкретический характер. Это означает, что в массово-коммуникативных текстах (МКТ) использовались, во-первых, естественные знаки визуального (видимого) характера: жесты, мимика, росписи тел и вещей, изображения мифических сюжетов и другой обрядовой символики. Во-вторых, это были знаки искусственного происхождения - человеческая речь и письмо, содержащие сконструированные человеком слова, пиктограммы, а позднее и буквы, обозначающие их при письме на камне, глине, дереве, папирусе, коже и т.д.

Как пишет Ю.П.Буданцев, качество древних текстов определяется характером отношений между людьми, между людьми и природой, качеством самого человеческого фактора. В первобытном обществе вся совокупность отношений и качество человеческого фактора - человеческое качество - были направлены на сохранение рода-мира, и поэтому МКТ данной эпохи прогнозировали оптимистичное будущее, помогали сохранению устойчивых связей в мире, гармонию отношений, формировали соответствующий образ мира-рода, связанный с активной деятельностью субъекта.

Подлинная, нравственная наука и средства ее распространения не противопоставлены донауке и системе СМК первобытно-общинной формации. Продолжаются те же отношения, как и между фольклором и наукой.

Противопоставлены бывают наука и ее СМК лженауке и ее СМК, подобно тому, как противопоставлен им фольклор, защищающий всенародное счастье (счастье - часть общего блага, сочасть). (Ю.П.Буданцев. Очерки ноокоммуникологии. М., 1995, с.21).

Постепенно синкретический характер коммуникации стал разделяться на различные виды коммуникации и, соответственно, на различные виды массово-коммуникативных текстов.

Одновременно проходила дифференциация сущностно-содержательного наполнения МКТ по линии все более четко обозначающейся системы объективная действительность - автор- субъект - текст - канал коммуникации - объект, а также по линии разделения как ценностных ориентаций авторов и авторских текстов, так и самих каналов коммуникации.

Необходимо отметить и еще одну историческую тенденцию: по мере развития материально-производственных и классовых отношений в человеческой коммуникации ослаблялось синкретическое художественное, более эмоциональное начало древних текстов и возрастала, обособлялась рассудочная, рациональная субстанция. Это, в свою очередь, также влияло на авторские позиции, на виды и содержание текстов, на массовость тех или иных каналов коммуникации. Автокоммуникация, главенствовавшая в народных праздниках и обрядах, уступала место отдельным видам художественной коммуникации (театральному, цирковому действу, декламации, танцевальному и музыкальному исполнительскому искусству и т.д.).

Менялись и вкусы аудитории. Трудно вычленить более или менее определенно исторический период появления нашего ЧСЗ (читателя, слушателя, зрителя), но это было время появления первых цирковых и театральных трупп, концертных исполнителей.

Одно можно сказать более определенно, что в начале как художественной, так и научной, правовой, политической коммуникации главенствовала поэзия. Это было сказительство, поэтическое творчество и соответственно поэтическое исполнительское мастерство, устные сказания и песнопения.

Лингвисты давно обнаружили насыщенность языка в начале его развития образно-поэтическими элементами. Так, вслед за И.Гердером, В.Гумбольдтом, А.Потебня считал, что язык был первоначально тождествен поэзии. (А.Потебня. Мысль и язык. Полн. собр. соч., т.1, с.163-164).

Эпоха Возрождения провозгласила верховенство в коммуникационном воздействии изобразительного искусства. Однако в новой историко-культурной ситуации, в канун эпохи Просвещения идея верховной ценности изобразительного искусства уступила в Европе место взгляду, согласно которому на первое место в художественной коммуникации по своей значимости снова вышла поэзия (и в качестве устного народного творчества, и в виде письменных литературных произведений и их чтения в аристократических салонах).

В России в XVI-XVII веках исследователи отмечают взлет публицистики. Уже поэтическое Слово о полку Игореве было пронизано публицистичностью, но в дальнейшем письменная коммуникация на Руси развивалась по линии строгой летописности, а также - слабой индивидуализации авторства (как впрочем и во всей средневековой Европе). Д.С.Лихачев отмечает, что в проповеди - это был проповедник, в житии святого - агиограф, в летописи - летописец и т.д. Будь летописец стар или молод, монах или епископ, церковный деятель или писец посадничьей избы - его манера писать, его авторская позиция - одна и та же. И она едина, даже несмотря на совсем разные политические позиции, которые могут летописцы занимать. (Д.С.Лихачев. Семнадцатый век в русской литературе. // Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга первая. М., 1988, с.60.

Но уже первую половину XVI века Д.С.Лихачев оценивает как эпоху, когда на Руси развивается вера в социальное переустройство общества на основе принципов правды, то есть истины-справедливости. Во всем русском обществе поднимается вера не только в рассудок, логику, разумную целесообразность, но и в силу человеческого слова, в книгу. Сама литература меняет свой характер, становясь все более и более философичной, и проникается духом публицистичесой полемики. Никогда прежде не спорили так много в Древней Руси, как в первой половине XVI века. (Д.С.Лихачев. Эпоха решительного подъема общественного значения литературы. // Памятники литературы Древней Руси. Конец XV-первая половина XVI века. М., 1984, с.5).

XVIII век дал новые образцы сочетания устной и письменной поэтической и публицистической МК. Современный исследователь М.С. Каган анализирует трактат французского аббата Дю Бо Критические размышления о поэзии и живописи, созданный в 1719 г. Автор в нем повернул проблему в новой и принципиально важной плоскости, которую сегодня мы назвали бы семиотической. Дю Бо говорит о том, что, в отличие от поэзии живопись пользуется не искусственными знаками, а естественными, замечая при этом, что применительно к живописи неловко даже пользоваться термином знак, так как она словно саму природу представляет нашему взору. Слова же - произвольные знаки мыслей, а буквы - произвольные знаки слов. Поэтому путь от чтения к переживанию оказывается более далеким, чем от слушания, а еще сильнее впечатление, когда к слуховому восприятию добавляется зрительное. Высоко оценил автор трактата театральное искусство, а перейдя к характеристике музыки, он и ее рассматривает как знаковую систему, говоря, что музыкальные звуки - это естественные знаки страстей. (Цит по: М.С.Каган. Морфология искусства. Л., 1972, с. 33).

Семиотический принцип классификации видов искусств и, соответственно, видов и каналов коммуникации будет принят многими мыслителями уже в XVIII веке, затем забыт и возродится двести лет спустя (подробнее о нем - в следующей лекции).

Если говорить об истоках разделения первобытно-общинной коммуникации на позднейшие виды визуальной (путем зримых знаков) коммуникации и вербальной (путем словесных, устных и письменных знаков речи), то они, эти истоки, лежат в характере связей этих знаков в жизнедеятельности человека.

Вербальная коммуникация - наследница первого этапа коммуникации посредством передачи звуков голоса человека и созданных им для звуковой сигнализации предметов. Сначала это были, к примеру, сигналы, передаваемые с помощью барабанов. Голосовые звуки обретали форму речи, устная речь со временем стала запечатлеваться (от слова печать - что означает печь, выжигать) на ряде естественных материальных носителей текстов. Затем, в XV веке появилась и сама печать, вербальная коммуникация стала печатной.

Но пока осуществлялся этот длительный по времени процесс, происходила и дифференциация видов коммуникации по принципу, сформулированному уже цитировавшимся нами М.С.Каганом. Этот принцип он применяет к исследованию процесса разделения видов искусств, то есть художественной коммуникации.

Он пишет, что художественному освоению мира приходилось с первых шагов сталкиваться с двумя существенно различными возможностями. Одну из них представляли те средства воплощения художественного замысла, которыми обладал сам человек. Это были движения его тела, лица и звук его голоса.

Другую возможность древнее творчество находило, обращаясь ко внешним для человека природным средствам - к камню, глине, дереву, кости, естественным красителям и т.п. Другими словами, в одном случае человек выражал свое состояние, мысли, эмоции средствами, присущими ему самому, в другом - средства воплощения человеческого содержания были вещественными, отчуждавшими от человека его душевные состояния.

В первом случае творчество имеет процессуально-динамический характер, поскольку именно такова природа пластической жизни человеческого тела и звучания его голоса.

Во втором случае результаты творчества были статичными, так как в них останавливалось течение жизни, запечатлевались лишь мгновения ее.

По этим двум направлениям и шло развитие художественной коммуникации. В одном случае это было словесное, музыкальное, танцевальное и актерское творчество, а в другом - прикладные искусства, архитектура, скульптура, живопись, графика.

Первый вид коммуникации автор концепции называет мусическим, второй - техническим (от технос - ремесло).

Визуальная коммуникация, которая носит процессуально-динамический характер (театр, кинематограф, телевидение), в своем современном состоянии представляет собой синтез мусического и технического вида коммуникации с изобразительной доминантой. Визуальная коммуникация статического характера - целиком технический вид коммуникации, в котором человеческое выражается опосредованно, лишь через материальное, вещное. Это - изобразительное искусство, архитектура, скульптура, фотокоммуникация.

Вербальная (словесная) коммуникация и ныне является процессуально-динамической МК и мусическим в своей первозданной основе видом художественной коммуникации, если она осуществляется по каналам ТВ и радио и техническим - если коммуникативный процесс идет по каналам печати. В первом случае - это устная вербальная коммуникация, во втором - письменная вербальная МК.

Современный исследователь проблем теории МК Г.Почепцов дает, пожалуй, наиболее развернутую и подробную классификацию видов коммуникации. Однако в ней, на наш взгляд, размыты границы деления коммуникации на те или иные виды.

Если говорить об основополагающих принципах деления, то в основе их, как мы уже указывали, лежат способы и возможности человеческого восприятия (зрительное-слуховое- чувственное (тактильное - письмо для слепых). Из этих принципов вытекает и деление МК на визуальный и аудиальный виды. Причем последний можно подразделить на вербальный (словесный) и невербальный (внесловесный) виды.

А.Г. Почепцов расширяет перечень видов коммуникации, кладя в основу различные базовые установки. Он выделяет перформансную, мифологическую, художественную коммуникации. Перформанс - это вид театрального действа, поэтому его можно включить в художественную коммуникацию. Мифологическая коммуникация выделяется многими исследователями на основе гносеологического принципа, который позволяет включать ее и в художественную, и в политическую, и в познавательную, и в религиозную коммуникацию, то есть в те виды, которые формируются на основе форм общественного сознания. Разумеется, мифологическая МК альтернативна познавательной, публицистической и особенно научной коммуникации, хотя в современной практике СМК мифы, иррациональное часто вторгаются не только в журналистику, считавшуюся ранее точным знанием (а сегодня зарабатывающую на выдумках), но и в исключающее мифологию научное знание, и пытаются там навести некий порядок (кто знаком с трудами академика-историка Фоменко, знает о чем идет речь).

Массовую коммуникацию можно разделить также, исходя из канала распространения информации. Речь идет о формальной и неформальной МК. Первая - это коммуникация в форме текстов того или иного технического канала МК. Вторая - это, в основном, устная коммуникация в виде слухов, сплетен, анекдотов, баек, песен, возможно записанных и распечатанных, но циркулирующих вне официально признанного социокультурного цикла. На эффективность неформальной коммуникации большое воздействие оказывают так называемые лидеры мнения. Исследователи МК, социологи давно зарегистрировали феномен усвоения информации, принятия решений ЧСЗ не непосредственно после прочтения, прослушивания, просмотра тех или иных сообщений, а после консультаций с соседями или коллегами, завоевавшими по ряду социальных и психологических причин статус лидера общественного мнения той или иной социальной группы, микросреды.

Более широкое объяснение различий между видами коммуникации не входит в задачи этого курса лекций. Здесь важно было показать лишь подходы современных отечественных исследователей к вопросам классификации видов МК.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключался синкретизм древних коммуникаций?

2. Каков принцип в коммуникации был и есть в обрядах, карнавалах и ритуалах?

3. Различие мусических и технических искусств по М.Кагану.

4. Виды коммуникации по Г.Почепцову.

ТЕМА 18.

СЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МК.

ПОНЯТИЯ ЗНАКА, ЗНАЧЕНИЯ, КОДА И ТЕКСТА.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВОГО В СВЕТЕ СЕМИОТИКИ

C начала 60-х годов прошлого века в Тартуском университете действовала так называемая Тартуско-Московская семиотическая школа, основоположниками которой были Вяч. Вс. Иванов, В.Н.Топоров и Ю.М.Лотман. На регулярно проводимых симпозиумах по знаковым системам, в научных исследованиях и публикациях участники школы пытались применить методологию науки семиотики к изучению коммуникативных процессов, проходящих в различных областях культуры, науки, социальной жизни.

Семиотика - это наука о знаках. Она близка по своим системным задачам и функциям философии, логике, языкознанию. Она также может эффективно служить основой художественной и журналистской критики, а также исследований коммуникативных процессов, проходящих в области СМК. Семиотический подход к проблеме знака отличается, таким образом, синтетическим характером. При таком подходе учитываются данные многих наук, что дает возможность достичь обобщений, недоступных каждой отдельной науке.

Семиотика определяет понятие знака, устанавливает виды знаков, описывает типичные знаковые ситуации, наиболее общие способы использования знаков. Причем исходными служат конкретные данные, полученные лингвистикой, психологией, логикой, журналистикой, искусствоведением и т.д. На их основе формулируются общие закономерности.

Знак - это материальный, чувственно воспринимаемый предмет (а шире - явление, событие, действие), выступающий в познании и общении людей и репрезентирующий предметы, свойства или отношения действительности. В области человеческого общения, лингвистики, психологии, искусствознания, культурологии, теории МК, других смежных наук знак необходим для приобретения, хранения, преобразования и передачи сообщений (информации, знаний), или же элементов сообщений различного рода.

Это определение знака вбирает в себя многие трактовки, имеющиеся в словарях. Под знаком, как видим, понимается материальный, чувственно воспринимаемый объект, который выступает в познании действительности в качестве указания на другой объект, обозначающий, рисующий на каком-либо материальном носителе или в нашем сознании. Таким образом, означаемое и означающее - это две стороны материально-идеального образования, которое ограничивает, вычленяет те или иные факты, события, явления, что позволяет, в свою очередь, воспринять и усвоить их нашим сознанием - рационально, и чувствами - эмоционально.

Семиотика занимается как естественным языком, так и невербальными знаками. Поэтому она способна связать, объединить виды коммуникации в целях их пристального изучения. Ей по силам найти общие закономерности в поэзии и в кино, теорию информации и историю литературы, театр абсурда и пространство классической музыки. Многочисленные прозрения и прогнозы осуществляются с помощью семиотики в естественных науках.

Собственно, с них все и началось. Семиотикой сначала назвали один из разделов медицинской диагностики, в котором изучаются и оцениваются признаки и симптомы болезней. Здесь слово семиотика употребляется в первоначальном смысле. Греческое semeiotikon (от semeion - знак признак) обозначало первоначально науку о симптомах в медицине.

Г.Гермес в своем произведении Семиотика (1938) характеризует семиотику как научную дисциплину, относящуюся к области исследований математики.

Однако в том же 1938 г. американским философом Ч.Моррисом была опубликована и другая небольшая книга Основы теории знаков, которая явилась кратким очерком новой науки. И хотя в основу ее автор положил вновь естественную - биологическую - основу, основу науки о поведении, семиотика в дальнейшем получила как конкретно-научные, так и более общие - философские основания.

Надо сказать, что создавая новую науку, Ч.Моррис во многом опирался на работы Ч.Пирса (1839-1914). В частности, Ч.Моррис сам указывал в своей работе Знаки, язык и поведение, что в основу книги положена мысль Ч.Пирса о том, что определение значения знака сводится к определению привычек, которые он производит.

Сама же мысль о необходимости выделения семиотики в качестве особой теории знаков была высказана впервые английским философом Д.Локком в Опыте о человеческом разуме (1690 г.). В дальнейшем, одна из частей Эстетики Баумгартена в плане работы была названа Семиотика.

В 1719 г., как мы уже говорили в лекциях, французский аббат Дю Бо размышлял также семиотическими категориями, говоря о процессах, как мы сейчас говорим, визуальной и вербальной коммуникации.

Что касается Тартуско-Московской семиотической школы, то она продолжила изыскания русских философов и лингвистов С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, П.А.Сорокина, А.Н.Веселовского, А.А.Потебни, М.М.Бахтина и других, которые дали возможность совершить переход сквозь стандартное представление логического позитивизма, ориентированного лишь на объективные факты точных наук, в сторону целостного, системного знания. И второй важной характеристикой, особо примечательной для русской семиотики, является внимание к человеку, а не к одной чистой структуре.

Гуманистические науки, - писал М.М.Бахтин, - науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении. Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создает текст (хотя бы потенциальный). Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки (анатомия и физиология человека и др.). (М.М.Бахтин. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. // Русская словесность. Антология. М., 1998, с. 230).

В этой своей статье М.М.Бахтин прекрасно разъясняет различие творческих и профанных текстов человеческой коммуникации, словесных и визуальных его знаков, главную причину порождения текстов, а именно - недоверие (курсив наш-В.Б.). Вера, по словам философа, требует только понимания. М.М.Бахтин обозначает осевые, магистральные проблемы массовой коммуникации: проблему автора, его точки зрения, границ и функций текста, его двухсубъектность. Второй субъект, воспроизводящий, повторяющий первичный текст, и создает текст обрамляющий. Этот текст - результат диалога с автором, он комментирует первичный текст, оценивает его, возражает ему, спорит с ним.

Вырастают диалогические отношения между текстами и внутри текста. Каждый текст предполагает общепонятую (то есть условную в пределах данного коллектива) систему знаков, язык (например, - язык искусства). Если за текстом не стоит язык, то это уже не текст, а естественнонатуральное (не знаковое) явление. Речь идет о бессмысленных, ничего не обозначающих натуральных моментах (жестах, шумах, звуках, искажающих информацию), т.к. чистых текстов нет и не может быть....Каждый жест (как высказывание) является чем-то индивидуальным, единственным и неповторимым, - пишет М.М.Бахтин, - и в этом весь смысл его (его замысел, ради чего он создан). Это то в нем, что имеет отношение к истине, правде, добру, красоте, истории. По отношению к этому моменту все повторимое и воспроизводимое оказывается материалом и средством... Всякий истинно творческий текст всегда есть в какой-то мере свободное и не предопределенное эмпирической необходимостью откровение личности... Человеческий поступок есть потенциальный текст и может быть понят (как человеческий поступок, а не физическое действие) только в диалогическом контексте своего времени (как реплика, как смысловая позиция, как система мотивов. (М.М.Бахтин, там же, с. 230).

Вопросы для самопроверки

1. Что такое семиотика?

2. Кто основатели семиотики?

3. Главная причина порождения текстов по М.Бахтину.

ТЕМА 20

ВНЕСЛОВЕСНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ВНЕСЛОВЕСНЫЕ ТЕКСТЫ

На первых стадиях развития человека тексты массовой коммуникации сводились к минимуму. Это были, в основном, внесловесные тексты.

Прачеловек унаследовал от высших обезъян типичные для них средства коммуникации - жесты, позы, звуки, мимику. Многие исследователи полагают, что австралопитеки, например, уже имели систему символов в виде жестов, поз и т.д., то есть язык (внесловесный язык - В.Б.), с помощью которого они и могли нормально существовать. (Д.В.Гурьев. Загадка происхождения сознания. М., 1997, с. 91-92).

Внесловесный язык включает в себя три типа знаков коммуникации: симптоматические, интенциональные и произвольные. Симптоматические знаки характерны не только для человека, но и для животных, так как это - спонтанные телесные реакции живого организма, лишенные коммуникативного действия (интенции). Другими словами, это жестовое или мимическое отношение человеком или высшим животным своего отношения к возникшей нестандартной ситуации.

Интенциональные знаки проявляет и высказывает только человек, совершая ими коммуникативное действие по отношению к другим. Это, в основном, коммуникация с помощью жестов (жестовый язык). Знаки, в основе которых лежат произвольные жесты, называются произвольными, коммуникативное действие в этом случае осуществляется с помощью произвольной жестовой коммуникации.

В словесной (вербальной) коммуникации используемое метафорически или фигурально слово приобретает различные значения в зависимости от того, в каком окружении оно находится. Конкретные значения обусловливаются контекстуальными отношениями, подобно синтагматическим в грамматике.

Внесловесная коммуникация также подчиняется этим отношениям: один и тот же жест может иметь разные значения в разных контекстах и культурах. Коммуникация эта носит пространственно-временной характер, поскольку различные знаки (позы, гримасы, одежда и т.д.) выступают в совокупности и семиозис обусловливается целостностью этих компонентов сообщения в пределах определенного отрезка времени.

Вариация жеста - это поза тела и мимика (выражение) лица. Поза как коммуникативное действие - это наполняемость жеста, как основного знака-индекса, нерелевантными (второстепенными) жестами и мимикой для усиления и придания значимости индексу, нагруженному первоначальным значением. Таким образом, все жесты в совокупности становятся релевантными.

В качестве литературного примера такой коммуникации приведем живописную сцену из Мертвых душ Н.В.Гоголя, которую в контексте отношений слова и изображения анализирует Ю.Тынянов. Речь идет о встрече Чичикова с Бетрищевым: Наклоня почтительно голову набок и расставив руки на отлет, как бы готовился приподнять ими поднос с чашками, он изумительно ловко нагнулся всем корпусом и сказал: Счел долгом представиться вашему превосходительству. Питая уважение к доблестям мужей, спасавших отечество на бранном поле, счел долгом представиться лично вашему превосходительству. Ю.Тынянов далее комментирует сцену и говорит, что вся комическая сила и живость жеста Чичикова здесь, во-первых, в упоминании о подносе, во-вторых, в его связи с речью Чичикова, с этим округленным ораторским периодом, где слово, подчиняясь ритму, само играет роль как бы словесного жеста. (Ю.Н.Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. М.,1977, с.311).

В качестве телевизионного примера напомню о проходе В.В.Жириновского через кордоны митингующих людей от КПРФ возле здания Госдумы в день обсуждения проекта нового Кодекса законов о труде (июль 2001 г.). Проход был настолько интересен, что его показали в новостных выпусках все каналы телевидения. Надо было видеть, как использовал В.Жириновский сложившуюся ситуацию для внесловесного коммуникативного действия. Посредством ложно-испуганных жестов защиты от манифестантов, саркастических не то улыбок, не то ужимок, не то ухмылок лица, а также демонстративных указаний на толпу пальцем (смотрите, мол, на идиотов!), он придал митингу фарсовую окраску. Причем делал это с явно провокационной целью, так как лишь один пошел через толпу. Остальные депутаты входили в здание через другой вход.

Все это действо, как и задумывал лидер ЛДПР, оказало определенное коммуникативное воздействие на зрителей, послужило мощной PR-акцией в защиту законопроекта, а также стало неплохой рекламой для самого смелого депутата Госдумы.

Позы, таким образом, различаются в зависимости от характера человека и соответствующих обстоятельств. С разными интонацией и жестами обращаются, например, к начальству и капризному ребенку. Разные по существу производит жесты и делает позы политический лидер на публике, перед объективами камер, и когда он один. Вспомним кадры хроники, вошедшие в фильм М.Ромма Обыкновенный фашизм, запечатлевшие массовые мероприятия с участием Гитлера, Муссолини и других фашистских главарей. И сравним их с кадрами немых любительских съемок, вошедших в документальный телефильм о частной жизни советских людей в период застоя. Помпезность и чванство в первом случае, бесхитростность и простодушие - во втором видит зритель на экране.

Поза - это начало социальной роли человека. Люди усваивают разные роли для разных частных, житейских и общественных, официальных обстоятельств. Эти разнообразные роли тяготеют к одной, более или менее устойчивой, доминирующей, которая связана с положением человека в обществе. Эту роль на макроструктурном уровне берет на себя человек в соответствии с профессиональным, иерархическим, классовым (сословным), другими словами - со своим социоэкономическим статусом. Внесловесная коммуникация и ее тексты связана со всеми этими разнообразными аспектами, в результате чего устанавливаются конвенциональные жестовые модели и нормы, с помощью которых индивид отождествляет себя в каждом жизненном контексте.

По подсчетам исследователей, 69% информации, получаемой с экрана ТВ, приходится на визуальную коммуникацию. В эпизодах, где в кадре только ведущий, его собеседники или участники передачи, воздействие оказывают и внесловесные тексты. Это, например, язык тела, владение которым записывается в правило поведения западных политиков. Легкое интервью требует постоянной улыбки, даже если вы не очень любите это делать (М.Спиллейн. Создайте свой имидж. Руководство для женщин. М., 1996, с.141). Человек в кадре должен выдавать информацию и внесловесно. Общий аудиовизуальный текст складывается из словесного и внесловесного. Эффективность, насыщенность информации резко падает, когда лицо ведущего напоминает бесстрастную маску, оставляющую ощущение, что ведущий программы - равнодушный человек. (Г.С.Мельник. Mass Media: психологические процессы и эффекты. С-Пб, 1996, с. 152).

Все эти явления внесловесной коммуникации проистекают со времен первобытно-общинного строя, когда внесловесный язык был основой межличностной, как бы мы теперь сказали, коммуникации. Ю.П.Буданцев называет ее антропотекстовой, добавляя к перечисленным знакам коммуникативного действия татуировку и обрядовые маски. В этих общинах осуществлялось живое коммуникативное действие замкнутого цикла, служащее скреплению общины и выделения ее из групп себе подобных.

В результате процессов разделения труда, появления зачатков частной собственности, во-первых, стала сужаться живая коммуникация, и, во-вторых, в коммуникации стал меньше использоваться внесловесный компонент. Человек стал пользоваться, в основном, словесными (вербальными) коммуникативными действиями.

Однако внесловесные тексты до сих пор, как видим, сохраняют вспомогательное значение, а иногда к ним прибегают в целях создания дополнительного комического или сатирического эффекта. Речь идет не об искусстве пантомимы, или театрального перформанса. Этим приемом, как мы только что узнали, пользуются охотно и политики. Он в последние годы завоевал прочное место в арсенале выразительных средств фотожурналистов, которые стараются снимать официальных лиц и государственных деятелей непременно в какой-нибудь глупой позе или с глупой случайной гримасой. Тем самым, как они полагают, создается элемент минисенсации, а то, что новость от этого не становится глубже и содержательнее, их видимо мало интересует.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое внесловесная коммуникация?

2. Каковы элементы внесловесной коммуникации?

3. Что такое антропотекстовая коммуникация?

ТЕМА 21.

ВЕРБАЛЬНЫЕ (УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ) ТЕКСТЫ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕЧАТНЫХ ТЕКСТОВ

Словесная коммуникация по мере становления человека как человека становилась основной, внесловесная - вспомогательной. Одновременно в актах коммуникации происходит разделение на адресантов и адресатов, появляются зачатки профессионального творчества, авторские - сначала устные, а потом и письменные тексты. Именно фиксация текста, его материальное закрепление расчленили словесно-художественное творчество на две великие ветви - устное творчество и письменную литературу. (К.В.Чистов. Специфика фольклора в свете теории информации. // Вопросы философии, 1972, 6, с.110).

Временные рамки появления вербальной устной, а затем письменной коммуникации трудно установить определенно в связи с появлением все новых и новых данных о заре человеческой мысли, ее оговорения и фиксации на каком-либо материальном носителе. Во всяком случае, письмо в Египте и Месопотамии появилось, по некоторым данным, в 4-3 тысячелетии до н.э.

Мы говорил о внесловесной коммуникации в значении мусической деятельности человека, то есть деятельности, связанной только с его собственными физическими возможностями. Если говорить о технической стороне его деятельности, то для нее мы будем употреблять не внесловесная, а визуальная коммуникация.

Система жестов обладает настолько большой степенью универсальности и коммуникативной эффективности, что она просуществовала и существует на различных континентах и в разных культурах до сих пор. Это случилось потому, что она унаследована от доисторических времен и прочно укоренилась во всех представителях рода человеческого. На первичных стадиях развития человечества сообщения носили больше эмоциональный характер и, разумеется, не обозначали объекты или понятия, как это свойственно артикулированному языку. Со временем совокупность таких стадий развития, как развитие руки, создание орудий труда, потребность координировать действия коллектива в общественно-трудовой деятельности, благоприятствовала усовершенствованию коммуникации. Это привело к появлению речи, а затем - идеографического и фонетического письма.

Внесловесная коммуникация отступает на второй план, компенсирующий смыслонесущую интенцию необходимыми эмоциями. Именно поэтому Э.Кассирер утверждал, что различие между жестом и артикулированным, понятийным языком представляет реальную границу между человеческим и животным миром. И чтобы преодолеть ее, был необходим качественный скачок, который вывел наших предков на новый гносеологический уровень: символическое мышление, способность к абстракции, без чего невозможно человеческое общение. Следовательно, чтобы определить основное свойство человека, выделяющее его из животного мира, можно назвать его животным символическим. (Цит. по: Э.Л.Мартинес. Внесловесный язык. // Культуры. Диалог народов мира. 1986, 2, с.17-20).

Эта способность к абстракции и символике привела к созданию письма, на формах которого основаны все шрифты, даже наиболее современные символы. Связь между рукописными и печатными буквами наиболее ярко прослеживается в истории европейского типографского дела.

Первые алфавиты изобрели финикийцы и греки, совершавшие дальние плавания и нуждавшиеся в передаче точных сведений на большие расстояния. Для европейцев важным условием письма была скорость написания текста и простота начертания букв. Поэтому идеографические системы, которые сущестовали в то время на Востоке, не подходили, ввиду сложности начертания тех образных знаков, которые указывали на предметы и явления, о которых шла речь. Открытием, которое трудно переоценить, явилось создание фонетических алфавитов, содержащих лишь 20-30 знаков для транскрипции языка. Древние греки значительно усовершенствовали финикийский алфавит. Новый алфавит лег в основу системы латинских букв, используемых сегодня.

К 4 в. до новой эры ионический шрифт уже принял прямоугольную форму современного прописного начертания букв. В Древней Греции и Риме письмо приняло гармоничную и сбалансированную форму, которая известна как лапидарная благодаря ее сходству с монументальным шрифтом для гравирования надписей на камне (lapidarius - каменотес). Можно считать, что латинский прописной шрифт лег в основу западных рукописных шрифтов, а позднее и типографских.

Кириллическая азбука подражала этим вертикальным, монументальным стилям письма. Систематически употреблявшаяся как фонетическая форма у крестившихся славянских народов, она получила здесь широкое распространение. Прообразом этого письма было греческое уставное письмо. Создателями кириллицы были славянские просветители IX века Кирилл и Мефодий.

Между 1041 и 1048 г. в Китае была изобретена техника печати с помощью подвижного глиняного шрифта. Из-за огромного числа иероглифов, используемых в китайской письменности, набор подвижного шрифта был сложной и трудоемкой процедурой, поэтому в книгопечатании в Китае до сравнительно недавнего времени чаще применяли не подвижной шрифт, а ксилографию.

Около 1440 г. немецкий печатник Иоганн Генсфлейш, известный как Гутенберг из Майнца, предпринял попытку объединить и организовать все процессы печатания текстов: изготовление пуансонов и матриц, литье металлического шрифта, набор текста и применение ручного пресса. Его 42-сточная Библия - первое великое достижение европейского книгопечатания. Она была набрана узкими и острыми готическими буквами, употребляемыми в то время для экономии пергамента.

Бумага в Китае появилась на рубеже нашей эры. К III веку она получила широкое распространение в самом Китае и начала проникать в другие страны. Однако в Европе бумага появилась лишь в XI-XII веке.

Арабские буквы впервые появились в печатной книге в 1486 г., когда доминиканский монах Э.Рот опубликовал в Майнце Заморское путешествие на поклонение святым местам в священном городе Иерусалиме. Впервые в печатной работе появился образец полного арабского алфавита с его латинской транслитерацией. Но он был здесь лишь воспроизведен. Книги на арабском языке стали печатать позднее. (По материалам журнала Курьер Юнеско, 1988, 8).

Вопросы для самопроверки

1. Определения вербальной и аудиовизуальной коммуникации. Их элементы.

2. Э.Кассирер о границе между человеком и животным

3. Кто стоял у истоков фонетческого и идеографического письма?

4. Кто и когда изобрел кириллическую азбуку?

5. Почему изобретателем печати считают И.Гутенберга, а не китайцев?

6. Когда впервые появились арабские буквы в печатной книге?

ТЕМА 22.

ВИЗУАЛЬНЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ. РАСШИРЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА И УСКОРЕНИЕ ПРЕДКОММУНИКАТИВНОГО ВРЕМЕНИ

Концепции первичности устного поэтического творчества, устной художественной коммуникации следовали многие ученые. Например, уже известный нам Г.Тард утверждал, что поэзия - древнейшее искусство, из которого произошли все другие, ибо первое размерное (ритмическое) слово должно было предшествовать первой песне и первому правильному и симметричному построению.

А.Н.Веселовский в начало процесса человеческой коммуникации ставил песню: В начале: песня-сказ-действо-пляска. В построении А.Веселовского основное значение имеет его учение о синкретизме будущих жанров и текстов коммуникации: все они вышли из обрядового действа.

Визуальная коммуникация поэтому на заре человеческой истории была неоделима от устной, вербальной и внесловесной, от всей системы коммуникации в ее мусических, связанных с непосредственными возможностями человека формах, с процессуально-динамическими ее проявлениями.

Но с расширением возможностей коммуникации в ее технических формах, то есть с применением материально-вещественных каналов коммуникации, начиная с каменных изваяний, пещерных росписей, глиняных табличек с текстами, визуальная и аудиальная коммуникации стали получать свое собственное развитие. Рисунки и росписи на камне, кости, глине, живописные и скульптурные изображения божеств и мифических существ, сцен из реальной жизни, первые сериалы со сценами охоты, празднеств, сражений, путешествий включались в процесс коммуникации как со зрителями-современниками, воспринимавшими эти творения и в сакральном, и в эстетическом, и в публицистическом смысле, так и с потомками, для которых эти тексты представляют историческую и художественную ценность. Лишь по этим статическим картинам прошлого мы можем судить о событиях древности, носившем процессуально-динамический характер. Хотя, надо сказать, что искусство монтажа сцен достигало такого уровня, что создавалась иллюзия движения. Визуальная коммуникация, имеющая динамический характер, до изобретения кинематографа воплощалась лишь синхронически, в театрализованных, обрядовых, ритуальных действах, собраниях и сходах.

Изобретение различными цивилизациями и культурами печатных способов тиражирования изображений (на дереве, глине, кости и т.д.) повлекло за собой и развитие визуальной коммуникации статического характера. С открытием разных форм письменности, изображения сопровождались словесными текстами, соединялись возможности визуальной и вербальной коммуникации. Этот процесс получил развитие после изобретения и широкого использования бумаги и усовершенствования печатных процессов, что дало новые возможности коммуникации как синхронической, так и диахронической. Уже в средние века получила широкое распространение техника гравирования, изготовления гравюр, в основном с помощью дерева.

Рукописные, а потом и печатные книги иллюстрировались сюжетами сакрального и светского характера, сценами из народной жизни, что позволяло воспринимать текст так же синкретически, как ранее воспринималось обрядовое или ритуальное действо.

Надо сказать, что у всех народов сохранялось и народное творчество, создавались фольклорные вербальные и визуальные тексты, в которых существовал почти без изменений традиционный синкретизм древних коммуникаций, сочетание мусических и технических форм оммуникации в одном коммуникативном акте. С развитием письменности, а впоследствии и печатного производства, фольклорное творчество стало разделяться на устные и письменные формы. Характерным образцом визуальной коммуникации как художественного, так и публицистического характера является лубок - графическое черно-белое, или цветное изображение лирического, комического, сатирического характера, изготовленное в технике литографии.

Развивалась архитектура, градостроительство.

Как отмечает М.С.Каган в цитировавшейся уже книге, особенности средств материализации художественного содержания имеют огромное морфологическое значение, поскольку материал служит сигнальной базой знаковой системы, существенно влияя на ее способность нести и передавать ту или иную информацию. Он ссылается при этом на известное и бесспорное положение А.Моля об одноканальности передаваемой искусством информации (А.Моль. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966, с. 204).

В этом плане - одноканальности передаваемой тем или иным видом искусства информации - интересен пример такого средства визуальной коммуникации, как архитектура. Город и в древности и ныне представляет благоприятные условия для осуществления процесса коммуникации. Он не только чисто функционально предлагает пространства для общения, но и обладает свойством передачи сообщений с помощью символических, семантических, визуальных форм. Но связывать понятие город с понятием коммуникация стали относительно недавно. Ни в архаическом мышлении Древнего Востока, ни в период Античности, ни в Средние века и эпоху Возрождения, ни в так называемых примитивных обществах нашего времени, короче говоря, ни в одном обществе, где наука и рыночная экономика не играют еще преобладающей роли, понятия коммуникации практически не существует. (А.Цонис, Л.Лефевр. Возникновение зон общения в современном обществе. // Культуры. 1983, 1, с.123). Пожалуй, Москва, как никакой другой современный город не может дать за свою историю столько различных и полярных знаков и символов отношения к Богу, к вождям и идеологическим ценностям, к Золотому Тельцу, и наконец, к обыкновенному человеку. Абсурдность смены векторов коммуникации в XX в московском градостоительстве (впрочем, это было характерно и для других городов страны) хорошо показывает один из так называемых фотоприколов, размещенных в Интернете. Это современный городской пейзаж, высотки, пятиэтажки, последние новоделы. На фронтоне одного здания укреплены буквы, складывающиеся в лозунг: СЛАВА БОГУ!

В визуальной статической коммуникации, таким образом, складывается несколько каналов художественной и познавательной коммуникации: изобразительный, включая скульптуру малых форм, архитектурно-градостроительный, включая скульптуру больших форм и наружную рекламу, печатно-оформительский. Своеобразие изобразителных видов и разновидностей коммуникации заключается не в технических, а в семиотических особенностях этих видов и разновидностей модифицировать изобразительно-выразительные возможности. Критерием сближения или проитвопоставления используемых материалов служит объемность, трехмерность или двухмерность создаваемых с их помощью образов.

Надо сказать, что графика до XX века не выделялась в отдельный канал художественной коммуникации. И только благодаря своему массовому распространению, особенно в связи с предоставлением своего канала тиражирования молодой фотографии, к концу века этот канал визуальной коммуникации получил свою самостоятельность и достиг расцвета.

Как видим, трудно получить свой собственный канал массового распространения и воздействия на зрителей, если тот или иной вид коммуникации не возник исторически, из синкретизма первобытного обрядового действа. Только массовость интереса к нему помогает выделиться, встать на ноги, войти в особый вид коммуникации. Так было, например, с лубком - популярным видом народного творчества. Тем более трудно было бы встать в один ряд с признанными мэтрами - с изобразительным искусством - молоденькой фотографии, а с театром и цирком - подростку кинематографу, если бы они в самом начале своего пути не поразили воображение публики своими доселе невиданными возможностями.

Уже в 1914 г. М.Волошин писал, что существует лишь одно татральное зрелище, которое безусловно владеет доверием публики. Это - кинематограф. Элементов искусства будущего (и мы бы добавили - СМК будущего- В.Б.) следует искать не в утончениях старго искусства. Будущее искусство может возникнуть, - по мнению М.Волошина, - только из нового варварства. Популярность кинематографа основана прежде всего на том, что он - машина, а душа современного европейца обращена к машине самыми наивными и доверчивыми сторонами своими. Кинематограф дает театральному видению грубый демократизм дешевизны и общедоступности, вожделенный демократизм фотографического штампа.

М. Волошин верно показывает основные черты каждого нового вида визуальной коммуникации, которые так же, как и кино, через варварство, входили и входят в нашу жизнь. Это их технические истоки и их грубый демократизм дешевизны и общедоступности. Далее он пишет, что: кинематограф, как театр, находится в полной гармонии с обществом, где газета заменила книгу, а фотография портрет. Что он овладевает снами зрителя посредством своего жестокого реализма (курсив наш-В.Б.). И наконец, что он свидетельствует о громадности той потребности очищения от обыденности, которая переполняет города. Эта сторона очистительных обрядов всегда останется за кинематографом. (Макс Волошин. Лики творчества. Спб, 1914, с. 206). Таким образом добавляются еще две черты триумфа нового СМК. Это жестокий реализм и предоставление возможности очищения от обыденности. Последнее является свойством и других видов художественной коммуникации, но здесь М.Волошин связал его с грубым демократизмом нового СМК, и это говорит о новом качестве удовлетворения этой потребности, о его действительной массовости. Сочетание качеств жестокого реализма нового СМК со способностью очистить этим от обыденности привело в последующем и приводит ныне к оскудению душевных свойств личности, ко всеядности массовой аудитории, с удовольствием взирающей на жестокие кадры военных и криминальных новостей. М.Волошин оставлял глубокое искусство сопереживания за театром, но и театр в большинстве своих постановок идет на поводу массового зрителя.

Во всем был прав поэт. Он выступил в этом эссе в качестве не только художественного критика, но и социолога масскоммуникативных процессов. Но, если бы он дальше развивал свой тезис машинизации коммуникации, он бы предсказал телевидение и Интернет, что сделал семь лет спустя другой поэт, В.Хлебников, сказав о громогласной, всеохватной силе будущих массовых коммуникаций.

Телевидение тоже пока никак не выберется из периода варварства - по причине коммерческой зависимости, зависимости от вкусов массовой аудитории, и, наконец, по причине частых переоценок возможностей техники и внешней завлекательности в ущерб содержательности и духовности своих программ.

В конце XX одновременно с расширением выразительных и изобразительных возможностей телевидения (улучшение качества звука, цвета, увеличение экранов при миниатюризации самих приемников и видеомагнитофонов) шло освоение и расширение возможностей компьютерной техники. Это привело к созданию сети Интернет и постепенному увеличению ее числа пользователей. Эта сеть представляет собой синтез чисто вербальной (письменной) коммуникации с внесловесной (многочисленные баннеры и рекламки гипертекстов), а также визуальной и аудиальной.

Аудиовизуальное коммуникативное пространство следовательно расширяется как по линии технического совершенствования традиционных визуальных СМИ (новый формат кинематографа, современная техника записи, воспроизведения и передачи на большие расстояния звука и изображения), так и по линии создания принципиально новых средств МК. Однако надо сказать, что Интернет находится пока на стадии варварства, о котором писал М.Волошин, потому что вбирает в себя все, что угодно. Это дает основание некоторым критикам называть его (и это при его великих возможностях) - мусорной свалкой.

В новых электронных СМК следует обозначить такое бесспорное специфическое их качество, как оперативность, то есть со-общение участников событий или диалогов друг с другом в режиме реального времени. Тем самым достигается не только расширение коммуникативного пространства, о котором мы говорили, но и резкое (абсолютное) сокращение предкоммуникативного времени (времени, необходимого для установления контакта коммуникации его субъектов с реципиентами).

В задачи лекционного курса не входит подробное рассмотрение новых аудиовизуальных СМК. Студенты могут самостоятельно познакомиться с их историей и спецификой по книгам, приведенным в списке литературы. Для нас важно очертить закономерности их исторического возникновения и развития.

В заключение лекции приведем провидческие мысли еще одного поэта, уже французского - П. Валери из его эссе Покорение вездесущности, опубликованное в 1928 г. (через 7семь лет после высказываний В.Хлебникова и через 14 - после эссе М.Волошина. Как видим, у П.Валери было больше материала для прогнозов):

Современные изобразительные искусства, их виды и использование сформировались во времена, непохожие на те, в которые живем мы. Их создавали люди, чье воздействие на окружающий мир было незначительным по сравнению с нашим. Но удивительное развитие техники, уровень достигнутый ею гибкости и точности, рождаемые ею идеи и привычки со всей определенностью указывают на то, что в древнем ремесле отображения Прекрасного также грядут глубокие перемены. Во всех искусствах присутствует физический компонент, к которому нельзя больше подходить со старыми мерками и который не может не испытывать на себе воздействие наших сегодняшних знаний и достижений....Нас ждут великие открытия, которые преобразуют всю совокупность технических приемов в искусстве, что повлияет на сам процесс художественного творчества и, возможно, даже самым невероятным образом изменит наше представление об искусстве.

Первоначально это, конечно, отразится только на воспроизведении и распространении произведений искусства. Станет возможным передавать куда угодно и воссоздавать где угодно систему ощущений, или точнее раздражителей, вызываемых каким-либо объектом или явлением. Произведения искусства обретут вездесущность... Для нас станет совершенно естественным улавливать с помощью наших органов чувств ультрачастотные колебания и преобразовывать их в сумму знаний. (Цит. по журналу Культуры. Диалог народов мира. 1986, 2, с.27-29).

Вопросы для самопроверки

1. Начало процесса человеческой массовой коммуникации по А.Веселовскому

2. Когда и как происходило разделение письменной и визуальной коммуникации? Можно ли говорить об их абсолютном разделении?

3. Что такое одноканальность вида коммуникации?

4. Понятие коммуникативного пространства.

5. Понятие коммуникативного времени.

6. М.Волошин о визуальных искусствах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: