double arrow

Программа дисциплины. В соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования раздел «Физическая культура» трудоемкостью две зачетные

В соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования раздел «Физическая культура» трудоемкостью две зачетные единицы реализуется в объеме 400 часов по всем профилям бакалавриата с проведением итоговой аттестации. Объем практической подготовки (в том числе игровых видов) составляет не менее 360 часов.

Обязательные аудиторные занятия по физической культуре не входят в максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения (27 академических часов).

Основными формами учебного процесса по физической культуре являются: учебно-тренировочные и методико-практические занятия, лекционные занятия, участие в соревнованиях, их организации и судействе.

Помимо теоретических сведений о значении, задачах, средствах и методах физического воспитания, студенты приобретают разнообразные двигательные умения и навыки, повышают функциональные резервы организма, что позволяет сохранять высокую работоспособность в течение всего периода обучения в вузе, приобрести опыт организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с различной функциональной направленностью (тренировочной, оздоровительной, рекреативной) для укрепления и сохранения индивидуального здоровья, продления творческого долголетия.

Для успешной реализации вышеизложенного студенты в начале каждого учебного года (специальная медицинская группа – 2 раза в год) проходят медицинское обследование, на основании которого зачисляются на основное (основная и подготовительная медицинские группы) и специальное отделения (специальная медицинская группа) для прохождения обязательного курса по физической культуре. Студенты, по состоянию здоровья, освобожденные от практических занятий, посещают занятия по лечебной физической культуре (ЛФК), выполняют индивидуальные задания, разработанные совместно с преподавателем, лекционные занятия совместно со своей учебной группой. Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к практическим занятиям по физической культуре не допускаются.

Учебный материал программы представлен в разделах, отражающих виды спорта (или оздоровительные системы), культивируемые в Пермском крае, в соответствии с природными условиями региона, материальной базой ПГПУ, а также потребностями студентов (на основании социологического опроса выпускников ПГПУ 2011 г.). Материал внутри раздела включает три вида подготовки:

- овладение техническими действиями, приемами и физическими упражнениями из вида спорта;

- овладение методиками организации и проведения самостоятельных занятий с использованием средств различных видов спорта, оздоровительных систем;

- достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности посредством спортивной тренировки, снижении частоты заболеваний и активное участие в соревнованиях и физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

На первом курсе занимающиеся получают базовые знания и первоначальный опыт тренировки во всех видах спорта, закрепленных программой. С целью сближения субъективных желаний и целей студентов с объективно-поставленными задачами физического воспитания в вузе обучение на втором и третьем курсе предполагает специализацию студента в избранном виде двигательной активности (на основании предпочтений, предрасположенности к видам деятельности, проявившихся на первом курсе). Разделы «Легкая атлетика», «Лыжные гонки» и «Музыкально-ритмическое воспитание» являются обязательными на протяжении всего курса обучения.

Обязательным требованием к студентам является посещение всех учебных занятий (практических - в спортивной форме, соответствующей виду деятельности, и теоретических). На занятиях по физической культуре студенты должны приобрести опыт в составлении и проведении комплексов упражнений, проведении различных частей занятия, физкультурных мероприятий, используемых во внеучебной работе с детьми разного возраста и в целях самосовершенствования, что отражает профессионально-прикладную направленность учебного процесса.

Тестовые задания по определению физической подготовленности должны быть сданы во время учебных занятий, в условиях соревнований, проводимых на факультетах или в рамках спартакиады вуза в сроки, указанные преподавателем и определенные кафедрой физического воспитания.

Содержание теоретических и практических занятий в группах специального медицинского отделения включает программный материал, обязательный для всех учебных отделений, профессионально-прикладную физическую подготовку, а также элементы спортивной тренировки.

Для оценки успеваемости студентов специального учебного отделения, учитывая различные заболевания, недостатки физического развития, различную степень физической работоспособности и двигательной подготовленности, используется ряд функциональных проб, контрольных упражнений и тестов. Тестовые задания проводятся согласно программе (см. «Программа по разделу «Физическая культура» для специальной медицинской группы) после изучения вида спорта по планированию - два раза в год – в сентябре (начало учебных занятий) и в конце - в мае – для оценки физического развития, функционального состояния, общей физической подготовленности студентов.

Основным критерием оценки успеваемости студентов специального учебного отделения является регулярность посещения обязательных учебных занятий и улучшение в динамике результатов выполнения тестовых заданий по сравнению с исходными данными индивидуально каждого студента.

Аннотация теоретического курса дисциплины

Материал теоретического раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.

Тема 1. Экспресс-оценка уровня здоровья

Проводится по клинико-физиологическим показателям. Каждый показатель оценивается в баллах. Количество баллов по всем пяти показателям суммируется и исследуемого относят в одну из пяти групп здоровья (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий).

Тема 2. Оценка уровня теоретических знаний

Проводится по тестовым заданиям закрытой формы по темам:

- термины и понятия по физической культуре и спорту;

- основы здорового образа жизни;

- функциональные системы организма человека;

- развитие двигательных качеств;

- самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;

- Олимпийское движение.

Тема 3.Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Понятия: Физическая культура, спорт, физическое воспитание, физическое развитие. Физическая культура и спорт как действующие средства сохранения и укрепления здоровья людей; роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным жизненным ситуациям. Основные положения физического воспитания в вузе. Современное состояние физической культуры и спорта. Социальные функции физической культуры и спорта.

Тема 4. Социально-биологические основы физической культуры

Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система. Функциональные системы человека. Природные и социально-экономические факторы, их воздействие на организм и жизнедеятельность. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление. Средства физической культуры в совершенствовании организма, обеспечении его стойкости к физической и умственной деятельности.

Тема 5. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

Методические принципы физического воспитания, средства и методы физического воспитания. Основы обучения движениям. Физические качества. Формы занятий физическими упражнениями. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Спортивная подготовка. Интенсивность физических нагрузок. Значение мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.

Тема 6. Оздоровительная тренировка

Здоровье. Характеристика наиболее опасных заболеваний (ишемической болезни сердца, атеросклероза, рака), преждевременной старости. Факторы, способствующие возникновению заболеваний. Физиологический механизм влияния физических упражнений на организм с целью профилактики основных видов заболеваний. Характеристика видов оздоровительной физической культуры. Оздоровительный эффект различных видов физической активности. Принципы выполнения силовых стато-динамических упражнений оздоровительной направленности.

Тема 7. Основы здорового образа жизни студентов. Физическая культура

в обеспечении здоровья

Понятие «здоровье», основные показатели здоровья. Функциональные возможности проявления здоровья человека в различных сферах жизнедеятельности. Факторы, благоприятствующие здоровью, факторы риска. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здорового образа жизни.

Тема 8. Психофизиологические основы учебного труда

интеллектуальной деятельности, средства физической культуры

в регулировании работоспособности

Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма человека. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, неделе, семестре, учебном году. Объективные и субъективные признаки усталости, утомления, переутомления, их причина и профилактика. Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов. Проведение учебных занятий по физической культуре для повышения работоспособности студентов. Особенности использования учебных занятий в специальном учебном отделении.

Тема 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями

Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Виды контроля, их содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки. Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм функциональных проб, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями по результатам показателей контроля.

Тема 10.Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или системы физических упражнений

Массовый спорт, спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная квалификация. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовленности студентов. Системы студенческих спортивных соревнований. Современные популярные системы физических упражнений. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений. Краткая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений.

Тема 11. Основные направления и формы

физкультурно-оздоровительной работы в детских лагерях

Задачи и основные формы физкультурно-оздоровительной работы в детских лагерях. Оздоровительные и спортивные мероприятия в режиме дня и в течение лагерной смены. Методические рекомендации по организации и проведению спортивных мероприятий и соревнований. Положение о соревнованиях. Основные положения методики закаливания.

Тема 12.Развитие Олимпийского движения

Легенды возникновения Олимпийских игр. Подготовка к Олимпийским играм, программа и судейство соревнований, традиции. Значение Олимпийских игр для греческого мира. Римская эпоха и Олимпийские игры. Олимпийские игры как фестиваль искусств. Пьер де Кубертен – основатель современных Олимпийских игр. Создание Международного Олимпийского комитета. Россияне в МОКе. Первые Олимпийские игры снова в Греции. Новые Олимпийские игры. Города и страны, проводившие Олимпийские игры. Российские и Пермские участники и призеры Олимпийских игр. Олимпийские игры в знаках, символах, наградах.

Тема 13. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность. Формы и содержание самостоятельных занятий. Возрастные особенности и содержание занятий. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Организация самостоятельных занятий различных направленности. Планирование объема и интенсивности физических упражнений с учетом умственной учебной нагрузки. Энергозатраты при физической нагрузке разной интенсивности. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Профилактика травматизма.

Тема 14. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

Определение понятия ППФП, ее цели и задачи. Место ППФП в системе физического воспитания. Основные факторы, влияющие на содержание ППФП студентов. Дополнительные факторы, влияющие на содержание ППФП. Система контроля ППФП студентов. Прикладные виды спорта (или их элементы) для специалистов данного профессионального направления. Зачетные требования и нормативы по ППФП.

Тема 15.Питание и контроль за массой тела

Режим питания. Калорийность питательных веществ. Организация двигательной активности. Оптимальные пропорции тела мужчин и женщин. Физические упражнения, способствующие вытягиванию тела, изменению мышечной массы. Энерготраты по интенсивности труда. Расчет массы тела. Ожирение как заболевание. Методика проведения занятий при ожирении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: