Пути реализации концепции управления качеством

Главная цель – обеспечение качества – распадается на ряд подцелей: анализ, проектирование и различные виды контроля ка­чества.

Оценка контроля качества и другие подцели дробятся на ещё более мелкие, и, таким образом, вырисовывается дерево целей, в соответствии с которым происходит управление качеством.

Предложенная А.Фейгенбаумом система управления качест­вом внесла значительные изменения во внутрифирменное управление. В частности, изменились организационные структу­ры: появились центральные отделы управления качеством или обеспечения качества и соответствующие ячейки (элементы комплексных систем управления качеством) в научных, проектно-конструкторских, производственных, обеспечивающих и сбытовых подразделениях.

Повысился статус работ по обеспечении качества. Систему управления качеством стал возглавлять управ­ляющий самого высокого ранга – вице-президент по качеству.

Таким образом, А.Фейгенбаум основал систему всестороннего управления качеством продукции – СВУК. Практическую реализацию в полном объёме эта система получила в Японии в рамках систе­мы Канбан.

Система всестороннего управления качеством – СВУК - основана на так называемых циклах Деминга.Цикл Деминга состоит из четырёх этапов: планирование, производство, контроль и совершенствование продукции.

Объектом СВУК явля­ется весь жизненный цикл изделия, что означает системный подход ко всем этапам жизненного цикла:

- изучение требований рынка;

- доставка готовой продукции потребителю;

- её техниче­ское обслуживание в процессе эксплуатации.

Исследования и разработки, выполненные учёными различ­ных стран, подтвердили, что качество конечной продукции оп­ределяется и зависит от качества НИОКР, техники и техноло­гии. Никакими организационными мерами невозможно достичь требуемых показателей качества, если не обеспечены соответствующие уровни конструкторских разработок, качество техники и технологии. Возможности техники и технологии определяют технологический аспект проблемы обеспечения качества.

Концепция управления качеством и практика её реализации позволили по-новому оценить роль непосредственных исполнителей в обеспечении качества. Прежде всего, изменились взгляды на распределение ответственности за качество. Проведённые многочисленные исследования выявили количественные соотношения ответственности за брак исполнителей и руководства.

В середине 1950-х годов в Советском Союзе возникла Саратовская система бездефектного изготовления продукции и сдачи её с первого предъявления. Она предусматривала постоянное внимание всего коллектива предприятия к качеству продукции.

В США и странах Западной Европы в конце 1950-х годов возникли различные формы самоконтроля качества. Одна из форм самоконтроля получила название «нулевых дефектов» или «бездефектного труда»: введение определённых организационных мер, использование специальных мер материального и морального стимулирования, способствовали созданию условий для того, чтобы весь персонал выполнял свою работу качественно, без дефектов и переделок. Контроль за качеством труда осуществлял сам исполнитель.

В системе бездефектного труда – БТ - возникли различные движения: «сдача продукции с первого предъявления», «работа с личным клеймом» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: