Как известно, система, изолированная от внешнего воздействия, стремится к своему наиболее вероятному состоянию. Наиболее вероятным состоянием неуправляемой системы является хаос. (Это что-то вроде пятого следствия из закона Мэрфи: "Если какая-нибудь неприятность может случиться, она случается". А пятое следствие: "Предоставленные самим себе события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему").
Конструкторский коллектив, не стесненный никакими управляющими воздействиями стандартов или требований экономики, скорее всего создаст объект (изделие), состоящий только из оригинальных деталей. О неэффективности такого решения мы уже говорили.
Каков же оптимальный уровень унификации и стандартизации изделий?
В качестве критерия при оценке уровня внутримашинной унификации изделий используется коэффициент унификации, %:
или, (4.1)
где Д - общее количество деталей, узлов в изделии, шт.; Н = Д количество наименований типоразмеров деталей, узлов в изделии, шт.
|
|
Рассмотрим различные случаи.
а) При отсутствии унификации число наименований типоразмеров деталей, узлов равно их общему количеству в изделии, т.е. Н = Д и тогда по формуле (4.1):
.
б) При полной унификации число наименований типоразмеров деталей, узлов Н = 1, т.е. все детали, узлы унифицированы. По формуле (4.1):
.
в) Во всех промежуточных случаях 0 < Ку < 100 %.
Отношение Н/Д в формуле (4.1) заменим отношением соответствующих стоимостей деталей, узлов. Тогда формула (4.1) примет вид:
(4.2)
где Qi - доля стоимости одной детали (узла) i -го наименования по отношению к стоимости изделия.
Формула (4.2), учитывая стоимости наименований типоразмеров, сохраняет свойства а), б), в) формулы (4.1).
Пример. Д = 10 деталей, узлов, число их наименований Н = 5.
По формуле (4.1) без учета стоимости деталей, узлов запишем:
Ку = 10 / (10 - 1) * (1 - 5 / 10) * 100 =55.6%
Для расчета Ку по формуле (4.2) с учетом стоимости деталей, узлов возьмем два случая, представленные в таблице:
Наименование | Количество | Qi | |
деталей | деталей | 1 случай | 2 случай |
0.01 | 0.20 | ||
0.05 | 0.01 | ||
0.02 | 0.11 | ||
0.31 | 0.01 | ||
0.50 | 0.04 |
Тогда для первого случая:
Ку = 10 / (10 - 1) * (1 - 0.89) * 100 = 12.2.
Для второго случая:
Ky = 10 / (10 - 1) * (1 - 0.37) * 100 = 70 %.
Такое отличие коэффициентов унификации объясняется тем, что, несмотря на одинаковое количество унифицированных деталей, узлов каждого наименования для обоих случаев (3 - с удельной стоимостью Q1; 2 - c Q2; 3 - c Q3; 1 - c Q4; 1 - c Q5. Это можно записать как 1 = 3 Q1 + 2 Q2 + 3 Q3 + Q4 + Q5) в первом случае унифицированы относительно дешевые детали, узлы (3 - с Q1 = 0.01; 3 - c Q3 = 0.02; 2 - c Q2 = 0.05), а во втором случае - в основном дорогостоящие детали, узлы (3 - с Q1 = 0.20; 3 - c Q3 = 0.11) и остальные - дешевые с Q = 0.01 и 0.04.
|
|
Итак, можно сделать вывод, что с ростом относительной стоимости унифицированных деталей, узлов увеличивается Ky, рассчитанный по формуле (4.2), при одном и том же Ky, определенном по формуле (4.1).
Повышать уровень унификации и стандартизации до 100 %, как правило, нецелесообразно, так как при достижении оптимального предела дальнейшее его повышение будет оказывать отрицательное влияние на технико-экономические показатели производства.
Если в качестве технико-экономических показателей производства взяты удельные капитальные затраты К, то оптимальный уровень унификации и стандартизации равен примерно 67 % (рис.4.1). При дальнейшем повышении этого уровня увеличиваются удельные капитальные затраты, которые, как правило, не окупаются.
Рис.4.1. К=f(Ку)
Рис.4.2. Э=f(Ку)
Если в качестве ТЭП взята эффективность производства Э, то оптимальный уровень унификации и стандартизации равен = 65 %(рис.4.2). Этот уровень дает максимальную экономию. При дальнейшем его повышении эффективность падает. Следовательно, определенному уровню унификации и стандартизации соответствует определенный уровень технико-экономических показателей производства.
Управление качеством продукции
Обеспечение стабильного качества выпускаемой продукции и его повышение может быть достигнуто с помощью непрерывного управления качеством на протяжении всего жизненного цикла изделий. Процесс управления качеством является органической составной частью процессов управления всеми стадиями жизненного цикла изделия: проектированием, изготовлением, эксплуатацией или потреблением. На каждой из этих стадий на качество изделий влияет множество факторов и условий, которые должны учитываться при организации процессов и процедур управления.
Многообразие и взаимосвязанность факторов и условий, влияющих на качество, непрерывность его формирования и обеспечения на всем протяжении жизненного цикла, участие в этом процессе всех элементов сферы производства и эксплуатации или потребления обусловливают необходимость комплексного, системного подхода к управлению качеством. Развитие принципов, методов и техники такого подхода привело к созданию на предприятиях-изготовителях систем управления качеством продукции (систем качетва) *. Общие требования к системам качества и принципы их построения регламентированы в международных стандартах ИСО серии 9000, которые приняты в качестве национальных во многих развитых странах. В настоящее время наличие на предприятиях-изготовителях систем качества, соответствующих требованиям международных стандартов, рассматривается как определенная гарантия способности поставщика стабильно изготавливать продукцию требуемого качества. Поэтому в контракты включается условие необходимости такого соответствия, дополняющее требования к продукции или услуге, отраженные в соответствующих нормативных документах.
Работы по дальнейшему совершенствованию принципов и методов управления качеством привели к созданию концепции "всеобщего управления качеством" (TQM). Под всеобщим управлением качеством понимается подход к руководству предприятием, нацеленным на качество, основанный на участии всех его членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и получения выгоды для членов предприятия и общества.
В разделе 6.1 рассматриваются особенности качества продукции как объекта управления и вытекающие из них особенности процесса управления качеством продукции.
В разделе 6.2 перечислены факторы и условия, влияющие на качество продукции на разных этапах ее жизненного цикла.
Раздел 6.3 посвящен рассмотрению пути развития системного подхода к управлению качеством продукции, основных принципов построения систем качества на предприятиях-изготовителях. Здесь же изложены суть и основные принципы концепции всеобщего управления качеством.
В разделе 6.4 дается характеристика международных стандартов ИСО серии 9000 на системы качества.
|
|