Определение оптимального уровня унификации и стандартизации изделий

Как известно, система, изолированная от внешнего воздействия, стремится к своему наиболее вероятному состоянию. Наиболее вероятным состоянием неуправляемой системы является хаос. (Это что-то вроде пятого следствия из закона Мэрфи: "Если какая-нибудь неприятность может случиться, она случается". А пятое следствие: "Предоставленные самим себе события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему").

Конструкторский коллектив, не стесненный никакими управляющими воздействиями стандартов или требований экономики, скорее всего создаст объект (изделие), состоящий только из оригинальных деталей. О неэффективности такого решения мы уже говорили.

Каков же оптимальный уровень унификации и стандартизации изделий?

В качестве критерия при оценке уровня внутримашинной унификации изделий используется коэффициент унификации, %:

или, (4.1)

где Д - общее количество деталей, узлов в изделии, шт.; Н = Д количество наименований типоразмеров деталей, узлов в изделии, шт.

Рассмотрим различные случаи.

а) При отсутствии унификации число наименований типоразмеров деталей, узлов равно их общему количеству в изделии, т.е. Н = Д и тогда по формуле (4.1):

.

б) При полной унификации число наименований типоразмеров деталей, узлов Н = 1, т.е. все детали, узлы унифицированы. По формуле (4.1):

.

в) Во всех промежуточных случаях 0 < Ку < 100 %.

Отношение Н/Д в формуле (4.1) заменим отношением соответствующих стоимостей деталей, узлов. Тогда формула (4.1) примет вид:

(4.2)

где Qi - доля стоимости одной детали (узла) i -го наименования по отношению к стоимости изделия.

Формула (4.2), учитывая стоимости наименований типоразмеров, сохраняет свойства а), б), в) формулы (4.1).

Пример. Д = 10 деталей, узлов, число их наименований Н = 5.

По формуле (4.1) без учета стоимости деталей, узлов запишем:

Ку = 10 / (10 - 1) * (1 - 5 / 10) * 100 =55.6%

Для расчета Ку по формуле (4.2) с учетом стоимости деталей, узлов возьмем два случая, представленные в таблице:

Наименование Количество Qi
деталей деталей 1 случай 2 случай
    0.01 0.20
    0.05 0.01
    0.02 0.11
    0.31 0.01
    0.50 0.04


Тогда для первого случая:

Ку = 10 / (10 - 1) * (1 - 0.89) * 100 = 12.2.

Для второго случая:

Ky = 10 / (10 - 1) * (1 - 0.37) * 100 = 70 %.

Такое отличие коэффициентов унификации объясняется тем, что, несмотря на одинаковое количество унифицированных деталей, узлов каждого наименования для обоих случаев (3 - с удельной стоимостью Q1; 2 - c Q2; 3 - c Q3; 1 - c Q4; 1 - c Q5. Это можно записать как 1 = 3 Q1 + 2 Q2 + 3 Q3 + Q4 + Q5) в первом случае унифицированы относительно дешевые детали, узлы (3 - с Q1 = 0.01; 3 - c Q3 = 0.02; 2 - c Q2 = 0.05), а во втором случае - в основном дорогостоящие детали, узлы (3 - с Q1 = 0.20; 3 - c Q3 = 0.11) и остальные - дешевые с Q = 0.01 и 0.04.

Итак, можно сделать вывод, что с ростом относительной стоимости унифицированных деталей, узлов увеличивается Ky, рассчитанный по формуле (4.2), при одном и том же Ky, определенном по формуле (4.1).

Повышать уровень унификации и стандартизации до 100 %, как правило, нецелесообразно, так как при достижении оптимального предела дальнейшее его повышение будет оказывать отрицательное влияние на технико-экономические показатели производства.

Если в качестве технико-экономических показателей производства взяты удельные капитальные затраты К, то оптимальный уровень унификации и стандартизации равен примерно 67 % (рис.4.1). При дальнейшем повышении этого уровня увеличиваются удельные капитальные затраты, которые, как правило, не окупаются.

Рис.4.1. К=f(Ку)

Рис.4.2. Э=f(Ку)

Если в качестве ТЭП взята эффективность производства Э, то оптимальный уровень унификации и стандартизации равен = 65 %(рис.4.2). Этот уровень дает максимальную экономию. При дальнейшем его повышении эффективность падает. Следовательно, определенному уровню унификации и стандартизации соответствует определенный уровень технико-экономических показателей производства.


Управление качеством продукции

Обеспечение стабильного качества выпускаемой продукции и его повышение может быть достигнуто с помощью непрерывного управления качеством на протяжении всего жизненного цикла изделий. Процесс управления качеством является органической составной частью процессов управления всеми стадиями жизненного цикла изделия: проектированием, изготовлением, эксплуатацией или потреблением. На каждой из этих стадий на качество изделий влияет множество факторов и условий, которые должны учитываться при организации процессов и процедур управления.
Многообразие и взаимосвязанность факторов и условий, влияющих на качество, непрерывность его формирования и обеспечения на всем протяжении жизненного цикла, участие в этом процессе всех элементов сферы производства и эксплуатации или потребления обусловливают необходимость комплексного, системного подхода к управлению качеством. Развитие принципов, методов и техники такого подхода привело к созданию на предприятиях-изготовителях систем управления качеством продукции (систем качетва) *. Общие требования к системам качества и принципы их построения регламентированы в международных стандартах ИСО серии 9000, которые приняты в качестве национальных во многих развитых странах. В настоящее время наличие на предприятиях-изготовителях систем качества, соответствующих требованиям международных стандартов, рассматривается как определенная гарантия способности поставщика стабильно изготавливать продукцию требуемого качества. Поэтому в контракты включается условие необходимости такого соответствия, дополняющее требования к продукции или услуге, отраженные в соответствующих нормативных документах.
Работы по дальнейшему совершенствованию принципов и методов управления качеством привели к созданию концепции "всеобщего управления качеством" (TQM). Под всеобщим управлением качеством понимается подход к руководству предприятием, нацеленным на качество, основанный на участии всех его членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и получения выгоды для членов предприятия и общества.
В разделе 6.1 рассматриваются особенности качества продукции как объекта управления и вытекающие из них особенности процесса управления качеством продукции.
В разделе 6.2 перечислены факторы и условия, влияющие на качество продукции на разных этапах ее жизненного цикла.
Раздел 6.3 посвящен рассмотрению пути развития системного подхода к управлению качеством продукции, основных принципов построения систем качества на предприятиях-изготовителях. Здесь же изложены суть и основные принципы концепции всеобщего управления качеством.
В разделе 6.4 дается характеристика международных стандартов ИСО серии 9000 на системы качества.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: