Кружки качества

Важную роль в обеспечении и повышении качества продукции на предприятиях многих развитых стран играют "кружки качества". Первые кружки качества появились в 1962 году в Японии. Сейчас их насчитывается около миллиона, объединяющих до 10 миллионов работников. Более чем тридцатилетняя практика кружков качества показывает, что их экономический эффект в среднем превышает затраты на них в 5 раз. Наиболее значительные результаты - снижение уровня брака и повышение качества продукции. С кружками качества связано появление терминов "бездефектный телевизор (магнитофон и т.д.)".

Японские кружки качества - это организационная форма совместного поиска на добровольных началах решений проблем производства, в том числе по улучшению качества, непосредственными исполнителями на своем производственном участке. Это движение поддерживается не только компаниями, но и специальной национальной организацией "Штаб-квартира кружков качества".

За годы своего существования кружки качества трансформировались из кружков контроля качества в формирования, которые нацелены на решение задач повышения производительности труда, качества продукции, рационализации трудовых процессов.

Статистика, собранная в 839 японских фирмах, дает следующее распределение проектов (так именуется деятельность по решению проблемы) по характеру решаемых проблем: 25% - улучшение качества продукции, 18% - снижение себестоимости, 15% - повышение эффективности производства, 10% - повышение безопасности труда, 7% - совершенствование работы оборудования. В среднем по Японии каждый кружок решает в год 3-4 проблемы, каждый проект в среднем дает экономию в 5 тысяч долларов. По некоторым оценкам в целом по стране работа кружков качества дает ежегодную экономию 20-25 млдр. долларов.

Деятельность кружков качества охватывает такие вопросы, как выявление причин, мешающих работнику эффективно выполнять свою работу, коллективное обсуждение оптимальности технологического процесса, методов выполнения технологических операций, выработка предложений по вопросам совершенствования производства. Задачами кружков качества является содействие совершенствованию и развитию предприятия, созданию атмосферы, которая способствовала бы творчеству на участке, всестороннему развитию способностей работников. В концептуальном плане кружки качества развивают идеи "партисипативного" управления, т.е. управления с привлечением рабочих и служащих к обсуждению планов и выработке управленческих решений.

Кружки качества - это 6-8 человек (до 25) рабочих, ИТР, руководителей низшего звена. Треть кружков качества обсуждает проблемы во внеурочное время, на треть членов кружков качества не распространяется материальное поощрение, широко развиты формы морального поощрения. Деятельность кружков качества увязана в единый национальный организационный механизм. В систематических заседаниях кружков качества участвуют руководители компаний вплоть до президента. Кружки качества созданы на всех этапах разработки и производства продукции и являются элементом тотальной системы качества. Формы и названия кружков качества разнообразны: "кампания за нулевой уровень брака", "клубы безумных идей", "бригадные мозговые тресты" и т.п.

Кружки качества получили распространение более чем в 50 странах мира, но такого эффекта, какой получен от них в Японии, не дали; однако признано, что кружки качества дают пользу и их следует поддерживать. Системы формирования кружков качества, обучения методам контроля, рационализации - сходны в основном в Японии, США и Европе, но в других вопросах различие кружков качества опирается на национальные различия и традиции. В Японии - приоритет групповых целей и коллективной ответственности, а на Западе характерен "индивидуализм" - персональная ответственность, разделение полномочий, возможность межличностных конфликтов. На японских предприятиях кружки качества органично увязываются с многочисленными формальными и неформальными группами, комитетами, внутрифирменными программами администрации, профсоюзными структурами, т.е. отвечают общим принципам групповой работы, пронизывающим фирму сверху донизу. В западной практике внедрение кружков качества в административном порядке, как правило, не затрагивает структуру управления и работу функциональных подразделений в фирме; руководителями кружков качества обычно являются мастера, бригадиры. На японских предприятиях активное участие в кружках качества для рабочих и служащих является практически обязательным, несмотря на утверждение о добровольном характере. В западных компаниях это не выполняется. В 1977 году в США была создана Ассоциация кружков качества, которая просуществовала 10 лет. Согласно опросу этой Ассоциации 72% руководителей низшего звена считали, что эта форма деятельности не нужна ни им, ни рабочим, хотя может быть и важна для предприятия. Таким образом, большое значение имеют методы стимулирования заинтересованности в работе, сочетание личного интереса с материальным.

В СССР в конце 80-х годов также была предпринята попытка создания групп качества, однако эта работа проводилась во многом формально и не успела дать ощутимые результаты.

Опыт передовых корпораций разных стран свидетельствует, что организация кружков качества, а также и другие организационно-технические решения (автоматизация производства, внедрение новейших средств контроля и др.) дают ощутимый выигрыш только в случаях, когда используется новая философия управления, в основу которой положена проблема качества.


Кружки качества

Важную роль в обеспечении и повышении качества продукции на предприятиях многих развитых стран играют "кружки качества". Первые кружки качества появились в 1962 году в Японии. Сейчас их насчитывается около миллиона, объединяющих до 10 миллионов работников. Более чем тридцатилетняя практика кружков качества показывает, что их экономический эффект в среднем превышает затраты на них в 5 раз. Наиболее значительные результаты - снижение уровня брака и повышение качества продукции. С кружками качества связано появление терминов "бездефектный телевизор (магнитофон и т.д.)".

Японские кружки качества - это организационная форма совместного поиска на добровольных началах решений проблем производства, в том числе по улучшению качества, непосредственными исполнителями на своем производственном участке. Это движение поддерживается не только компаниями, но и специальной национальной организацией "Штаб-квартира кружков качества".

За годы своего существования кружки качества трансформировались из кружков контроля качества в формирования, которые нацелены на решение задач повышения производительности труда, качества продукции, рационализации трудовых процессов.

Статистика, собранная в 839 японских фирмах, дает следующее распределение проектов (так именуется деятельность по решению проблемы) по характеру решаемых проблем: 25% - улучшение качества продукции, 18% - снижение себестоимости, 15% - повышение эффективности производства, 10% - повышение безопасности труда, 7% - совершенствование работы оборудования. В среднем по Японии каждый кружок решает в год 3-4 проблемы, каждый проект в среднем дает экономию в 5 тысяч долларов. По некоторым оценкам в целом по стране работа кружков качества дает ежегодную экономию 20-25 млдр. долларов.

Деятельность кружков качества охватывает такие вопросы, как выявление причин, мешающих работнику эффективно выполнять свою работу, коллективное обсуждение оптимальности технологического процесса, методов выполнения технологических операций, выработка предложений по вопросам совершенствования производства. Задачами кружков качества является содействие совершенствованию и развитию предприятия, созданию атмосферы, которая способствовала бы творчеству на участке, всестороннему развитию способностей работников. В концептуальном плане кружки качества развивают идеи "партисипативного" управления, т.е. управления с привлечением рабочих и служащих к обсуждению планов и выработке управленческих решений.

Кружки качества - это 6-8 человек (до 25) рабочих, ИТР, руководителей низшего звена. Треть кружков качества обсуждает проблемы во внеурочное время, на треть членов кружков качества не распространяется материальное поощрение, широко развиты формы морального поощрения. Деятельность кружков качества увязана в единый национальный организационный механизм. В систематических заседаниях кружков качества участвуют руководители компаний вплоть до президента. Кружки качества созданы на всех этапах разработки и производства продукции и являются элементом тотальной системы качества. Формы и названия кружков качества разнообразны: "кампания за нулевой уровень брака", "клубы безумных идей", "бригадные мозговые тресты" и т.п.

Кружки качества получили распространение более чем в 50 странах мира, но такого эффекта, какой получен от них в Японии, не дали; однако признано, что кружки качества дают пользу и их следует поддерживать. Системы формирования кружков качества, обучения методам контроля, рационализации - сходны в основном в Японии, США и Европе, но в других вопросах различие кружков качества опирается на национальные различия и традиции. В Японии - приоритет групповых целей и коллективной ответственности, а на Западе характерен "индивидуализм" - персональная ответственность, разделение полномочий, возможность межличностных конфликтов. На японских предприятиях кружки качества органично увязываются с многочисленными формальными и неформальными группами, комитетами, внутрифирменными программами администрации, профсоюзными структурами, т.е. отвечают общим принципам групповой работы, пронизывающим фирму сверху донизу. В западной практике внедрение кружков качества в административном порядке, как правило, не затрагивает структуру управления и работу функциональных подразделений в фирме; руководителями кружков качества обычно являются мастера, бригадиры. На японских предприятиях активное участие в кружках качества для рабочих и служащих является практически обязательным, несмотря на утверждение о добровольном характере. В западных компаниях это не выполняется. В 1977 году в США была создана Ассоциация кружков качества, которая просуществовала 10 лет. Согласно опросу этой Ассоциации 72% руководителей низшего звена считали, что эта форма деятельности не нужна ни им, ни рабочим, хотя может быть и важна для предприятия. Таким образом, большое значение имеют методы стимулирования заинтересованности в работе, сочетание личного интереса с материальным.

В СССР в конце 80-х годов также была предпринята попытка создания групп качества, однако эта работа проводилась во многом формально и не успела дать ощутимые результаты.

Опыт передовых корпораций разных стран свидетельствует, что организация кружков качества, а также и другие организационно-технические решения (автоматизация производства, внедрение новейших средств контроля и др.) дают ощутимый выигрыш только в случаях, когда используется новая философия управления, в основу которой положена проблема качества.



Литература

1. Адлер Э. П. Новое направление в статистическом контроле качества - методы Тагчи. - М.: Знание,1988.

2. Богатин Э. В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия - М.: Изд-во стандартов,1991. - 216с.

3. Войтоловский В.Н., Окрепилов В. В. Управление качеством и сертификация в промышленном производстве: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992. - 165с.

4. Войтоловский Н. В. Управление качеством продукции в условиях перехода к рынку: Монография. Ц СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. - 156с.

5. Гличев А. В. Единая система государственного управления качеством продукции. - М.: Знание, 1981 - 64с.

6. Государственная система стандартизации: ГОСТ Р 1.0-95, ГОСТ Р 1.2-95, ГОСТ Р 1.3-95, ГОСТ Р 1.4-95, ГОСТ Р 1.5-95. - М.: Изд-во стандартов, 1996. - 128с.

7. ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. - М.: Изд-во стандартов, 1987.

8. Дружинин Г. В. Методы оценки и прогнозирования качества.- М.: Радио и связь, 1982.-160с.

9. Закон РФ "Об обеспечении единства измерений ". Закон РФ "О защите прав потребителей ". Закон РФ "О сертификации продукции и услуг ". Закон РФ "О стандартизации". Исаев И. И. Управление качеством и сертификация продукции: Учебн. пособие - СПб. Изд. центр СПбГМТУ, 1994. - 186с.

10. Исикава К. японские методы управления качеством. / Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика, 1988. - 215с.

11. Калиновская Т. Н. и др. Качество продукции: Экономический словарь / Под ред. Т. Н. Калиновской. - М.: Экономика, 1990. -96с.

12. Кондратьев Н. В., Родинков Е. К. Автоматизация управления качеством продукции на предприятии. - Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1980. - 207с.

13. Крылова Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. - М.: Изд-во стандартов, 1992. - 140с.

14. Купряков Е. М. Стандартизация и качество промышленной продукции: Учеб. для экон. спец. вузов. - М.: Высш. шк., 1991.- 304с.

15. Леонов И. Г., Аристов О. В. Управление качеством продукции: Учебное пособие. -2е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во стандартов, 1990. - 223с.

16. Медведев А. М. Международная стандартизация: Учебное пособие. - М.: Изд-во стандартов, 1988.

17. Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции. РД 50-149-79. - М.: Изд-во стандартов, 1979. - 123с.

18. Минин Б. А. Качество. Как его анализировать? - М.: Финансы и статистика, 1989.-96с.

19. Николаева М. А. Сертификация потребительских товаров. - М.: Экономика, 1995. - 126с. - (Товарный справочник).

20. Обеспечение качества потребительских товаров: Зарубежный опыт. - М.: Изд-во стандартов, 1991.-96с.

21. Общие методические рекомендации по оценке технического уровня промышленной продукции. Огвоздин В. Э. Об уточнении методической основы стандартов ИСО серии 9000 и терминологии по МС ИСО 8402. Окрепилов В. В. Всеобщее управление качеством. В 4-х книгах. Учебник. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.

22. Окрепилов В. В.Управление качеством и конкурентоспособностью: Учебн. пособие. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.- 260с.

23. Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник для вузов Рекомендации по оценке технического уровня продукции. - М.: Изд-во стандартов, 1992.-92с.

24. Российская система сертификации. Рыжков Н. И. Управление качеством продукции в новых условиях хозяйствования. - М.: Изд-во стандартов, 1992. -167с.

25. Ряполов А. Ф. Сертификация. Методология и практика. - М.: Изд-во стандартов, 1987.

26. Свиткин М. З. и др. Международные стандарты ИСО серии 9000. Методика и практика применения. - М.: НИИТЭХИМ, 1991. - 203с.

27. "Семь инструментов качества" в японской экономике. - М.: Изд-во стандартов, 1990. - 88с.

28. Системы качества: Сборник нормативно-методических документов. - М.: Изд-во стандартов, 1989. - 120с.

29. Ткаченко В. В. Роль стандартизации в ускорении научно-технического прогресса и повышении качества продукции. - М.: Изд-во стандартов, 1988.

30. Управление качеством продукции. ИСО 9000 - ИСО 9004, ИСО 8402. - М.: Изд-во стандартов, 1988.

31. Управление качеством продукции: Справочник. - М.: Изд-во стандартов, 1985. - 464с.

32. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции / Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика, 1986. - 471с.

33. Харрингтон Дж. Х. Управление качеством в американских корпорациях / Пер. с англ. - М.: Экономика, 1990. - 272с.

34. Хофманн Д. Измерительно-вычислительные системы обеспечения качества / Пер. с нем. - М.: Энергоатомиздат, 1991. - 272с.

35. Шишкин И. Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством: Учебн. для вузов. - М.: Изд-во стандартов, 1990. - 342с.


Литература

1. Адлер Э. П. Новое направление в статистическом контроле качества - методы Тагчи. - М.: Знание,1988.

2. Богатин Э. В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия - М.: Изд-во стандартов,1991. - 216с.

3. Войтоловский В.Н., Окрепилов В. В. Управление качеством и сертификация в промышленном производстве: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992. - 165с.

4. Войтоловский Н. В. Управление качеством продукции в условиях перехода к рынку: Монография. Ц СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. - 156с.

5. Гличев А. В. Единая система государственного управления качеством продукции. - М.: Знание, 1981 - 64с.

6. Государственная система стандартизации: ГОСТ Р 1.0-95, ГОСТ Р 1.2-95, ГОСТ Р 1.3-95, ГОСТ Р 1.4-95, ГОСТ Р 1.5-95. - М.: Изд-во стандартов, 1996. - 128с.

7. ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. - М.: Изд-во стандартов, 1987.

8. Дружинин Г. В. Методы оценки и прогнозирования качества.- М.: Радио и связь, 1982.-160с.

9. Закон РФ "Об обеспечении единства измерений ". Закон РФ "О защите прав потребителей ". Закон РФ "О сертификации продукции и услуг ". Закон РФ "О стандартизации". Исаев И. И. Управление качеством и сертификация продукции: Учебн. пособие - СПб. Изд. центр СПбГМТУ, 1994. - 186с.

10. Исикава К. японские методы управления качеством. / Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика, 1988. - 215с.

11. Калиновская Т. Н. и др. Качество продукции: Экономический словарь / Под ред. Т. Н. Калиновской. - М.: Экономика, 1990. -96с.

12. Кондратьев Н. В., Родинков Е. К. Автоматизация управления качеством продукции на предприятии. - Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1980. - 207с.

13. Крылова Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. - М.: Изд-во стандартов, 1992. - 140с.

14. Купряков Е. М. Стандартизация и качество промышленной продукции: Учеб. для экон. спец. вузов. - М.: Высш. шк., 1991.- 304с.

15. Леонов И. Г., Аристов О. В. Управление качеством продукции: Учебное пособие. -2е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во стандартов, 1990. - 223с.

16. Медведев А. М. Международная стандартизация: Учебное пособие. - М.: Изд-во стандартов, 1988.

17. Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции. РД 50-149-79. - М.: Изд-во стандартов, 1979. - 123с.

18. Минин Б. А. Качество. Как его анализировать? - М.: Финансы и статистика, 1989.-96с.

19. Николаева М. А. Сертификация потребительских товаров. - М.: Экономика, 1995. - 126с. - (Товарный справочник).

20. Обеспечение качества потребительских товаров: Зарубежный опыт. - М.: Изд-во стандартов, 1991.-96с.

21. Общие методические рекомендации по оценке технического уровня промышленной продукции. Огвоздин В. Э. Об уточнении методической основы стандартов ИСО серии 9000 и терминологии по МС ИСО 8402. Окрепилов В. В. Всеобщее управление качеством. В 4-х книгах. Учебник. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.

22. Окрепилов В. В.Управление качеством и конкурентоспособностью: Учебн. пособие. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.- 260с.

23. Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник для вузов Рекомендации по оценке технического уровня продукции. - М.: Изд-во стандартов, 1992.-92с.

24. Российская система сертификации. Рыжков Н. И. Управление качеством продукции в новых условиях хозяйствования. - М.: Изд-во стандартов, 1992. -167с.

25. Ряполов А. Ф. Сертификация. Методология и практика. - М.: Изд-во стандартов, 1987.

26. Свиткин М. З. и др. Международные стандарты ИСО серии 9000. Методика и практика применения. - М.: НИИТЭХИМ, 1991. - 203с.

27. "Семь инструментов качества" в японской экономике. - М.: Изд-во стандартов, 1990. - 88с.

28. Системы качества: Сборник нормативно-методических документов. - М.: Изд-во стандартов, 1989. - 120с.

29. Ткаченко В. В. Роль стандартизации в ускорении научно-технического прогресса и повышении качества продукции. - М.: Изд-во стандартов, 1988.

30. Управление качеством продукции. ИСО 9000 - ИСО 9004, ИСО 8402. - М.: Изд-во стандартов, 1988.

31. Управление качеством продукции: Справочник. - М.: Изд-во стандартов, 1985. - 464с.

32. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции / Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика, 1986. - 471с.

33. Харрингтон Дж. Х. Управление качеством в американских корпорациях / Пер. с англ. - М.: Экономика, 1990. - 272с.

34. Хофманн Д. Измерительно-вычислительные системы обеспечения качества / Пер. с нем. - М.: Энергоатомиздат, 1991. - 272с.

35. Шишкин И. Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством: Учебн. для вузов. - М.: Изд-во стандартов, 1990. - 342с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: