Болгария. Организации: Ин-т по социология при БАН; Социологическото дружество, София.
Журналы: «Социологически проблеми» (София, с 1969); «Социологически изследвания» (София, с 1968).
Венгрия. Организации: А. МТА szociologiai csoport (Социология, группа при ВАН).
Журналы: «Kozlemenyei Magyar tudomanyos Aka-demia» (Bdpst, с 1950); «Tarsadalmi szemle» (Bdpst, с 1946).
ГДР. Организации: Lehrstuhl marxistisch-lenini-stischer Soziologie am Institut fiir Gesellschaftswis-senschaften beim ZK der SED, В.; Abteilung Sociologie im Zentralinstitut fiir Philosophie, D. Akad. d. Wiss., В.; Zentralinstitut fiir Jugendforschung beim Amt fiir Jugendforschung, Leipzig.
Журналы: «Die Einheit» (В., с 1946), «Wirtschafts-wissenschaft» (В., с 1953).
Польша. Организации: Institut filozofii i socjologii, PAN, Warszawa; Institut socjologii universytetu War-szawskego; Institut socjologii uniwersytetu w Lodzie; Institut socjologii uniwersytetu Jagiellonskiego (Krakow); Osrodek badan opinii publicznej przy Polskim radiu i telewizii, Warszava; Polskie towarzystwo socjo-logiczne, Warszawa.
Журналы: «Przeglad socjologiczny» (todz, с 1930); «Studia socjologiczne» (Warsz., с 1961); «Studia socjologiczno-politychne» (Warsz., с 1958); «Polish sociological bulletin» (Warsz., с 1961).
Румыния. Организации: Centrul de sociologie ARSR, Buc.
Журналы: «Revue Roumaine des sciences sociales. Serie de sociologie» (Buc, с 1963).
СССР. Организации: Ин-т конкретных социальных исследований АН СССР; Ин-т философии АН СССР; Академия обществ, наук при ЦК КПСС; Ин-т между-нар. рабочего движения АН СССР; Ин-т мировой экономики и междунар. отношений АН СССР; Ин-т этнографии АН СССР; Всесоюзный ин-т по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности; Научно-исследоват. ин-т труда, Москва; Ин-т экономики и организации пром. произ-ва СО АН СССР, Новосибирск; Белорус, гос. ун-т, Минск; Вильнюсский гос. ун-т; Горьковский гос. ун-т; Днепропетровский гос. ун-т; Кирг. гос. ун-т, Фрунзе; Латв. гос. ун-т, Рига; Научно-исследоват. ин-т комплексных социальных исследований Ленинградского гос. ун-та; Моск. гос. ун-т; Тадж. гос. ун-т, Душанбе; Тбилисский гос. ун-т; Томский гос. ун-т; Уральский гос. ун-т, Свердловск; Советская Социологич. ассоциация, Москва.
|
|
Журналы: «Вопросы философии» (М., с 1947); «Фи-лос. науки» (НДВШ) (М., с 1957); «Мировая экономика и междунар. отношения» (М., с 1958); «Социологич. обозрение» (М., с 1969); «Информационный бюллетень ИКСИ» (М., вып. 1—30).
Чехословакия. Организации: Ustav filosofie a sociologie CSAV, Praha; Sociologicky ustav SAV, Brat.; Ustav vefejneho mineni, Praha; Sociologicka spolecnost CSAV, Praha; Slovacka sociologicka spolecnost SAV, Brat.
Журналы: «Sociologicky casopis» (Praha, с 1965);] «Sociologia. Casopis Sociol. ustavu Sloven. Akad. vied» (Brat., с 1969).
Югославия. Организации: Institut drustvenih nauk, Beograd; Jugoslovensko udruzenje za sociologiju, Beo-grad.
СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА — СОЦИОЛОГИЯ ДОСУГА
Журналы: «Sociologija» (Beograd, с 1959); «Socio-logija sela» (Zagreb, с 1963); «Sociologiski pregled» (Beograd, с 1964). См. также ст. Философия (учреждения и журналы).
СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА — отрасль социологии, изучающая различные аспекты городской жизни. С. г. исследует город как тип сообщества (классификация сообществ, переход от одного типа к другому и т. д.); рассматривает специфику гор. жизни (досуг, массовая культура, общение), малые группы и социальные институты города, социально-демографические и расовые проблемы.
|
|
С. г. формируется в 20—30-е гг. 20 в. в связи с серией эмпирич. исследований в США (Р. Парк, Э. Бёрд-жесс, Р. Макензи, Л. Вирт, супруги Р. и X. Линд). В дальнейшем появились работы по С. г.: Э. Бескова — «Социология гор. районов» (A. Boskoff, The sociology of urban regions, N. Y., 1962), «Вклад в гор. социологию» («Contributions to urban sociology», ed. E. W. Burgess and D. J. Bogue, Chi—L., 1964), П. Манна — «Введение в гор. социологию» (P. Mann, An approach to urban sociology, L., 1965). Отд. аспекты развития городов изучаются при исследовании проблем урбанизации (К. Дэвис, Ф. Хау-зер и др.), семьи, досуга, массовой коммуникации (П. Шомбар де Лов, Ж. Дюмазедье, Л. Богарт и др.). Мн. амер. социологи в последнее время анализируют отд. сегменты социальной структуры города, не уделяя спец. внимания городу как социальному организму, в частности не рассматривая в достаточной мере пространств, аспект размещения жилых и пром. зон, систему учреждений обслуживания, транспортные связи и др.
Роли этих факторов в формировании социальной жизни города придается большая значимость в ряде работ по С. г. во Франции — М. Куаст, «Город н человек» (М. Quoist, La ville et Г1ютте, Р., 1958), P. Каэс, «Жить в больших ансамблях» (В. Kaes, Vivre dans les grands ensembles, P., 1963). В последнее время франц. социологи подчеркивают необходимость более широкого теоретич. осмысления тенденций развития совр. города (П. Шомбар де Лов, «Люди и города» — P. Chombart de Lauwe, Des hommes et des villes, P., 1965; P. Ледрю, «Гор. социология»—R. Led-rut, Sociologie urbaine, P., 1968).
В социалистич. странах значит, опыт в С. г. накоплен польскими исследователями («Социология. проблемы польского города», Сб. ст., пер. с польск., М., 1966). В основе социологич. исследований города в СССР лежит изучение специфики урбанизации в условиях социалистич. общества. При рассмотрении социальной структуры города, его институтов, гор. образа жизни особое место отводится проблемам управления, социального прогнозирования и планирования города в его целостности. Значит, развитие получают градостроительно-социологнческие исследования.
Лит.: Коган Л. Б., Локтев В. И., Ыек-рые социологич. аспекты моделирования городов, «ВФ», 1964, дъ 9; Яницкий О., Конкретные социологич. исследования в градостроительстве, «Архитектура СССР», 1967, № 2; А х и-езер А., Нек-рые вопросы методологии градостроительной науки, там же, 1968, Ni 2; См. также лит. при ст. Урбанизация.
Л. Коган. Москва.
СОЦИОЛОГИЯ ДОСУГА — отрасль социологии. Термин «С. д.» многозначен. В широком смысле слова он обозначает отрасль знания, предмет к-рой — социальные факты и отношения, лежащие в сфере непроизводств, деятельности индивида и общества в целом. Как таковая, С. д. отличается спнтетич. характером и включает в себя рассмотрение комплекса проблем, каждая из к-рых имеет самостоят, значение: проблем индустриальной социологии, социологии труда (изучение отношения сфер производств, и непроиз-
водств, деятельности) и урбанистики, социологии культуры, иск-ва, средств массовой коммуникации, проблем, связанных с бюджетными обследованиями (в т. ч. обследованиями бюджетов времени), с анализом отд. сфер жизни общества (напр., быта, отдыха, спорта) и т. д. В узком смысле под С. д. понимается изучение социальных фактов и отношений, связанных с отдыхом, развлечениями, достижением удовольствия и т. п. (при таком понимании из сферы досуга исключается, напр., деятельность, связанная с повышением образования в свободное от работы время и т. п.). Наконец, мн. социологи, в т. ч. в СССР, под С. д. понимают отрасль знания, предмет к-рой — социальные факты и отношения, лежащие в сфере любой деятельности индивида и общества, протекающей в свободное время. Гл. содержание С. д. в последнем смысле как в теоретическом, так и в эмпирич. плане связано с проблемами определения, логич. расчленения и практич. измерения трех осн. параметров досуга (свободного времени): его величины (объема), структуры, содержания. Собственно досугом считается часть внерабочего времени, свободного от исполнения разного рода непреложных обязанностей (см. Свободное время). По своей структуре совр. досуг сложное явление. Социологи различают в нем от десятка до сотни элементов, предлагая неск. разных способов их классификации. Одной лз наиболее принятых является классификация, основанная на различении двух осн. функций досуга: функции восстановления сил индивида, поглощаемых сферой пропз-ва и непреложных занятий, и функции духовного и фпзич. развития индивида. При всей относительности границ между ними эти функции не совпадают друг с другом. Причем в совр. обществе все большее значение приобретает вторая функция.
|
|
Любая деятельность людей в свободное время может рассматриваться с т. зр. предмета деятельности (ответ на вопрос, что именно делает человек) и с т. зр. характера деятельности (ответ на вопрос, каким образом занимается чем-либо человек). Оба. эти аспекта связаны с анализом содержания досуга. В рамках этой проблемы С. д. рассматривает вопросы, касающиеся количеств, и качеств, критериев оценки тех или иных элементов досуга в качестве «полезных», «эффективных», «благотворных» и, напротив, «вредных», «малоэффективных» и т. п.; количеств, и качеств, взаимоотношений между различными видами деятельности; вопросы, связанные с взаимодействием разных уровней культуры, касающиеся взаимоотношений между массами и культурой, роли средств массовой коммуникации и т. п.
Исторически связанная с работами Р. и X. Линд, Дж. Ландберга (США, 1934) и др., С. д. на Западе наибольшее развитие получает после 2-й мировой войны в работах Д. Рисмена, Л. Ловенталя, М. Каплана,
C. де Грациа, Г. Виленского (США), Ж. Дюмазедье,
Ж. Фридмана, П. Шомбар де Лова (Франция) и др.
В СССР традиция теоретич. и конкретно-социо-
логпч. исследований в области С. д. восходит к 20-м гг.
(С. Г. Струмилин), а в послевоен. время возрождается
в работах Г. А. Пруденского и др.
|
|
Лит.: Социализм и свободное время. (Материалы социологич. исследования), «Проблемы мира и социализма», 1964, № 10, 12; 1065, М 6: П е i р о с я н Г. С, Внерабочее время трудящихся в СССР, М., 1965; Кряжев В. Г., Внерабочее время и сфера обслуживания, М., 1966; Патрушев В. Д., Время как экономич. категория, М., 1966; Г р у ш и и Б., Свободное время. Актуальные проблемы, М., 1967; Статистика бюджетов времени трудящихся, М., 1967; Mass culture. The popular arts in America, ed. B. Rosenberg,
D. M. White, Glencoe, [1957]: Mass leisure, ed. E. Larrabee,
R. Meyersolm, Glencoe, [1958]; Kaplan M., Leisure in
America: a social inquiry, N. Y.'—L., [I960]; Anderson
N.. Work and leisure, L., [1961]; Aging and leisure. A research
perspective into the meaningful use ot time, N. Y., i 961; L-o-
w e n t h a 1 L:, Literature, popular culture and society, Engle-
wood Cliffs (N. Y.), [1961]; Culture for the millions, ed. lrj
98 СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ — СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ
N. Jacolns, Princeton, [1061]; М о г i n E., L'esprit du temps,
P., [1962]; Grazia S. d e, Of time, work and leisure,
N. Y.. 1962; Dumazedier J., Vers une civilisation du
loisir?, P.. [1962]; Dumazedier J., Ripert A.,
Loisir et culture, P., 1966 (Le loisir et la ville, v. 1); D u m a-
z e d i e r J., Samuel N., Loisir et societe, P., 1.967
(Le loisir et la ville, v. 2). Б. Грушип. Москва.
СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ —
отрасль социологии, изучающая структуру, закономерности и эффективность деятельности систем массовой коммуникации (МК). Предмет исследования С. м. к.— функционирование систем МК, ее содержание, ее аудитории и каналы (печать, радио, телевидение, кино и др.), используемые для достижения определ. социальных целей через пропагандистское, просветительное или рекламное воздействие.
С. м. к. исследует отд. элементы системы МК, зависимость достигаемых результатов от воздействия различных факторов, рассматривает формирование или изменение установок, стереотипов и мнений в аудиториях. С. м. к. изучает признаки и роль коммуникатора в этом процессе; с помощью т. н. «кон-тентного анализа» выявляет закономерности взаимодействия источника коммуникации с аудиторией в зависимости от передаваемого содержания, его классовых, идеологич. характеристик, а также способа изложения информации, интенсивности знаков и их значений, частотности повторения и т. д.; исследует аудиторию — выясняет ее ценностные ориентации и интересы, признаки непосредств. получателей информации — т. н. «лидеров мнения» — и их мотивы для дальнейшего распространения воспринятого содержания МК в малых группах; принципы отбора аудитории в процессе МК в зависимости от надежд индивидов найти в ее содержании подтверждение своих ожиданий, мнений или сомнений, поощрение своего поведения; анализирует процессы восприятия содержания, его дальнейшей умств. переработки, запоминания и, наконец, принятия или непринятия коммуникационного воздействия; изучает оптимальные пути получения искомых результатов и причины «эффекта бумеранга» — т. е. достижения результатов, противоположных искомому.
С. м. к. возникла в 1-й четв. 20 в. в США. Важную роль в ее развитии сыграли работы социологов Б. Бе-релсона, X. Кэнтрила, П. Лазарсфельда, Г. Лассу-элла, Р. Мертона, Т. Ньюкома, Г. Олпорта, К. Хов-ленда, М. Шерифа, У. Шрамма, создавших школы гл. обр. в США, Англии и Франции.
В СССР в 20-х гг. были проведены исследования В. Кузьмичевым, Д. Лебедевым, Н. Рубакиным, Я. Шафиром, изучавшими гл. обр. эффективность воздействия печати. В 60-х гг. возник ряд центров по изучению проблематики С. м. к.: Сектор МК и обществ, мнения Ин-та конкретных социальных исследований, Социально-психологич. лаборатории ЛГУ, факультет журналистики МГУ, кафедра журналистики Академии обществ, наук при ЦК КПСС, кафедра обществ, психологии Ин-та обществ, наук, социологич. лаборатория Тартуского ун-та. В ПНР проблемами МК занимается Центр по печати в Кракове, в ЧССР — Ин-т теории и истории средств МК при Карловом ун-те в Праге.
Лит.: Ш а ф и р Я., Очерки психологии читателя, М.—Л., 1927; Лебедев Д., Голос миллионов, М.—Л., 1928; Кузьмиче! Б. А., Организация обществ, мнения, М.— Л., 1929; Р убавив Н. А., Психология читателя и книги, М.— Л., 1929; С а п п а к В., Телевидение и мы, [М., 1963]; Прохоров Е. П., Журналистика и принципы социологии, «Вестн. МГУ. Серия 11. Журналистика», 1966, J* 4; Алексеев А. Н., К вопросу о предмете социологии печати, там же, 1967, № 4; Шерковин Ю. А., О природе и функциях массовой коммуникации, там же, 1967, № 6; Совр. бурж. теории журналистики. Сб. ст., под ред. Я. Н. За-сурского, [М.], 1967; Фирсов Б., Массовая коммуникация, «Журналист», 1967, JSR 2; Н о ж и н Е. А., Теория коммуникации и ее значение для пропаганды, в сб.: Проблемы научного коммунизма, вып. 2 — Конкретные социологич.
исследования и идеологич. деятельность, М., 1968; С a n t-
r i 1 Н., А 1 1 р о г t G., Tlie psychology of radio, N. Y.—L.,
1935; Waples D., Berelson В., Bradshaw F.,
What reading does to people, Chi., [1940]; M e r t о n R. K.,
Mass persuasion, N. Y.—L., [1946]; Smith B, L, Lass-
well H. D., Casey R. D., Propaganda, communication
and public opinion. Princeton, 1946; PJas B. de, Ver
di er H., La publicite, P., 194-7; Bryson L. [ed.]. The
communication of ideas, a series of adresses, N. Y., [1948];
Lazarsfeld P. Г., Stanton P. N. [eds], Commu
nications research. 1948—1949, N. Y., [1949]; Schramm V.7. L.,
The process and effects of mass communication, Urbana, 1954;
Smith B. L., Smith С. М., International communi
cation and political opinion, Princeton, [1956]; World com
munication. Press, radio, film, television, 3 ed., [P., 1956];
Wright С R., Mass communication; A sociological per
spective, N. Y., [1959]; К lap per J. Т., The effects of
mass communication, Glencoe (111.), [I960]; Shannon C.
and Weaver W., The mathematical theory of communi
cation, Urbana, 1962; Schramm W. L. [ed.], The science
of human communication, N. Y.— L., 1963; People, society
and mass communications, eds. L. A. Dexter, D. M. White
Glencoe — L., [1964]; Reader in public opinion and com
munication, eds. B. Berelson, M. Janowitz, 2 ed., N. Y.—
L., [19G6]; Leandrov I., Masovno komuniciranje kao
nauCna disciplina, Beograd, 1967; см. также лит. при сг.
Общественное мнение. Ю. Шерковин. Москва.
СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ (медицинская социология) — отрасль социологии, изучающая социальные проблемы, связанные со здоровьем, болезнями и медицинским обслуживанием, с ролью здоровья и трудоспособности населения в социальном развитии. Интерес к социальным проблемам медицины возник в нач. 19 в., но лишь к 30-м гг. 20 в. появились социальные исследования (прежде всего в СССР, Великобритании, США и Германии), позволившие выделить С. м. из комплекса общесоциологпч/ проблем. С. м. возникла на стыке социологии и медицинских наук (социальная гигиена, теория здравоохранения и т. д.), отличаясь от них подходом, методами и приемами исследования. В наст, время многочисленные и, как правило, эмпирич. работы в этой области концентрируются вокруг след. вопросов: социальные факторы в распространении и этиологии различного рода заболеваний (преим. психических), соотношение социального и биологического в жизнедеятельности человека, отношение разных классов к здоровью, заболеваниям и медицинскому обслуживанию, социальные детерминанты систем здравоохранения, социальная организация медицинского персонала, структура и функционирование учреждений (больниц, госпиталей, медпунктов и т. д.), социальная типология больных и их взаимоотношение с медицинским персоналом в различной обстановке, социально-психологич. факторы определ. заболеваний. Особое внимание социологи уделяют изучению проф. структуры спецналиетов медицины (мед. деятельность как профессия) и тех социальных процессов, к-рые формируют у них мировоззрение, стандарты и нормы поведения, компетентность, этику.
В СССР вскоре после Окт. революции развернулись исследования проблем, связанных с С. м. Изучение факторов обществ, среды и профессии, влияющих на здоровье и долголетие людей, анализ соци-ально-экономич. и культурных мероприятий по охране и укреплению здоровья и т. д. проводились представителями социальной гигиены. Проблемы С. м. после перерыва в 30—50-е гг. начали затем интенсивно разрабатываться.
Гос. характер здравоохранения в социалнетич. странах позволяет связывать воедино социально-экономич. и мед. мероприятия, планировать и осуществлять их в гос. масштабе.
Лит.: Смулевич Б. Я., Социальные проблемы демографии и медицины в бурж. социологии, «ВФ», 1959, № 2; его же, Критика совр. бурж. социальной гигиены и мед. социологии, М., 1960; его же, Проблемы социальной гигиены и критика бурж. мед. социологии, в сб.: Методологич. проблемы совр. медицины, М., 1965; О двух забытых областях социологич. исследований, «Коммунист», 1963, Л» 17; А ш у р-ков Е. Д., В. И. Ленин и охрана здоровья народа, М-,
СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ — СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 99
1965; Ридер Д ж. и Госс М., Социология медицины, в сб.: Социология сегодня, М., 1965; Филос. ii социальные проблемы медицины, под ред. Г. И. Царегородцева, М., 1966, с. 255—393; Царегородцев И. Г. и Полис А. Ф., Социальные проблемы медицины, М., 1968 (библ.); F r e i d-son E., The sociology of medicine, «Current Sociology», 1961—62, v. 10—11, № 3; W i n t e г К., Ober den Gcgenstand der medizinischen Soziologie, «Dtsch. Z. Philos.», 1965, Л» 4.
И. Добронравов. Москва.
СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ — отрасль социологии, изучающая социальные аспекты науч. деятельности на уровне как отд. науч. коллективов, так и общества в целом. Следует различать, т. о., С. н. в узком и широком аспекте. С. ы. в современном ее состоянии относится к науковедч. дисциплинам (см. Наука о науке). В качестве самостоят, области исследования С. н. особенно развилась в 50—60-х гг., хотя возникла она в 30-х гг. 20 в. (работы Дж. Бернала, Б. Гес-сена и др.). С. н. формируется на стыке философии, организации науки, психологии науч. творчества, базируется на конкретно-социальных исследованиях, использует математнч. и статистпч. анализ.
Центр, задачей С. н. является определение места и роли науки в развивающейся обществ, системе. С. н. исследует отношения, складывающиеся в науч. коллективах в процессе пропз-ва знаний, а также различные аспекты воздействия обществ, условий на развитие науки и влияние науки на развитие общества. Она выявляет факторы, способствующие повышению производительности науч. труда, критерии роста социальной эффективности науки. С. н. изучает роль личности в совр. науке, влияние коллектива и коллективного характера труда на творч. процесс, рассматривает соцпально-экономич. условия, к-рые влияют на этот процесс. С. н. анализирует взаимоотношения, складывающиеся между наукой и техникой, экономикой, политикой, идеологией, системой образования, искусством и вместе с тем вскрывает внутр. логику развития науч. идеи.
В СССР и др. социалистич. странах в последние годы ведутся не только теоретические, но и конкретно-социологич. исследования науч. деятельности, к-рые направлены на совершенствование системы организации и управления наукой.
В капиталистич. странах С. н. развивалась под воздействием идей М. Вебера, Дюркгейма, Манхейма. Среди многочисл. концепций немарксистских исследователей науки выделяются два осн. направления, одно из к-рых акцентирует внимание на роли науки в духовной культуре (Манхейм, Парсонс, Сорокин), а другое рассматривает ее преимущественно как фактор технико-экономич. прогресса (У. Огборн, Л. Мемфорд, Б. Монсаров). В США, Англии, Франции имеются многочисл. группы социологов, исследующих взаимоотношения в научных «микроколлектпвах». Интересные результаты получены учеными, занимающимися исследованием количеств, параметров развития науки (Д. Прайс, П. Оже).
Лит.: Карпов М. М., Основные закономерности развития естествознания, Ростов н/Д., 1963; Шейнин Ю. М., Наука и милитаризм в США, М., 1963; Противоречия в развитии естествознания. Сб. ст., М., 1965; Б ар б ер Б., Социология науки, в сб.: Социология сегодня, М., 1965; О нек-рых вопросах усиления роли науки в строительстве коммунизма, Новосибирск, 1965: Мах луп Ф., Производство и распространение знаний в США, пер. с англ., М., 1966; Наука о науке. Сб. ст., пер. с англ., М., 1966; Анализ тенденций и прогнозирование научно-технич. прогресса, К., 1967; Анализ закономерностей и прогнозирование развития науки и техники. [Тезисы докладов симпозиума], вып. 1—2, К., 1967; Волков Г. Н., Социология науки, М., 1968; Наука сегодня, сост. Б. Л. Фролов, М., 1969; В е г п а 1 J. D., Social functions of science, L., 1946; Barber В., Science and the social order, L., 1953; N a g e 1 E., The structure of science, N. Y., 1961; Kuhn T. S., The structure of scientific revolutions, Chi,—L., 1962; Dupre J. S., L a k о f f S. A., Science and the nation, Englewood Cliffs (N. Y.), 1962; H a i 1 s h a m G., Science and politics, L., 1963; Kornhauser W., Scientists in industry, Berk.—Los Ang., 1963; The sociology of science, ed. B. Barber, W. Hirsch, 3 ed., N. Y., 1963; Snow C. P.,
Science and government, Camb. (Mass.), 1964; Science and.
the future of mankind, Bloomington, 1964; Hagstrom
W. O., The scientific community, N. Y.—L., 1965; M e r-
ton R. K., Social theory and social structure, N. Y.—L.,
1965. См. также лит-ру при ст. Наука, Наука о пауке и Наг
учно-техническая революция. Г. Волков. Москва.
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, как форму п средство обществ, жизни. Проблемы С. о. начали выделяться из общефилософской и общесоциальной проблематики и становиться предметом особого рассмотрения со своими специфич. методами исследования на рубеже 19 и 20 вв.
В США толчок развитию С. о. дали работы Л. Уорда «Динамическая социология* (L. F. Ward, Dynamic sociology, v. 1—2, N. Y., 1883) и Дж. Дыои «Школа п общество» (J. Dewey, The school and society, Chi., 1899). Перед 1-й мировой войной стали возникать исследовательские организации, занимающиеся проблемами С. о. В 1927 было создано Амер. нац. об-во и начался выпуск «Journal of Educational Sociology». В Германии С. о. выделяется в спец. область исследования, в первую очередь усилиями М. Вебера. и Манхейма, постепенно отделяясь от социальной педагогики (см. Наторп), где осн. внимание уделялось филос.-этпч. мотивам в выборе идеала образования. Во Франции начало исследований по С. о. было положено Дюркгеймом.
В наст, время в качестве осн. направлений исследования в С. о. вычленилпсь: место образования как социального института в системе обществ, воспроиз-ва; взаимоотношения процесса образования с др. процессами обществ, жизни (экономическими, демографическими, политическими, процессами социальной стратификации); социальные детерминанты образования; социальная структура образоват. институтов и динамика ее изменения; социальное положение п обществ, роль учителей и преподавателей, их проф. статус; социальная механика п динамика взаимоотношений между обучаемыми и обучающими. Особое значение получили исследования по С. о. в развивающихся странах. Наиболее разработаны след. проблемы: школьные классы п студенч. группы как специфические социальные системы с определ. типологией и структурой; внешняя социальная среда школ (в т. ч. влияние социального состава класса н др. учебных групп на образование); образование как профессия п карьера (социальное происхождение преподавателей, мотивы и стимулы, влияющие на выбор преподавательской деятельности, ценностная ориентация и ее социальная основа и т. д.). В социалистич. странах (СССР, Польше п др.) исследования проблем С. о. приобретают самостоят, характер, выделяясь пз научно-прикладных исследований, связанных с перестройкой и совершенствованием системы образования. В то же время ряд проблем С. о. изучается в рамках социологии молодежи и социологии познания.
Лит.: Гросс Н., С. о., в сб.: Социология сегодня, М., 1965; Социологич. проблемы нар. образования. Сб. ст., Свердловск, 1967; La sociologie de Peducation. Tendences actueles de la recherche et bibliographie, P., 1960; Robinson M. E., Education for social change, Wash., 1961; Cooperative research projects, Fiscal, 1961, Wash., 1962; Education for a changing world of work, Wash., 1963; Teutsch G. M. [Hrsg.l, Soziologie der padagogischen Umwelt, Stuttg.. 1965; Burns D. G., African education, L., 1965; Cowan L. G. [a. o.l, Education and nation-building in Africa, N. Y., 1965; Gehmacher E., Wettlauf mit der Katastrophe. Europaische Schulsysteme, W., 1965; E 1 v i n H. R., Education and contemporary society, L., 1965; M u s-gra ve P. W., The sociology of education, L., 1965; Bel-lino R., Scuola e cittadino, Firenze, 1965; The social science view school administration, Englewood Cliffs (N. Y.), 1965; Rudy W., Schools in an age of mass culture, N. Y., 1965; Counselor's reference bibliography PM—400—Al, Wash., 1966; World survey of education. UNESCO, P., 1966; W о s-k о w s k i J., Z badan nad nauczycielami zawodu, Wr., 1966. И. Добронравов, Э. Мирский. Москва.