ТАНЧЕР—ТАРЕЕВ



ластей Индии в позднем средневековье шакты счита­лись неприкасаемыми.

Лит.: Пятигорский А. М., Материалы по ис­тории инд. философии, М., 1962; The cultural heritage of India, [2 ed.], v. 4, Calc, [1956]; Chakravarti G h., Tantras, studies on their religion and literature, Calc., [1963].

А. Пятигорский. Москва.

ТАНЧЕР, Владимир Карлович (р. 20 аир. 1915) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1962), проф. (с 1963). Член КПСС с 1945. Окончил исторпч. фак-т Киев­ского педагогич. ин-та (1948) и филос. фак-т Киевско­го ун-та (1949). Преподает философию (с 1949) и науч. атеизм (с 1952). Зав. кафедрой истории и теории ате­изма Киевского ун-та (с 1959). Член редколлегии журн. «Филос. науки» (с 1958) и «Людина i cbit» (с 1960).

Соч.: Марксизм-лешшзм про роль народних мае i особи в icTopii, К., 1956; Про релЫйну мораль, К., 1959; Опыт конкретного исследования характера религиозных представлений, «ВФ», 1964, Л"» 10 (совм. с Е. К. Дулуманом); Д1алектичний матер1ал1зм i релШя, К., 1966; 1сторичний матер1ал!зм i релтя, К., 1967; Лекционная пропаганда среди сектантов. М., 1967.

ТАНЧИЧ (Tancsics), Михай (21 аир. 1799—28 июня 1884) — венг. писатель, публицист, революц. демо­крат, сторонник идей утопического социализма. Был активным участником революции 1848, издавал газ. «Munkasok ujsaga» («Газета рабочих»), являлся чле­ном Нац. собрания. После подавления революции Т. долгое время скрывался, в 1860—67 был в заключении. В своих произв. Т. связывал борьбу за независимость с освобождением крестьянства.

Соч. в рус. пер.; Мой жизненный путь, предисл. и примеч. О. Россиянова, М., 1952; Избр. произв. венг. мыслителей. Конец 18 — сер. 19 в., М., 1965.

Лит.: Хевеши М. А., Мировоззрение венг. револю­ционных демократов (40-е годы 19 в.),М., 1962; Boloni G., Hallja kend Tancsics!, Bdpst., 1946. M. Хевеши. Москва. ТАНЬ СЫ-ТУН (10 марта 1865—27 сент. 1898) — кит. философ и политич. деятель, лидер левого крыла движения реформаторов в конце 19 в. После реакц. переворота в 1898 он отказался бежать, считая, что репрессии должны возбудить в обществе сочувствие к делу реформ. Казнен без суда и следствия.

В кн. «Учение о гуманности» Т. С.-т. развил спн-тетич. филос. систему, соединив элементы европ. и кит. культуры. Субстанциальной основой вселенной Т. С.-т. считал находящиеся во взаимодействии «эфир», электричество и химически чистые элементы, а также пустоту, понятие к-рой было заимствовано им из буддийской космогонии. Осн. выводы его теории о человеке как части природы и учение о жэнъ (гуман­ности), лежащей в основе всеобщей закономерности природы и общества, послужили теоретнч. обоснова­нием для его проектов гос. управления, экономики и культуры. Отдаленным политич. идеалом Т. С.-т. была республика, к к-рой народ должен быть подго­товлен всесторонними реформами.

Соч.: Цыань цзи (Поли. собр. соч.), Пекин, 1954; в рус. пер., в кн.: Избр. произв. прогрессивных кит. мыслителей нового времени, М., 1961, с. 214—86.

Лит.: Сенин Н. Г., Кит. просветитель и материалист
конца 19 в. Тань Сы-тун. «ВФ», 1958, Ks 9; Тихвпнски й
С. Л., Тань Сы-тун — идеолог левого крыла движения за
реформы в конце 19 в., «Сов. китаеведение», 1958, Jfi 3; Chan
Wing-t sit, Chinese philosophy, 1949—1963. An annotated
bibliography of mainland China publications, Honolulu, 1966
(библиогр. работ ученых КНР). См. также лит. при статье
Кан-Ю-взй. Ф. Велелюбский. Москва

ТАРД (Tarde), Габриель (12 марта 1843 — 13 мая 1904) — франц. социолог и криминалист. В 1893—96 возглавлял отдел в Мпн-ве юстиции, а затем препода­вал. С 1900 — профессор новой философии в Коллеж де Франс.

Социологич. концепция Т. («Законы подражания», Р., 1890, рус. пер., СПБ, 1892) проникнута психоло­гизмом. Исходным пунктом общества, по Т., в противо­положность Дюркгейму, является психология ин­дивида, а фундаментальным принципом существо­вания и развития общества — подражание, свойст­венное индивидам ц служащее их приспособлению.


Именно в результате подражания возникают группо­вые и обществ, ценности и нормы. Общество существу­ет как проявление всеобщего мирового закона повто­рения. Единств, источником его прогресса являются открытия и изобретения, возникающие как следствие оригинальности и инициативы отд. личностей и нового сочетания существующих идей. В результате подра­жания открытия и изобретения повторяются и вхо­дят в структуру общества. Т. о., индивид осваивает в результате подражания как уже существующие нормы и ценности, так и нововведения. Эти идеи Т. в дальнейшем были развиты в теориях социализации личности,

В исследованиях по социальной психологии Т. показывает ее отличие от индивидуальной психологии. Человек в массе и особенно в толпе гораздо более эмоционален, возбудим и менее интеллектуален, чем взятый в отдельности. Средний умств. уровень каждо­го человека в коллективе ниже, чем средний уро­вень членов коллектива, взятых порознь. На основа­нии этого Т. был противником массовых органов гос. власти.

Т. принадлежит ряд работ по философии права. Его социологич. идеи оказали влияние на Росса, Кули, Дьюи.

Соч.: La criminalite comparee, P., 1886; La philosophie
penale, P., 1890; Etudes penales et sociales, P., 1892; Les trans­
formations du droit, 2 ed., P., 1894; Essais et melanges sociolo-
giques, P., 1895; L'opposition universelle, P., 1897; Etudes
de psychologie sociale. P., 1898; Les transformations du pou-
voir, P., 1899; La psychologie economique, v. 1—2, P., 1902;
Fragment d'hlstoire future, Lyon—P., 1904; L'opinion et la
foule, 4 ed.,P., 1922; в рус. пер.— Преступления толпы, Каз.,
1893; Социальная логика, СПБ, 1901; Социальные законы,
2 изд., СПБ, 1906. А. Ладыженский. Москва.

ТАРЁЕВ, Максим Матвеевич (7 ноября 1866 — июнь 1934) — рус. религ. философ и богослов. Проф. Моск. духовной академии (1902—18); в 1918—27 преподавал философию и политич. экономию в Ярос­лав, юрндич. пн-те (б. Демидовский лицей), Загор­ской военно-электротехнич. Академии и др. Религ. философия Т. по своему характеру соотносима с тео­логией раннего протестантизма, со стилем мысли инициаторов Реформации. Как и последние, Т. резко критически относится к тому синтезу христианства с мирскими элементами жизни и идеалистич. филос. спекуляцией, к-рый был впервые выработан в ср. века и затем удержан в универсализме католич. типа. С т. зр. Т., «хрпст. гос-во», «христ. семья», «христ. культура» суть в корне ложные идеи, попытка реали­зовать к-рые приводит к извращению религ. прин­ципов их недолжной материализацией: взаимное при­способление «естественного» к «духовному» рисуется Т. как картина насилия и лжи на практике, абстракт­ного примиренчества в теории. Это делает Т. против­ником универсалистских утопий теократии в духе Вл. Соловьева. Идеал Т.— «хрпст. свобода», в рамках к-рой мирское п религиозное взаимно отделены друг от друга, соприкасаясь лишь в «глубине человеческой души» (см. «Основы христианства», т. 4, Сергиев По­сад, 1908, с. 406—07). Развивая эту мысль, Т. подчас приходит к утверждениям, парадоксальным для кон­фессией. мыслителя («Если бы удалось внушить еван­гелие кому-нибудь с детства, с первых дней сознания воспитать его в истинном христианстве, то ведь это вырос бы жалкий уродец, никому и ни на что не год­ный...»,— там же, с. 128). В своей защите прав ес-теств. жизни перед лицом религии Т. иногда прибли­жается к Розанову, однако решительно отвергает его требование религ. освящения семьи; по мнению Т., стихию семьи и пола (как и стихию государственности) необходимо всецело освободить от «культа» и предо­ставить «культуре». Восставая против традиц. «ас-кетико-символического» примирения религии и жизни, Т. не снимает проблему высшего единства, но предо-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: