его история и содержание, СПБ, 1897; Л а ц а р ус М.,
Этика юдаизма, пер. с нем., Одесса, 1903; Шахнович М.,
Социальная сущность Т., М., [б. г.]; БелекьЕий М. С,
Что такое Т., М., 1963; S t г а с k H. L., Einleitung in den
Talmud, 4 Aufl., Lpz., 1908; Funk S., Die Entstehung des
Talmuds, 2 Aufl., В., 1919, его же, Talmudproblem, Lpz.,
1912; Trattner E. R., Understanding the Talmud, Toron
to — N. Y. — Edin., 1955; на иврите: Э п ш т е й н И. Н.,
Маво ленусах хаммишна, 2 изд., т. 1—2, Иерусалим, [б. г.];
его же, Мевоот лесифрут хаттаннаим, Иерусалим, 5717
(1957); его же, Мевоот лесифрут хаамораим, Иерусалим,
5723 (1963); Вайс А., Хайецира шел хассавораим, Иеруса
лим, 5714 (1954); X а й н м а н И., Дарехе хааггада, 2 изд.,
Иерусалим, 5715 (1955). М. Занд. Москва.
ТАНЕЕВ, Владимир Иванович (5 сент. 1840—21 окт. 1921) — рус. юрист, социолог, философ-материалист и революц. демократ. Старший брат композитора и педагога С. Танеева. Род. во Владимире. После окончания петерб. училища правоведения состоял (1865—97) в петербургской и моек, адвокатурах. Выступал защитником на процессах польских повстанцев, народников 70-х гг., С. Нечаева.
Формирование филос. взглядов Т. происходило под воздействием идей Чернышевского и Герцена, утоппч. социалистов, естеств.-науч. материализма. Мировоззрение Т. в целом может быть охарактеризовано как метафизич. материализм, хотя во мн. отношениях оно было обогащено диалектикой и эволюционизмом. Исходя из субстанцион. понимания материн, Т. выводил свой закон «возникновения единичного из общего». К наиболее общим (философским) законам Т. относил: 1) «внешний закон всеобщего развития»; 2) «закон деятельности»; 3) «закон причинности» п 4) «закон необратимости времени». Первый закон базируется, по Т., на космогонии Канта и Лапласа, а также на дарвинизме; эволюц. принцип служит Т. обоснованием историч. метода исследования. В основании второго закона лежит понятие о деятельном всеобновля-ющем «начале», импульсе всех форм бытия. «Закон причинности» подразумевает единство «материи п силы», всеобщность связей бытия, в к-ром всякое действие имеет свое следствие. Четвертый закон исходит из факта единства движения и времени. Являясь отражением реального мира явлений, эти законы, по Т., выступают одновременно н как методологпч. законы, т. е. имеют и гносеологич. значение. Гл. смысл своей гносеологии Т. выразил в тезисе: «от Вселенной — к человеку». Теория познания Т. включает четыре момента: наблюдение (созерцание), теория чистая (абстрактные выводы), теория нормативная (прикладные знания), практика (опыт, материальное пропз-во). Практика, по Т.,— цель, основа и критерий истинности знаний. Задача философии — синтезировать общие законы бытия природы и общества, создать науч. картину мира, классифицировать науки на основании их предмета и метода. Т. принадлежит опыт такой классификации, отличающейся от аналогичных систем Конта, Ампера, Бурдо и Спенсера. Т. выделяет два класса наук: теоретические («чистые») и практические (нормативные) и пять общих групп наук: математические, космологические, биологические, социологические и философские (каждая из пяти групп делится на подгруппы). Философии Т. отводит главенствующую роль в иерархии знания. Социологич. воззрения Т. существенно отличаются от концепций революц. демократизма: Т. видел огромное революц. будущее рабочего класса; с годами его интерес к «рабочему вопросу» усиливался. В 70-х гг. он приветствовал 1-й Интернационал, выступал в защиту Парижской Коммуны. В 60-е гг. Т. познакомился с «Нищетой философии» Маркса, «Манифестом коммунистам, партии» и «Капиталом». Сохранился его рукописный перевод «Манифеста». Есть свидетельства современников о личном знакомстве Т. с Марксом, к-рый высоко ценил общественную деятельность Т. как «...преданного друга освобождения народа...» (Маркс К. и
|
|
|
|
Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 34, с. 185). После победы Октябрьской революции, к-рую Т. приветствовал, Ленин подписал на имя Т. охранную грамоту, в к-рои высоко оценивались его заслуги перед народом (см. Соч., т. 44, с. 165). Основные философские и социологич. труды Т. изданы в сов. время; некоторые из них хранятся в архивах Москвы и Ленинграда.
Соч.: Рододендрон, СПБ, 1858; Историч. эскизы, «Слово», 1880, [№ 12]; Детство. Юность. Мысли о будущем, М., 1959.
Лит.: Маркс К., [Письмо] М. М. Ковалевскому от 9 янв. 1887 г., М а р к с К., Энгел ьс Ф., Соч., 2 изд., т. 34, с. 185; с. 445; Ковалевский М., Моск. университет в конце 70-х и начале 80-х гг. прошлого века, «Вестник Европы», 1910, №5, с. 215; Козьмин Б. П., Социально-политич. и филос. взгляды В. И. Танеева, в сб.: Из истории социально-политич. идей, М., 1955, с. 664—73; III к у р и-н о в П. С, Филос. взгляды В. И. Танеева, М., 1962; его ж е, Критика позитивизма В. И. Танеевым, М., 1965.
П. Шкуриное. Москва.
ТАНТРИЗМ (от санскр. тантра — хитросплетение, сокровенный текст, магия) — общее обозначение сект и школ индуизма, практикующих особые, не связанные с брахманпстекпм ритуалом обряды и считающие своими гл. священными текстами тантры (собственно тантры, относящиеся к шактпетским сектам, агамы, относящиеся к сектам как шиваизма, так и вишнуизма, и пураны — тексты гл. обр. вишиуитских сект). В целом Т. присущи след. характерные черты: 1) преобладание низких и низших каст в составе сект; 2) наличие, а нередко и преобладание представителей неарпйскпх племен и групп в составе сект; 3) строгая эзотерпчность сект и обрядов; 4) связь осн. обрядов с йогич. практикой; 5) несовместимость осн. обрядов с брахманпстекпм ритуалом п нормами брахманист-ской морали; 6) мифологич. представления о некоем половом (женском, реже — мужском) энергетич. начале.
Согласно философии Т., мироздание существует только постольку, поскольку существует психич. активность. Прекращение ее ведет к реэволюции мироздания и возвращению к первичному состоянию «ничто», пустоты (шунья), в к-рой исчезают все различия п противопоставления, не действует причинно-следственная связь н нет времени и пространства. Человек — это микрокосмос, обладающий всеми свойствами космоса, так что анатомия человека повторяет анатомию мироздания, а его поведение и физиология способны к такой же эволюции и реэволюции.
Одной из значит, сект Т. была лингаята (осн. в 12 в.), к-рая не признавала ритуальной чистоты и нечистоты, а перевоплощение и карму считала чем-то малозначащим по сравнению с любовью и волей Шивы. Впшнуптская секта панчаратра («пятиночие») имела осн. объектом почитания богиню Лакшми (жену Вишны), отождествлявшуюся с жизненной силой и порождающей способностью всей природы (майи). Шактами назывались многочисл. почитатели божества, связанного с женской половой энергией (букв, шак-тп — сила, мощь, энергия); эта энергия либо просто отождествлялась с высшим духовным началом (па-раматманом), либо персонифицировалась в образе одной из ипостасей супруги Шивы. Шакты традиционно делились на секты правой и левой руки; последние отличались особой эзотеричностыо, не признавали никаких кастовых различий и, более того, считали обязательным общение с людьми низших каст и совершение «нечистых» с брахманистской т. зр. поступков. Проповедь социального и этич. нигилизма проникала даже в тантристские гимны: «Все равно, что друг, что враг; что дочь, все равно, что жена; Все равно, что шлюха, что мать; что прачка, все равно, что брах-манка; Все равно, что лохмотья, что богатый наряд, что алмаз, все равно, что навоз; Все равно, что ад, что рай; что грех, все равно, что заслуга». В ряде об-
|
|