Таджикская философия



закон, выражающий свойство идемпотентности нек-рых логич. операций, понятий (термов), истин­ностных значений и пр. Поэтому часто законы идемпо­тентности наз. также законами (или принципами) Т. 4) Формула логики высказываний, истинная для лю­бого набора истинностных значений ее переменных (всегда истинная, или безусловно истин­ная, или тавтологичная, или тождест­венно-истинная формула). Это, введенное Витгенштейном, значение термина «Т.», позднее было расширено: Т. стали называть вообще логически ис­тинные (см. Логическая истинность, Мышления за­коны) формулы классич. логических исчислений — законы классич. логики. В соответствии с 4) понятие Т. естественно относить не к «чистым», а к прикладным исчислениям, когда фиксирована область изменения переменных (область предметов), или универсум, хотя Т. и не зависит от того, каков этот универсум. Напр., в исчислении предикатов первой ступени с тождеством формула х=х (закон рефлексивности тож­дества) — Т. Истинность этой формулы не зависит от того, выберем ли мы в качестве универсума множе­ство натуральных чисел или множество действит. чисел, или же к.-л. другое множество. Т. говорит неч­то в с е г д а истинное о любом возможном уни­версуме, т. е. об элементах (их свойствах и отноше­ниях) любого множества предметов из нек-рой систе­мы множеств, по отношению к к-рым она только имеет смысл. Слова «универсум», «любое множество» и пр. показывают, что Т.— понятие классич. логики. Имен­но с т. зр. классич. логики Т. образуют теоретич. ос­нову для любых логически правильных умозаключе­ний (см. Тождественная истинность).

Когда число принятых истинностных значений больше двух (при т. п. обобщенной системе истинност­ных значений, к-рая имеет место, напр., в многознач­ной логике), Т. наз. такие формулы, к-рые при любом наборе из принятой обобщенной системы истинност­ных значений переменных сохраняют одно и то же выделенное (отмеченное) значение. Т. в этом смысле используются, в частности, в доказательствах независимости аксиом и правил вывода логич. исчис­лений.

Лит.: Витгенштейн Л., Логико-философский
трактат, пер. с нем., М., 1958; Ч ё р ч А., Введение в мате­
матическую логику, пер. с англ., Гт.] 1, [М.1, 1960, § 15,
19, 23; Blanche R., Introduction a la logique contemporaine,
P., [19573, p. 63—69. M. Новосёлов. Москва.

ТАДЖИКСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. В древности и средневековье вост.-иранские (предки таджиков) и зап.-иранские (предки персов) народности объединя­лись в пределах общих рабовладельч. и феод, гос-в, и вплоть до 15 в. невозможно говорить об истории каж­дого из народов в отдельности. Культура (в частности философская), созданная таджиками и персами на протяжении веков, является общим достоянием этих народов (см. Иранская общественная мысль).

Возникшая в вост.-иранской среде в доахемеиид-ский период (8—6 вв. до н. э), зороастрийская рели­гия (см. Зороастризм) объединила вост. и зап. иран­цев. Авеста, стоящая у истоков зороастрийского дуа­лизма, сформулировала троичный идеал праведника («добрые помыслы», «добрые речи», «добрые дела») в противовес триаде «неверных» («злые помыслы», «злые речи», «злые дела»). В зороастризме существо­вала и монистич. тенденция зерванизма (зрванизма). Трактат «Толкование, которое устраняет сомнение» критикует зрванистов за отрицание ими существова­ния бога и нежелание соблюдать религиозные (зоро-астрийские) обряды.

Манихейство восприняло от зороастризма учение о дуализме добра и зла; популярность манихейства сохранялась даже после араб, нашествия и утвержде­ния ислама в качестве гос. религии. В рамках ислама


манихейство подготовило появление суфизма и ис-маилизма. Антифеод, настроения трудящихся в период 5 — нач. 6 вв. нашли идеологич. выражение в учении Маздака (см. Маздакизм), дуалистич. религ.-филос. система к-рого провозглашала равенство людей и со­циальную справедливость (проповедь «эры справед­ливости» и т. д.). Если араб, завоеватели и ортодок­сальные богословы игнорировали любую культуру и науку, кроме исламской, то прогрессивная часть ираноязыч. общества живо интересовалась и доислам­ской религ.-филос. традицией, и филос. культурой Запада; появляется обширная переводная лит-ра, гл. обр. с греческого: трактаты Платона, Аристотеля, Порфирия и т. п. Замечат. знатоком греч. философии, напр., был прогрессивный ученый и философ ар-Рази (см. Рази), к-рому противостояло ортодоксально-ис­ламское направление во главе с аль-Бухари (810— 870). Др. представителями прогрессивной науч. и филос. мысли того времени являлись ближайшие предшественники и современники Рази — Абу Джафар ибн Муса аль-Хорезми, Муваффак пбн Али аль-Ха-равийя, Абу Бакр Ахавайни, Абу Мухаммад Ход-женди и др. Одним из первых комментаторов Аристо­теля был крупнейший философ вост. средневековья Фараби.

Интерес к социальной тематике и филос. вольно­думство характерны для поэтич. творчества Рудаки (ум. 941) — основоположника тадж. классич. лит-ры, и его современников: Абу Зарра, Абу Шукур Балхи, Мухаммада Хусравани, Шахиди Балхи и др. Поэзия Дакики и в особенности Фирдоуси воспевала прог­рессивные для своей эпохи социально-политич. и гуманистич. идеалы.

Возвышение династии Саманидов (9—10 вв.) ослаби­ло влияние Халифата; в Мавераннахре усиливается тенденция к территориальному, языковому и культур­ному объединению, прерванная араб, нашествием. Образование собственно тадж. народности совпадает с процессом становления национальной государствен­ности. Лит. язык дари (таджикский) на территории Мавераннахра, Хорасана и Балха становится не только языком художеств, культуры (Рудаки, Дакики, Фирдоуси), но, в известной мере, и науки (Ибн Си-на, Насир Хосров, Омар Хайям и др.). Науч.-филос. культура в это время переживает пору расцвета. Ми­ровую известность приобрели естественнонауч. тру­ды Бируни и Авиценны (Ибн Сины). Выдающийся тадж. ученый-энциклопедист, испытавший разнооб­разные филос. влияния, Ибн Сина создал собств. фи­лос. систему, переработавшую достижения современ­ного ему естествознания. Описывая многообразие бытия с помощью трех универсальных понятий: не­обходимости, возможности и действительности, Ибн Сина объяснял переход от возможности к действи­тельности с т. зр. пантеистич. теории эманации мира из божества. Материалистич. элементы содержатся и в теории познания Ибн Сины, во взглядах на че­ловеческое восприятие как исходный момент про­цесса познания и т. п. Прогрессивной линии Ибн Сины и его последователей в философии противо­стоял калам.

Одновременно с расцветом наук и философии в 10—11 вв. возникает своеобразная религ. оппозиция ортодоксальному исламу — исмаилитско-карматская ересь (см. Карматы, Исмаилиты), догматика к-рой складывалась под влиянием неоплатонизма и мани­хейства. С исмаилизмом были связаны мн. мыслители этой эпохи — Сиджистани (10 в.), Насир Хосров (11 в.), Низари (13 в.) и др.

Младшим современником Насира Хосрова был Омар Хайям — крупный математик, астроном и поэт, ко­торый в своих, философских трактатах продолжил традицию Ибн Сины и восточного аристотелизма.


ТАДЖИКСКАЯ ФИЛОСОФИЯ— ТАЙЛОР 179


К концу 10 — нач. И вв. большую популярность среди пародов Ближнего и Ср. Востока приобретает суфизм. Источником суфизма принято считать движе­ние захидов («отшельников»), к-рое объединяло бед­нейшие слои араб, народа, настроенные оппозици­онно по отношению к феодализировавшейся светской власти Халифата. Филос. догматика суфизма питалась идеями манихейства, гностицизма и неоплатонизма в интерпретации «Братьев чистоты» (см. Ихван ас-са-фа) и во многом была враждебна правоверному исла­му; мн. видные суфии в 9 —10 вв. были объявлены еретиками или безбожниками и пали жертвой мусульм. инквизиции. Схоластич. философия суфизма была за­ключена в след. триаду: шариат (познание и соблю­дение закона, раскрытого в откровении), тарикат (мо-рально-психологич. методы духовного самосовершен­ствования) и хакикат (учение о подлинном бытии, в к-ром суфия озаряет интуитивное знание об истинной природе божества и своей сопричастности к нему). Теоретич. основы суфийских учений в 10—11 вв. раз­работала т. н. хорасанская группа суфиев: Суламп, Кушайри, Абу Сайд, Харакани п др. Крупный теолог Газали стремился разрешить на базе суфизма проти­воречие между наукой и религией. Газали выступал против Фараби и Авиценны, принесших, но его мне­нию, религию в жертву науке. Систематич. критику религ.-идеалистич. концепции Газали дал Ибн Рошд. К 12 в. суфизм становится крайне сложным и неодно­родным течением, сочетающим в себе элементы филос. вольнодумства с мистицизмом, усилившимся в Ср. Азии 13 — нач. 14 вв. в связи с мопг. нашествием. Внутри суфизма Джалаледдин Руми, Санан, Аттар, Саади, Хафиз и др. противопоставляли мпстнч. настроениям рационалистич. и гуманистнч. мотивы.

Наиболее крупным ученым и философом 13 в. был Насирэддин Туей, сделавший неск. важных открытий в области математики и астрономии, а в философии вы­ступавший как ученик Ибн Снны; в его тр5'дах разра­батываются осн. традиц. проблемы ср.-век. философии: проблемы категорий бытия, свободы воли, чувствен­ного и рацион, познания, приобретенного и непрп-обретенного знания, истины, классификации наук и т. п.

В 13—14 вв. наиболее распространенным жанром филос. лит-ры становится комментарий. В нек-рых комментариях с позиций мистицизма интерпретиро­валось наследие суфийских теоретиков, в других, как напр. у Кутбиддина Шерозн (13 в.), Кутбиддина Рази (14 в.), Джалаледдина Даввани, Алии Кушчи (15 в.), пропагандировались филос. идеи Фарабп, Ибн Спны, Омара Хайяма и др. В 14 в. с антиклерпк. критикой выступал талантливый сатирик Убейд Заканн.

Абдуррахман Джами (15 в.), философ и тонкий поэт-лирик, создавший целую поэтич. школу, был привер­женцем суфийского ордена «Нахшибанда» (см. Накш-бендизм), в рамках к-рого проповедовал труд, спра­ведливость и знание как основы идеального человече­ского общества.

С 16 в. в идеологпч. жизни общества доминирующим становится религ.-идеалистич. направление, против к-рого выступали представители прогрессивной тен­денции в обществ, мысли — Бинои (1453—1512), Восифи (1485—1551 или 1556), Хилоли (за сатиру на феод, правителя казненный в 1529), Сайдой Насафп (ум. 1707 или 1711). Большое и противоречивое вли­яние на последующее развитие обществ, мысли тад­жикского и др. народов Ср. Азии и Афганистана ока­зал Бедилъ, живший в Индии.

18 в. и 1-я пол. 19 в. в Таджикистане — период рас­цвета богословия; светская наука в эту эпоху носила в основном схоластич. характер.

Во 2-й пол. 19 в. Ср. Азия превратилась в коло­нию царской России; к тяжелому феод, гнету приба-


вился колониальный. Вот почему в этот период на первый план выдвигаются вопросы нац. прогресса, социальной справедливости, устранения ср.-век. феод, порядков во всех сферах обществ, жизни. Предста­вителями демократич. просветительского направления были Ахмад Дониш (1827—97) и его последователи — Хайрат (ум. 1902), Мирзо Азими Соми (ум. 1910), Асири (ум. 1916), доктор Собир (1877 — 1914), Сиддики (ум. 1927), Фитрат (1889 — 1937), С. Айни (в доокт. период), и др. Хотя все они еще разделяли религ. миросозерцание, в то же время в своих произв. критиковали ислам, теологич. концепцию истории, выступали против реакц. панисламистских идей.

Революция 1905—07 в России активизировала по-лнтнч. деятельность тадж. трудящихся, а т. н. Сред­неазиатское восстание 4 июля 1916 (в Ходжеите) за­крепило их связи с рус. революц. движением.

В первые годы после Октябрьской революции рас­пространение и утверждение марксизма-ленинизма в Таджикистане проходило в сложной атмосфере борьбы с пантюркистской идеологией. В 20—30-х гг. марксистско-ленинская теория стала программой дей­ствия нар. масс в борьбе за социализм; получают конкретную разработку вопросы нац., гос. и куль­турного строительства. Систематическая н.-и. работа в области философии начинается в Таджикистане с конца 30-х и нач. 40-х гг. В 50—60-е гг. философы республики включаются в разработку проблематики диалектпч. и псторпч. материализма, филос. вопросов совр. естествознания, истории филос. и обществ.-политич. мысли тадж. народа (А. Богоутдинов, М. Аси-мов, Е. Э. Бертельс, М. Болтаев, М. Раджабов, Н. Одилов, С. Б. Морочник, В. И. Приписной и др.). Плодотворную работу по переводу произв. К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина (в частности их филос. трудов) провел Ин-т истории партии при ЦК КП Тад­жикистана, что позволило унифицировать филос. терминологию в тадж. яз. на основе понятий диалектпч. материализма. Определ. успехи достиг­нуты в Таджикистане и в плане подготовки филос. кадров. В составе АН республики имеется Отдел фи­лософии (организован в 1951), а при семи вузах — кафедры философии.

Лит.: Богоутдинов А. М., Выдающийся памят­
ник филос. мысли тадж. народа, «ВФ», 1948, № 3(5); е г о ж е,
Из истории обществ.-политич. мысли тадж. народа, там же,
1951, Кя 3; его ж е, О консолидации тадж. социалистич.
нации, «Труды АН Тадж. ССР», 1955, т. 31; е г о ж е, Очер­
ки по истории тадж. философии, Душанбе, 1961; Г а ф у-
ров Б. Г., История тадж. народа, 3 изд., т. 1, М., 1955;
Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов
СССР, т. 1—2, М., 1955—56; Брагинский И. С, Из
истории тадж. нар. поэзии, М., 1956; История философии,
т. 1, М., 1957, с. 239—49; Раджабов 3., Из истории
обществ.-политич. мысли тадж. народа во 2-й пол. 19 и на­
чале 20 вв., Сталинабад, 1957; Рудаки и его эпоха. Сб. ст.,
Сталинабад, 1958; Бертельс А. Б., Насир-и Хосров
и исмаилизм, М., 1959; Григорян С. Н., Из истории
философии Ср. Азии и Ирана 7—12 вв., с прилож. избр. филос.
произв. Фараби, Газали и Маймонида, М., 1960; Бертельс
Е. Э., Избр. труды, т. 1, 3, М., 1960—65; Лей Г., Очерк
истории ср.-век. материализма, [пер. с нем.], М., 1962;
История тадж. народа, т. 1—3 (в 5 кн.), М., 1963—65; Ай­
ни С, Куллиёт, ч. 11, кит. 1—2, [Душанбе], 1963—64; Рус-
тадж. терминология, филос. словарь, [сост. М. Асимов, М. Ди-
норшоев, М., Бачаев], Душанбе, 1966; Ашуров Г.,
Развитие марксистско-ленинской философии в Таджикистане,
«ВФ», J967,.№ 5. Г. Ашуров. Душанбе.

ТАИЛОР (Tylor), Эдуард Бернетт (2 окт. 1832 — 2 янв. 1917) — англ. этнолог и религиевед, проф. ан­тропологии в Оксфорде. Вместе со Спенсером был ос­новоположником эволюц. школы в истории культуры. Взгляды Т. сложились под влиянием эволюц. теории Конта и его англ. последователей. В «Антропологии» (L., 1881; поел. изд. Ann Arbor, 1960; рус. пер., СПБ, 1882) Т. рассматривает историю культуры как процесс поступат. развития («наука о культуре есть наука о реформах») и вводит в этнологию понятия т. н. пережитков (survivals) и история, напластова-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: