закон, выражающий свойство идемпотентности нек-рых логич. операций, понятий (термов), истинностных значений и пр. Поэтому часто законы идемпотентности наз. также законами (или принципами) Т. 4) Формула логики высказываний, истинная для любого набора истинностных значений ее переменных (всегда истинная, или безусловно истинная, или тавтологичная, или тождественно-истинная формула). Это, введенное Витгенштейном, значение термина «Т.», позднее было расширено: Т. стали называть вообще логически истинные (см. Логическая истинность, Мышления законы) формулы классич. логических исчислений — законы классич. логики. В соответствии с 4) понятие Т. естественно относить не к «чистым», а к прикладным исчислениям, когда фиксирована область изменения переменных (область предметов), или универсум, хотя Т. и не зависит от того, каков этот универсум. Напр., в исчислении предикатов первой ступени с тождеством формула х=х (закон рефлексивности тождества) — Т. Истинность этой формулы не зависит от того, выберем ли мы в качестве универсума множество натуральных чисел или множество действит. чисел, или же к.-л. другое множество. Т. говорит нечто в с е г д а истинное о любом возможном универсуме, т. е. об элементах (их свойствах и отношениях) любого множества предметов из нек-рой системы множеств, по отношению к к-рым она только имеет смысл. Слова «универсум», «любое множество» и пр. показывают, что Т.— понятие классич. логики. Именно с т. зр. классич. логики Т. образуют теоретич. основу для любых логически правильных умозаключений (см. Тождественная истинность).
|
|
Когда число принятых истинностных значений больше двух (при т. п. обобщенной системе истинностных значений, к-рая имеет место, напр., в многозначной логике), Т. наз. такие формулы, к-рые при любом наборе из принятой обобщенной системы истинностных значений переменных сохраняют одно и то же выделенное (отмеченное) значение. Т. в этом смысле используются, в частности, в доказательствах независимости аксиом и правил вывода логич. исчислений.
Лит.: Витгенштейн Л., Логико-философский
трактат, пер. с нем., М., 1958; Ч ё р ч А., Введение в мате
матическую логику, пер. с англ., Гт.] 1, [М.1, 1960, § 15,
19, 23; Blanche R., Introduction a la logique contemporaine,
P., [19573, p. 63—69. M. Новосёлов. Москва.
ТАДЖИКСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. В древности и средневековье вост.-иранские (предки таджиков) и зап.-иранские (предки персов) народности объединялись в пределах общих рабовладельч. и феод, гос-в, и вплоть до 15 в. невозможно говорить об истории каждого из народов в отдельности. Культура (в частности философская), созданная таджиками и персами на протяжении веков, является общим достоянием этих народов (см. Иранская общественная мысль).
|
|
Возникшая в вост.-иранской среде в доахемеиид-ский период (8—6 вв. до н. э), зороастрийская религия (см. Зороастризм) объединила вост. и зап. иранцев. Авеста, стоящая у истоков зороастрийского дуализма, сформулировала троичный идеал праведника («добрые помыслы», «добрые речи», «добрые дела») в противовес триаде «неверных» («злые помыслы», «злые речи», «злые дела»). В зороастризме существовала и монистич. тенденция зерванизма (зрванизма). Трактат «Толкование, которое устраняет сомнение» критикует зрванистов за отрицание ими существования бога и нежелание соблюдать религиозные (зоро-астрийские) обряды.
Манихейство восприняло от зороастризма учение о дуализме добра и зла; популярность манихейства сохранялась даже после араб, нашествия и утверждения ислама в качестве гос. религии. В рамках ислама
манихейство подготовило появление суфизма и ис-маилизма. Антифеод, настроения трудящихся в период 5 — нач. 6 вв. нашли идеологич. выражение в учении Маздака (см. Маздакизм), дуалистич. религ.-филос. система к-рого провозглашала равенство людей и социальную справедливость (проповедь «эры справедливости» и т. д.). Если араб, завоеватели и ортодоксальные богословы игнорировали любую культуру и науку, кроме исламской, то прогрессивная часть ираноязыч. общества живо интересовалась и доисламской религ.-филос. традицией, и филос. культурой Запада; появляется обширная переводная лит-ра, гл. обр. с греческого: трактаты Платона, Аристотеля, Порфирия и т. п. Замечат. знатоком греч. философии, напр., был прогрессивный ученый и философ ар-Рази (см. Рази), к-рому противостояло ортодоксально-исламское направление во главе с аль-Бухари (810— 870). Др. представителями прогрессивной науч. и филос. мысли того времени являлись ближайшие предшественники и современники Рази — Абу Джафар ибн Муса аль-Хорезми, Муваффак пбн Али аль-Ха-равийя, Абу Бакр Ахавайни, Абу Мухаммад Ход-женди и др. Одним из первых комментаторов Аристотеля был крупнейший философ вост. средневековья Фараби.
Интерес к социальной тематике и филос. вольнодумство характерны для поэтич. творчества Рудаки (ум. 941) — основоположника тадж. классич. лит-ры, и его современников: Абу Зарра, Абу Шукур Балхи, Мухаммада Хусравани, Шахиди Балхи и др. Поэзия Дакики и в особенности Фирдоуси воспевала прогрессивные для своей эпохи социально-политич. и гуманистич. идеалы.
Возвышение династии Саманидов (9—10 вв.) ослабило влияние Халифата; в Мавераннахре усиливается тенденция к территориальному, языковому и культурному объединению, прерванная араб, нашествием. Образование собственно тадж. народности совпадает с процессом становления национальной государственности. Лит. язык дари (таджикский) на территории Мавераннахра, Хорасана и Балха становится не только языком художеств, культуры (Рудаки, Дакики, Фирдоуси), но, в известной мере, и науки (Ибн Си-на, Насир Хосров, Омар Хайям и др.). Науч.-филос. культура в это время переживает пору расцвета. Мировую известность приобрели естественнонауч. труды Бируни и Авиценны (Ибн Сины). Выдающийся тадж. ученый-энциклопедист, испытавший разнообразные филос. влияния, Ибн Сина создал собств. филос. систему, переработавшую достижения современного ему естествознания. Описывая многообразие бытия с помощью трех универсальных понятий: необходимости, возможности и действительности, Ибн Сина объяснял переход от возможности к действительности с т. зр. пантеистич. теории эманации мира из божества. Материалистич. элементы содержатся и в теории познания Ибн Сины, во взглядах на человеческое восприятие как исходный момент процесса познания и т. п. Прогрессивной линии Ибн Сины и его последователей в философии противостоял калам.
|
|
Одновременно с расцветом наук и философии в 10—11 вв. возникает своеобразная религ. оппозиция ортодоксальному исламу — исмаилитско-карматская ересь (см. Карматы, Исмаилиты), догматика к-рой складывалась под влиянием неоплатонизма и манихейства. С исмаилизмом были связаны мн. мыслители этой эпохи — Сиджистани (10 в.), Насир Хосров (11 в.), Низари (13 в.) и др.
Младшим современником Насира Хосрова был Омар Хайям — крупный математик, астроном и поэт, который в своих, философских трактатах продолжил традицию Ибн Сины и восточного аристотелизма.
ТАДЖИКСКАЯ ФИЛОСОФИЯ— ТАЙЛОР 179
К концу 10 — нач. И вв. большую популярность среди пародов Ближнего и Ср. Востока приобретает суфизм. Источником суфизма принято считать движение захидов («отшельников»), к-рое объединяло беднейшие слои араб, народа, настроенные оппозиционно по отношению к феодализировавшейся светской власти Халифата. Филос. догматика суфизма питалась идеями манихейства, гностицизма и неоплатонизма в интерпретации «Братьев чистоты» (см. Ихван ас-са-фа) и во многом была враждебна правоверному исламу; мн. видные суфии в 9 —10 вв. были объявлены еретиками или безбожниками и пали жертвой мусульм. инквизиции. Схоластич. философия суфизма была заключена в след. триаду: шариат (познание и соблюдение закона, раскрытого в откровении), тарикат (мо-рально-психологич. методы духовного самосовершенствования) и хакикат (учение о подлинном бытии, в к-ром суфия озаряет интуитивное знание об истинной природе божества и своей сопричастности к нему). Теоретич. основы суфийских учений в 10—11 вв. разработала т. н. хорасанская группа суфиев: Суламп, Кушайри, Абу Сайд, Харакани п др. Крупный теолог Газали стремился разрешить на базе суфизма противоречие между наукой и религией. Газали выступал против Фараби и Авиценны, принесших, но его мнению, религию в жертву науке. Систематич. критику религ.-идеалистич. концепции Газали дал Ибн Рошд. К 12 в. суфизм становится крайне сложным и неоднородным течением, сочетающим в себе элементы филос. вольнодумства с мистицизмом, усилившимся в Ср. Азии 13 — нач. 14 вв. в связи с мопг. нашествием. Внутри суфизма Джалаледдин Руми, Санан, Аттар, Саади, Хафиз и др. противопоставляли мпстнч. настроениям рационалистич. и гуманистнч. мотивы.
|
|
Наиболее крупным ученым и философом 13 в. был Насирэддин Туей, сделавший неск. важных открытий в области математики и астрономии, а в философии выступавший как ученик Ибн Снны; в его тр5'дах разрабатываются осн. традиц. проблемы ср.-век. философии: проблемы категорий бытия, свободы воли, чувственного и рацион, познания, приобретенного и непрп-обретенного знания, истины, классификации наук и т. п.
В 13—14 вв. наиболее распространенным жанром филос. лит-ры становится комментарий. В нек-рых комментариях с позиций мистицизма интерпретировалось наследие суфийских теоретиков, в других, как напр. у Кутбиддина Шерозн (13 в.), Кутбиддина Рази (14 в.), Джалаледдина Даввани, Алии Кушчи (15 в.), пропагандировались филос. идеи Фарабп, Ибн Спны, Омара Хайяма и др. В 14 в. с антиклерпк. критикой выступал талантливый сатирик Убейд Заканн.
Абдуррахман Джами (15 в.), философ и тонкий поэт-лирик, создавший целую поэтич. школу, был приверженцем суфийского ордена «Нахшибанда» (см. Накш-бендизм), в рамках к-рого проповедовал труд, справедливость и знание как основы идеального человеческого общества.
С 16 в. в идеологпч. жизни общества доминирующим становится религ.-идеалистич. направление, против к-рого выступали представители прогрессивной тенденции в обществ, мысли — Бинои (1453—1512), Восифи (1485—1551 или 1556), Хилоли (за сатиру на феод, правителя казненный в 1529), Сайдой Насафп (ум. 1707 или 1711). Большое и противоречивое влияние на последующее развитие обществ, мысли таджикского и др. народов Ср. Азии и Афганистана оказал Бедилъ, живший в Индии.
18 в. и 1-я пол. 19 в. в Таджикистане — период расцвета богословия; светская наука в эту эпоху носила в основном схоластич. характер.
Во 2-й пол. 19 в. Ср. Азия превратилась в колонию царской России; к тяжелому феод, гнету приба-
вился колониальный. Вот почему в этот период на первый план выдвигаются вопросы нац. прогресса, социальной справедливости, устранения ср.-век. феод, порядков во всех сферах обществ, жизни. Представителями демократич. просветительского направления были Ахмад Дониш (1827—97) и его последователи — Хайрат (ум. 1902), Мирзо Азими Соми (ум. 1910), Асири (ум. 1916), доктор Собир (1877 — 1914), Сиддики (ум. 1927), Фитрат (1889 — 1937), С. Айни (в доокт. период), и др. Хотя все они еще разделяли религ. миросозерцание, в то же время в своих произв. критиковали ислам, теологич. концепцию истории, выступали против реакц. панисламистских идей.
Революция 1905—07 в России активизировала по-лнтнч. деятельность тадж. трудящихся, а т. н. Среднеазиатское восстание 4 июля 1916 (в Ходжеите) закрепило их связи с рус. революц. движением.
В первые годы после Октябрьской революции распространение и утверждение марксизма-ленинизма в Таджикистане проходило в сложной атмосфере борьбы с пантюркистской идеологией. В 20—30-х гг. марксистско-ленинская теория стала программой действия нар. масс в борьбе за социализм; получают конкретную разработку вопросы нац., гос. и культурного строительства. Систематическая н.-и. работа в области философии начинается в Таджикистане с конца 30-х и нач. 40-х гг. В 50—60-е гг. философы республики включаются в разработку проблематики диалектпч. и псторпч. материализма, филос. вопросов совр. естествознания, истории филос. и обществ.-политич. мысли тадж. народа (А. Богоутдинов, М. Аси-мов, Е. Э. Бертельс, М. Болтаев, М. Раджабов, Н. Одилов, С. Б. Морочник, В. И. Приписной и др.). Плодотворную работу по переводу произв. К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина (в частности их филос. трудов) провел Ин-т истории партии при ЦК КП Таджикистана, что позволило унифицировать филос. терминологию в тадж. яз. на основе понятий диалектпч. материализма. Определ. успехи достигнуты в Таджикистане и в плане подготовки филос. кадров. В составе АН республики имеется Отдел философии (организован в 1951), а при семи вузах — кафедры философии.
Лит.: Богоутдинов А. М., Выдающийся памят
ник филос. мысли тадж. народа, «ВФ», 1948, № 3(5); е г о ж е,
Из истории обществ.-политич. мысли тадж. народа, там же,
1951, Кя 3; его ж е, О консолидации тадж. социалистич.
нации, «Труды АН Тадж. ССР», 1955, т. 31; е г о ж е, Очер
ки по истории тадж. философии, Душанбе, 1961; Г а ф у-
ров Б. Г., История тадж. народа, 3 изд., т. 1, М., 1955;
Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов
СССР, т. 1—2, М., 1955—56; Брагинский И. С, Из
истории тадж. нар. поэзии, М., 1956; История философии,
т. 1, М., 1957, с. 239—49; Раджабов 3., Из истории
обществ.-политич. мысли тадж. народа во 2-й пол. 19 и на
чале 20 вв., Сталинабад, 1957; Рудаки и его эпоха. Сб. ст.,
Сталинабад, 1958; Бертельс А. Б., Насир-и Хосров
и исмаилизм, М., 1959; Григорян С. Н., Из истории
философии Ср. Азии и Ирана 7—12 вв., с прилож. избр. филос.
произв. Фараби, Газали и Маймонида, М., 1960; Бертельс
Е. Э., Избр. труды, т. 1, 3, М., 1960—65; Лей Г., Очерк
истории ср.-век. материализма, [пер. с нем.], М., 1962;
История тадж. народа, т. 1—3 (в 5 кн.), М., 1963—65; Ай
ни С, Куллиёт, ч. 11, кит. 1—2, [Душанбе], 1963—64; Рус-
тадж. терминология, филос. словарь, [сост. М. Асимов, М. Ди-
норшоев, М., Бачаев], Душанбе, 1966; Ашуров Г.,
Развитие марксистско-ленинской философии в Таджикистане,
«ВФ», J967,.№ 5. Г. Ашуров. Душанбе.
ТАИЛОР (Tylor), Эдуард Бернетт (2 окт. 1832 — 2 янв. 1917) — англ. этнолог и религиевед, проф. антропологии в Оксфорде. Вместе со Спенсером был основоположником эволюц. школы в истории культуры. Взгляды Т. сложились под влиянием эволюц. теории Конта и его англ. последователей. В «Антропологии» (L., 1881; поел. изд. Ann Arbor, 1960; рус. пер., СПБ, 1882) Т. рассматривает историю культуры как процесс поступат. развития («наука о культуре есть наука о реформах») и вводит в этнологию понятия т. н. пережитков (survivals) и история, напластова-