жает апеллировать к моральному сознанию, к совести, к духовным «завоеваниям». Фрейдизм, «вскрыв» культуру как замещение либидо, утверждает в то же время, что культура есть факт сублимации, т. е. восхождения от низшего к высшему (ориентация, в принципе невозможная при натуралистич. позиции).
Ф. выражает ту духовную установку, при к-рой различные сферы бытия оказываются невосприня-тыми; нерасслышанное в своей сущности («чтойности») бытие предстоит перед фикционалистским взором как заподозренное в небытии и требующее разоблачения. Ф., пользуясь образом Г. Честертона, направляет свои усилия на «соскабливание позолоты» с «золотых слитков» (см. «G. В. Show», L., 1910, р. 70—71).
Фикцпоналистская (редукционистская) позиция несостоятельна в качестве философской, ибо, если философия призвана осмыслить бытие, то Ф. не может сделать это иначе, чем игнорируя собств. качественность вещи, обращаясь к качественно иным основаниям и, т. о., искажая данность, наличное сущее. Ф. уничтожает бытие, вместо того чтобы его объяснить.
|
|
Р. Гальцееа. Москва.
ФИКЦИЯ (от лат. fictio — вымысел) — представление, о к-ром известно, что оно не соответствует действительности. Лингвистически Ф. выражается при помощи конструкций «как бы», «как если бы». Такие конструкции употреблялись уже Кантом. Термин «Ф.» в его специальном филос. значении был введен Файхингерож, построившим концепцию фикционализма. Файхингер различает собственно Ф.— мыслит, образования, к-рые 1) не соответствуют действительности и 2) содержат в себе формальнологнч. противоречия (понятия «бесконечно малое», «вещь в себе»),— и полуфикции, к-рые обладают только первым из этих свойств (напр., искусств, классификация типа линнеевской, в к-рой предметы упорядочены не по тем принципам, к-рым следовала природа). Ф. связана с открыто выражаемым пониманием ее фиктивности, что отличает ее от гипотезы, отношение к-рой к действительности еще подлежит выяснению.
В представлении о Ф. не вполне адекватно выражена способность психики к условному полаганпю, т. е. полаганию нек-рого объекта с одноврем. осознанием неправомерности этого полагання. Абсолютизация этой способности приводит к утверждению, что мир есть лишь скопление Ф., т. е. к агностицизму.
Лит. см. при ст. Файхингер. В. Костпеловский. Москва. ФИЛОГЕНЕЗ (от греч. cp6Xov — род, вид и yiveaic, — происхождение) — историч. развитие органпч. мира. Термин «Ф.» введен Э. Геккелем (1866). Понятие Ф. характеризует те изменения биологич. систем различного уровня, к-рые являются продуктом эволюции и в силу медленного протекания эволюц. процесса не могут быть объектом непосредств. наблюдения. После открытия биогенетического закона Ф. изучается в органич. взаимосвязи с онтогенезом. Понятие Ф. употребляется иногда п в психологии для обозначения тех изменений психики, к-рые обязаны своим происхождением общей эволюции человека и чело-веч, культуры.
|
|
Лит. см. при ст. Онтогенез.
ФИЛОДЁМ (®i).66np,og) из Г а д а р ы (1 в. до н. э.) — др.-греч. философ, глава неаполитанской эпикурейской школы. Вероятно, в школе Ф. получил свое филос. образование Лукреций. По Ф., философия, как и все др. области знания, есть эмпирич. наука. Воспроизводя в соч. «О святости» и «О богах» (в основном посвященных проблемам религии) эпикурейскую натурфилософию, Ф. считал учение о божеств, промысле предрассудком, оказывающим пагубное влияние на жизнь человеч. общества. В соч. «О знаках и обозначаемом ими» Ф. предвосхищал осн. положения индуктивной логики Ф. Бэкона. Соч. Ф. (впервые обнаруженные при раскопках Геркуланума, 1752)
доказывают ошибочность взгляда, будто школа Эпикура после его смерти не развивалась. Соч. Ф. свидетельствуют также, что во 2—1 вв. до н. э. происходила ожесточенная борьба между эпикурейской школой, с одной стороны, стоицизмом и перипатетической школой — с другой.
С о ч.: Herculanensium voluminum quae supersunt. Col-lectio prior, t. 1—11, Neapoli, 1793—1855; CoJlectio altera, t. 1—11, Neapoli, 1861—76; в рус. пер. в кн.; М а к о-вельский А., Древнегреч. атомисты, Баку, 1946.
Лит.: Б о р и ч е с к и й И., Логика Эпикура, «Изв. ЛГУ», 1930, т. 2; е г о же, Древняя и совр. философия науки в ее предельных понятиях, ч. 1, М.— Л., 1925; его же, Демокрит и Эпикур в борьбе за основы атомизма, «Архив истории науки и техники», 1936, вып. 8; G о m р е г г Т п., Philodem iiber Induktionsschliisse, Lpz., 1865 (Herkulanische Studien, Bd 1); e г о ж е, Philodemus, iiber Frommigkeit, Lpz., 1866 (Herkulanische Studien, Bd 2); Philodemi volumina de Rhetorica, hrsg. von S. Sudhaus, Bd 1—2, Lpz., 1892 — 96; Philodemi qui dicitur libellus, ed. Gh. Jensen, Lipsiae, 1906; Diels H., Philodemos. Ober die Gotter, Bd 1—2, [в.], 1917; Philippson R., Zu Philodem Ilepi eooePelag «Hermes», 1919, Bd 54; Philodemus of Cadara. On methods of inference, ed. by Ph. H. de Lacy and E. A. de Lacy, Lancaster, 1941; Lusclinat O., Zum Text von Philodemus Schrift de Musica, В., 1953; G i a: a n t e M., Filodemo «De morte», «La Parola de]^ Passato», 1955, № 10. А. Маковелъский. Баку. ФИЛОЛАИ (ФабХаод) из Кротона (5 в. до н. э.) — др.-греч. философ, представитель пифагореизма. В своей натурфилософии принимал учение Эмпедокла о четырех элементах, прибавляя к ним эфир, из к-рого, по Ф., состоит периферия космоса, представляемого в виде шара. Кроме того, началами являются беспредельное, предел (принцип определенности, порядка, закономерности) и числа, о к-рых Ф. развил спец. учение: числа есть принцип «возникновения» (более сложное возникает из простого: движение точки создает линию, движение линии — поверхность, движение поверхности — геометрич. тело), принцип различения геометрич. тел (точка — монада, линия — диада, поверхность — триада, геометрич. тело — тетрада), закономерность (монада — начало всего, а декада — самосущая идея всего совершающегося в мире) и даже принцип божеств, мира. Согласно Ф., все познается через число.
В учении о душе Ф. придерживался взгляда орфи-ков, считая, что душа заключена в теле, как в темнице, нз к-рой стремится освободиться. Критерием истины Ф. признавал разум, родственный природе и способный ее созерцать. Признавая гармонию противоположностей принципом природы и психики, Ф. конструировал свои космологические, биологические, медицинские и эстетич. концепции (тело и душа — соединение противоположностей, а болезнь — нарушение единства противоположностей, почему для сохранения здоровья необходимо соблюдать меру в питании, температуре и т. п.; м5'зыка есть приведение к единству многого, согласие разногласного и т. п.). В учении Ф., как и всего раннего пифагореизма, переплетались матерпалистич. тенденции (гл. обр. в космологии, астрономии, медицине) и идеализм (в учении о числах и душе) и содержались диалектич. идеи. Дошедшие до нас фрагменты произв. Ф. являются осн. первоисточниками о раннем пифагореизме.
|
|
Фрагменты: Nestle W., Die Vorsokratiker in Auswahl iibersetzt und herausgegeben, Jena, 1908; Diels E., Die Fragmente der Vorsokratiker, 8 Aufl., Bd 1, В., 1957; в рус. пер. в кн.: Маковельский А., Досократики, ч. 3, Каз., 1919, гл. 32.
Лит.: Frank E., Plato und die sogenannten Pythago-
reer, Halle, 1923; Raven J. E., Pythagoreans and Eleatics,
Camb., 1948. А. Маковельский. Баку.
ФИЛОМАФЙТСКИИ, Алексей Матвеевич [17(29) марта 1807—22 янв. (3 февр.) 1849] — рус. естествоиспытатель-материалист, проф. Моск. ун-та. Окончил Харьковский (1828) и Дерптский ун-ты. Доктор медицины (1833), стажировался в лаборатории И. Мюллера (1833—35). В 1836—40 выпустил 3-й том своего учебника «Физиология, изданная для руководства своих слушателей» (2 изд., М., 1944), в к-ром
332 ФИЛОН—ФИЛОСОФИЯ
подверг критике натурфилософию Велланского, издавшего в том же году собств. учебник физиологии. В своем труде Ф. выступил одним из пионеров экспериментального метода в физиологии; учебник представлял собой теоретич. обобщение экспериментов Ф., чем отличался от умозрит. учебника физиологии Велланского. Книга Ф. получила высокую оценку современников и была в 1841 удостоена Демидовской премии Академии наук. Ф. выступил также пионером науки о переливании крови — гематологии — и положил начало опытам по обезболиванию операций.
С оч.: Первая лекция физиологии, в сб.: Избр. произв. рус. естествоиспытателей первой пол. 19 в., М., 1959.
Лит.: Пирогов Н. И., Соч., 2 изд., т. 2, К., 1916, с. 503—04, 690; Коштоянц X. С, Очерки по истории физиологии в России, М.— Л., 1946 (см. именной указат.); Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 349—50; Шумилин Е. А., Рус. предшественники И. М. Сеченова, в кн.: Очерки по истории рус. психологии, М., 1957, с. 336—66.
ФИЛОН (OiAcov) Александрийский (21 или 28 до н. э.— 41 или 49 н. э.) — антич. философ, представитель иудейско-греч. философии. Две идеи составляют основание философии Ф.: абс. трансцендентность бога (неведомая языч. пантеизму) п стоич.-платонич. учение об идеях. В отличие от платоников, у к-рых божество не имеет никакой «священной истории», Ф. как монотеист признавал его конкретной личностью (Иеговой) со своей священной историей, о к-рой повествовала Библия. Божество Ф.— выше платоновских единого и блага и является истинно сущим, о к-ром человеку известно только то, что оно существует, но не известно, каково оно. Ф. учил и о творении мира (идея, совершенно чуждая язычеству, а у платоников понимаемая не лично, а категориально и отвлеченно), заимствуя это учение из Библии. В связи со стоическо-нлатонич. концепцией эманации Ф. учил также о логосе как о самом высоком и совершенном творении бога, благодаря к-рому бог творит сначала существа, более близкие к себе — ангелов, а потом мир вещей и человека. Ф. выдвинул и теорию сверхумного внутр. экстатич. восхождения к богу. Идеи Ф. в ряде моментов отличались от христианских (напр., в силу эманационного соотношения бога и мира мир оказывался у Ф. по своей субстанции тем же самым божеством, но только менее совершенным), но в целом были близки им и обеспечили Ф. необычайную популярность в патристике. Энгельс охарактеризовал Ф. как «...настоящего отца христианства...» (МарксК. иЭнгельс Ф.,Соч., 2 изд., т. 19, с. 307) и считал «доказанным» «огромное влияние александрийской школы Филона... на христианство...» (там же, т. 22, с. 474). Христ. богословы до 1-го вселенского собора в Никее (325), в т. ч. Ориген, представляли себе соотношение трансцендентного бога, логоса и мира так же, как Ф., пока на 1-м вселенском соборе его учение не было отвергнуто как языческое и пантеистическое. Отвергнутое ортодоксальными христианством и иудаизмом (поскольку библейскую священную историю Ф., в отличие от иудаизма, понимал не буквально, но аллегорически, заменяя ее отвлеченными категориями языч. пантеизма), учение Ф. оказалось, т. обр., промежуточным звеном между язычеством и христианством.
|
|
С оч.: Opera quae supersunt, ed. J. Colm et P. Wendland, Bd 1—7, В., 1962—63; в рус. пер.— О жизни созерцательной, в кн.: Смирнов Н. Т., Терапевты и соч. Ф. Иудея «О жизни созерцательной». К., 1909.
Лит.: Муратов М. Д., Учение о Логосе у Ф. А. и Иоанна Богослова..., вып. 1, М., 1885; его же, Философия Ф. А. в отношении к учению Иоанна Богослова, М., 1885; Трубецкой С. Н., Ф. и его предшественники, «Вопр. филос. и психол.», 1897, кн. 40—41; его же, Учение о Логосе в его истории, М., 1906, с. 77 —165; Троицкий А., Антропологич. и эсхатологич. учение Ф., «Вера и разум. Отд. филос», 1904, № 18, с. 191—202; Г л у б о к о в с к и й Н. Н., Благовестив св. ап. Павла по его происхождению и существу, кн. 2, СПБ, 1910, с. 23—425; И в а н и ц к и й В. Ф., Ф. А., Жизнь и обзор лит. деятельности, К., 1911; История филосо-
фии, т. 1, М., 1940 (имен, указат.); Arnim H., Quellenstu-
dien zu Philon von Alexandria, В., 1888; Treitel L.(
Gesamte Theologie und Philosophie Pinions von Alexandria,
В., 1923; Adler M., Studien zu Philon von Alexandria,
Breslau, 1929; Heinemann I., Philons griechische und
jiidische Bildung, Breslau, 1932; Volker W., Fortschritt
und Vollendung bei Philon von Alexandria. Eine Studie zur
Geschichte der Prommigkeit, Lpz., 1938; Goodenough
E. R., Problems of method in studying Philo Judaeus, «J. of
Biblical Literature», 1939, v. 58, p. 51 — 58; e г о. ж е, An
introduction to Philo Judaeus, New Haven, 1940\ P о h-
lenz M., Philon von Alexandria, «Nachrichten der Akadefhie
der Wissenschaften zu Gottingen. Philologisch-historische
Klasse», 1942, Bd 5, S. 409—87; Brehier E., Les idees
philosophiques et religieuses de Philon d'Alexandrie, 3 ed.,
P., 1950; Kaufmann P., Don, distance et passivite chez
Philon d'Alexandrie, «Revue de metaphysique et de morale»,
1957, J\li 1, p. 37—56; D a n i ё 1 о u J., Philon d'Alexandrie,
P., 1958. А. Лосев. Москва.
ФИЛОН (Ф£Хсог) из Ларисы (2—1 вв. до н. э.) — антич. философ, глава 4-й Академии платоновской. Сведения о нем скудны. В 80-х гг. 1 в. до н. э. в Риме его слушал Цицерон, изложивший воззрение ученика Ф.— руководителя 5-й Академии Антиоха. Переводя Академию с позиций скептицизма на позиции догматизма, Ф. приближался к стоицизму. Будучи вначале учеником академпч. скептиков Карнеада и Клитомаха, стал придавать особое значение этнке, различая хорошее и дурное, положительные п отрицат. поступки, т. е. признавая оценочный критерий. Стоич. «воздержание» (елохт)) от всякого познавания вещей Ф. отрицал, но абсолютного знания п критериев истины не признавал, базируясь только на вероятности.
Лит.: Hermann С. F., De Philone Larissaeo, Gott.,
1851; его же, De Philone Larissaeo disputatio altera, Gott,
1855; Z e 1 1 e r Ed., Die Philosophie der Griechen in Hirer
geschichtlichen Entwicklung, 5 Aufl., 1 Abt., Tl 3, Lpz., 1923,
S. 609—18. А. Лосев. Москва.
ФИЛОСОФИЯ (греч. qnXocrocpia, букв.— любовь к мудрости, от cpiAeco — люблю и oocpia — мудрость) — форма обществ, сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека и исследующая вытекающие отсюда познавательное, ценностное, этич. и эстетич. отношение человека к миру. По самой своей природе Ф. выполняет особую мпровоззренч. и методОлогич. функции, к-рые не берут на себя ни отдельные спец. науки, ни совокупность конкретно-научного знания в целом. Выполнение этих функций предполагает наличие не просто суммы взглядов на мир в целом, а системы идей, которые выражают определенное отношение человека к миру и мира к человеку и тем самым определяют совокупность исходных ориентиров, обусловливающих в конечном счете программу социального поведения человека. От др. форм мировоззрения — фольклорномифологпческой, религиозной и т. д.— Ф. отличается тем, что она реализует мпровоззренч. функцию на основе теоретич. отношения к действительности, противопоставляя антропоморфизму мифологии представление о мире как о поле действия объективных безличных сил, а традиционности и непосредственности мифа — сознат. поиск и выбор подобных представлений на основе особых логических и гносеологических критериев. Теоретич. отношение к действительности в Ф. предполагает противопоставление субъекта п объекта и выявление взаимоотношения между ними. Именно поэтому, как впервые показал марксизм, основным вопросом Ф. является вопрос об отношении материи и духа, бытия и сознания. В то же время от конкретно-науч. мышления фплос. познание отличается направленностью на выдвижение «предельных оснований», стремлением найти абс. предельные нормативы всякого сознат. отношения к действительности. Эти особенности присущи всякому филос. мышлению, как материалистическому, так и идеалистическому, хотя, безусловно, идеализм и не мог дать науч. решения этих проблем.
ФИЛОСОФИЯ
Абсолютность и предельность исходных мировоз-зренч. ориентиров, рассматриваемых Ф., следует понимать условно — брать их исторически, применительно к определ. этапу развития филос. знания, в известном социально-культурном контексте. Так, классич. метафизич. Ф. усматривала эти основания в «последних сущностях» мира, а нем. идеалпстнч. диалектика — во взаимосвязи субъекта и объекта, понимаемой как различные формы духовной деятельности; для нек-рых направлений совр. Ф. в качестве таких оснований выступают ценности, фундаментальные характеристики человеч. существования и пр. Марксистско-ленинская Ф., последовательно проводя принцип научности, исходит из положения о том, что подлинным предметом Ф. являются всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Тезис об историч. обусловленности форм Ф. марксизм-ленинизм развернул и конкретизировал в положении о социально-классовой природе и партийном характере всякой Ф. (см. Партийность в ф и л о с о ф н и). Выполняя мировоззренч. функцию, Ф. всегда теснейшим образом связана с социально-классовыми интересами, с политической и идеологич. борьбой.
Определение Ф. как теоретич. формы сознания не исключает того, что в нек-рых случаях в силу тех или иных конкретно-историч. причин собственно философский, теоретич. подход к решению мировоззренч. задач определ. образом деформир5гется. В одних случаях такая деформация приводит к подчинению филос. подхода религии, мистике и т. п. В др. случаях она заключается в попытках исключить из Ф. мировоззренч. проблематику, как не имеющую строгого науч. значения (см. Сциентизм).
В силу специфики филос. знания историю Ф. нельзя представить только как последоват. разрешение возникавших проблем и накопление положит, знания; для движения филос. мысли характерны миграция и переформулирование ряда осн. проблем на протяжении всей истории культуры. Стремление ко все более глубокому осознанию своих предпосылок и задач является органич. чертой филос. познания, к-рая реализуется в противоборстве различных подходов к определению предмета Ф., ее структуры л специфики развития. Борьба различных филос. концепций и школ (прежде всего борьба материализма и идеализма, диалектики и метафизики) отражает многообразие и противоречивость социальной действительности, различие социальных позиций, различие ценностных и социально-психологич. установок. Будучи детерминирована социальной действительностью, Ф. сама оказывает активное воздействие на социальное бытие, способствует формированию новых идеалов, социальных норм и культурных ценностей.