работах 60-х гг. Ф. предстает здесь как единство двух противоречивых процессов — овеществления производств, отношений и персонификации вещей. В товарно-капиталистич. обществе отношения между людьми опосредуются вещью, к-рая приобретает благодаря этому особое социальное значение. Происходит «...сращение вещественных отношений производства с их исторически-общественной определённостью...» («Капитал», т. 3, 1955, с. 843). «...Таинственность товарной формы состоит просто в том, что она является зеркалом, которое отражает людям общественный характер их собственного труда как вещный характер самих продуктов труда, как общественного свойства данных вещей, присущие им от природы» (там же, т. 1, 1955, с. 78). Человек оказывается здесь лишь персонификацией некоей социальной функции, исполнителем социальной роли, актером, обладающим нек-рой «экономической маской».
Ф. денег является дальнейшим развитием Ф. товара. В деньгах стоимость срастается с вещной, натуральной формой предмета, выступающего в функции денег (золотом и т. д.); стоимостно-обществ. отношение приобретает обособленное материальное существование (см. Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. 4, 1925, с. 63). Теперь товары в своей качественно-предметной определенности обмениваются на символический всеобщий продукт, нек-рый предметный знак — деньги, символич. бытие к-рых срастается с их естеств. формой. Своей высшей формы Ф. достигает в капитале, приносящем проценты. На примере определенной историч. формы Ф.— товарно-денежного Ф., Маркс показал, что социальная структура общества, основанного на частной собственности, углубляющемся разделении труда и обществ, дифференциации, неизбежно прибегает к фетишизации собств. механизмов н персонификации безличных социальных регуляторов.
|
|
Анализируя противоречия конкретного и абстрактного труда, Маркс разграничил две сферы — сферу культуры как творчески предметной, качественно-специализированной деятельности и сферу социального, где осуществляется обезличивание, уравнивание неоднородного и качественно различного. Ф. характеризуется отождествлением культурного и социального: предмет культуры получает социальное значение, т. к. становится посредником в обществ, отношениях между людьми, а затем и предметным воплощением функцион. механизмов социального бытия. Напр., каждый продукт культурно-историч. деятельности человечества при капитализме обретает стоимостные характеристики: «...стоимость превращает каждый продукт труда в общественный иероглиф» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 84).
Некритически фиксируя превращенные формы социального процесса (см. Форма превращенная), фетишистское сознание принимает эту видимость социальной действительности за ее сущность (см. Иррационализм, ФЭ, т. 2, 1962, с. 320—21; ср. также критику вульгарной политич. экономии — К. Маркс, Капитал, т. 3, 1955, с. 830). Реальность рассматривается при этом исключительно как нечто данное, «вещное», а человек — как натуралистически-предметное существо. Современное фетишистское сознание проникнуто утилитаризмом и по своей сути является потребительским, видя в обладании и потреблении вещи единств, цель и стимул человеческой жизни. В условиях разобщения социальных связей человек может обрести хотя бы иллюзорную мощь, только приобщившись к сверхъестеств. силам фетиша. В современном гос-монополистич. капитализме сама возможность быстрой смены вещей является показателем социального престижа личности, ее приобщенности к миру богатства и власти. См. Отчуждение.
|
|
Лит.: Франк С. Л., Теория ценности Маркса и ее значение, СПБ, 1900; Богданов А., Падение великого Ф., М., 1010; Лукач Г., Материализация и пропет, сознание, «Весгн. Соц. академии», 1923, кн. 4—6; Рубин И. И., Очерки по теории стоимости Маркса, М.—Л., 1929; М а р к А н., Критика Ф. в творчост1 Маркса, X., 1931; Францов Г. П., У истокои религии и свободомыслия, М.— Л., 1959 (имеется библ.); Ш е х о в ц о в А. В., Марксова теория товарного Ф., М., 1961; Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Ibarrola I., Alienation, theorie de la valour, travail et fetichisme, «Economie et politique», 1965, №131, p. 107—16; Althusser L., Bali-bar E., E stab let R., Lire le Capital, t. 2, P., 1965. См. также лит. к ст. Овеществление, Отчуждение.
А. Огурцов. Москва.
ФЁХНЕР (Fechner), Густав Теодор (19 апр. 1801 — 18 нояб. 1887) — нем. физик, психолог, философ п сатирик (как сатирик выступал под именем д-ра Мизе-са). В 1832—43— проф. физики в Лейпцпгском ун-те, затем из-за болезни и частичной слепоты, вызванной изучением зрит, восприятий, оставил занятия физикой ц обратился к философии. По филос. взглядам близок к Шеллингу, концепцию к-рого трактует в духе анимизма: вся Вселенная одушевлена, а материя — лишь теневая, оборотная сторона психического. Стремясь обосновать этот взгляд с помощью математических п экспериментальных методов, Ф. опирается на установленную Э. Г. Вебером зависимость между ощущениями и раздражителями и выдвигает идею создания особой науки — психофизики, предмет к-рой— закономерные соотношения двух рядов явлений: психических и физических. При этом связь физического и психического мыслилась им как чисто функциональная в духе психофизич. параллелизма. Идеи психофизики, изложенные в работе «Elemente der Psychophysik» (Lpz., 1860), оказали огромное влияние на зарождавшуюся эксперимент, психологию. Предложенные Ф. психофизич. методы позволили применить математич. язык к описанию экспериментально установленных корреляций между ощущениями и вызывающими их физич. агентами, а также вывести один из первых психофизич. законов, согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. В дальнейшем выявилось, что этот закон не имеет универс. характера и действителен только в известных пределах и притом лишь применительно к слуховым и зрит, ощущениям. Тем не менее методы и идеи Ф. оказались плодотворными не только для разработки психологии ощущений, но и для изучения памяти. Сам Ф., распространив этот подход на область элементарных эстетич. оценок, стал основоположником экспериментальной эстетики, осн. идея к-рой состоит в том, чтобы идти «снизу», от опыта п индукции, а не «сверху», от теоретич. понятий.
Филос. позиция самого Ф. дала повод трактовать психофизику, как и эксперимент, эстетику, в духе позитивизма и субъективного идеализма (напр., Мах). Вопреки этим толкованиям, реальное значение работ Ф. состояло во внедрении новаторских эксперимен-тально-матем. методов в исследование пслхич. процессов.
|
|
Соч.; Zend-Avesta oder iiber die Dinge des Himmels und des Jenseits, 5 Aufl., Bd 1—2, Lpz., 1922; Vorschule der Asthctik, 3 Aufl., Bd 1—2, Lpz., 1925; Die Tagesansicht ge-genuber der Nachtansicht, 3 Aufl., Lpz., 1919.
Лит.: Я р о ш е в с к и й М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 9; Kuntze J., G. Th. Fechner, Lpz., 1892.
M. Ярошевский. Москва.
ФИГЕЙРЕДУ (Figueiredo), Жексон ди (1891-1928) — браз. писатель и католич. мыслитель. Религ. философия Ф. испытала сильное воздействие спиритуализма Фариаса Бриту, к-рому посвящена одна из гл. книг Ф. — «Некоторые размышления о философии Фариаса Бриту» («Algumas reflex5es sobre a philosophia de Farias Brito», R. de J., 1916). С позиций католицизма Ф. разрабатывал доктрину «спасения» мира от «разлагающего его социализма и иконоборческого