ФЕТИШИЗМ—ФИГЕЙРЕДУ



работах 60-х гг. Ф. предстает здесь как единство двух противоречивых процессов — овеществления производств, отношений и персонификации вещей. В товарно-капиталистич. обществе отношения между людьми опосредуются вещью, к-рая приобретает благодаря этому особое социальное значение. Проис­ходит «...сращение вещественных отношений произ­водства с их исторически-общественной определён­ностью...» («Капитал», т. 3, 1955, с. 843). «...Таинст­венность товарной формы состоит просто в том, что она является зеркалом, которое отражает людям общественный характер их собственного труда как вещный характер самих продуктов труда, как об­щественного свойства данных вещей, присущие им от природы» (там же, т. 1, 1955, с. 78). Человек оказы­вается здесь лишь персонификацией некоей социаль­ной функции, исполнителем социальной роли, акте­ром, обладающим нек-рой «экономической маской».

Ф. денег является дальнейшим развитием Ф. то­вара. В деньгах стоимость срастается с вещной, на­туральной формой предмета, выступающего в функции денег (золотом и т. д.); стоимостно-обществ. отноше­ние приобретает обособленное материальное существо­вание (см. Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. 4, 1925, с. 63). Теперь товары в своей качественно-предметной определенности обмениваются на символический все­общий продукт, нек-рый предметный знак — деньги, символич. бытие к-рых срастается с их естеств. фор­мой. Своей высшей формы Ф. достигает в капитале, приносящем проценты. На примере определенной историч. формы Ф.— товарно-денежного Ф., Маркс показал, что социальная структура общества, основан­ного на частной собственности, углубляющемся разде­лении труда и обществ, дифференциации, неизбежно прибегает к фетишизации собств. механизмов н персо­нификации безличных социальных регуляторов.

Анализируя противоречия конкретного и абстракт­ного труда, Маркс разграничил две сферы — сферу культуры как творчески предметной, качественно-специализированной деятельности и сферу социаль­ного, где осуществляется обезличивание, уравнивание неоднородного и качественно различного. Ф. харак­теризуется отождествлением культурного и социаль­ного: предмет культуры получает социальное значе­ние, т. к. становится посредником в обществ, отноше­ниях между людьми, а затем и предметным воплоще­нием функцион. механизмов социального бытия. Напр., каждый продукт культурно-историч. деятель­ности человечества при капитализме обретает стои­мостные характеристики: «...стоимость превращает каждый продукт труда в общественный иероглиф» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 84).

Некритически фиксируя превращенные формы со­циального процесса (см. Форма превращенная), фети­шистское сознание принимает эту видимость социаль­ной действительности за ее сущность (см. Иррацио­нализм, ФЭ, т. 2, 1962, с. 320—21; ср. также критику вульгарной политич. экономии — К. Маркс, Капитал, т. 3, 1955, с. 830). Реальность рассматривается при этом исключительно как нечто данное, «вещное», а человек — как натуралистически-предметное существо. Современное фетишистское сознание проникнуто ути­литаризмом и по своей сути является потребитель­ским, видя в обладании и потреблении вещи единств, цель и стимул человеческой жизни. В условиях раз­общения социальных связей человек может обрести хотя бы иллюзорную мощь, только приобщившись к сверхъестеств. силам фетиша. В современном гос-монополистич. капитализме сама возможность быст­рой смены вещей является показателем социального престижа личности, ее приобщенности к миру богат­ства и власти. См. Отчуждение.


Лит.: Франк С. Л., Теория ценности Маркса и ее значение, СПБ, 1900; Богданов А., Падение великого Ф., М., 1010; Лукач Г., Материализация и пропет, соз­нание, «Весгн. Соц. академии», 1923, кн. 4—6; Рубин И. И., Очерки по теории стоимости Маркса, М.—Л., 1929; М а р к А н., Критика Ф. в творчост1 Маркса, X., 1931; Францов Г. П., У истокои религии и свободомыслия, М.— Л., 1959 (имеется библ.); Ш е х о в ц о в А. В., Марксова теория товар­ного Ф., М., 1961; Токарев С. А., Ранние формы рели­гии и их развитие, М., 1964; Ibarrola I., Alienation, theorie de la valour, travail et fetichisme, «Economie et politi­que», 1965, №131, p. 107—16; Althusser L., Bali-bar E., E stab let R., Lire le Capital, t. 2, P., 1965. См. также лит. к ст. Овеществление, Отчуждение.

А. Огурцов. Москва.

ФЁХНЕР (Fechner), Густав Теодор (19 апр. 1801 — 18 нояб. 1887) — нем. физик, психолог, философ п сатирик (как сатирик выступал под именем д-ра Мизе-са). В 1832—43— проф. физики в Лейпцпгском ун-те, затем из-за болезни и частичной слепоты, вызванной изучением зрит, восприятий, оставил занятия физикой ц обратился к философии. По филос. взглядам близок к Шеллингу, концепцию к-рого трактует в духе ани­мизма: вся Вселенная одушевлена, а материя — лишь теневая, оборотная сторона психического. Стремясь обосновать этот взгляд с помощью математических п экспериментальных методов, Ф. опирается на уста­новленную Э. Г. Вебером зависимость между ощуще­ниями и раздражителями и выдвигает идею создания особой науки — психофизики, предмет к-рой— закономерные соотношения двух рядов явлений: психических и физических. При этом связь физиче­ского и психического мыслилась им как чисто функ­циональная в духе психофизич. параллелизма. Идеи психофизики, изложенные в работе «Elemente der Psychophysik» (Lpz., 1860), оказали огромное влияние на зарождавшуюся эксперимент, психологию. Пред­ложенные Ф. психофизич. методы позволили приме­нить математич. язык к описанию экспериментально установленных корреляций между ощущениями и вы­зывающими их физич. агентами, а также вывести один из первых психофизич. законов, согласно которо­му интенсивность ощущения пропорциональна лога­рифму интенсивности раздражителя. В дальнейшем выявилось, что этот закон не имеет универс. харак­тера и действителен только в известных пределах и притом лишь применительно к слуховым и зрит, ощу­щениям. Тем не менее методы и идеи Ф. оказались плодотворными не только для разработки психоло­гии ощущений, но и для изучения памяти. Сам Ф., распространив этот подход на область элементарных эстетич. оценок, стал основоположником эксперимен­тальной эстетики, осн. идея к-рой состоит в том, чтобы идти «снизу», от опыта п индукции, а не «сверху», от теоретич. понятий.

Филос. позиция самого Ф. дала повод трактовать психофизику, как и эксперимент, эстетику, в духе позитивизма и субъективного идеализма (напр., Мах). Вопреки этим толкованиям, реальное значение работ Ф. состояло во внедрении новаторских эксперимен-тально-матем. методов в исследование пслхич. про­цессов.

Соч.; Zend-Avesta oder iiber die Dinge des Himmels und des Jenseits, 5 Aufl., Bd 1—2, Lpz., 1922; Vorschule der Asthctik, 3 Aufl., Bd 1—2, Lpz., 1925; Die Tagesansicht ge-genuber der Nachtansicht, 3 Aufl., Lpz., 1919.

Лит.: Я р о ш е в с к и й М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 9; Kuntze J., G. Th. Fechner, Lpz., 1892.

M. Ярошевский. Москва.

ФИГЕЙРЕДУ (Figueiredo), Жексон ди (1891-1928) — браз. писатель и католич. мыслитель. Религ. философия Ф. испытала сильное воздействие спиритуа­лизма Фариаса Бриту, к-рому посвящена одна из гл. книг Ф. — «Некоторые размышления о философии Фариаса Бриту» («Algumas reflex5es sobre a philosophia de Farias Brito», R. de J., 1916). С позиций католи­цизма Ф. разрабатывал доктрину «спасения» мира от «разлагающего его социализма и иконоборческого



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: