чем для буржуазной Ф. ф. как учебной дисциплины в высшей школе особенно характерно повыш. влияние современных (в частности, социологических) амер. школ, в то время как традиционные для Ф. ф. 19 в. и 1-й половины 20 в. связи с европейскими философскими школами в последнее десятилетие значительно ослабли.
Лит.: История философии, т. 5, М., 1961, с. 703—08; М ы-сливченко А. Г., Проблемы современной бурш, философии в странах Сев. Европы, в кн.: Скандинавский сборник, т. 12, Таллин, 1968; Grotenfelt A., Uuden ajan filo-sofian historia, Hels., 1938; Salomaa J. E., Filosofian historia, t. 1—2, Porvoo, 1949; Collins J. D., A history of modern European philosophy, Milwaukee, 1954; Wright G. H. von, Logiikka, filosofia ja kieli, Hels., 1958; Holm T. W. and Immonen E. J., Bibliography of Finnish sociology. 1945—1959, [Hels., 1966]. В. Похлебкин. Подольск.
ФИРДОУСИ, Абул Касим (р. между 934—941 — ум. ок. 1020) — поэт и мыслитель, классик персидской и таджикской литературы, автор эппч. поэмы «Шахнаме» («Книга о царях»). В монументальной (120 тыс. стихотворных строк) поэме Ф. излагается история Ирана с древних времен до завоевания его арабами. Исследователи «Шахнаме» (И. С. Брагинский, А. М. Богоутдинов, Е. Э. Бертельс, М. Н. Османов) отмечают в поэме две тенденции. Одна пз них — защита абс. монархии, восхваление военной элиты, культ силы — сближает Ф. с феод, аристократией. Идеалом правителя для Ф. является умный, смелый и справедливый монарх, способный победить многочисл. врагов Ирана и создать сильное процветающее гос-во. В процессе работы над поэмой (к-рой Ф. отдал 35 лет жизни) в его мировоззрении все более проступает п другая, народная тенденция; Ф. приветствует, в частности, идеи маздакизма об имуществ. равенстве.
В собственно филос. плане Ф. отличает необычный для его времени рационализм. В эпоху неограниченного влияния ислама Ф. поставил разум, знание выше веры. Разум, по Ф., есть основа человеч. моралп и гарантия справедливости правителей: «И тот, в ком светоч разума горит, дурных деяний в мире не свершит» (цит. по кн.: О с м а н о в М. Н., Фирдоуси, жизнь и творчество, М., 1959, с. 84). Огромную роль наряд}' с разумом Ф. отводит воспитанию: «...Нознанье выше имении званья, и выше свойств врожденных — воспп-танье. Коль в воспитаньп сил не оберут, врожденные достоинства замрут» (там же, с. 82).
Через всю поэму Ф. проходит идея зороастризма о борьбе двух противоположных начал: Ормузда, олицетворяющего свет, добро, и Ахримана (темные силы, зло). Исход борьбы, изображаемой Ф. в различных художеств, формах, решается в пользу Ормузда; это не означает уничтожения зла: Ахриман бессмертен, и вечно продолжается борьба между добром и злом.
В эпоху, когда гос-во Саманидов, пережив период расцвета, клонилось к упадку, поэма Ф. призывала к прекращению феод, междоусобиц и объединению народа для борьбы с завоевателями.
Соч.: Шахнаме, т. 1—10, Тегеран, 1934—36; Шохнома, ч. 1 — 6, Душанбе, 1964—65; в рус. пер.: Шахнаме, т. 1—7, М., 1960—69.
Лит.: Фердовси. [Сб.], Л., 1934; Бертельс Е. Э., Избр. труды, т. 1, М., 1960; Богоутдинов А. М., Очерки по истории таджик, философи и, Душанбе. 1961.
\А. Джахид!. Душанбе.
ФИХТЕ (Fichte), Иоганн Готлиб (19 мая 1762— 29 янв. 1814) •— нем. философ и обществ, деятель, представитель нем. классич. идеализма. Род. в крест, семье; изучал богословие, филологию и философию в Иене и Лейпциге. Под влиянием Канта Ф. написал (изданный анонимно) «Опыт критики всяческого откровения» («Versuch einer Kritik aller Offenbarung», Konigsberg, 1792), к-рый был ошибочно принят критиками за работу Канта и получил высокую оценку. Не меньшее впечатление произвела написанная под влиянием событий Великой франц. революции работа,
посвященная защите свободы мысли, а также работа против осуждения революц. террора якобинцев. Приглашенный на кафедру философии Иенского ун-та, Ф. развил там в 1794—99 энергичную профессорскую п лит. деятельность. В 1794 он выпустил свой гл. труд — «Основа общего науко-учения».
«Наукоучение» — комплекс соч. Ф., в к-рый входят: «О понятии наукоучения», «Основа общего наукоучения», «Очерк особенностей наукоучения по отношению к теоретич. способности», «О достоинстве человека», «Первое введение в наукоучение», «Второе введение в наукоучение». В центре стоит «Основа общего наукоучения» («Grundlage der gesamten Wissenschaftslehre», Lpz.— Jena, 1794, 2 Aufl., Jena — Lpz., 1802, поел. изд. — Hamb., 1956). Весь комплекс пер. на рус. яз. (Избр. соч., т. 1, М., 1916). Отд. произв. и отрывки переводились на франц. (1843), итал. (1959) языки.
Обвиненный в печатной пропаганде атеизма, Ф. был въигужден уйти из ун-та. Он переехал в Берлин. Здесь он написал «Замкнутое торговое государство» (Tubingen, 1800; рус. пер., М., 1923). Берлинский период его жизнп характеризуется спадом увлечения Великой франц. революцией. После поражения Германии в войне с Наполеоном Ф. прочитал в Берлине публичный цикл «Речей к немецкой нации» («Reden an die deutsche Nation», В., 1808), призывая нем. народ к моральному возрождению, объединению, а также к реформе системы воспитания. При этом Ф. сформулировал тезис о первенстве народа над гос-вом. С 1810 Ф.— профессор и ректор Берлинского ун-та. Во время новой освободит, войны с Наполеоном вступил в ряды добровольцев и в 1814 умер от тифа.
Наукоучение и его проблемы. Учение субъективного идеализма. Отводя, вслед за Кантом, первенство «практпч. философии» — обоснованию морали, Ф. гл. ее задачей считал выяснение возможности существования человеч. свободы. Ф. исходил из того, что активность моральной воли может получить верное направление только при условии, если сама деятельность опирается на строго научную теоретич. систему: необходимо выяснить, что такое философия как наука, или в более общей форме, что делает на5гку наукой. В связи с этим философия Ф. к сер. 90-х гг. 18 в. складывается как «учение о науке», или «наукоучение». Всякая спец. наука как определ. система логич. понятий восходит к единому для нее осн. положению, к-рое, однако, еще не является безусловным и не обосновывается этой наукой. Философия же как теоретич. «наука о науке» имеет задачей указать основоположение всякого знания — высшее, безусловное н единое для всех наук. Продолжая критйч. работу Якоби, Шульце и Маймона, отвергавших, «вещь в себе» Канта, Ф. также отверг ее — ст. зр. субъективного идеализма. Ф. разъясняет, что при двух позициях, к-рые возможны в философии,— материализм (именуемый у Ф. «догматизмом») или идеализм, только последний философски состоятелен. Материализм, идущий от бытия к сознанию, не может объяснить, каким образом бытие способно превращаться в сознание. Для идеализма, движущегося от сознания к бытию, этот переход возможен потому, что сознание может быть направлено на собств. акт мышления, к-рый становится в этом случае бытием по отношению к моему сознанию, рассматривающему собств. деятельность. Как с непосредственно данного факта Ф. начинал с интуиции деятельного субъекта, или «Я». Понятие «Я», его полагающей деятельности и диалектич. развитие вытекающих пз этой
ФИХТЕ
деятельности принципов оказывается в центре философии Ф. Фихте пытается решить вопрос о деятельности субъекта в пределах субъективного идеализма. В качестве исходной, необходимой для субъективной деятельности предпосылки, как бы внеположного субъекту («Я») предмета деятельности («не-Я»), выступает в системе Ф. «продуктивное воображение», т. е. опять же с5гбъективная, хотя п бессознательная деятельность. Т. о., Ф. постулирует объект, познаваемое, ограничиваясь миром субъекта, познающего, упраздняя «вещь в себе» (внешний мир). «Вещь в себе», природа, по мысли Ф.,— это аберрация нерефлективного мышления, к-рое, ничего не зная о деятельности «продуктивного воображения», принимает ее продукты за нечто, существующее само по себе. Лишь фнлос. мышление преодолевает эту неизбежную иллюзию естеств. мышления и разъясняет, каким образом в самом «Я» заключается «не-Я», т. е. то, что, казалось бы, не может иметь место в этом «Я». Противоположение «Я», понимаемое как относительное, эмпирическое «Я», и «пе-Я» происходит в лоне абсолютного, безусловного «Я» и выделяет из собственной безусловной полноты эти противоположности, взаимно ограничивающие друг друга. Т. к. абс. «Я» бесконечно действует, оно в то же время созерцает — в интеллектуальной интуиции — собств. деятельность как единство субъекта и объекта. И поскольку оно созерцает и имеет интуицию собств. деятельности, оно не может испытывать никакого ограничения, определяется только собой и собств. активностью. В границах самого абс. «Я» коренится тождество эмшгрич. «Я» и «не-Я», субъекта и объекта, возможность устранения и разрешения противоречия между ними. Все эти построения резюмируются в трех осн. положениях теоретич. философии Ф.: 1) «Я» первоначально полагает само себя — тезис; 2) «Я» с равной необходимостью противополагается нек-рое «не-Я» — антитезис; 3) «Я» (подразумевается абсолютное «Я») противополагает делимому «Я» (т. е. уже эмпирическому, а не абс. субъекту) делимое «не-Я» (т. е. эмпирич. природу) — синтез. В этих трех осн. положениях «Наукоучения» обнаруживается, что метод их развития — антитетический. Так назвал его сам Ф. Метод этот сыграл значит, роль в подготовке диа-лектич. метода Гегеля, хотя и отличается тем, что у Ф. антитезис не выводится, как у Гегеля, из тезиса, а просто ставится рядом с ним — как его противоположность, и только в синтезе эта противоположность устраняется. У Ф. отношение противоположности не может быть основным: т. к. все, возникающее в сознании, возникает, согласно Ф., из неделимой духовной деятельности, то всякая возникающая в ней противоположность не может остаться таковой и требует, чтобы был найден синтез, снимающий противоположность.
Изложение и формулировка трех осн. положений теоретич. философии сочетается у Ф. с систематич. выведением логич. категорий: каждому осн. положению соответствует, во-первых, нек-рый закон формальной логики, во-вторых, нек-рая категория «трансцендентальной философии». Первое положение дает в сфере формальной логики тождества закон (А=А), а в сфере трансцендентальной философии категорию реальности. Второе положение соответственно дает противоречия закон и категорию отрицания. Третье положение дает логич. закон основания (см. Достаточного основания принцип) и категорию количества и т. д.
Следуя этому методу, Ф. движется от теоретических осн. положений через рассмотрение ощущения, созерцания и воображения, а также через рассмотрение мышления — рассудка, способности суждения и разума к осн. положениям практич. разума с его спо-
собностями, стремлениями и с его системой влечений. На высшей ступени теоретич. деятельности субъект постигает, что самый предмет мысли есть результат собств. активности мышления. Т. о., по замыслу Ф., его метод совпадает с естеств. ходом развития чело-веч, разума, а его система оказывается своеобразной связной историей человеч. духа.
Во всем этом построении таилось противоречие. Введение второго осн. положения выдвигало вопрос: каким образом из «Я» может возникнуть то, что уже не есть «Я» — нечто ему противоположное. Ответ на этот вопрос может быть дан, согласно Ф., не теоретическим, а практическим (нравственным) разумом. С т. зр. этого разума, наша высшая задача — свобода и самодеятельность. Но только тогда человек ощущает свою свободу, когда он наталкивается на препятствия, и только при условии ограничений возможно этич. действие. Т. о., второе осн. положение системы Ф. получает объяснение на почве этики.
Теоретич. философия Ф. претерпела эволюцию. Уже в «Назначении человека» (В., 1800, рус. пер., СПБ, 1905) обнаруживается кризис субъективного идеализма. Ф. приходит к убеждению, что т. зр. абс. субъективизма, в к-рой он находил выход из бесперспективности натурализма, не способного удовлетворить ни нравств. чувства (чувство свободы), ни представлений о творч. деятельности интеллекта, разрушает то самое, что она была призвана утвердить. Вместе с упразднением детерминирующего личность бытия сам духовный, этяч. мир личности превращается в игру представлений, а нравств. обязанность — в иллюзию. Ф, здесь выражает свое согласие с Якоби, что система, исходящая из абс. субъективности, есть «грезящий идеализм», или нигилизм. В 1800-е гг. Ф. предпринял ряд переработок «Наукоучения». В этих переработках, а также в лекциях «Факты сознания», прочитанных в 1810—11 в Берлинском уп-те (опубл. Stuttg.— Tubingen, 1817, рус. пер., СПБ, 1914), Ф. решительно отрицает мнение, будто, согласно его учению, индивид создает своей мыслит, деятельностью весь эмпирич. мир, и подчеркивает то положение «Наукоучения», согласно к-рому понятие «Я» имеет два значения — эмпирическое и абсолютное (божественное) «Я», а потому в действительности не эмпирич. «Я» производит мысленно другие «Я», по «общее и абсолютное мышление».
Тенденция философии Ф. от субъективного идеализма к объективному остановилась на стадии имманентной философии, на т. зр. неразрывности субъекта и объекта. Этот 2-й этап филос. эволюции Ф. послужил источником идей эмпириокритицизма, в частности «принципиальной координации» Авенариуса. Острая критика имманентизма Ф. дана в кн. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Ф. только воображает, будто он «...„неразрывно" связал „я" и „среду", сознание и вещь...» (Соч., т. 14, с. 57); указание Ф. на необходимость «...„примыслить" сознание человека ко всякой вещи, к природе до человека...» оказывается неосновательным, если учесть, что акт «прпмысливания» оставляет нас в сфере воображаемого, в то время как речь идет о действительном существовании природы независимо от сознания (см. там же, с. 65). Гносеология Ф. также подверглась изменениям. В работах, написанных до 1804, Ф. подчеркивал, что основное для него представление о действовании не может быть познано из понятий: оно — только предмет интуиции. Посредством понятий нельзя ни доказать существование интеллектуальной интуиции, ни выяснить, что она такое: каждый должен найти ее непосредственно в самом себе. Но начиная с 1804 Ф., перерабатывая науко-учение, стремился к построению строго логич. системы опосредованного знания о знании и противо-
ФИХТЕ
поставлял субъективной очевидности интуиции объективную истинность, не зависящую не только от интуиции, но даже вообще от сознания. На этой стадии он доказывал, что условием введения в науко-учение может быть только выведение понятия из понятия. Теперь абс. бытие рассматривается как единство объективного наличного существования и понятия об этом существовании. Разум возвышается теперь над всякой интуицией, составляет ее основание, совершенно заполняет разрыв между субъектом и объектом. Т. о., гносеология Ф. эволюционировала от признания интеллектуальной интуиции к абс. рационализму.
Этика и учение о свободе. В практич. философии — в этике, учении о праве и гос-ве, учении о воспитании — центр, проблемой п понятием для Ф. стало понятие свободы. Оно складывалось как результат филос. осознания важных современных Ф. событий европейской и нем. истории. Теоретически оно было подготовлено у Ф. изучением Канта и Руссо. Уже в ранней работе, посвященной оправданию Великой франц. революции, Ф. утверждал, что единств, цель гос-ва — воспитание человека в духе свободы. Гос. учреждения, в рамках к-рых эта цель не достигается, могут изменяться самими гражданами", в случае нарушения их неотчуждаемых прав гос-во само лишается права на существование. Теоретически Ф. выводил понятие свободы из нравственности. Гл. вопросом этики он считал антиномию свободы и необходимости. Под влиянием Спинозы Ф. распространил причинную обусловленность не только на физпч. природу человека, но также на его сознание и историю. Однако всеобщий характер необходимости, действующей в ие-торпч. процессе, не исключает, по Ф., возможности свободы. Свобода состоит в добровольном следовании индивида нравств. законам. Понятие Ф. о свободе напоминает учение стоицизма. И в случае «не-сво-боды», и в случае «свободы» человек действует с необходимостью; но в 1-м случае его действование пассивно, лишено сознательности, во 2-м — пронизано светом познания и потому самодеятельно п свободно. В отличие от Спинозы н стоиков, Ф. подходит к свободе исторически: существуют различные степени или уровни свободы, зависящие от фазы развития общества. На самой ранней ступени «идея» проявляется как эстетическая, или как изящное пск-во, далее — как мировая социальная идея, как источник героизма и правового порядка, еще далее — как науч. идея, направленная на построение пз «всеобщего мышления» всей Вселенной, наконец, как религ. идея, цель к-рой — сознат. растворение индивидуальной жизни в едином и абс. божестве. Однако подлинно свободной идея выступает не у художника, героя, святого, но лишь в мире чистой мысли, разума. Учение о праве. Сознание свободы, по Ф., связано с признанием свободными др. разумных существ. Это признание требует, чтобы каждый индивид ограничил свою личную свободу ради свободы другого; так возникают юридич. отношения и право. Поскольку право определяет внешние отношения между людьми, то наука о праве должна быть строго отделена от этики, задача к-рой — свобода во внутр. сфере человека. Если нравств. закон абсолютен и одинаково обязателен для всех, право коренится в отношении взаимности, к-рое всегда относительно и не имеет абс. обязательности: точный объем этого ограничения определяется взаимным соглашением. В свою очередь гарантией взаимного соглашения может быть только добровольное подчинение каждого закону, предполагающее договор о гражд. общежитии.
Ф. отвергал теорию разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной — и исключал
из сферы гос. права вопрос о принципах гос. устройства как вопрос практич. политики. В качестве необходимого условия гражд. общежития Ф. выдвигал институт «эфоров» — контролирующую власть, выделяемую народом. Эфорат вправе налагать гос. «интердикт» (запрещение) на пр-во, уклоняющееся от своих обязанностей. После интердикта члены пр-ва становятся частными лицами, к-рым никто не обязан повиноваться.
Одного лишь обеспечения внешней свободы и безопасности недостаточно. Гос-во может потребовать от каждого гражданина признания прав другого только при условии, если сама организация гос-ва в состоянии достигнуть того, чтобы у каждого была собственность. Социальный мир Ф.— мир буржуазной частной собственности. По Ф., «человечество» разделяется на собственников и несобственников, и гос-во есть организация собственников. Основу т. н. гражд. законодательства составляет поэтому договор о собственности, им же определяется правовое положение каждого гражданина. Но т. к., по Ф., вещь может иметь значение лишь поскольку она может быть предметом деятельности или объектом труда, то под собственностью следует понимать исключит, право не на вещь, а только на деятельность с вещью. В связи с этим п право собственности может состоять только в предоставлении каждому права на такие действия, к-рые необходимы в интересах самосохранения и жизненного благополучия.
Принципиально усматривая определяющее для бурж. общества значение частной собственности, Ф. в то же время идеализировал ее, что отражало неразвитость бурж. отношений в Германии. Понимая необходимость экономии, и политич. объединения Германии, Ф., вместе с тем, мечтал о сохранении ср.-век. перегородок между сословиями нем. общества, о создании «замкнутого», экономически самодостаточного и изолированного от остального мира нац. нем. гос-ва. В изображенном у Ф. обществе граждане выбирают каждый для себя определ. область работы, а гос-во обеспечивает за каждым право на труд и на собственность. В этом обществе граждане делятся на сословия: производящих материал, мастеров, или художников, обрабатывающих материал, и купцов, осуществляющих обмен произведенными продуктами. Гос-во определяет контингенты лиц, к-рые должны быть заняты в каждой отрасли произ-ва, гарантирует сбыт произведенного и устанавливает цены на продукты. Для ограждения всей производств, системы от возможного расстройства извне гос-во устанавливает монопольное право на ведение всей внешней торговли. Такое гос-во превращается, согласно иллюзии Ф., в «государство разума», Гарантией незыблемости установленного т. о. порядка Ф. считал строгое наказание за всякое нарушение права. В связи с этим «замкнутое торговое государство» у Ф. предполагает сильный аппарат полицейской власти, регламентирующей вплоть до мелочей весь обществ, порядок. В позднейших работах Ф. уже расценивает право и гос-во как предварительную, хотя и необходимую, стадию нравств. существования человечества. С достижением полного господства нравств. закона право и гос-во становятся излишними и упраздняются.К тому же гос. организация производств, системы, принудительной для всех граждан, сама по себе недостаточна и должна быть дополнена системой общедоступных учебных и воспптат. заведений, направленных на развитие нравств. духа.
И с т о р и ч. значение философии Ф. Философия Ф. оказала сильное влияние на последующее развитие нем. классич. идеализма — раннего Шеллинга и даже Гегеля, а также на формирование филос.-эстетич. идей романтизма (идея творч. актив-
ФИХТЕ —
ФИЧИНО
ности духа, учение о гении и об иронии). Особенно значит, воздействие имели: учение Ф. о развитии сознания и его активности, опыт систематич. выведения категорий, антитетпч. метод их дедукции, предвосхищавший в известных чертах диалектич. метод Гегеля, возвращение разуму отрицавшегося Кантом права на теоретич. познание, учение о свободе как о добровольном подчинении нравств. необходимости, основанном на ее познании, фплос. схема развития свободы на различных ступенях человеч. истории. Вместе с тем система Ф. подверглась резкой критике. Так, Шеллинг, начавший с увлечения системой Ф., впоследствии отверг субъективный идеализм Ф. и резко критиковал его чисто отрицательное и «моральное» понятие о природе. Разностороннюю критику философии Ф. развил Гегель (см. Соч., т. И, М. —Л., 1935, с. 475—80).
Критич. оценка философии Ф. была дана классика
ми марксизма. Маркс и Энгельс показали, что учение
Ф. о субъекте есть «...метафизически переряженный
д у х в его оторванности от природы...» (Соч.,
2 изд., т. 2, с. 154). Ленин дал критику понятия
«опыта» у Ф. Вместе с тем Энгельс, характеризуя
историч. роль Ф. в развитии философии, писал: «...мы,
немецкие социалисты, гордимся тем. что ведем свое
происхождение не только от Сен-Симона, Фурье
и Оуэна, но также и от Канта, Фихте и Гегеля» (там
же, Т. 19, С. 323). В. Асмус. Москва.
С о ч.: «Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии» («Sonnenklarer Bericht an das grofiere Publikum uber das eigentliche Wesen der neuesten Philosophies, написано в 1800, опубл. В., 1801). Переводы: франц. под назв.: —«L'Essence de la theorie de la science», P., 1926; итал.— отрывки, в его кн.: «Antologia dalle opere», Messina—Firenze, 1961; на рус. яз.— X., 1813, и М., 1937.
Samtliche Werke, Bd 1—8, В., 1845—46; Briefwecbsel, Bd 1—2, Lpz., 1925; в рус. пер.— Первое введение в нау-кословие, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 12, СПБ, 1914, с. 15—53; Избр. соч., т. 1, [М.], 1916; Осн. черты совр. эпохи, СПБ, 1906; О назначении ученого, [М.], 1935.
Лит.: Ильин И., Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихта Старшего, «Вопр. философии и психологии», 1912, кн. 111—112; Ланц Г., И. Г. Фихте, там же, 1914, кн. 122(2); его же, Бытие и знание в философии Ф., там же; Лопатин Л., Общее миросозерцание Ф., там же; Я к о-в е н к о Б., Осн идея теоретич. философии И. Г. Ф., там же; его же, Наукоучение, там же; Ильин И., Философия Ф., как религия совести, там же; К у б и ц к и й А., Ф. в иенский период, там же; Вышеславцев Б., Этика Ф., М., 1914; Ланц Г., Свобода и сознание (К столетию со дня смерти И. Г. Ф.), «Логос», 1914, т. 1, вып. 1; Д е б о р и н А., Диалектика в системе Ф., «Вестн. Соц. Академии», 1923, кн. 3; е г о же, Ф. и Великая франц. революция. «ПЗМ», 1924, N° 10—12; 1925, № 3; е г о же, Диалектика у Ф., в кн.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, кн. 3, М.— Л., 1927; Acijc В. Ф., Очерки истории диалектики в новой филос, [2 изд.], М.— Л., 1930; его же, Маркс и бурж. историзм, М.— Л., 1933, гл. 4, с. 39—52; его же, Диалектика свободы и необходимости в философии Ф., «ФН» (НДВШ), 1963, № 5; П и о н т к о в с к и й А. А., Уголовно-правовая теория Ф., «Уч. зап. Всес. ин-та юридич. наук», 1940, вып. 1; История философии, т. 3, М., 1943, с. 137—71; История философии, т. 2, М., 1957, с. 55—64; Апарина 3. С, О со-циально-политич. и социология, взглядах И. Г. Ф. в 1 период его деятельности, «Сб. научн. трудов кафедр обществ, наук, Ростов, инж.-строит, ин-т», 1958, вып. 18; Ойзсрман Т. И., Философия Ф., М., 1962; Бур М., Фихте, [пер. с нем.], М., 1965; Leon X., La philosophie de Fichte, P., 1902; его же, Fichte et son temps, t. 1—2, P.. 1922—27; L a s k E., Fiehtes Idealismus und die Geschichte, Tubingen, 1914; Z у n-d a M. von, Kant. — Reinhold — Fichte. Studien zur Geschichte des Transzendentalbegriffs, В., 1910; Kerler D. H., Die Fichte — Schellingsche Wissenschaftslehre, Ulm, 1917; В a u с h В.. Fichte und der deutsche Gedanke, Hamb., 1918; его же, Fichte und unsere Zeit, 2 Aufl., Erfurt, 1921; К г o-n e r R., Der soziale und nationale Gedanke bei Fichte, Freib.—В., 1920; Windelband W., Fiehtes Idee des deutschen Staates, Tubingen, 1921; Medicus F., Fiehtes Leben, 2 Aufl., Lpz., 1922; Heimsoeth H., Fichte, Munch., 1923; Hartmann N.. Die Philosophie des deutschen Idealismus, Tl 1,B.—Lpz., 1923; R i с k e r t H. D., Fiehtes Atheismusstreit und die Kantische Philosophie, 2 Aufl., В., 1924; Wundt M., J. G. Ficbte, Stuttg., 1927; К u-s с h e H., Fiehtes Lehren, Hamb., 1941; W i 1 g a 1 i s R., Der Volks- und Bildungsgedanke bei Fichte, Hamb., 1942; J a-k о v e n к о В., Die Grundidee der theoretischen Philosophie J. G. Fiehtes, Prag, 1944; M a s s о 1 о A., Fichte e la filosdfia,
Firenze, 1948; Vlachos G., Fgderalisme et raison d'etat
dans la pensee internationale de Fichte, [P.], 1948; P a r e y-
s о n L., Fichte, Torino, 1950; Drechsler J., Fiehtes
Lehre тот Bild, Stuttg., 1955; Schuffenhauer H.,
Die Padagogik J. G. Fiehtes, В., 1963; Julia D., Fichte,
P., 1964. В.Асмус, Л. Азарх. Москва.
ФИЧЙНО (Ficino), Марсилио (19 окт. 1433—1 окт. 1499)—итал. философ, организатор флорентийской^! ка-демии платоновской. Перевел на лат. яз. соч. Платона (опубл. 1484), неоплатоников Плотина, Ямвлиха, Прокла, Лорфирия, Михаила Лселла, часть Ареопаги-тик.В комментариях к ним в собств. соч. «Платоновская теология о бессмертии души» (1469 — 74, опубл. — Florence, 1482, последнее изд. «Theologie platonicienne de rimmortalite des ames», v. 1—2, P., 1965), «О христ. религии» («De Christiana religione», Florence, 1476) и др.
Ф. развил филос. систему, явившуюся реакцией на натуралистич. (аверронстские), эпикурейские и стоич. концепцпп раннего итал. Возрождения. Эта система представляет собой оригин. переработку платонизма н мпстич. учений поздней античности, истолкованных, однако, в духе приспособления к осн. догматам христианства, а не в духе пантеизма. Бог в философии Ф.— бесконечное, в себе самом пребывающее начало, воплощающее высшее единство. Деятельность бога порождает мир не в единовременном акте творения, но в постепенном нисхождении от единства неподвижности через дух, мировую душу, к природе, материи, телу, множественности движущихся вещей. Особенностью положения человека во вселенной определяется то, что он одарен способностью к познанию и свободной волей. Достоинство человека — в его божеств, происхождении, в бессмертии души, в способности на высшей ступени созерцания к слиянию с богом — к «божественному безумию». При этом созерцание красоты земного мира и наслаждение ею ие противоречат высшему мистич. созерцанию, но являются ступенью к нему. В своем ученпп о человеке Ф. одновременно противостоял как традпц. аскетизму, так и гуманистич. представлениям о земном предназначении человека. Считая религиозность извечно присущей человеку, Ф. рассматривал исторически существовавшие религии и ре-лпг.-филос. учения как этапы развития «всеобщей религии», причем высшим, но не противостоящим «религии древних» этапом является христианство. Сделав, благодаря своим переводам, труды Платона и неоплатоников достоянием европ. философии 15— 16 вв., Ф. способствовал вслед за Николаем Кузанскиж возрождению платонизма и борьбе со схоластпч. арнстотелпзмом. Заложенные в философии Ф. предпосылки пантеизма, им самим не развернутые, оказали значительное воздействие на филос. воззрения Лико делла Мирандола, Патрици, Бруно; его апология земной красоты и достоинства человека способствовала преодолению ср.-век. аскетизма и оказала влияние на развитие изобразит, искусства и литературы, а идея «всеобщей религии», не скованной культовыми, обрядовыми и догматич. различиями, и проповедь веротерпимости сказались на формировании учения о «естественной религии» в философии 16 — 17 вв.
Соч.: Opera, v. 1—2, Basel, 1561; Supplementum Fhi-nianum. v. 1—2, Firenze, 1937; Commentaire sur le Banquet de Platon, P., 1955.
Лит.: Монье Ф., Опыт лит. истории Италии 15 в. Кваттроченто, СПБ, 1904, с. 305—47; Пузино И. В., О религ.-филос. воззрениях М. Ф., «Ист. известия», 1917, Л1» 2, с. 91 —111; его же, Религ. искания в эпоху Возрождения, вып. 1. Берлин, 1923; Г у к о в с к и й М. А., Новые работы по истории платонизма Итал. Возрождения, «ВФ», 1958, Л'» 10, с. 169—73; Соколов В. В., Очерки философии эпохи Возрождения, М., 1962, с. 27—28; Delia Torre A., Storia dell'Accademia Platonica di Firenze, Firenze, 19№2; Pusino I., Ficinos und Picos religios-philosophische Aл^schalшngen, «Zeitschrift fur Kirchengeschicli-te», 1925, Bd 44; К i e s z k о w s k i В., Studii sul platonismo
ФИШЕР— ФЛОРЕНСКИЙ 377
del Rinascimento in Italia, Firenze, 1936; Festugiere J., La philosophic de l'amour de M. Ficin et son influence sur la Iitterature francaise au 16 siecle, P., 19'i 1; G a r i n E., Filo-sofi italiani del Quattrocento, Firenze, 1942; Kristeller P. O., II pensiero filosofieo di M. Ficino, Firenze, 1953; S a i t-ta G., M. Ficino e la filosofia deH'Umanesimo, 3 ed., Bologna, 1954; Chastel A., M. Ficin et Part, Gen., 1954; Sclii a-v о n e M., Problemi filosofici in M. Ficino, Mil., 1957; M a r-cel R., M. Ficino (1433 — 1499), P., 1958.
А. Горфу-нкель. Ленинград. ФЙ1НЕР (Fischer), Куно (23 июля 1824—5 июля 1907) — нем. историк философии, гегельянец. Изучал философию и филологию в ун-тах Лейпцига п Галле. В 1850—53 — приват-доцент в Гейдельбер-ге; в 1855—71 читал курс лекций по философии в Иенском ун-те, с 1872 по 1906 — проф. ун-та в Гей-дельберге. Гл. произв. Ф., ставшее делом всей его жизни,—«История новой философии» (Bd 1—6, Munch., 1852—77; наиболее полное рус. изд., т. 1—8, СПБ, 1901—09, 1 т.— Декарт, 2 т.— Спиноза, 3 т.— Лейбниц, 4 и 5 тт.— Кант, 6 т.— Фихте, 7 т.— Шеллинг, 8 т.— в двух частях — Гегель) — фундаментальный труд, содержащий обстоят, очерк учений выдающихся представителей зап.-европ. философии, а также огромный фактич. материал об их жизни и деятельности. В гегелевском духе Ф. рассматривает историю философии как саморазвитие идей, подчиненное своим имманентным законам, причем каждая послед, система оказывается логич. развитием предшествующей. Большое значение Ф. придает выяснению связи рассматриваемой филос. системы с личностью ее творца. Ф. является автором ряда работ но истории литературы (о Гёте, Лессинге, Шиллере, Шекспире).
Соч.: De Parmenide Platonico, Stuttg., 1851; System der Logik undMetaphysik, 3 Aufl., Hdlb., 1909; в рус. пер.— Реальная философия и ее век. Франциск Бэкон Веруламский, 2 изд., СПБ, 1870; Публичные лекции о Шиллере, М., 1890; О свободе человека, СПБ, 1900; Воля и рассудок, СПБ, 1909.
Лит.: Ленин В. И., Филос. тетради, Соч., 4 изд.,
т. 38, с. 167; Trendelenburg А., К. Fischer und sein
Kant, Lpz., 1869; Windelband W., K. Fischer, Hdlb.,
1907; Traumann E., K. Fischer. Ein Nachtrag, Hdlb.,
1907; K. Fischer. Zu seinem 100. Geburtstag am 23.7. 1924,
«Hellweg», 1924, Bd 4. Б. Мее-ровский. Москва.
ФИШЕР (Vischer), Фридрих Теодор (30 июня 1807— 14 сент. 1887) — нем. философ-эстетик, критик, писатель («Критические прогулки», пародии на «Фауста», трагикомич. роман «Еще один» и др.). С 1844— проф. эстетики и лит-ры в ун-тах Тюбингена, позднее Цюриха, Штутгарта и др. Будучи депутатом нац. собрания в 1848, принадлежал к умеренно-республ. крылу либералов; в дальнейшем стал монархистом. Автор курса лекций по эстетике («Asthetik oder Wis-senschalt des Schonen», Tl 1—3, Stuttg.— [u. a.], 1846—58; 2 Aufl., Munch., 1922—23), в к-ром он отождествлял эстетику с философией иск-ва и выступал как эпигон гегелевской школы, эклектически сочетая идеи Шеллинга и Гегеля с дуалистич. воззрением Канта, а также нек-рыми положениями Фейербаха и позитивистов. Представив в закон-ненной общедоступной системе (см. К. Маркс, в журн.: «Вопр. лит-ры», 1966, № 5, с. 170) спекулятивную нем. идеалистич. эстетику, Ф. оказал значит, влияние на академич. эстетику конца 19 — нач. 20 вв., а также на эстетику неогегельянства. Эстетпч. идеи Ф. были подвергнуты критике Чернышевским (см. Поли. собр. соч., т. 2, 1949, с. 265) п Марксом.
Г. Пузис. Москва. Эстетика Ф. отмечена печатью внутр. расколотости. Опираясь не столько на лекции по «Эстетике» Гегеля, сколько на его «Феноменологию духа» (см. Н. Glock-ner, Fr. Th. Vischers Asthetik in ihrem Verhaltnis zu Hegels Phanomenologie des Geistes, Lpz., 1920) и повторяя мн. его формулировки (в определении прекрасного, комического и т. д.), Ф. в целом совершенно утрачивает его историзм. Гегелевская диалектич. схема («триада») перестает быть у Ф. превращенным выражением реального историч. опыта и приобретает
чисто формальный характер, а внешне «гегельянские» рассуждения скрывают по существу позитивистское мировоззрение. Тяготение Ф. к психологизму в эстетике особенно выявилось в развитой им в конце жизни теории вчувствования; отмежевываясь при этом от «ассоцианнстов», Ф. считал основой эстетпч. восприятия не просто ассоциацию, а суммирование «сопровождающих представлений:- в сложном, многосоставном процессе (см. «Das Symbol», в кн.: «Philoso-phische Aufsatze E. Zeller...gewidmet», Lpz., 1887, S. 173). В целом на фоне худож. развития сер. 19 в. эстетпч. теория Ф. может быть понята как своеобразная попытка консервации классически-романтпч. представлений, к-рые переплетаются у Ф. с натуралистич. тенденциями (ср. его определение «реализма» — «Kri-tische Gange», neue Folge, Bd 1, Stuttg., 1860, S. 25).
Ал. В. Михаилов. Москва. Лит.: С л у ч е в с к и й К., Явления рус. жизни под критикой эстетики, [вып.] 2, СПБ, 1866; Лукач Г., К. Маркс и Ф. Т. Фишер, в его кн.: Лит. теории 19 в. и марксизм, М., 1937; Reich F., Die KulturphiJosophie Fr. Th. Vischers, [Lpz., 1907]; Glockner H., Fr. Th. Vischer und das 19. Jahrhundert, В., 1931; V о I h a r d E., Zwischen Hegel und Hietzsche. Der Asthetiker Fr. Th. Vischer, Frank!., 1932; Schlawc F., Fr. Th. Vischer, Stuttg., 1959.
ФЛАГЕЛЛАНСТВО (от лат. flagellans — бичующий) — ср.-век.религ. движение сектантского характера, представители к-рого подвергали себя публичному самобичеванию. Было распространено в Зап. Европе в 13, 14 и отчасти 15 вв. Выпады против церкви и клпра со стороны флагеллантов привели к осуждению Ф. папой Климентом VI в 1349.
ФЛОРЕНСКИЙ, Павел Александрович (9 янв. 1882—15 дек. 1943) — рус. религ. философ, ученый с энцнклопедич. шпротой интересов: математик,физик, искусствовед, филолог, историк и инженер. Род. в местечке Евлах (ныне Азербайджан) в семье инженера. По окончании физнко-матем. ф-та Моск. ун-та (где математике обучался у Н. Бугаева, а курс философии слушал у С. Трубецкого и Л. Лопатина) поступил в моек. Духовную академию. В 1911 защитил магистерскую дисс. «О духовной истине» и принял сан священника. В 1912—17 редактирует журн. «Богословский вестник», читает курс истории философии в Духовной академии, в 1920—27 — лекции по теории перспективы во Вхутемасе. С 1919 центр тяжести науч. мысли Ф. перемещается в область физики и техники, где он делает ряд открытий и изобретений, имевших нар.-хоз. значение в гос. масштабе. В связи с планом ГОЭЛРО в 1920 в числе др. крупных ученых Ф. был привлечен к научно-исследовательской работе в системе Главэлектро ВСНХ. В 1924 Ф. выпускает фундаментальный науч. труд «Диэлектрики и их технич. применение». С 1927 редактирует «Тех-нич. энциклопедию» (автор мн. статей). В 1933 репрессирован. Посмертно реабилитирован (1956).
Ф. развивает метафизику «всеединства» (отрицая, однако, присущее Соловьеву универсалистско-прими-рительное устремление к синтезу противоборствующих начал жизни и мысли) и софиологию (см. София). В русле мысли, берущей свое начало в славянофильстве (А. С. Хомякова, И. В. Киреевского), Ф. выступает против рационалистич. и механистпч. миропонимания, к-рое он находит в зап. философии, противопоставляющей жизни принципы вещности и внешности. Отмечая, что словесно-логич. формулировка онтологич. истины выявляет противоречия ее для рассудка, Ф. требует от него подвига самопреодоления — признания более глубокого, чем он сам,— «сверхлогпч.» начала. В связи с проблемой рассудка Ф. развивает одну из центральных своих мыслей — идею антиномичности разума: он соткан из двух противоборствующих начал — «конечности и бесконечности», т. е. дискурсии и интуиции (созерцания). С этой точки зрения, обращаясь к антиномиям,