познания содержания, т. к. содержанием является не сам по себе субстрат, а его внутр. состояние, совокупность процессов, к-рые характеризуют взаимодействие образующих субстрат элементов между собой и со средой и обусловливают их существование, развитие и смену. В этом смысле само содержание выступает как процесс, состоящий в непрерывном изменении сторон, элементов вещи.
Диалектико-материалистич. концепция формы, снимая противоположность односторонне дифференциального и односторонне интегрального подхода к анализу процесса формообразования, рассматривает форму в единстве ее дифференциальных и интегральных аспектов, как развивающуюся и становящуюся структуру. Анализ завершенного целого, в отрыве от процесса его становления, подчеркивает Маркс, с неизбежностью ведет к аристотелевско-лейбницевской концепции субстанциональности формы и ее примата над содержанием, т. к. в этом случае формы выступают в качестве «...готовых отношений и форм...», только как предпосылки действит. содержания (см. «Теории прибавочной стоимости», ч. 3, 1961, с. 462), и потому рассматриваются как изнач. условия, определяющие само это содержание. Так происходит, напр., с рентой и процентом в их отношении к капнталистич. способу производства. На самом же деле эти формы, исторически предшествовавшие капнталистич. способу производства прибавочной стоимости как своему содержанию, представляют собою одновременно и условия возникновения этого содержания и результаты функционирования самого капитала, его собств. формы. Но, чтобы обнаружить это, необходимо «...генетически вывести различные формы...» и понять «...действительный процесс формообразования в его различных фазах» (там же, с. 477, 478), с учетом объективной субординации Ф. и с.
|
|
Большой методологич. интерес представляет Марксов анализ особенностей развития путем борьбы Ф. и с, составными моментами к-рой являются взаимопереход Ф. и с. и «наполнение» старой формы новым содержанием. Дальнейшую разработку эта идея получила в работах Ленина. В частности, ему принадлежит важное положение о том, что «...всякий кризис, даже всякий перелом в развитии, неизбежно ведет к несоответствию старой формы с новым содержанием» (Соч., т. 21, с. 392). Разрешение противоречий между Ф. и с. может протекать по-разному — от полного отбрасывания старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию, до использования старых форм, несмотря на существенно изменившееся содержание. Но и в последнем случае форма не остается прежней, новое содержание «...может и должно проявить себя в любой форме, и новой и старой, может и должно переродить, победить, подчинить себе все формы, не только новые, но и старые...» (там же, т. 31, с. 83).
|
|
Содержание и форма мышления. Применительно к мышлению проблема взаимоотношения Ф. и с. впервые стала предметом спец. исследования в нем. классич. философии. Исходным пунктом для нее является критика, с одной стороны, идеи чисто опытного происхождения всего содержания мышления (в той форме, в какой ее развивал сенсуализм 17 — 18 вв., натолкнувшийся на серьезные трудности, связанные с неумением объяснить происхождение и содержание теоретич. знания), а с др. стороны — рационалистич. концепций мышления, к-рые, хотя и исследовали «способности», ведущие к всеобщим и необходимым истинам разума, однако понимали их таким образом, что они оказывались за пределами опыта.
Задача состояла в том, чтобы показать, как возможно объективное, всеобщее и необходимое знание,
не порывая при этом с тезисом об опытном происхождении знания. Кант делает это на основе различения содержания мышления, обусловленного чувств, опытом индивида, и формы мышления, к-рая, хотя вне опыта и не существует, но является в нем априорным элементом, обеспечивающим синтез и переработку чувственно данного содержания мышления в качественно новое по своему содержанию знание. При этом форма мышления, его категориальная структура обусловлена не индивидуальным опытом субъекта, а нек-рыми особенностями человеч. сознания вообще. Гегель подвергает критике характерное для Канта рассмотрение Ф. и с. мышления как изначально различных (см. Соч., т. 1, М.—Л., 1929, с. ИЗ) и показывает, что формы мышления не могут быть только субъективными пособиями человека: хотя они «...принадлежат мышлению как таковому, из этого все же отнюдь не следует, что и сами по себе они лишь наши определения, а не суть вместе с тем определения самих предметов» (там же, с. 89). Этим был сделан важный шаг к обоснованию содержательности и объективной обусловленности форм мыслит, деятельности. Гегель показал также, что процесс совпадения Ф. и с. мышления с закономерностями и свойствами объективной реальности доказывается всей историей познания. Однако объективно-идеалистнч. способ обоснования Гегелем единства Ф. и с. мышления привел к фактич. утрате различия между абстрактным мышлением и чувственностью, между Ф. и с. мышления, к-рые целиком остались в пределах самой мысли (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 627—28).
Диалектич. материализм исходит из того, что мышление отражает объективный мир как содержанием, так и формой. Содержание мышления — это результат отражения в совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений, т. е. идеалнзованная природа и социальная действительность, освоенные обществ, субъектом на данном этапе его развития. В содержание мышления входят все многообразные определения действительности, воспроизводимые сознанием, в т. ч. ее абстрактно-всеобщие связи и отношения; эти последние при определ. условиях приобретают специфически логич. функции, выступают в качестве форм мышления, т. е. форм, в к-рых протекает мышление как деятельная способность обществ, субъекта. К осн. формам мышления принадлежат логич. категории, понятия, суждения и умозаключения.
Из этого следует, что различие между Ф. и с. мышления — это различие не по принципиально разному отношению к действительности, а только по той разной роли, к-рую выполняет одна сторона мышления по отношению к другой. Это — функцион. различие в пределах содержания мышления, лишь в результате длит, развития приведшее к относит, обособлению формы. Такое обособление основывалось на постепенном вычленении из содержания мышления тех его сторон, к-рые были наиболее часто повторяющимися и представляли инвариантные связи и отношения различных конкретных познават. ситуаций. Закрепившись т. о. в сознании человека в виде логич. форм, эти инвариантные параметры мыслит, деятельности для последующих поколений выступают уже как некий готовый результат, как формы деятельности субъекта с объектом.
|
|
Превращение абстрактпо-универс. определенностей действительности в логич. формы — специфически социальный процесс, т. к. только общество в целом обладает возможностью закрепить (через средства культуры) результаты деятельности предшествующих поколений, выступающие для каждого отд. человека как то, что определ. образом организует и упорядо-
ФОРМА ЛОГИЧЕСКАЯ—ФОРМА ПРЕВРАЩЕННАЯ
чивает знания, как формальные условия возможности самого познания.
Т. о., всеобщие и необходимые абстрактно-унпверс. определенности действительности становятся формами мышления по мере того, как оказываются формами деятельности общественно-развитого субъекта, его «познават. способностями». Понятно, что категориальная структура мышления развивается по мере развития познания, и чем полнее, глубже и всестороннее содержание мышления, тем в более развитых и конкретных формах оно выражается.
Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 158—59, 280—368; т. 2, с. 143; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1969, с. 78—80; Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 38; е г о ж е, т. 31, с. 80—82; Асмус В. Ф., Диалектика Канта, 2 изд., М., 1930; его же, История античной философии, М., 1965; Маньковский Л. А., Логич. категории в «Капитале» К. Маркса, М., 1962; Лекторский В. А., Проблема субъекта и объекта в классической и совр. бурж. философии, М., 1965; Смирнова Е. Д., Формализованные языки и логич. форма, в кн.: Логич. структура науч. знания, М., 1965; Мамардашвили М. К., Формы и содержание мышления, М., 1968; Мам зин А. С, О Ф. и с. в живой природе, Л., 1968; Hay мен к о Л. К., Монизм как принцип диалектич. логики, Алма-Ата, 1968.
В. Нуриев. Москва.
ФОРМА ЛОГИЧЕСКАЯ (форма в логике) — та сторона рассуждения (доказательства, вывода, аргументации и т. п.), к-рая не зависит от содержания данного рассуждения; Ф. л. в языке фиксируется посредством логич. констант и образуемых с их помощью отд. фраз и их сочетании — схем рассуждения (форм вывода, выражающих связь посылок и заключения), в к-рых может воплощаться разное содержание. Именно к логич. формам — к «формальной» стороне рассуждений — относятся устанавливаемые в (формальной, математической) логике логич. законы (законы логики, см. Мышления законы) и правила логич. перехода (см. Правило вывода), а также многие исследуемые в ней проблемы. Среди последних центр, место занимает проблема уточнения понятия логич. следования, исходным пунктом к-рой как раз и является констатация того, что логически правильная (логически убедительная) схема рассуждения не зависит от того, истинны или ложны утверждения, к к-рым они применяются: «Рассуждение может быть верным несмотря на то, что утверждения, из которых оно построено, ложны, и как раз тогда, когда мы констатируем эту независимость, мы и отделяем форму от содержания» (Ч ё р ч А., Введение в математическую логику, М., 1960, с. 15). Именно тем, что предметом исследования в логике являются Ф. л., объясняется распространенная ее квалификация как формальной логики.
|
|
Отделение Ф. л. от содержания — абстракция (отвлечение) формы от реально осуществляемого в мышлении и естеств. языке рассуждения — связано с трудностями, к-рые проистекают, в частности, из обычно «сокращенного» (энтимематического, см. Энтимема) характера таких рассуждений (нек-рые составные части к-рых могут пропускаться, т. к. «подразумеваются сами собой») и нередко неоднозначности смысла участвующих в них выражений. В логике эти трудности преодолевают с помощью логических исчислений, к-рые, помимо прочего, служат и для уточнения Ф. л. (наиболее известные из исчислений такого рода — это исчисления логики высказываний и логики классов, предикатов исчисление).
Ф. л., будучи независимыми от содержания конкретных рассуждений, зависят от содержания мышления в более общем смысле: в конечном счете они являются отображением наиболее простых и общих черт объектов реальности (того, что объекты бывают одинаковы или различны, что они образовывают классы, обладают теми или иными свойствами, вступают в те или иные отношения и т. д.); с этими
общими чертами объектов реальности естественно
связывать образование и применение в познании
понятий и суждений, субъектно-предикатную струк
туру высказываний, осуществление логич. переходов
от одних истин к другим (см. Умозаключение),— сло
вом, функционирование в познании того, что в фило
софии и нематематич. логике носит название «основ
ных форм мышления». Современная формальная
логика, как правило, не использует понятие «ос
новной формы мышления»; но в анализе логич. форм
она идет дальше традиц. логики, раскрывая богатство
понятий, суждений и умозаключений как Ф. л.
В частности, создаваемые в ее рамках формализован
ные языки позволяют раскрывать и уточнять различ
ные аспекты Ф. л., проводить анализ Ф. л. с различ
ной (определяемой задачами исследования) степенью
глубины и т. п. Существенно, что всякий формали
зованный язык означает принятие соответствующего
метода логического анализа рассуждений, т. е. метода
выделения в них стороны, относящейся к Ф. л.,
и отделения ее от стороны, относящейся к содержанию.
При этом обнаруживаются — особенно при исследо
вании семантики формализованного языка — связи
этих сторон и, в более общем гносеология, смысле,
зависимость Ф. л. от содержания, но только не от
содержания отдельных, конкретных рас
суждений или процессов мышления, а от «обобщен
ного» содержания всей данной области науки или
практики, от общего характера постановок и решений
возникающих в данной области науч. задач и т. п.
Этим — зависимостью логич. средств от «обобщенного»
содержания тех или иных фрагментов реальности
и (или) методов их исследования в науке,— в част
ности, и объясняется многообразие логич. концепций,
различных «логик» формализованных языков, лишь
вся развивающаяся совокупность к-рых служит
отображению в науке «формальной» (формальнологи
ческой, относящейся к Ф. л.) стороны рассуждений
И доказательств. В. Бирюков. Москва.
ФОРМА ПРЕВРАЩЕННАЯ — понятие, введенное в филос. оборот Марксом и характеризующее строение и способ функционирования сложных систем; это понятие позволяет исследовать видимые зависимости и эффекты, выступающие на поверхности целого в качестве того, что Маркс называл «...формой его действительности, или, точнее, формой... действительного существования» («Теории прибавочной стоимости», ч. 3, 1961, с. 460, подробнее о таких формах — см. там же, с. 429—33, 463—75, 477—97; «Капитал», т. 1, 1955, с. 79, 322, 539—42; там же, т. 3, 1955, с. 27—52, 217, 405—13, 792, 827—45). Подобная форма существования есть продукт превращения внутр. отношений сложной системы, происходящего на определ. ее уровне и скрывающего их фактич. характер и прямую взаимосвязь косвенными выражениями. Эти последние, являясь продуктом и отложением превращенностп действия связей системы, в то же время самостоятельно бытийствуют в ней в виде отдельного, качественно цельного явления, «предмета» наряду с другими. В этой «бытийственно-сти» и состоит проблема Ф. п., к-рая видимым (и практически достоверным) образом представляется конечной точкой отсчета при анализе свойств функционирования системы в целом, представляется как особое, не разлагаемое далее образование, как «субстанция» наблюдаемых свойств. Такова, напр., капитализированная стоимость в системе бурж. экономики, обнаруживающая «способность» к самовозрастанию. Это — типичный случай иррациональной Ф. п., когда вещь наделяется свойствами общественных отношений и эти свойства выступают вне связи с человеческой деятельностью, т. е. вполне натуралистически. Если подобная объективная вп-
ФОРМА ПРЕВРАЩЕННАЯ
димость разрешается в системе связей, восстанавливаемых и прослеживаемых методом восхождения от, абстрактного к конкретному, то мы имеем дело с содержат, исследованием Ф. п., выводящим пх как необходимую форму «...проявления существенных отношений» (М арке К., Капитал, т. 1, 1955, с. 539) в условиях, когда последние накладываются одно на другое и подвергаются искажению. Но самодостаточный, исчерпывающий себя характер такого «проявления» должен быть сохранен анализом (со всей парадоксальностью его бытийных эффектов), что предполагает расширение объективного описания существующих отношений за счет учета в них той области, где соизмеримы действие наблюдения и действие содержания наблюдения (соизмеримы как части единого действия системы, включающей в себя наблюдателя-субъекта). Тогда превращенные продукты действия могут быть поняты с необходимостью, а само действие — описано полно. Особенность Ф. п., отличающая ее от классич. отношения формы и содержания, состоит в объективной устраненности здесь содержат.. определений: форма проявления получает самостоят, «сущностное» значение, обособляется, и содержание заменяется в явлении иным отношением, к-рое сливается со свойствами материального носителя (субстрата) самой формы (напр., в случаях символизма) и становится на место дей-ствит. отношения. Эта видимая форма действит. отношений, отличная от их внутр. связи, играет вместе с тем — именно своей обособленностью и бы-тийностыо — роль самостоят, механизма в управлении реальными процессами на поверхности системы. При этом связи действит. происхождения оказываются «снятыми» в ней (как динамич. закономерности — в статистических, связи формирования образов сознания — в закономерностях узнавания предметов, угадывания смысла л т. д.). Прямое отображение содержания в форме здесь исключается. Спецификой Ф. п. является не столько действительно (а не в сознании наблюдателя) существующее извращение, сколько ее особая, объективно «сущностная» роль, на этом извращении основанная и делающая ее индивпдуально-цельным элементом самой же системы.
Взаимодействие в сложных системах создает качественно новые явления, дополнит, «формы жизни» предмета. Хотя действит. жизнь таких форм определяется этим взаимодействием, они, становясь особым элементом системы, представляются готовыми предпосылками, исходными причинами всего движения целого. Напр., в экономич. системе денежная форма является превращенной товарной: в превращенном виде самовозрастание денежной суммы оказывается внутр. идеальной формой и побудит, мотивом всего движения. Но Ф. п. не обязательно должна быть иррациональной; в такой объективной видимости (кажимости), как движение Солнца и планет вокруг Земли, нет никакой иррациональности, как нет ее и в функционировании знаковых культурных систем — Ф. п. содержательной работы сознания. Иррациональность вкрадывается в превращенное выражение лишь при определ. условиях (напр., при самоотчуждешш человека в его деятельности, отрыве ее обществ, богатства п форм от личного содержания труда). На примере видимого движения Солнца хорошо иллюстрируется отличие класенч. категории «явление» от «явления» в смысле Ф. п. Для астрономнч. науки это движение есть явление в гносеологич. смысле: оно берется лишь как материал наблюдения, из к-рого заключают о законах действит. движения, а затем объясняют и сам видимый эффект. Ф. п. это движение является лишь в системе обществ.-практич. жизни, превратившей небо в свой «орган» (практич. измерения, ориентация
в пространстве и времени и т. д.). Форма проявления, видимое движение — как «очеловеченный элемент» природы, овеществленное представление, ставшее знаком социальных, жизненных значений,— функционирует здесь нерасчлененно и независимо от сочетания приведших к ней связей. Она служит исходным регулирующим, «программирующим» моментом в целом комплексе человеч. реакций, к-рые срабатывают помимо любого знания того факта, что это Земля движется вокруг Солнца, а не наоборот.
В подобных случаях под Ф. п. понимается не просто видимость, даже самая объективная, а внутр. форма видимости, ее устойчивое и воспроизводящееся ядро, выявление к-рого на феноменологии, уровне само по себе может быть результатом весьма сложного анализа. Скажем, фиксирование рыночной цены товара может привести к построению оптимальной математпч. модели этого регулятора стихийных экономич. процессов, модели, недостижимой чисто эмпирии, описанием и в то же время не обнаруживающей превращенного характера этой формы цены, не расчленяющей ее с т. зр. содержательных внутр. связей и вообще не выходящей за пределы видимых отношений. Эта особенность Ф. п. позволяет получать практически пригодные знания и эффективно моделировать мн. стороны предмета до построения целостной содержат, теории этого предмета.
Т. о., в Ф. п. важна, во-первых, превращенность в ней каких-то др. отношений, во-вторых, характер ее как качественно нового явления, в к-ром посредствующие промежуточные звенья «сжались» в особый функцион. орган, обладающий уже своей квазисуб-станцнопальностыо (и, соответственно, новой последовательностью акциденций, часто обратной действительной). Ф. п. являются восполняющими и замещающими формами, и в этом смысле система связей может быть представлена как система уровней преобразования и замещения. Структуру превращений, а тем самым и структуру того квазипредмета, каким является Ф. п., можно представить в виде след. последовательности: выключение отношения из связей — восполнение его иной предметностью и свойствами — синкретич. замещение предшествующего уровня системы этим формообразованием. Иными словами, Ф. п. регулируют систему путем восполнения отсеченных ее звеньев и опосредовании,замещая их новым отношением, к-рое и обеспечивает «жизнь» системы. Исходное (реальное) отношение здесь не может осуществляться в своем действит. виде в силу изъятости из определ. системы связей или их стертости. Его посредствующие звенья и зависимости замазаны действием др. связей, к-рые выталкивают его как нечто оголенное (до его восполнения), самодовлеющее, как предмет-фантом. Это покоится на реальном моменте: нек-рые характеристики предмета, порождаемые его происхождением и опосредованиямп, могут не иметь значения для определ. аспектов его функционирования. Так, действие капитализированной стоимости выступает вне отношения к труду под влиянием времени обращения капиталов и их взаимодействия стирающих органич. строение капитала, т. е. внутренне различное отношение его частей к труду как обществ, отношению. Это — реальное существование предмета вне его исходной связи.
При конкретной интерпретации абстрактной структуры Ф. п. подобное опускание связей может выступать, напр., как отсутствие этих связей и соответствующих пм механизмов в сознании,через к-рое они проходят и в к-ром они работают, но не фиксируются. Отсюда применимость понятия Ф. п. к явлениям бессознательного — к бессознат. языковым явлениям, к личностным структурам и т. п. Возможна интерпретация этого выключения как неразвитости связей
388 ФОРМА ПРЕВРАЩЕННАЯ
и строения к.-л. органа системы, призванного тем не менее выполнять ту же функцию в системе, что п развитый.
В пунктах опускания действит. связей предмет начинает пробегать самостоят, цикл движения, будучи определ. образом восполнен квазисубстанциоиаль-ными определениями. Последние «представительствуют» в системе вместо опущенных звеньев, но превращенным, видимым образом. Исследования 3. Фрейда, напр., ясно показали, в какой значит, мере выпадающие связи оказываются способными к символпч. переработке (очень похожей по характеру использования веществ, материала на «бриколаж» Леви-Стросса, по логике к-рого описывается работа мифа). На место предмета как системы отношений становится квазипредмет, привязывающий проявление этих отношений к к.-л. субстанции, конечной и нерас-членяемой, и восполняющий их в зависимости от ее «свойств». Это — мнимости, или квазиобъекты, существующие вполне объективно, дискретно и самостоятельно. Мнимыми предметами являются, напр., труд и капитал, имеющие цену; материальные знаки различных видов языков, несущие в себе непосредственное значение объектов; запоминающие и koj дирующие устройства в электронных машинах и т. п. В этих предметах нет и на деле не может быть непо-средств. связи между стоимостью и трудом, между знаком и объектом и т. д. Но именно из этого прямого замыкания связи на нек-рого «носителя» и развивается новое, восполненное (или восполняющее) отношение, к-рое дает структуру и последовательность объективной видимости и к-рое обозначает или косвенно реализует процесс, не проступающий прямо в этом явлении (ср. с упомянутым выше символизмом). Упорядоченность и последовательность элементов восполненного отношения отличаются от действительной или может быть обратной ей, как, скажем, упорядоченность и последовательность материальных элементов к.-л. кода не есть прямое выражение упорядоченности и последовательности реальных отношений, приводимых им в действие. Она скорее заполняется из свойств действия возникшего квазн-предмета. Здесь развивается специфич. структура связей выражения, отличных по типу от содержат, связей. Таково исследованное Марксом выражение процесса произ-ва прибыли в таких образованиях, как «процент», «предпринимательский доход», «цена издержек произ-ва» и т. п. То же явление восполненного целого имеет место и при ритуальном выполнении содержат, действия у примитивных народов, а также в явлениях символики социального и символики бессознательного в психике (сновидения, психоневрозы и т. п.).
Вопрос о мнимых образованиях в Ф. п. шире проблемы возможной мистификации (она •— лишь частный случай, важный, напр., при анализе социальной роли религии). В искусств, технич. системах дело обходится без возникновения к.-л. мистики. Особая структура и последовательность псевдосубстанцпо-нальных элементов, посредством к-рой на деле реализуются др. отношения, может быть вообще в отделенном от этих последних виде реально воплощена в технич. устройствах, давая, напр., то, что можно было бы назвать псевдомышлееием кибернетич. и электронно-вычислпт. машин (в к-рых при опускании человеч. сознания получаются тем не менее результаты именно его функционирования).
Операция восполнения, осуществляемая в системе квазипредметом, может быть и материальным действием естеств. системы, и искусств, конструктивным элементом в технич. системе, и актом сознания как непосредств. языка реальной жизни, и актом идеологическим. Напр., применяя те или иные лингви-
стич. формы, люди не думают при этом об их строении п законах, а думают о высказываемом содержании, об объектах. Снятость этих законов в сознании компенсируется отождествлением знака и предмета, к-рое позволяет перевести целые слои языковой деятельности в область лингвистпч. автоматизма.
Превращенный, восполненный внешний облик отношений не только отделяется от того действит. движения, формой к-рого он является, но и становится его готовой исходной предпосылкой, независимым условием. Это — феноменологпч. замещение, выполняемое Ф. п. Синкретизм Ф. п. позволяет системе действовать без учета или реального проявления всех ее связей, суммарно. Весь процесс на этом уровне выступает как реализация свойств Ф. п., замещающих своим действием др. уровни системы. Когда, напр., знаковая культурная система замещает определ. моменты содержат, работы сознания, то она превра-щенно выступает как конечная причина всего движения сознания, лишь проявляющая себя в нем. На наблюдении этого обстоятельства основывалась относительности лингвистической гипотеза, предполагающая, что структура того или иного языка определяет направление, в к-ром мышление расчленяет действительность. По отношению к мышлению, к идеология, явлениям понятие замещения в Ф. п. описывает те образования, к-рые не требуют для своего действия теоретич. осознания и расчленения всех их элементов на уровне понятия. Эта же особенность Ф. п. наблюдается и внутри научно-теоретпч. освоения действительности, когда функционирование готового мыслит, содержания предполагает отождеств-ление неосознаваемой абстракции с объектом, т. е. нерасчлененность объекта п способа деятельности, объекта и знания. Здесь оно оказывается источником антиномий теоретич. мышления. В этом смысле деятельность теоретич. сознания, как отдающая себе отчет в смысле и происхождении своих абстракций и понятий, в границах и сферах их применения, есть постоянное «распредмечивание» Ф. п.
Действие синкретич. механизма Ф. п. основывается на том, что отношение уровней системы оборачивается: продукты процесса выступают как его условия, встраиваются в его начало в виде предваряющих «моделей», «программ». Изоморфизм приобретает характер циклил, связи, кругового движения: на уровне Ф. п. продукты системы определяются, по сути дела, тавтологически, ими же самими. Ф. п. обеспечивают стабильность системы ц противодействуют ее изменению. Внутренние же связи дают о себе знать насильственно (напр., в экономил, кризисах, в психич. заболеваниях и, вообще, в условиях, когда не срабатывает, разрушается к.-л. из генетически разнородных, но наслоившихся друг на друга и одновременно существующих структур функционирования), а также в процессах развития, к-рые прежде всего и разрушают Ф. п.
Понятие Ф. п. дает ключ к анализу сознания на различных его уровнях. Применяя это понятие, Маркс сумел поставить явления обществ, (и индивидуального) сознания в систему социальной деятельности. Это понятие позволяет вывести духовные, идеологич. образования из их материально-социальной основы (а не сводить их к ней, ложно предполагая зеркальное отображение обществ, структур в идеологических, культурных и т. п. структурах), выявить постоянно меняющееся отношение между автоматическим н сознательным в обществ, поведении и действии, проникнуть в способ функционирования мн. личностных структур, складывающихся из ассимиляции индивидом обществ, культурных систем и т. д. Понятие Ф. п. плодотворно в исследовании явлений обществ, фетишизма, первобытного антропоморфизма, в анализе знаковых культурных систем, в т. я. при