претации как неотъемлемого элемента Ф. я. для обозначения этого понятия часто употребляют (синонимичный) термин «семантич. система» (в отличие от «синтакежч. систем» — неинтерпретированных исчислений). Использование Ф. я.— характерная особенность матем. логики, к-рую часто и определяют как «предмет формальной логики, изучаемый посредством построения формализованных языков». Следует, впрочем, заметить, что такого рода «определения» отнюдь не являются неотъемлемым атрибутом изложений математич. логики: понятие Ф. я. не только не входит (как правило) в предметные логико-математич. языки, но не является, строго говоря, и элементом никакого конкретного метаязыка, будучи, скорее, удобным рабочим термином для предварительных эвристич. пояснений предмета этой науки. Напр., в таких классич. изложениях математич. логики, как «Введение в метаматематику» С. К. Клпни (пер. с англ., М., 1957) или «Grundlagen der Mathematik» Д. Гильберта и П. Бернайса (В., 1934—39), этим понятием (по крайней мере в явном виде) вообще не пользуются (хотя и следуют, конечно, воплощенным в нем идеям и представлениям).
Лит.: Ч е р ч А., Введение в математическую логику, пер. с англ., т. 1, М., 1960, введение (§ 00—09); Tarski A., Der Wahrheitsbegriff in den formalisierten Sprachen, «Studia Philos.», 1935, Bd 1, S. 261—405; Gar nap R.. Introduction to semantics and formalization of logic, L., 1959.
Ю. Гасгпев. Москва.
ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА — наука о мышлении, предметом к-рой является исследование умозаключений и доказательств с т. зр. их формы (формы логической) и в отвлечении от их конкретного содержания. Ф. л. является базисной наукой — ее идеи и методы используются как в повседневной практике, напр. в качестве средства от логич. ошибок, так и в особенности в теории для логического анализа науч. знания и для дедуктивного (синтетического) построения на базе логических исчислений любых «нелогических» науч. дисциплин.
Историч. основу Ф. л. образует т. н. т р а д и ц и-онная Ф. л., к к-рой относят обычно учение о понятии, учение о мышления законах, учение о суждении и теорию силлогистич. вывода — учение о силлогизме, или силлогистику, учения о непосредственных умозаключениях и несиллогистических умозаключениях, учение о логических ошибках и, наконец, традиц. логику индуктивную. Основоположником традиц. Ф. л. является Аристотель: обобщив опыт повседневного и отчасти науч. мышления тогда только формировавшейся науки, Аристотель создал учение о силлогизме и дал первые примеры анализа рассуждений с т. зр. их формы. Однако уже сам Аристотель сознавал, что в силлогистич. схемы нельзя уложить многие рассуждения, в особенности математические. Это побудило мегариков и ранних стоиков исследовать др. формы дедукции (см. Древнегреческая логика). Частично в том же направлении шло развитие логики и в средние века (см. раздел Схоластическая логика в ст. Схоластика), и в эпоху Возрождения (Галилей, Валла, Раме). Развитие опытного естествознания и математики, усилившееся в 17 в., поставило вопрос о прикладной роли Ф. л., о дальнейшем развитии несиллогистич. форм вывода, характерных для логики науки. (В этой области работали с большим или меньшим успехом Ф. Бэкон, Декарт, Паскаль, авторы Пор-Рояля логики, И. Юнг, Лейбниц и их последователи.) Одна из осн. «логистических» идей Лейбница состояла в том, чтобы свести к «вычислению» не только математические, но и любые умозаключения. Лишь ко 2-й пол. 19 в. относятся ощутимые шаги в реализации этой идеи, когда работами Буля, де Моргана, Джевонса, Шредера, Порецкого, Пирса, Фреге, Пеано и др. были заложены основы первых совр. логико-
матем. исчислений. «Principia Mathematica» Б. Рассела и А. Уайтхеда открывает совр. этап в развитии Ф. л.
Современная Ф. л. является историч. преемником традпц. Ф. л. и в ряде случаев ее прямым продолжением. Расширение и обогащение языка Ф. л., ее осн. понятий в известной мере служат указанием на то, в каком направлении шло развитие Ф. л. от традиционной к современной. В частности, в логич. словаре появились такие понятия, как исчисление и логическое исчисление, математическая индукция, формализация и формализованный язык, независимость, непротиворечивость и полнота, алгоритм и разрешения проблемы, область предметов и переменная, операция и функция и др. неизвестные традиц. Ф. л. понятия. С др. стороны, определ. связь с традицией сохранили такие понятия совр. Ф. л., как аксиома, посылка и постулат, вывод и правило вывода, квантор, следствие н следование (импликация), теорема о дедукции и др., хотя в совр. трактовке этих понятий не сразу узнаются их псторнч. прообразы.
На протяжении более чем двухтысячелетней истории Ф. л. основную ее цель видели в том, чтобы исследовать, каким образом можно выводить одни высказывания из других. Для совр. Ф. л. характерно построение формальных теорий логич. вывода (см. Вывод в математической логике) в рамках тех или иных логич. «формализмов» (исчислений), а следовательно, и особое внимание к построению самих этих формализмов и применяемых при этом формально-дедуктивных методов. В зависимости от того, какие осн. понятия п методы используются для построения формальных теорий логич. вывода [в том числе и в зависимости от того, как интерпретируются осн. логич. константы: дизъюнкция, конъюнкция, импликация, отрицание (в логике), эквиваленция] различают: классическую (иначе двузначную) логику, интуиционистскую логику, конструктивную логику, модальную логику, многозначную логику и др. Каковы бы ни были различия в построении этих теорий, каждая теория состоит из двух осн. разделов: логики высказываний и логики предикатов. Классич. вариант последней непосредственно примыкает к традиц. силлогистике (логике «одноместных» предикатов), хотя в многочисленных и различных предикатов исчислениях (см. также ст. Натуральное исчисление, Секвенций исчисление) формализуется субъектно-пре-дпкатная структура предложений, понимаемая в более широком, чем в традиц. Ф. л., смысле: помимо свойств («одноместных» предикатов), в них формализуются и отношения («многоместные» предикаты), что делает излишней особую логику отношений в ее традиц. филос. истолковании.
Каждая из указанных выше формальных теорий имеет определ. фплос. смысл, являясь логической реализацией тех или иных методология, подходов в науке. Связь совр. Ф. л. и философии стимулируется прежде всего актуальной задачей обоснования математики — науч. направлением, имеющим как логический, так и филос. характер (см. ст. Алгоритм, Интуиционизм, Исчисление задач, Конструктивное направление, Логицизм, Математическая бесконечность, Математическая логика, Метод аксиоматический, Минимальная логика, Номинализм в философии математики, Положительная логика, Принцип исключенного третьего, Проверяемость, Теория множеств, Формализм, Эффективизм). Примером обогащения и углубления логич. исследований, вызванных стимулирующим влиянием проблем обоснования математики, может служить возникновение металогики — в узком (гильбертовском) смысле как теории формальных систем, ограниченной рамками
ФОРМАЛЬНАЯ СИСТЕМА—ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
финитизма, и в широком смысле как метатеории Ф. л. вообще, включающей логический синтаксис (см. Синтаксис в логике, Метаязык), логическую семантику (см. также Семантика в логике и примыкающие к ней ст. Взаимозаменимости отношение, Знак, Значение, Имя, Интерпретация, Контрфактические предложения, Логическая истинность, Модель, Название, Описания операторы, Реализуемость, Синтетические и аналитические суждения, Тавтология, Тождественная истинность, Фактическая истинность, Экстенсиональные и неэкстенсиональные языки), теории определения и определимости и теорию тождества (см. А=А, Правило замены равного равным, Принцип замещения, Равенство в логике и математике). Дальнейшим расширением металогнч. проблематики явилось выделение в особую дисциплину прагматика, развивавшейся первоначально в рамках логико-семантич. и психологич. анализа (см. Психологизм в логике), и, наконец, появление семиотики. Т. о., связь между мышлением и языком как «практической действительностью мысли» (К. Маркс) нашла отражение во взаимосвязи философии, психологии, лингвистики и логики.
В развитии совр. Ф. л. особую роль играют вопросы ее приложений, особенно в вычислит, математике и технике, кибернетике и теории информации, лингвистике математической и пр. (см., напр., ст. Логические машины, Логические схемы автоматов). Связующим звеном между Ф. л. и вычислит, математикой исторически явилась логика классов, к-рая развилась в результате попыток свести силлогистнч. методы решения логич. задач к алгебранч. методам их решения, образовав, т. о., первое алгебраич. направление в совр. Ф. л.— алгебру логики (см. также Теоретико-множественная логика). Дальнейшим развитием алгебраич. направления явилось объединение алгебры логики и логики предикатов в теории конечных автоматов, расширение алгебры логики в сторону «алгебраизацпи» логики предикатов — теория моделей и математпч. теория структур. Другую — «арифметическую» — ветвь, связавшую Ф. л. и вычислит, математику, образуют теория рекурсивных функций и предикатов (см. также ст. Алгоритм, Массовая проблема, Разрешимое и перечислимое множества, Сводимость), исчисление Х-конверсии (см. Оператор абстракции, Функция), логика комбинаторная и др. Из общих науч. приложений Ф. л. следует отметить вопросы, связанные с задачами уточнения понятия науч. закона (см. Диспозиционалъный предикат, Каузальная импликация, Номологические высказывания, Связь), с попытками применения логики в биологии и физике (см. Логика квантовой механики), в этике и юриспруденции (см. Нормативная логика). Успехи, достигнутые в формальной теории дедукции, способствовали применению точных методов в разработке широкого комплекса проблем теории индукции и индуктивной логики (см. ст. Логика индуктивная, раздел Современная логика индуктивная, ст. Научная индукция, Неполная индукция, Популярная индукция), и вероятностной логики.
Т. о., ответ на вопрос «Что такое Ф. л.?» можно дать, лишь опираясь на псторпч. анализ ведущих тенденций развития логики, а также принимая во внимание, что термин «Ф. л.» употребляется неоднозначно, что в рамках Ф. л. в широком смысле можно говорить о различных разделах и дисциплинах, к-рые также носят имя «Ф. л.». Такая дифференциация Ф. л., с др. стороны, дополняется интеграцией, появлением новых теорий и концепций, в к-рых Ф. л. рассматривается с к.-л. единой, общей т. зр.
М. Новосёлов, Г. Рузавип, П. Таваиец. Москва.
ФОРМАЛЬНАЯ СИСТЕМА — неинтерпретирован-ное исчисление, класс выражений (формул) к-рого
задается обычно индуктивно — посредством задания исходных («элементарных», или «атомарных») формул и правил образования (построения) формул, а подкласс доказуемых формул (теорем) — посредством задания системы аксиом и правил вывода (преобразования) теорем из аксиом и уже доказанных теорем. Термин «Ф. с.» имеет многочисленные синонимы (иногда, впрочем, этими терминами обозначают родственные, но не совпадающие, понятия): формальная теория, формальная математика, формализм, формальное исчисление, абстрактное исчисление, синтаксическая система, аксиоматическая система, логистическая система, формальный язык, формальная логика, кодификат, дедуктивная система и др. См. Исчисление, Логика высказываний, Математическая логика, Натуральное исчисление, Предикатов исчисление, Формализованный язык.
ФОРМАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ — социологии, школа в немарксистской социологии конца 19—1-й трети 20 вв. Главные представители: Зиммель, Визе, А. Фиркандт, Т. Литт, С. Бугле, отчасти Э. Росс, Г. Беккер и др. В противоположность историко-эво-люционной социологии, к-рая пыталась дать син-тетич. картину историч. развития общества, Ф. с. строится как аналитич. дисциплина. Абстрагируясь от конкретно-историч. содержания социальных явлений, изучаемого др. обществ, науками, она анализирует «чистые формы социальности», то общее, что свойственно всем обществ, явлениям: формы социального взаимодействия или социальных отношений (см. Г. Зиммель, Социальная дифференциация, пер. с нем., М., 1909, с. 5). Общество, по Визе, это не особая онтологии, реальность, существующая наряду с индивидами, а запутанная сеть отношений между людьми, подразделяющихся на социальные процессы, отношения и структуры. В филос. отношении Ф. с. опиралась на неокантианство (Зиммель и его последователи) или на феноменологию (Фиркандт). В идеологпч. отношении она связана с традициями бурж. либерализма (понимание социального как совокупности межиндивидуальных отношений).
Положит, чертой Ф. с. было ее требование логич. строгости и расчлененности социологии, понятий, что особенно необходимо при построении теоретич. моделей социальных процессов. Мн. введенные ею классификации прочно вошли в социологич. теорию. Концепция Зиммеля оказала, в частности, большое влияние на исследование и теорию малых групп. Однако представление об обществе как простом сгустке межиндивпдуалъных отношений односторонне и имеет тенденцию к тому, чтобы редуцировать социологию к психологии. Классификация форм социального взаимодействия будет плодотворной лишь в том случае, если учитывается модификация их в зависимости от конкретно-историч. условий.
Лит.: S i m m е 1 G., Soziologie, 3 Aufl., Munch.—Lpz.j
1923; Abel Th., Systematic sociology in Germany, N.Y., 1929;
Wiese L. von, System der allgemeinen Soziologie, 2 Aufl.,
Munch., 1933; Martindale D., The nature and types
of sociological theory, L., 1961; S о г о k i n P., Sociological
theories of today, N.Y., [1966]. II. Нон. Ленинград.
Ф ОРМАЦИЯ ОБЩЕ СТВЕННО - ЭКОНОМЙЧЕ -
СКАЯ — категория историч. материализма, служащая для обозначения общества на определ. этапе историч. развития. Дпалектнко-материалистич. метод позволил Марксу и Энгельсу преодолеть абстрактный, внеисторич. подход к анализу обществ, жизни, выделить отд. ступени в развитии общества, определить их характерные отличит, признаки, открыть специфич. законы, лежащие в основе их развития. «Как Дарвин,— писал Ленин,— положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, „богом созданные" и неизменяемые, и впервые поставил биологию на
ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними,— так н Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс» (Соч., т. 1, с. 124—25).
В «Капитале» Маркс показал «...капиталистическую общественную формацию как живую — с ее бытовыми сторонами, с фактическим социальным проявлением присущего производственным отношениям антагонизма классов, с буржуазной политической надстройкой, охраняющей господство класса капиталистов, с буржуазными идеями свободы, равенства и т. п., с буржуазными семейными отношениями» (там же, с. 124).
Ф.о.-э. — это развивающийся социально-производств. организм, имеющий особые законы возникновения, функционирования, развития и превращения в другой, более сложный соцнально-пронзводств. организм. Каждый такой организм имеет особый способ произ-ва, свой тип производств, отношений, особый характер обществ, организации труда (а в антагони-стич. формациях особые классы и формы эксплуатации), исторически обусловленные, устойчивые формы общности людей и отношений между ними, спецпфич. формы обществ, управления, особые формы организации семьи и семейных отношений, особые обществ, идеи.
Решающим признаком Ф. о.-э., в конечном счете определяющим все остальные, является способ производства. Смена способов произ-ва определяет смену Ф. о.-э.
Маркс и Ленин выделили пять Ф. о.-э., представляющих поступат. ступени в развитии человеч. общества: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой к-рой является социализм.
В работах Маркса встречается упоминание об азиатском способе произ-ва как особой экономич. структуре. Среди социологов и историков до сих пор идут споры о том, что понимал Маркс под азиатским способом произ-ва. Одни считают его особой Ф. о.-э., предшествующей рабству или феодализму; другие считают, что Маркс хотел подчеркнуть этим понятием особенность феод, способа произ-ва на Востоке. Третьи полагают, что азиатский способ произ-ва следует считать завершающим этапом первобытнообщинного строя. Хотя споры но этому вопросу продолжаются, но в дискуссиях не приводилось достаточных научных данных, подтверждающих тезис о том, что азиатский способ произ-ва представляет особую формацию.
История не знает «чистых» формаций. Напр., нет «чистого» капитализма, в к-ром бы отсутствовали элементы и пережитки прошлых эпох — феодализма и даже дофеод. отношений,— элементы п материальные предпосылки новой коммунистич. Ф. о.-э. К этому следует добавить специфичность развития одной и той же формации у разных народов (напр., родовой строй славян и древних германцев резко отличается от родового строя саксов или скандинавов в начале средних веков, народов Др. Индии или народов Ближнего Востока, индейских племен в Америке или народностей Африки и т. д.). Различные формы сочетания старого и нового в каждую исторнч. эпоху, различные связи данной страны с др. странами и различные формы и степени внешнего влияния на ее развитие, наконец, особенности псторич. развития,
оо5гсловленные всей совокупностью природных, эт-нич., социальных, бытовых, культурных и др. факторов, и определяемая ими общность судьбы и традиций народа, отличающих его от других народов, свидетельствуют о том, насколько многообразны особенности и историч. судьбы разных народов, проходящих одну п ту же Ф. о.-э.
Каждая Ф. о.-э. имеет свои этапы, стадии развития. Первобытное общество за тысячелетия своего существования прошло путь от человеч. орды до родоплемен-ного строя и сел. общины. Капиталистич. общество — от мануфактуры до машинного произ-ва, от эпохи господства свободной конкуренции до эпохи монопо-листпч. капитализма, переросшего в гос.-монополи-стич. капитализм. Коммунистич. формация имеет две осн. фазы — социализм и коммунизм. Каждый такой этап развития связан с появлением нек-рых важных особенностей и даже специфич. закономерностей, к-рые, не отменяя общесоциологич. законов Ф. о.-э. в целом, вносят нечто качественно новое в ее развитие, усиливают действие одних закономерностей п ослабляют действие других, вносят известные изменения в социальную структуру общества, обществ, организацию труда, быт людей, видоизменяют надстройку общества и т. д. Такие этапы в развитии Ф. о.-э. называют обычно периодами или эпохами. Науч. периодизация историч. процессов должна исходить, т. о., не только из чередования Ф. о.-э., но и из эпох или периодов в рамках этих формаций.
Экономич. отношения, образующие экономич. структуру общества, базис Ф. о.-э., в конечном счете определяют поведение и действия людей, народных масс, отношения и конфликты между классами, социальные движения и революции. Социолог и экономист, изучающие обществ, отношения, как правило, могут ограничиться характеристикой осн. черт формаций, их классификацией, в основу к-рой положена поступат. смена Ф. о.-э., смена эпох внутри этих формаций. Для историка этого недостаточно. Изучая историю отд. народов как часть всемирно-историч. процесса, историк обязан считаться с развитием социальных движений, периодами революц. подъема и периодами реакции. В рамках общесоциологич. периодизации всемирной истории и истории отд. народов историк обязан дать более «дробную» периодизацию, в основу к-рой, помимо хода социально-экономич. развития, кладутся этапы классовой борьбы в стране, освободит, движения трудящихся масс.
От понятия эпохи как этапа в развитии Ф. о.-э. следует отличать понятие всемирно-историч. эпохи. Всемирно-нсторич. процесс в каждый данный момент представляет собой более сложную картину, чем процесс развития в отд. стране. Всемирный процесс развития включает разные народы, находящиеся на различных этапах развития. Характер всемирно-историч. эпохи определяют те экономич. отношения и социальные силы, к-рые определяют направление и во все возрастающей степени характер псторич. процесса в данный псторич. период. В 17—18 вв. капиталистич. отношения еще не господствовали в мире, но они и порожденные ими классы, уже определяя направление всемирно-историч. развития, оказывали решающее воздействие на весь процесс мирового развития. Поэтому с этого времени датируется всемирно-историч. эпоха капитализма как этап всемирной истории. Окт. социалистич. революция и образование мировой социалистич. системы положили начало крутому перелому во всемирной истории, они направляют всемирно-историч. развитие, придают совр. эпохе характер перехода от капитализма к коммунизму.
Переход от одной Ф. о.-э. к другой осуществляется революц. путем. В тех случаях, когда Ф. о.-э. одно-