ХОБХАУЗ—ХОКИНГ




щий их, пока они полностью не вылечатся, то в уче­нии X. будда — это инструктор, объясняющий, как исцелиться, и подающий пример самоисцеления толь­ко тому, кто осознал свою болезнь и имеет силу и ре­шимость самоисцелиться. Будда выступает в X. как высший идеал живого существа, как предел духовной высоты, достижимый человеком; почитание его не является магич. актом, а есть лишь поклонение обра­зу, возвышающее человека и увеличивающее сумму его заслуг. В X. индивидуалистич. принцип буддизма, идея свободы воли и, следовательно, ответственности остаются выраженными со всей крайностью: никто ни­кому не может помочь ни спастись, ни освободиться, ни очиститься; все это человек может сделать только сам, своей волей, решимостью и мудростью. Высшим состоянием X. полагает нирвану, достижение к-рой (путем медитации, нравств. самоусовершенствования и интеллектуального развития) предполагает полный отрыв от феноменального мира. В X. отшельни­чество считается практически обязательным для до­стижения хотя бы низших ступеней духовного прогрес­са и необходимым условием для постижения филос. и религ. истин. В плане умозрительном X. характери­зуется также резким противопоставлением феноме­нального мира (сансары) и нирваны.

Среди неканонич. произведений X., к-рые уже с глу­бокой древности имели хождение наряду с канонич. текстами, позднее вошедшими в трипитаку (на яз. пали), особо важную роль играла «Милинда-паняа» («Milinda Panha»). В этой кн. излагаются интересней­шие мысли относительно «Я», соотношения имени и формы с субъектом, ценности отшельничества и т. д. В позднейшей (сер. 1-го тысячелетия н. э.) цейлонской традиции важное место отводится многочисл. тракта­там и комментариям Буддхагхоши (очевидно, псевдо­ним для ряда поколений комментаторов), среди к-рых следует упомянуть «Висуддхимаггу», «Атхасалини», посвященных центр, вопросам буддийской догма­тики и практики «Пути», и сб. легенд, комментирую­щих стихи «Дхаммапады». К этой же традиции отно­сится трактат Ануруддхи «Абхндхамматтха-сангаха», к-рый является осн. пособием, вводящим новообра­щенного в курс буддийской филос. догматики, а также «Паритта» — произведение, посвященное «охране» буддиста от всякого рода естеств. и сверхъестеств. зол и содержащее набор мистич. формул для их от­вращения от верующих. Оба эти произведения особое распространение получили на Цейлоне и в Бирме. Огромное значение для последующих филос. тради­ций буддизма (особенно за пределами Индии) имел знаменитый трактат «Абхидхармакоша» Васубандху (ок. 5 в. н. э.). Обособленное место занимает во всей буддийской литературе начала нашей эры «Лалитави-стара» — произведение, написанное на санскрите и позднее вошедшее в канон школы Сарвастивады. Эта книга, описывающая чудесную и волшебную сторону жизни Будды, занимает как бы промежуточное поло­жение между X. и махаяной.

Лит.: La V а 1 1 ё е Poussin L. d с, Bouddhisme,
P., 1909; его же, L'Inde aux temps du Mauryas et des bar-
bares, Grecs, Scvthes, Parthes et Yue-tchi, P., 1930; Winter-
n i tiM., History of Indian literature, v. 2, Calc, 1933; В а-
reau A., Les sectes bouddhiques du petit Vehicule, Saigon,
1955; Lamotte E., Histoire du Bouddhisme indien,
Louvain, 1958. А. Пятигорский. Москва.

ХОБХАУЗ (Hobhouse), Леонард (8 сент. 1864— 21 июня 1929) — англ. философ и социолог, проф. со­циологии Лондонского ун-та (с 1907). Содействовал созданию об-ва социологов (1903). Принимал участие в рабочем и проф. движении, примыкая к т. н. движе­нию «нового тред-юнионизма».

Подход X. к социологии прагматичен: познание прошлого связывается с задачами социальных реформ в духе политич. либерализма 19 в. Видя в социологии


секуляризованную форму философии, X. рассматри­вает ее как универсальную науку о человеке, ста­вящую целью «понимание социальной жизни как един­ства» и органич. целостности (см. Органическая школа в социологии). Разрабатывая общую теорию разви­тия общества и его институциональных форм, X. стре­мится осуществить синтез обширного эмпирич. мате­риала сравнит, этнологии, религиеведения, психоло­гии, антропологии и политич. экономии. Социология X. переплетается с моральной философией: в качестве этич. критерия и цели человеч. развития он вводит понятие о «рациональном добре», в к-ром примыкает к переосмысленному в духе Канта англ. эмпиризму 18 в. Оказал значит, влияние на англ. социологию 20 в.

Соч.: The theory of knowledge, L., 1896; The labour move­ment, 2 ed., L., 1898; Mind in evolution, L., 1901; Morals in evolution, L., 1906; Liberalism, N.Y., [1911]; Social evolution and political theory, N.Y., 1911; Development and purpose, L., 1913; The metaphysical theory of the state, L., 1918; The ratio­nal good, L., 1921; The elements of social Justice, N.Y., 1922; Social development, L., 1924; The material culture and social institutions of the simpler peoples, L., 1965 (совм. с G. С. Wheeler and M. Ginsberg); Sociology and phylosophy, L., [1966] (библ.).

Лит.: Carter H. S., The social theories of L. T. Hob-house, Chapel Hill (N. C), 1927; Hobson J. A. and Ginsberg M., L. T. Hobhouse, his life and work, L., 1931.

ХОВЕЛЬЯНОС, Ховельяно с-и-Р а м и р е с (Jovellanos у Bamirez), Гаспар Мельчор де (5 янв. 1744—27 нояб. 1811) — исп. просветитель, гос. дея­тель, политич. мыслитель, экономист, публицист, поэт и драматург. Сторонник постепенного преобразо­вания экономики Испании на капиталистич. началах, X. ратовал ва изучение естеств. наук, отстаивал идею нац. самобытности исп. иск-ва («Похвала изящным искусствам» — «Elogio de las bellas artes», Md, 1782); как литератор высмеивал в своих сатирич. произве­дениях невежество знати.

Соч.: Obras publicadas e ineditas, t. [1]—5, Md, 1951 — 1956; Diarios, Md, [1967]; фрагменты ряда произв. X. (на исп. яз.) — в кн.: Хрестоматия исп. лит-ры, сост. В. С. Узин, 2 изд., М., 1948, с. 529 — 38.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 10, с. 444; Александров Г. Ф., Из истории исп. фило­софии, «ПЗМ», 1939, №2, с. 173—74; Майский И. М., Испания, М.. 1957 (указат. имен); G о n z й 1 е z-B 1 а п-со В., Jovellanos. Su vida у su obra, Md, 1911; A r t i-flano у de Galdacano G. de, Jovellanos у su Es-pafia, Md, 1913; Juderlas J., D.G.M. de Jovellanos, Md, 1913; Casariego-Fernandez J. E., Jovella­nos, о el equilibrio, Md, 1943; Bonet J. A., Grandeza у desventura de D.G. M. de Jovellanos, Md, 1944; Jovellanos, su vida у su obra..., B. Aires, 1945. В. Афанасьев. Ленинград.

ХОКИНГ (Hocking), Уильям Эрнест (10 авг. 1873 — 12 июня 1966) — амер. философ, персоналист. Будучи в Германии, учился у К. Фишера, В. Виндельбанда, В. Дильтея; закончил Гарвардский ун-т (1901), где обучался у Ройса и Джемса; у первого воспринял персоналистич. идею, у второго — прагматистский метод. С 1914—проф. Гарвардского ун-та. Осн. прин­ципы персонализма X. излагает в работе «Значение бога в человеч. опыте» («Meaning of god in human experience», N. Y., 1912).

Отличит, чертой философии X. является прагматист­ский метод испытания идеи бога, используемый им в целях опровержения самого прагматизмапози­тивизма вообще) и обоснования религ. истины. От­правляясь от тезиса «что не работает — не истинно», X. приходит к выводу, что концепции, исключающие божество, «не работают», а следовательно, не являют­ся истинными (см. «Science and the idea of god», N. Y., 1944). В духе традиций религ. философии X. утверждает, что наука, дающая лишь истину об осо­бенном, частном, не может обойтись без представления о всеобщем, постигаемом в религ. опыте. Не может обойтись без бога п человеч. личность, т. к. атеистич. мировоззрение неизбежно ведет к сознанию бессмыс­ленности бытия. Согласно X., без признания бога не может нормально функционировать и человеч. обще­ство, ибо, отказываясь от бога, оно неизбежно обо-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: