ХОЛДЕЙН—ХОЛЛ



жествляет волю отд. лиц. Именно в этом X. усматри­вает психологич. основу тоталитарных режимов, в к-рых преступления, террор и постоянное насилие над личностью оправдываются фетишизированными идеалами данного общества; в подобном обществе чело­век теряет свою сущность — свободу, к-рую может ему вернуть только обращение к богу, как высшему авторитету и закону его совести (см. указ. соч., р. 69— 72).

Другая важная проблема философии X.— «как можно познать другие умы» — понимается им также теистически: поскольку человек есть производное от высшей реальности — бога, он может познать содержа­ние сознания другого разумного существа, являюще­гося так же, как и он, проявлением этой реальности. Этот вывод явился гносеология, проекцией традиц. уче­ния религ. философии о божеств, начале в человеке.

X.— сторонник мирного сосуществования социаль­ных систем.

Соч.: Men and the state, New Haven, 1926; Types of philosophy, Chi.—N.Y., 1929; Lasting elements of individua­lism, N.Y., 1937; Thoughts on death and life, N.Y., 1937; Living religions and a world faith, N. Y., 1940; What man can make of man, N. Y., 1942.

Лит.: Шершенко Л. А., Амер. персонализм, в сб.: Совр. объективный идеализм, М., 1963; Шлайфер Н. Е., Теоретико-познават. концепция Э. X., в сб.: Из истории зару­бежной философии 19—20 вв., М., 1967; Rouner L. S. [ed.], Philosophy, religion and the coming world civilization; essays in honor of W.E. Hocking, The Hague, 1966.

Д. Луканов. Горький.

ХОЛДЕЙН (Haldane), Ричард (30 июля 1856— 19 авг. 1928) — англ. философ, представитель персо­нализма, юрист и обществ, деятель. Учился в Эдин­бургском и Гёттингенском ун-тах; получил степень магистра (1876); в 1885—1911 — член палаты общин; был воен. министром и дважды (1912—15 и в 1924) лордом-канцлером Англии.

В своей филос. концепции X. развивает принцип Л от­це о существовании идеальных сущностей — человеч. сознаний, являющихся частью абсолюта — мирового сознания, благодаря к-рому возможна их взаимная коммуникация. В то же время, основываясь на «тео­рии относительного» Гамильтона и Мэнсела, соглас­но к-рой познават. акт неизбежно связывает объект с субъектом, X. утверждает, что действительность существует только благодаря познават. активности субъекта или идеальной сущности. На этой основе X. дал идеалистич. истолкование теории относительности Энштейна (см. Относительности теория).

Философия X. оказала влияние на формирование взглядов амер. персоналистов, в частности Флюэл-линга.

Соч.: The pathway to reality, L., 1903; The reign of rela­tivity, L., 1921; The philosophy of humanism and of other sub­jects. L., 1922; Human experience, L., 1926; An autobiography, L., 1929.

Лит.: Cunningham G. W., The idealistic argument:
in recent British and American philosophy, N.Y.—L., 1933;
Maurice F., Haldane. 1915—1928. The life of Viscount
Haldane of Cloan, L., 1939. Д. Лука-нов. Горький.

ХОЛИЗМ (от греч. otax; •— целый, весь) — «фило­софия целостности»; идеалистич. учение, рассмат­ривающее мир как результат ступенчатой творч. эво­люции, к-рая направляется нематериальным и непо­знаваемым «фактором целостности». Основоположни­ком X. считается Смэтс (см. Организмические теории).

ХОЛЛ (Hall), Гренвилл Стэнли (1 февр. 1844— 24 апр. 1924) — амер. психолог, один из организато­ров психологич. науки в США. После окончания ду­ховной семинарии в 1878—80 учился в Германии, в т. ч. у Фехнера и Вундта. С 1881 преподавал психо­логию в ун-те Дж. Гопкинса (Балтимора). В 1888— 1920 — проф. психологии и президент Кларкского ун-та. Организатор первого амер. психологич. журна­ла «American Journal of Psychology» (1887), а также журналов по возрастной и детской (1891) и по приклад-


ной (1915) психологии. Один из организаторов и пер­вый президент (1892) Амер. психологич. ассоциации. Наиболее известны работы X. по детской психоло­гии, к к-рой он попытался применить эволюц. идеи. Теория рекапитуляции, созданная им под прямым влиянием бпогенетич. закона, утверждала, что ре­бенок в своем индивидуальном развитии кратко пов­торяет гл. этапы истории человечества. При этом X. подчеркивал биология, детерминацию детской пси­хики, формирование к-рой он изображал как автома-тич. переход от фазы к фазе, совершающийся в соот­ветствии с осн. направлением эволюц. процесса. От­сюда делался вывод, что обучение должно провести ребенка через все стадии этого процесса, в т. ч. через анимистическую, религиозную и т. д. X.— один из основателей психологии старения. Ему принадлежат также работы по психологии религии.

С о ч.: Adolescence, v. 1—2, N.Y., 1904, в рус. пер.— Ин­стинкты и чувства в юношеском возрасте, 2 изд., П., 1920; Очерки по изучению ребенка, М., 1925.

Лит,.: Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, с. 379—81; Boring E. G., A history of experi­mental psychology, 2 ed., N.Y., 1950; Pruette L., G. S. Hall; A biography of a mind, N.Y., 1926. M. Роговин. Москва.

ХОЛЛ (Hall), Гэс (Гас) (р. 8 окт. 1910) — гене­ральный секретарь компартии США, деятель амер. и междунар. коммунистич. и рабочего движения. Род. в г. Айроне, штат Миннесота, в семье рабочего-шахтера. С 14 лет работал на лесо­заготовках. С 1929 — член компартии США. В начале 30-х гг. возглавлял Лигу коммунистич. молодежи в штатах Миннесота, Мичи­ган и Висконсин и входил в Нац. комитет Лиги. Активно участвовал в организации походов безработных, забас­товок, выступлений против расизма. С 1934 X.— моло­дежный организатор в Янг­стауне, штат Огайо. В 1936— 1938—один из лидеров проф­союза сталелитейщиков р-на Питсбурга — Янгстауна. Руководил знаменитой за­бастовкой на сталелитейных заводах в 1937. В 1938— 1942 возглавлял местные парторганизации в Янг­стауне и Кливленде. С 1942 по 1946 служил в тихо­океанском военно-морском флоте. Еще до оконча­ния службы в 1944 X. был избран членом Нац. ко­митета КП США. С 1946 возглавлял городскую парторганизацию в Кливленде, штат Огайо, а затем (с 1947) окружную организацию того же штата. С 1946 X.— член Нац. исполнительного бюро Нац. комитета КП США, а с 1949 — секретарь Нац. коми­тета. В 1950—51 исполнял обязанности генсека Нац. комитета КП США. В 1949—51 вместе с др. лидерами компартии подвергался судебным преследованиям на основании антидемократич. закона Смита. В 1951 был арестован и находился в тюрьме до 1957. Затем в течение двух лет — под домашним арестом без пра­ва заниматься политич. деятельностью. В 1959 вве­ден в состав Исполкома Нац. комитета КП США и избран его секретарем, одновременно — секретарь регион, комитета партии на Ср. Западе. В декабре 1959 был избран ген. секретарем КП США. На XVIII (июнь 1966) и XIX (апрель—май 1969) съездах КП США был переизбран на этот пост.

В своих выступлениях, докладах, статьях X. ста­вит и на основе марксизма-ленинизма разрабатывает проблемы тактики и стратегии КП США и междунар. коммунистич. и рабочего движения, вопросы обществ. развития, форм и методов борьбы против империа­лизма за мир, демократию и социализм.


ХОЛЛ—ХОЛМС 441


Называя 20 в. «веком выбора», X. подчеркивает, что поворотным пунктом истории стала Великая Ок­тябрьская социалистич. революция. «Октябрьские ре­волюционные события 1917 года... сокрушили барье­ры, воздвигнутые на пути прогресса человечества. Они ознаменовали рождение мощной неодолимой силы социального прогресса — Союза Советских Социали­стических Республик» («Правда», 1967, 5 нояб., с. 8).

Оценивая совр. эпоху как переходную от капита­лизма к социализму, X. на основе глубокого анализа показывает, что только социализм способен разрешить проблемы, стоящие перед человечеством. «...Да,— пи­шет X.,— человек может обеспечить жизнь в изоби­лии; да, человек может раскрыть все возможности разума и поднять до наивысшего уровня человеческую жизнь. И мы убеждены, что это возможно без ущерба для личных свобод. Более того, эти свободы станут шире в процессе развития... Но мы убеждены также в том, что все эти цели недостижимы при капитализме. Лишь социализм откроет им „зеленую улицу"» («The only choice: peaceful coexistence», N. Y., 1963, p. 4—5).

Разрабатывая и проводя в жизнь политич. курс КП США, X. уделяет большое внимание совр. проблемам амер. империализма и убедительно показывает прису­щие нынешней Америке противоречия и пороки, вскрывает эксплуататорскую сущность политики моно­полий и связанного с ними гос. аппарата США. «Госу­дарственно-монополистический капитализм в нашей стране,— отмечает X., —... использует всю свою мощь, стремясь обуздать рабочее движение, разрушить права трудящихся,... ограничить все социальное за­конодательство и полностью подчинить себе наши природные ресурсы. Становящаяся все меньше и меньше группа крупнейших монополистов стремится ко все большему и большему контролю над политиче­ской жизнью страны» (там же, р. 14). В докладе на XIX съезде КП США, говоря об использовании моно­полиями гос. аппарата и результатов технич. револю­ции в своих целях, X. подчеркнул, что подобная поли­тика монополий вносит «...новые элементы в классо­вую борьбу...», обостряет классовые противоречия (см. «Правда», 1969, 3 мая, с. 4). Анализируя совр. империализм США, X. оценивает его как «наиболее глубокое воплощение военно-экономической империа­листической агрессии..., средоточие и оплот колониа­лизма..., самое серьезное препятствие для установле­ния мира...» («Проблемы мира и социализма», 1965, № 10, с. 41). Вскрывая корни агрессивности импе­риализма США, X. указывает на то, что «беспрецедент­ные прибыли внутри страны и за рубежом привели к огромному накоплению свободного капитала, не находящего применения. А с каждым долларом неис­пользуемого капитала возрастает стремление к импе­риалистической экспансии» (там же, с. 43).

КП США активно борется с таким злом совр. Аме­рики, как расизм. Проблемы этой борьбы находят свое отражение и в выступлениях X. В 1963 он писал по поводу негритянских волнений в Бирмингеме: «Дви­жение, которое началось, остановить нельзя. Это ре­волюционный качественный скачок, взрыв, который отныне станет неотъемлемой частью нашего суще­ствования как народа и нации... Для того, чтобы наша страна могла пойти по пути демократии и прогресса, расизм должен быть уничтожен» («Правда», 1963, 24 июля, с. 3).

Показывая тесную связь монополистич. кругов США с политической реакцией, ультраправыми, профа­шистскими группировками, X. призывает к созданию в США единого антимонополистич., демократич. фронта как основы для борьбы с реакцией, угрозой войны и фашизма.

X. ставит вопрос о необходимости создания в США «...правительства и конгресса на весьма широкой клас-


совой и политической основе. Такое правительство не было бы социалистическим... Такое антимонополисти­ческое правительство не стало бы...долгосрочным об­разованием, а скорее представляло бы переходную стадию, на которой закладывались бы основы для пе­рехода нашего общества от капитализма к социализму» («Правда», 1966, 24 июня, с. 5).

Большое место в работах X. занимают проблемы мирного сосуществования государств с различными соц. системами. «Концепция мирного сосуществова­ния,— отмечает X., — обогатила марксизм, посколь­ку она дала новые пути, возможности и тактические средства для классовой борьбы... в соответствии с необ­ходимостью, возможностями... новой реальности» («The only choice: peaceful coexistence», p. 26—27). Вместе с тем X. указывает, что «...мирное сосущест­вование не распространяется ни на внутренние отно­шения между классами, ни на идеологическую борь­бу между ними» (там же, р. 28).

X.— активный борец за чистоту марксизма-лени­низма, за его творч. развитие и применение в прак­тике рев. борьбы трудящихся. В ряде работ X. под­вергает резкой критике догматизм как опасное и вредное явление в международном коммунистич. дви­жении. Защищая жизненность марксизма-ленинизма, X. пишет: «Развивать науку не означает сбрасывать со счетов старое. С другой стороны, абстрактное цити­рование ленинских слов, без учета времени и специ­фических объективных условий, цитирование без уче­та исторического контекста означает не защиту марк­сизма-ленинизма, а нанесение ему ущерба» (там же, р. 7). X. активно выступает против оппортунизма, считая борьбу с ним важной задачей коммунистич. и рабочих партий. В докладе на XIX съезде КП США, оценивая оппортунизм как «реальную опасность» на нынешнем этапе рабочего движения в США, он еще раз подчеркнул, что «борьба против оппортуниз­ма — это борьба за революционную политику рабочего класса...» («Правда», 1969, 3 мая, с. 4). В работах X. много внимания уделяется таким теоретич. вопросам, как формирование и развитие идеологии рабочего класса, соотношение нац. интересов и пролет, интер­национализма, взаимосвязь между нац.-освободит, движением и борьбой за социализм, и т. п. X. последовательно выступает за укрепление единства, международного коммунистич. и рабочего движения на основах марксизма-ленинизма, творческого со­трудничества и равноправия, пролет, интернацио­нализма. Выступая на Междунар. совещании коммуни­стич. и рабочих партий (Москва, 1969), X. сказал: «Мы придаем первостепенное значение нашей про­летарской концепции интернационализма... Оппорту­низм делает упор на различия и национализм. Револю­ционная концепция рабочего класса ведет к поискам точек единства. Оппортунизм же стремится раздувать. разногласия. Революционная концепция ведет к уст­ранению расхождений. Поэтому борьба за интерна­ционалистские концепции есть борьба против оппорту­низма» («Правда», 1969, 15 июня, с. 2).

С оч.: Main street to "Wall street: End to cold war, N.Y.,. 1962; Идеология рабочего класса, «ПМ и С», 1964, № 8; Ко­минтерн и мировое рев. движение, «Правда», 1969, 6 марта.

С. Красавченко. Москва^

ХОЛМС (Holmes), Оливер Уэнделл (8 марта 1841 — 6 марта 1935) — амер. юрист, член Верховного суда США, сторонник философии прагматизма, распро­странивший ее на теорию права. По X., право по­стоянно изменяется под воздействием нужд данного-времени, преобладающих моральных и политич. тео­рий, политики и даже предрассудков судей. В этом, смысле «жизнью права является не логика, а опыт». Попытка обосновать право на основе социальной прак­тики, опыта имела целью отбросить нек-рые правовые представления домонополистич. периода, не соответ-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: