жествляет волю отд. лиц. Именно в этом X. усматривает психологич. основу тоталитарных режимов, в к-рых преступления, террор и постоянное насилие над личностью оправдываются фетишизированными идеалами данного общества; в подобном обществе человек теряет свою сущность — свободу, к-рую может ему вернуть только обращение к богу, как высшему авторитету и закону его совести (см. указ. соч., р. 69— 72).
Другая важная проблема философии X.— «как можно познать другие умы» — понимается им также теистически: поскольку человек есть производное от высшей реальности — бога, он может познать содержание сознания другого разумного существа, являющегося так же, как и он, проявлением этой реальности. Этот вывод явился гносеология, проекцией традиц. учения религ. философии о божеств, начале в человеке.
X.— сторонник мирного сосуществования социальных систем.
Соч.: Men and the state, New Haven, 1926; Types of philosophy, Chi.—N.Y., 1929; Lasting elements of individualism, N.Y., 1937; Thoughts on death and life, N.Y., 1937; Living religions and a world faith, N. Y., 1940; What man can make of man, N. Y., 1942.
Лит.: Шершенко Л. А., Амер. персонализм, в сб.: Совр. объективный идеализм, М., 1963; Шлайфер Н. Е., Теоретико-познават. концепция Э. X., в сб.: Из истории зарубежной философии 19—20 вв., М., 1967; Rouner L. S. [ed.], Philosophy, religion and the coming world civilization; essays in honor of W.E. Hocking, The Hague, 1966.
Д. Луканов. Горький.
ХОЛДЕЙН (Haldane), Ричард (30 июля 1856— 19 авг. 1928) — англ. философ, представитель персонализма, юрист и обществ, деятель. Учился в Эдинбургском и Гёттингенском ун-тах; получил степень магистра (1876); в 1885—1911 — член палаты общин; был воен. министром и дважды (1912—15 и в 1924) лордом-канцлером Англии.
В своей филос. концепции X. развивает принцип Л отце о существовании идеальных сущностей — человеч. сознаний, являющихся частью абсолюта — мирового сознания, благодаря к-рому возможна их взаимная коммуникация. В то же время, основываясь на «теории относительного» Гамильтона и Мэнсела, согласно к-рой познават. акт неизбежно связывает объект с субъектом, X. утверждает, что действительность существует только благодаря познават. активности субъекта или идеальной сущности. На этой основе X. дал идеалистич. истолкование теории относительности Энштейна (см. Относительности теория).
Философия X. оказала влияние на формирование взглядов амер. персоналистов, в частности Флюэл-линга.
Соч.: The pathway to reality, L., 1903; The reign of relativity, L., 1921; The philosophy of humanism and of other subjects. L., 1922; Human experience, L., 1926; An autobiography, L., 1929.
Лит.: Cunningham G. W., The idealistic argument:
in recent British and American philosophy, N.Y.—L., 1933;
Maurice F., Haldane. 1915—1928. The life of Viscount
Haldane of Cloan, L., 1939. Д. Лука-нов. Горький.
ХОЛИЗМ (от греч. otax; •— целый, весь) — «философия целостности»; идеалистич. учение, рассматривающее мир как результат ступенчатой творч. эволюции, к-рая направляется нематериальным и непознаваемым «фактором целостности». Основоположником X. считается Смэтс (см. Организмические теории).
ХОЛЛ (Hall), Гренвилл Стэнли (1 февр. 1844— 24 апр. 1924) — амер. психолог, один из организаторов психологич. науки в США. После окончания духовной семинарии в 1878—80 учился в Германии, в т. ч. у Фехнера и Вундта. С 1881 преподавал психологию в ун-те Дж. Гопкинса (Балтимора). В 1888— 1920 — проф. психологии и президент Кларкского ун-та. Организатор первого амер. психологич. журнала «American Journal of Psychology» (1887), а также журналов по возрастной и детской (1891) и по приклад-
ной (1915) психологии. Один из организаторов и первый президент (1892) Амер. психологич. ассоциации. Наиболее известны работы X. по детской психологии, к к-рой он попытался применить эволюц. идеи. Теория рекапитуляции, созданная им под прямым влиянием бпогенетич. закона, утверждала, что ребенок в своем индивидуальном развитии кратко повторяет гл. этапы истории человечества. При этом X. подчеркивал биология, детерминацию детской психики, формирование к-рой он изображал как автома-тич. переход от фазы к фазе, совершающийся в соответствии с осн. направлением эволюц. процесса. Отсюда делался вывод, что обучение должно провести ребенка через все стадии этого процесса, в т. ч. через анимистическую, религиозную и т. д. X.— один из основателей психологии старения. Ему принадлежат также работы по психологии религии.
С о ч.: Adolescence, v. 1—2, N.Y., 1904, в рус. пер.— Инстинкты и чувства в юношеском возрасте, 2 изд., П., 1920; Очерки по изучению ребенка, М., 1925.
Лит,.: Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, с. 379—81; Boring E. G., A history of experimental psychology, 2 ed., N.Y., 1950; Pruette L., G. S. Hall; A biography of a mind, N.Y., 1926. M. Роговин. Москва.
ХОЛЛ (Hall), Гэс (Гас) (р. 8 окт. 1910) — генеральный секретарь компартии США, деятель амер. и междунар. коммунистич. и рабочего движения. Род. в г. Айроне, штат Миннесота, в семье рабочего-шахтера. С 14 лет работал на лесозаготовках. С 1929 — член компартии США. В начале 30-х гг. возглавлял Лигу коммунистич. молодежи в штатах Миннесота, Мичиган и Висконсин и входил в Нац. комитет Лиги. Активно участвовал в организации походов безработных, забастовок, выступлений против расизма. С 1934 X.— молодежный организатор в Янгстауне, штат Огайо. В 1936— 1938—один из лидеров профсоюза сталелитейщиков р-на Питсбурга — Янгстауна. Руководил знаменитой забастовкой на сталелитейных заводах в 1937. В 1938— 1942 возглавлял местные парторганизации в Янгстауне и Кливленде. С 1942 по 1946 служил в тихоокеанском военно-морском флоте. Еще до окончания службы в 1944 X. был избран членом Нац. комитета КП США. С 1946 возглавлял городскую парторганизацию в Кливленде, штат Огайо, а затем (с 1947) окружную организацию того же штата. С 1946 X.— член Нац. исполнительного бюро Нац. комитета КП США, а с 1949 — секретарь Нац. комитета. В 1950—51 исполнял обязанности генсека Нац. комитета КП США. В 1949—51 вместе с др. лидерами компартии подвергался судебным преследованиям на основании антидемократич. закона Смита. В 1951 был арестован и находился в тюрьме до 1957. Затем в течение двух лет — под домашним арестом без права заниматься политич. деятельностью. В 1959 введен в состав Исполкома Нац. комитета КП США и избран его секретарем, одновременно — секретарь регион, комитета партии на Ср. Западе. В декабре 1959 был избран ген. секретарем КП США. На XVIII (июнь 1966) и XIX (апрель—май 1969) съездах КП США был переизбран на этот пост.
В своих выступлениях, докладах, статьях X. ставит и на основе марксизма-ленинизма разрабатывает проблемы тактики и стратегии КП США и междунар. коммунистич. и рабочего движения, вопросы обществ. развития, форм и методов борьбы против империализма за мир, демократию и социализм.
ХОЛЛ—ХОЛМС 441
Называя 20 в. «веком выбора», X. подчеркивает, что поворотным пунктом истории стала Великая Октябрьская социалистич. революция. «Октябрьские революционные события 1917 года... сокрушили барьеры, воздвигнутые на пути прогресса человечества. Они ознаменовали рождение мощной неодолимой силы социального прогресса — Союза Советских Социалистических Республик» («Правда», 1967, 5 нояб., с. 8).
Оценивая совр. эпоху как переходную от капитализма к социализму, X. на основе глубокого анализа показывает, что только социализм способен разрешить проблемы, стоящие перед человечеством. «...Да,— пишет X.,— человек может обеспечить жизнь в изобилии; да, человек может раскрыть все возможности разума и поднять до наивысшего уровня человеческую жизнь. И мы убеждены, что это возможно без ущерба для личных свобод. Более того, эти свободы станут шире в процессе развития... Но мы убеждены также в том, что все эти цели недостижимы при капитализме. Лишь социализм откроет им „зеленую улицу"» («The only choice: peaceful coexistence», N. Y., 1963, p. 4—5).
Разрабатывая и проводя в жизнь политич. курс КП США, X. уделяет большое внимание совр. проблемам амер. империализма и убедительно показывает присущие нынешней Америке противоречия и пороки, вскрывает эксплуататорскую сущность политики монополий и связанного с ними гос. аппарата США. «Государственно-монополистический капитализм в нашей стране,— отмечает X., —... использует всю свою мощь, стремясь обуздать рабочее движение, разрушить права трудящихся,... ограничить все социальное законодательство и полностью подчинить себе наши природные ресурсы. Становящаяся все меньше и меньше группа крупнейших монополистов стремится ко все большему и большему контролю над политической жизнью страны» (там же, р. 14). В докладе на XIX съезде КП США, говоря об использовании монополиями гос. аппарата и результатов технич. революции в своих целях, X. подчеркнул, что подобная политика монополий вносит «...новые элементы в классовую борьбу...», обостряет классовые противоречия (см. «Правда», 1969, 3 мая, с. 4). Анализируя совр. империализм США, X. оценивает его как «наиболее глубокое воплощение военно-экономической империалистической агрессии..., средоточие и оплот колониализма..., самое серьезное препятствие для установления мира...» («Проблемы мира и социализма», 1965, № 10, с. 41). Вскрывая корни агрессивности империализма США, X. указывает на то, что «беспрецедентные прибыли внутри страны и за рубежом привели к огромному накоплению свободного капитала, не находящего применения. А с каждым долларом неиспользуемого капитала возрастает стремление к империалистической экспансии» (там же, с. 43).
КП США активно борется с таким злом совр. Америки, как расизм. Проблемы этой борьбы находят свое отражение и в выступлениях X. В 1963 он писал по поводу негритянских волнений в Бирмингеме: «Движение, которое началось, остановить нельзя. Это революционный качественный скачок, взрыв, который отныне станет неотъемлемой частью нашего существования как народа и нации... Для того, чтобы наша страна могла пойти по пути демократии и прогресса, расизм должен быть уничтожен» («Правда», 1963, 24 июля, с. 3).
Показывая тесную связь монополистич. кругов США с политической реакцией, ультраправыми, профашистскими группировками, X. призывает к созданию в США единого антимонополистич., демократич. фронта как основы для борьбы с реакцией, угрозой войны и фашизма.
X. ставит вопрос о необходимости создания в США «...правительства и конгресса на весьма широкой клас-
совой и политической основе. Такое правительство не было бы социалистическим... Такое антимонополистическое правительство не стало бы...долгосрочным образованием, а скорее представляло бы переходную стадию, на которой закладывались бы основы для перехода нашего общества от капитализма к социализму» («Правда», 1966, 24 июня, с. 5).
Большое место в работах X. занимают проблемы мирного сосуществования государств с различными соц. системами. «Концепция мирного сосуществования,— отмечает X., — обогатила марксизм, поскольку она дала новые пути, возможности и тактические средства для классовой борьбы... в соответствии с необходимостью, возможностями... новой реальности» («The only choice: peaceful coexistence», p. 26—27). Вместе с тем X. указывает, что «...мирное сосуществование не распространяется ни на внутренние отношения между классами, ни на идеологическую борьбу между ними» (там же, р. 28).
X.— активный борец за чистоту марксизма-ленинизма, за его творч. развитие и применение в практике рев. борьбы трудящихся. В ряде работ X. подвергает резкой критике догматизм как опасное и вредное явление в международном коммунистич. движении. Защищая жизненность марксизма-ленинизма, X. пишет: «Развивать науку не означает сбрасывать со счетов старое. С другой стороны, абстрактное цитирование ленинских слов, без учета времени и специфических объективных условий, цитирование без учета исторического контекста означает не защиту марксизма-ленинизма, а нанесение ему ущерба» (там же, р. 7). X. активно выступает против оппортунизма, считая борьбу с ним важной задачей коммунистич. и рабочих партий. В докладе на XIX съезде КП США, оценивая оппортунизм как «реальную опасность» на нынешнем этапе рабочего движения в США, он еще раз подчеркнул, что «борьба против оппортунизма — это борьба за революционную политику рабочего класса...» («Правда», 1969, 3 мая, с. 4). В работах X. много внимания уделяется таким теоретич. вопросам, как формирование и развитие идеологии рабочего класса, соотношение нац. интересов и пролет, интернационализма, взаимосвязь между нац.-освободит, движением и борьбой за социализм, и т. п. X. последовательно выступает за укрепление единства, международного коммунистич. и рабочего движения на основах марксизма-ленинизма, творческого сотрудничества и равноправия, пролет, интернационализма. Выступая на Междунар. совещании коммунистич. и рабочих партий (Москва, 1969), X. сказал: «Мы придаем первостепенное значение нашей пролетарской концепции интернационализма... Оппортунизм делает упор на различия и национализм. Революционная концепция рабочего класса ведет к поискам точек единства. Оппортунизм же стремится раздувать. разногласия. Революционная концепция ведет к устранению расхождений. Поэтому борьба за интернационалистские концепции есть борьба против оппортунизма» («Правда», 1969, 15 июня, с. 2).
С оч.: Main street to "Wall street: End to cold war, N.Y.,. 1962; Идеология рабочего класса, «ПМ и С», 1964, № 8; Коминтерн и мировое рев. движение, «Правда», 1969, 6 марта.
С. Красавченко. Москва^
ХОЛМС (Holmes), Оливер Уэнделл (8 марта 1841 — 6 марта 1935) — амер. юрист, член Верховного суда США, сторонник философии прагматизма, распространивший ее на теорию права. По X., право постоянно изменяется под воздействием нужд данного-времени, преобладающих моральных и политич. теорий, политики и даже предрассудков судей. В этом, смысле «жизнью права является не логика, а опыт». Попытка обосновать право на основе социальной практики, опыта имела целью отбросить нек-рые правовые представления домонополистич. периода, не соответ-